-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 12.12.2023

Директор Кузбасского филиала СГК Андрей Аплошкин

Андрей АплошкинРегиональная энергетика последнее время показывает стабильные результаты производственной и инвестиционной работы, и уходящий год не стал исключением. О том, с чем его завершает основа отрасли – Кузбасский филиал ООО «Сибирская генерирующая компания» (СГК), мы попросили рассказать его директора Андрея АПЛОШКИНА.

– Андрей Георгиевич, с какими основными производственными показателями завершает уходящий год Кузбасский филиал СГК? Насколько они соответствуют первоначальным планам? Если оказались больше ожидаемых, с чем это связано?

– Производственные показатели уходящего года по выработке электро- и теплоэнергии находятся на начало декабря примерно в плане. Никакого существенного роста мы пока не заметили в этом году: выработку электроэнергии по сравнению с прошлым годом филиал снизил примерно на 2,5%, ожидается 16,08 млрд кВт-часов против 16,49 млрд в прошлом году, отпуск тепла остался практически на уровне прошлого года – 8,71 млн гигакалорий против 8,68 млн. В энергетике выработка тепла и в значительной степени электроэнергии зависит от температуры наружнего воздуха и от объема новых подключений к теплу. Погода была стабильной, значимых подключений в этом году не было, т. к. все целесообразные замещения сторонних котельных были произведены ранее. По водности сибирских рек динамика в этом году была разнонаправленной – весной она была низкой, соответственно, гидроэлектростанции были загружены меньше, а наши станции – больше, затем ситуация с водой стабилизировалась. В итоге, мы завершаем год без какого-то существенного роста и снижения.

– А почему в этом году не было новых заметных подключений к теплоснабжению филиала?

– Раньше мы динамично росли по этому показателю за счет замещения сторонних источников – устаревших местных котельных, неэкологичных и неэффективных. Самые большие проекты на этом направлении были в Белове и на правом берегу в Кемерове. В первом случае мы подключили к теплу Беловской ГРЭС значительную часть целого города. В этом году развернулась реновация Заискитимской части Кемерова со строительством новой тепломагистрали для поставок нашего тепла. Но пока там проходит только подготовка инженерных коммуникаций, реальных подключений потребителей нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время. Думаю, что первые подключения начнутся только в 2025 году. По Притомской набережной в Кемерове новые потребители тепла были присоединены к нам ранее, в этом районе они еще появятся, но в этом году их не было. По пару у нас появился новый потребитель – кемеровский «Химпром». Это предприятие раньше вырабатывало свой пар на своей котельной, а в этом году посчитало экономику и с августа перешло на наши поставки.

– Какие ожидаются финансовые показатели филиала?

– В этом году у нас на 15% вырастет выручка по теплу и на 10% увеличится выручка по электроэнергии. Последнее связано с тем, что в этом году были периоды высоких цен на рынке, в частности, весной при низкой водности сибирских рек. Затем вновь произошла стабилизация на рынке, и в итоге, филиал заработал в этом году примерно на 10% больше, чем в предыдущем.

– Традиционно каждый год филиал выполняет большую программу производственных ремонтов. Какой она была в этом году? Удалось ли улучшить показатели износа основных производственных фондов?

– В этом году мы реально столкнулись с большими сложностями в части дефицита рабочих рук, особенно при проведении ремонтов и нового строительства. И раньше нехватка кадров была проблемой, но в этом году она проявила себя особенно сильно. Кроме того, в связи с западными санкциями произошла задержка в поставках отдельных видов оборудования, к счастью, небольшая. Программу ремонтов и инвестиций уходящего года мы выполним, но для этого пришлось постараться. Всего на эти цели филиал направил около 10 млрд рублей, в том числе, 1 млрд – в обновление тепловых сетей, 3,5 млрд рублей – в ремонты на станциях и 5,5 млрд на инвестиции на станциях. Уже проведены капитальные и средние ремонты на двух котлах и четырех турбогенераторах Беловской ГРЭС, на одном котле и двух турбогенераторах Томь-Усинской ГРЭС. На Кемеровской ГРЭС, Кемеровской ТЭЦ, Ново-Кемеровской ТЭЦ, Кузнецкой ТЭС и ГТЭС «Новокузнецкая» планировалось 30 ремонтов на турбогенераторах, и они выполнены уже все, из 35 ремонтов на котлоагрегатах проведены 33, в том числе, 11 ремонтов (6 котлов и 5 турбогенераторов) были капитальными. Самыми крупными и дорогими ремонтами в этом году стали ремонт двух электрофильтров КА-14 и КА-16 на Кемеровской ГРЭС и заводской ремонт ротора генератора №3 на этой же станции.   

– Многие промышленные компании в стране испытывают нехватку кадров. Вы уже упомянули эту проблему как самую большую в этом году, как удается с ней справляться Кузбасскому филиалу СГК?

– Это самая большая проблема как раз при выполнении ремонтов, когда компании-подрядчики есть, а в них самих персонала не хватает. Дефицит острейший, много разных объектов строится по всей стране: нефтяные, газовые компании, угольщики – все развиваются. Модернизация Восточного полигона «РЖД» идет полным ходом, энергетики тоже не отстают – по программе ДПМ-2 много начали строить. Требуются во многих местах вахтовики – всюду нужны работники. Дошли до того, что просто переманиваем их друг у друга. В этом году дефицит стал крайне острым, особенно среди ремонтных подрядчиков на наших стройках тепловых сетей. Один из них поэтому долго проводил ремонт в Кемерове по пр. Ленина и по пр. Химиков. На станциях сходная ситуация, а поскольку на следующий год объем инвестиций в них не снижается, основной задачей становится найти подрядчика с персоналом.

– Из указанного объема освоенных инвестиций на какие особенно крупные проекты они были направлены в этом году?

– Если пойти по городам, то в Кемерове это – ремонт двух электрофильтров на Кемеровской ГРЭС, из которых один, КА-14, мы уже запустили, а еще на одном, 16-ом, планируем в конце декабря провести испытания. При ремонте этого фильтра произошла задержка в поставке импортных комплектующих, но небольшая, первоначально планировали пуск 30 ноября. По Новокузнецку крупных вложений в этом году не предусматривалось, кроме замены тепловых сетей. И основным объектом по инвестициям в этом году выступает Томь-Усинская ГРЭС, где уже завершена модернизация блока №7 с полной заменой котла и генератора и ремонтом турбины, и началась реконструкция блока №6 с такими же заменами. Параллельно идет строительство трех градирен со всей сопутствующей инфраструктурой, каналами подачи и сброса воды и пр. Одна градирня уже построена, вторая – в процессе строительства, третья – начинается. На этой станции осваивается основной объем капитальных вложений по филиалу. Но есть и проекты поменьше. На Кемеровской ГРЭС по экологической программе приборы непрерывного контроля поставили на две дымовые трубы, начаты работы по установке таких же приборов на Кузнецкой ТЭЦ, завершается техническое перевооружение главных паропроводов котла №15 на Ново-Кемеровской ТЭЦ. Интересный проект по организации сбора золы уноса с электрофильтров реализуем на Кемеровской ГРЭС, чтобы не утилизировать фактически готовый строительный материал путем складирования на золоотвале станции, а получать продукт на продажу, до 50 тысяч тонн в год. Эта зола востребована у производителей строительных материалов. Объем вложений в проект – 111 млн рублей. Будут построены система сбора золы, транспортировки и бункер. 

– Это направления вложений на станциях, а что по тепловым сетям?

– Общий объем инвестиций в тепловые сети, как я уже сказал, составит в этом году около 1 млрд рублей. Мы провели реконструкцию 14 км теплосетей, в 2 раза больше чем в 2022, и 6,1 км построили новых.
Замена сетей стала возможной после того, как город Кемерово вошел в ценовую зону, где по методу альтернативной котельной мы получили средства в рамках тарифа на обновление тепловых магистралей. Теперь это наши обязательства, которые следует выполнять: в уходящем году перекладка сетей по пр. Ленина, Химиков, бульвару Строителей, ул. Дзержинского, в следующем году планируем примерно такой же объем работ выполнить на этом направлении. Ключевым же проектом по альткотельной в тепловых сетях выступает строительство связи между сетями левого и правого берегов Томи, от Кемеровской ГРЭС до Кемеровской ТЭЦ. В настоящее время проект находится на стадии проработки трассировки  магистрали, проектировщики смотрят, как ее проложить. Переход через Томь планируется по существующему Кузнецкому мосту, других вариантов нет. Проект будет непростым, но делать его надо. Чтобы повысить надежность теплоснабжения правобережной части города и обеспечить возможности дальнейшего развития этой части города, планов строительства новых микрорайонов и т. п. Строительство соединяющей тепломагистрали дешевле, чем расширение Кемеровской ТЭЦ, мощности которой уже полностью загружены. А на левом берегу у нас уже есть избыточные, «запертые» тепловые мощности на Ново-Кемеровской ТЭЦ. При постройке связи между двумя частями города мы направим тепло Кемеровской ГРЭС на правый берег, а ее тепло, которое подается потребителям левого берега, заместим поставками с Ново-Кемеровской ТЭЦ. Крупного нового строительства при этом не надо, и в результате потребуется примерно в 2 раза меньше средств: 2,5 млрд рублей на соединительный трубопровод и расшивку сетей левого берега против 5 млрд на расширение Кемеровской ТЭЦ. Это лучше и в плане экологии, ведь новые нагрузки возьмет на себя Ново-Кемеровская ТЭЦ, которая находится практически за городом. Проблема этого проекта в том, что прокладка новой магистрали задевает Кузнецкий проспект Кемерова, который пока выполняет роль федеральной автотрассы. Как только будет построен Северо-Западный обход Кемерова с выводом транзитного транспорта, эта улица станет обычной городской, что даст возможность строить вдоль нее или с ее пересечением. Сроки строительства определены пока в 2025-2027гг.

– Что в таком случае будет с Кемеровской ТЭЦ?

– Есть, конечно, вариант ее полного закрытия как очень старой станции. Но в пользу ее сохранения работают планы города по развитию Рудничного района, которые предполагают дополнительные 200 Гкал/час тепловой нагрузки. Без Кемеровской ТЭЦ ее не перекрыть.
 
– В докладе «Тепловая генерация как основа энергетической безопасности Кузбасса» на секции «Энергетика» НПК «Развитие производительных сил Кузбасса» Вы представили одним из ключевых направлений развития до 2030 года реализацию крупных экологических проектов.  На что они направлены? На выполнение каких показателей или выход на какие экологические параметры?

– Как известно, оба города, Новокузнецк первым, а затем Кемерово, вошли в федеральную программу «Чистый воздух», которая устанавливает для предприятий обязательства по снижению выбросов. Для нашей Кузнецкой ТЭЦ в Новокузнецке это должно быть сокращение не менее чем на 20% от уровня фактических выбросов 2017 года, для станций в Кемерове – не менее чем на 50% от фактических выбросов 2020 года. В докладе на конференции были представлены показатели, желаемые для достижения к 2030 году при наличии финансирования. Сумма требуется существенная, при этом на текущий момент нет понимания, за счет какого источника финансировать данные мероприятия. Структура сокращения выбросов понятна, по взвешенным частицам требуется обновление электрофильтров или даже замена их на рукавные фильтры со степенью очистки 99,9%, и очистка от окислов азота. Очистка от него требует очень больших вложений. И пока нет однозначно найденного решения проблемы выбросов окислов азота.

– В докладе на НПК не упомянут проект строительства тепломагистрали Томь-Усинская ГРЭС – Новокузнецк, но указаны проекты на Кузнецкой ТЭЦ, которую планировали закрыть при строительстве теплотрассы. Отказалась ли СГК от проекта тепломагистрали полностью? Или он по-прежнему на стадии обоснования?

– Весь этот проект был направлен на улучшение экологии Новокузнецка – тепло приходит по магистрали от Томь-Усинской ГРЭС, а Кузнецкая ТЭЦ как источник выбросов закрывается. С этой точки зрения, все говорит за реализацию этого проекта, а вот с точки зрения надежности он не проходит. Теплоснабжение значительной части Новокузнецка оказывается в зависимости от 28-километровой магистрали, работающей на пределе расчетного давления. К тому же эта магистраль пересекает реку Томь. Расчеты по экономике получались приемлемыми при ранее существовавших условиях. Но оборудование значительно подорожало, и проект по строительству тепломагистрали из Мысков в Новокузнецк не окупится. Технически эта схема несет в себе значительные риски. В текущих экономических условиях модернизация Кузнецкой ТЭЦ становится равноценной проекту строительства магистрали от Томь-Усинской ГРЭС. Как один из вариантов рассматривается возможность установки котлов-утилизаторов на ГТЭС «Новокузнецкая», чтобы закрывать потребности города в тепле.


 


Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко