-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[17 сентября] В Кемеровской области смартфоны приобретают в паре с аксессуарами
[11 сентября] ВТБ сообщает о росте числа клиентов и открытии новых офисов в Кузбассе
[11 сентября] Вклады жителей Кузбасса на счетах ВТБ растут рекордными темпами
[10 сентября] В Кемеровской области родители покупали к 1 сентября детям смарт-часы и наушники
[9 сентября] Жители Кузбасса мечтают о ретро-фотосессиях


 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 20.08.2024

Угольный сдвиг

Нынешний год выдался весьма непростым для российских угольщиков: заметно снизились в сравнении с прошлым годом цены на уголь на мировом рынке, из-за новых санкций сложнее стало получать выручку за экспорт, сохранились ограничения на железнодорожный вывоз, выросли издержки в производстве и транспортировке. Всё это не могло не ухудшить финансовое состояние угольных компаний, чья прибыль сократилась в разы, а в некоторых случаях сменилась убытками, и не сократить поступления в бюджеты угольных регионов. Эти перемены носят разный характер в разных местах добычи – чем дальше от восточных центров экспорта угля, тем заметнее снижение добычи и финансовые потери, как у компаний, так и у региональных бюджетов.

На десять лет назад

В Кузбассе добыча угля вышла на максимум в 255 млн тонн в 2018 году и после этого стала снижаться. Сначала по причине падения цен и сокращения спроса на мировом рынке в 2019 году, что, со слов тогдашнего губернатора региона Сергея Цивилева, получило наименование «мировым кризисом рынка энергетического угля» (с коксующимся ситуация была получше). В 2020 году вызвало заметное падение добычи пандемия COVID-19. В следующем году угледобыча почти что выправилась, увеличившись до 95% от уровня рекорда 2018 года. Но в 2022 году против российского экспорта были введены западные санкции, в частности, ЕС запретил импорт угля из России с 10 августа 2022 года, в результате чего добыча практически вернулась к уровню ковидного 2020 года (см. диаграмму 1). Сказались помимо санкций также ограничения на вывоз угля в восточном направлении для экспорта в альтернативные Европе рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Они сохранились и в прошлом году, также как и санкции, и добыча в Кузбассе снова снизилась, вернувшись к уровню 2015 года.

В то же время тенденция снижения добычи угля характерная для Кузбасса, не стала такой для всей угольной отрасли в России – добыча по стране в целом остаётся стабильной, на уровне 440-445 млн тонн последние три года. И в этом году по итогам первого полугодия она осталась практически на уровне прошлого года: 211 млн тонн (99,3% от первого полугодия 2023 года) и индекс производства 101,2% (за счёт более высокого уровня добычи коксующегося угля). Такой расклад означает, что потери в угольной отрасли Кузбасса и соседних регионов компенсировало увеличение производства в более восточных угольных регионах. Таких как Якутия, Забайкалье, Амурская и Иркутская области.

В первом полугодии добыча угля в Кузбассе составила 102,8 млн тонн, что на 5,5% ниже уровня первого полугодия прошлого года, в том числе, угля энергетических марок 70,2 млн тонн (снижение на 6,4%), коксующихся марок 32,6 млн (снижение на 3,6%). В июне добыча снизилась на 7,1%, до 15,7 млн тонн угля, в том числе, энергетического угля на 3,5%, до 11 млн тонн, коксующегося – на 14,5%, до 4,7 млн. По данным областного министерства угольной промышленности, отгрузка угля железнодорожным транспортом в июне снизилась на 10,3% год к году, до 13,6 млн тонн, в том числе, в северо-западном направлении на 10%, до 2,7 млн, в южном направлении – на 27,8%, до 1,3 млн. В восточном направлении отгрузка в июне выросла на 4,9%, до 4,3 млн тонн.
В этом году самые большие потери в объёмах производства в добыче угля понесли регионы, дальше всего расположенные от восточных портов России – Хакасия, Новосибирская область и Кузбасс (см.  диаграмму 2). Сахалинскую область в данном случае можно не принимать во внимание, практически весь экспортный уголь из неё бурый, а объёмы добычи и экспорта зависят от сроков открытия навигации после ледового периода. Лучше всего чувствуют себя в этом году такие угольные регионы как Амурская и Иркутская области, Хабаровский край и Якутия. Все они расположены заметно ближе к рынкам АТР. Особенно резко выросло производство у якутских угольных компаний – при индексе производства 174% в январе-мае физическая добыча угля выросла на 37%, или на 4,6 млн тонн, до 16,9 млн. И как раз на 4,7 млн тонн снизилась она в Кузбассе за этот период.

Потери в экспорте кузбасского угля были физически меньше потерь в добыче, но больше в относительном плане. При снижении добычи в первом полугодии 2024 года на 5,5%, экспорт сократился на 7% и составил 53,3 млн тонн против 57,3 млн годом ранее. Об этом сообщил в своей презентации министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев на конференции «Актуальные вопросы недропользования угольных месторождений» в Кемерове 1 августа. В западном направлении поставки угля на экспорт сократились в первом полугодии на 21% и составили 25,6 млн тонн, в восточном выросли на 3% – до 27,6 млн тонн.

Непростые рынки

После введения западных санкций и эмбарго ЕС на импорт российского угля его поставки переориентировались главным образом на четыре страны-импортера. В итоге, в прошлом году при тех же объёмах поставок (210 млн тонн) более 84% из них пришлось на Китай, Турцию, Южную Корею и Индию. С экспортом в Тайвань и Вьетнам эта доля становится почти 90%. Что означает появление определённой зависимости экспортёров от стран-покупателей, их платёжных систем, поведения банков с реакцией на вторичные санкции США. В течение всего нынешнего года западные и российские СМИ сообщают о новых перебоях в поступлении средств как за оплату российского экспорта в Китай, так и за оплату китайского импорта. И хотя общие показатели взаимной торговли растут (экспорт России увеличился за январь-июнь 2024 года на 4% год к году и составил 65,2 млрд долларов, импорт снизился всего на 0,8%, до 51,7 млрд долларов), экспортёры вынуждены преодолевать различные проблемы для продолжения своих поставок. В том числе, с поступлениями платежей.

По данным ОАО «РЖД», как перевозчика массовых грузов, поставки угля на экспорт в первом полугодии снизились на 11% или на 11,5 млн тонн – с 104,3 млн до 92,8 млн тонн. Но тут нужно иметь в виду, что весной нынешнего года возник открытый конфликт между крупнейшим терминалом на Черном море компании ОТЭКО в Тамани и угольными компаниями. Недовольные высокими тарифами на перевалку в этом порту последние объявили настоящий бойкот, прекратив отгрузку угля в направлении этого порта. В апреле, например, отгрузка угля из Кузбасса в южном направлении, где и находится этот терминал, сократилась, по данным областного министерства угольной промышленности, почти на 40%, до скромных 0,8 млн тонн, и на 41% в мае – до 1 млн. А в целом, по России снижение поставок по железным дорогам в адрес терминала на Тамани составило 9,7 млн тонн, то есть, 84% всех потерь в экспортном вывозе угля в первом полугодии. И это была сугубо внутренняя причина, не зависящая от внешних обстоятельств.

Впрочем, были потери и на других направлениях, в частности, на 3,8 млн тонн меньше пришло угля на станцию Ванино, которая обслуживает три крупных порта по перевалке угля – «Дальтрансуголь» (до середины июня входило в АО «Сибирская угольная энергетическая компания»), «Ванинотрансуголь» угольной компании «Кольмар» и АО «Порт «Ванино» группы «Мечел». Но часть этих потерь была компенсирована сухопутными поставками угля в Китай. По данным «РЖД», в первом полугодии выросла перевалка угля через переходы «Забайкальск-Маньчжурия» на 1 млн тонн, «Гродеково-Суйфэньхэ» – на 0,7 млн, «Нижнеленинское-Тунцзян» – на 0,7 млн тонн, «Камышовая-Хуньчунь» – на 0,44 млн. Так или иначе, основные импортёры угля из России в этом году свои закупки снизили. Китай, например, ввёз в первом полугодии на 11% меньше российского угля, чем годом ранее, 45,6 млн тонн против 51,3 млн, Индия в январе-мае 2024 года (более поздних данных нет) – 9,65 млн тонн (-10,5%), Южная Корея в январе-мае – 6,9 млн против 11,76 млн тонн (-41,3%). В то же время увеличили закупки российского угля в этом году Индонезия и Тайвань, но их объёмы импорта невелики. Помимо объёмов упала и цена на уголь. Китай, по данным его таможенной статистики, платил за российский уголь в первом полугодии нынешнего года на 30-40% меньше, чем годом ранее. При этом нужно иметь в виду, что такие ведущие импортеры и лидеры мирового потребления угля, как Китай и Индия, не сокращают импорт угля в этом году, т. к. их потребности в энергии растут. Последняя, например, увеличила его в январе-мае 2024 года на 12%, до 112 млн тонн. Правда, почти весь этот прирост обеспечили поставки недорогого низкокалорийного угля из Индонезии (+11 млн тонн).

Меньше денег

Указанные рыночные потери для российского угля и увеличение расходов, включая себестоимость производства, привели к сокращению доходов российских (и кузбасских) угольщиков. Участники проходившего в начале июня в Новокузнецке форума «Уголь России и Майнинг», и угольщики, и их партнёры, не могли не отметить этих проблем, с которыми столкнулась в последние месяцы угледобыча Кузбасса, и особенно, экспорт угля. С тем, что нашло своё отражение в снижении и добычи, и отгрузки угля, и доходов и прибыли угольных компаний. В ходе форума при обсуждении проблем трансграничных платежей при экспорте угля представители отрасли отмечали сложности с возвратом выручки и из дружественных стран, таких как Индия и Китай. При этом индийские госкомпании стремятся платить в рупиях, которые остаются в Индии, не конвертируются в валюту или рубли, отметил представитель одной из угольных компаний на одной из площадок форума. Отказываясь от оплаты в рупиях, кузбасские угольщики просто сократили экспорт в Индию.

В то же время генеральный директор ООО «Распадская угольная компания» (управляет активами ПАО «Распадская») Владимир Мельниченко, отвечая на вопросы «А-П-Р», отметил, что компания «как работала в части экспорта в страны Юго-Восточной Азии, так и продолжает, в это направление пришли угледобывающие предприятия, которые работали на западном направлении, и у нас здоровая конкуренция, здоровое толкание локтями». По его словам, «хотя большой сложности мы не испытываем, но находимся в условиях конкуренции». И действительно финансовые результаты ПАО «Распадская» (не консолидированные по российской бухгалтерской отчётности) можно признать вполне удовлетворительными. Даже хорошими. Конечно, выручка компании в первом полугодии нынешнего года заметно сократилась – на 32%, до 11,5 млрд рублей, но и себестоимость продаж снизилась – на 10,6%, до 6,13 млрд рублей. В итоге, чистая прибыль упала вдвое, до 2,9 млрд рублей против 5,97 млрд годом ранее, но компания осталась в прибыльной зоне.

Похожим образом изменилось финансовое состояние АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ), правда, в прошлом году (промежуточную отчётность за отдельные периоды года компания не публикует). Конечно, КРУ заметно – на 30% – потерял в выручке в сравнении с показателем 2022 года, получив её 302,3 млрд рублей против 431,5 млрд. Однако результаты 2022 года были уникально рекордными из-за рекордного роста цен на уголь, вызванного антироссийскими санкциями Европейского союза. А на протяжении всего прошлого и части нынешнего года цены на уголь падали (см. графики на стр. 22). Потеряв в выручке 30%, «Кузбассразрезуголь» увеличил также и себестоимость продаж, на 14%. Что можно признать приемлемым результатом в нынешних сложных обстоятельствах ведения бизнеса с учетом того, что себестоимость составила в 2022 году 126,1 млрд рублей (29,2% от выручки), а выросла до 144,1 млрд (47,7% от выручки).

А вот результаты ПАО «Южный Кузбасс» в этом оказались намного хуже – при всего 11-процентном снижении выручки (до 18,27 млрд рублей) в первом полугодии 2024 года прибыли эта компания уже не получила. Себестоимость продаж выросла на 46% и составила 14,5 млрд рублей. В итоге, «Южный Кузбасс» получил в январе-июне нынешнего года 8,3 млрд рублей чистого убытка против 1,3 млрд чистой прибыли годом ранее. Представители кузбасского машиностроения считают, что такой рост себестоимости обусловлен увеличившимися расходами на параллельный импорт привычного кузбасским угольщикам западного оборудования. Как отметил на расширенном заседании совета Кузбасской торгово-промышленной палаты 11 июля представитель новокузнецкого ООО «Завод инновационного машиностроения» Дамир Галеев, «угольные компании столкнулись с очередным кризисом – идёт снижение цен на уголь, совпадающее с ростом себестоимости добычи угля в целом в России и открытым, и подземным способом на 48% и на 49%, соответственно. Обуславливается этот рост затрат, в первую очередь, ростом стоимости оборудования, которое поставляется через параллельный импорт».

В целом финансовое состояние российских угольных компаний ухудшилось в этом году заметно. По данным Росстата, в январе-апреле (более поздних данных пока нет) сальдированная прибыль угольных компаний страны сократилась год к году в 15 раз и составила 14,3 млрд рублей. При этом на долю кузбасских угольщиков пришлось всего 34% этой прибыли – 4,85 млрд рублей. И с января-апреля 2023 года этот показатель угольных компаний Кузбасса сократился в 25 (!) раз, со 120,25 млрд рублей годом ранее. 

От прибылей угольных компаний и поступлений налога на прибыль сильно зависит наполняемость бюджетов угольных регионов. В Кузбассе в первом полугодии доходы областного бюджета сократились на 21,1% и составили 112,4 млрд рублей против 142,6 млрд в первом полугодии 2023 года. Дефицит исполнения областного бюджета составил 19,6 млрд рублей против 17,7 млрд профицита в январе-июне 2023 года. Как следует из данных об исполнении бюджета на сайте министерства финансов Кузбасса, сокращение в доходной части бюджета было вызвано как раз снижением поступлений налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых. В первом случае оно составило 62,6%, до 22,6 млрд рублей против 60,35 млрд годом ранее, во втором – 62,8%, до 4,8 млрд рублей против 12,9 млрд.

Правда, резко выросли поступления налога на доходы физических лиц (на 26,1%, до 29,8 млрд рублей), что сделало его главным источником в доходной части областного бюджета, и налога, взимаемого по упрощенной системе (на 28,3%, до 4,3 млрд рублей). Кроме того, на 57,9% увеличились доходы от использования имущества в государственной и муниципальной собственности, до 5,5 млрд рублей, и на 26,4% увеличились безвозмездные поступления из других бюджетов, до 26 млрд рублей. Но этих дополнительных доходов оказалось недостаточно при почти трёхкратном сокращении налога на прибыль.

Возможности для угля

Несмотря на сокращение в этом году экспорта российского угля в целом, и кузбасского, в частности (см. выше), возможности для расширения его поставок на внешний рынок сохраняются. Затруднены логистика и получение платежей, но не затруднён спрос. Как отмечает в одном из своих отчётов УК «Кузбассразрезуголь», в прошлом году «наблюдалась тенденция смещения мирового спроса на уголь из Атлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский (АТР) ввиду долгосрочного роста этого роста в азиатских странах и снижения в европейских». В последнем случае на уменьшение импорта влияют экологические ограничения и сокращение угольной генерации, политика снижения выбросов парниковых газов. Поэтому в ближайшие годы основной прирост спроса на уголь будет в АТР, доля которого на мировом рынке уже превышает 80%.

На этом рынке в свою очередь выделяются страны Юго-Восточной Азии, в которых общее потребление угля, как своего, так и завозного, может пока и не так велико как у более развитых потребителей угля, таких как Япония, Китай, Южная Корея и Тайвань, но зато угольная доля в энергетике растёт. И до очень значительных, рекордных величин. Например, в энергетике Филиппин и Индонезии она выросла с 59,1% в 2022 году до 61,9% в 2023 году в первом случае и незначительно в Индонезии, но до нового рекордного уровня в 61,8%. Это привело к тому, что Индонезия обогнала Польшу по доле угля в производстве электроэнергии, а Филиппины обогнали Польшу, Китай и Индонезию. А в целом в странах Юго-Восточной Азии доля угля в генерации увеличилась на 2% – с 31% в 2022 году до 33% в 2023 году. Для России эта тенденция важна тем, что за исключением Индонезии, все страны этого макрорегиона являются импортёрами угля. И довольно крупными.

Филиппины, например, в прошлом году увеличили ввоз угля на 12,4% – с 31,5 млн тонн в 2022 году до 35,4 млн. Но российским поставщикам от этого роста ничего не досталось – импорт из России составил всего 82,5 тыс. тонн, почти втрое меньше, чем годом ранее (222,7 тыс. тонн). К счастью, рост импорта Индонезии перекрыл потери на этом рынке. В прошлом году эта страна, сама будучи экспортёром угля, ввезла из России 3,93 млн тонн угля, что в 2,6 раза больше импорта 2022 года (1,49 млн тонн). В 2,3 раза увеличил в прошлом году импорт российского угля Вьетнам (с 1,9 млн тонн до 4,4 млн), но помимо этих крупных потребителей и импортёров угля в этом регионе есть и другие с высокой долей завозного угля в своей энергетике. Потенциал этих потребителей высок, а закрыть его сегодня другим поставщикам, помимо России, проблематично. Другое дело, что нужно решить вопрос с оплатой российского угля под санкциями.

Кризис доходов, подобный нынешнему, российский и кузбасский углепром переживают не в первый раз. Подобное было в ковидном 2020 году, и годом ранее из-за падения цен на мировом рынке, длительный ценовой кризис был в 2013-2016гг., когда цены на энергетический уголь в Европе опускались ниже отметки в 60 долларов. Нынешние же цены, даже с поправкой на инфляцию, нельзя назвать низкими, и тем более экстремально низкими. В Европе энергетический уголь в этом году продается на уровне от 100 долларов и выше, в АТР – 130-140 долларов. Импорт угля из России в этом году обошёлся Индии в 156 долларов за тонну (с учётом транспортировки, конечно). Тем не менее, доходы угольщиков Кузбасса обвалились, что объясняется резким ростом расходов, включая себестоимость добычи. И из этого кризиса, включая решение проблемы с платежами импортеров, угольщикам придётся искать выход самим, государственная поддержка, конечно, будет, но она вряд ли будет определяющей. 
 


Рубрики:

Деловые новости

[17 сентября] Углепром Кузбасса снизил добычу угля в январе-августе на 6,6% — до 133,3 млн тонн
[16 сентября] Под расширение производства бумаги и картона в Кемерово заказали очистные
[16 сентября] Пуски новых дороги и очистных в Шерегеше сдвигаются
[16 сентября] В Кузбассе создадут «Национальную школу гостеприимства»
[13 сентября] Торги на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш отменены в третий раз

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко