|
![]() |
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело | ![]() |
Новости компаний[17 июля] Более 100 000 сибиряков выбрали видеонаблюдение от «Ростелекома»
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 27.05.2025
![]() – Три года экономика страны живёт под жёсткими санкциями, изменившими рынки и условия экспорта, а также поставки импортного оборудования и машин. Насколько сложной, по Вашей оценке, оказалась адаптация угольных компаний Кузбасса к таким условиям работы? В частности, к необходимости поменять рынки сбыта? – Нынешнюю ситуацию можно смело назвать «идеальным штормом» для российского углепрома. Кризисы разной степени тяжести давно никого не удивляют, и мы не раз переживали и падение цен, и изменение спроса. Но раньше все колебания на внешних рынках сопровождались ростом добычи угля. А сейчас, пожалуй, впервые происходит наоборот: добыча сокращается. Из-за санкций и форсирования странами Евросоюза отказа от российских углеводородов нарушены складывавшиеся десятилетиями транспортно-логистические цепочки и финансовые связи. И хотя пострадали от этого и сами европейцы, но нашим производителям от этого не легче. Нужно понимать, что у предприятий на несколько лет вперед существует стратегия развития, в соответствии с которой они планируют добывать определённое количество угля. Исходя из этого расписываются доходы, расходы, социальные обязательства. А тут в кратчайшие сроки «схлопнулись» большие рынки. При этом спрос на уголь растёт в странах Юго-Восточной Азии, и наши предприятия готовы отправить высвободившиеся объёмы туда. Но Восточный полигон железных дорог не обладает необходимой мощностью для такого объёма грузов. Что получается в итоге: уголь есть, и есть, куда его продать, но этому мешают проблемы с логистикой и с финансовыми операциями, плюс продолжается падение цен на уголь. Это беспрецедентное сочетание условий, при которых нормальная работа отрасли становится весьма затруднительной. – Последствия? – Угледобывающие предприятия Кузбасса делают всё возможное, чтобы пережить этот «шторм», но это становится всё труднее. И первыми под удар попали небольшие компании, у которых нет финансовой «подушки безопасности». Сейчас в «красной зоне» уже более 20 угольных предприятий, которые уже испытывают трудности с выплатой кредитов или налогов. – Какие меры государственной поддержки и в каком объёме должны быть оказаны угольщикам в целом? И в логистике, в частности? – Благодаря большой помощи со стороны Министерства энергетики сейчас на федеральном уровне идёт разработка антикризисной программы для угольной отрасли России. Естественно, Кузбасс активно участвует в её формировании. Мы направили свои предложения по сохранению отрасли, разработанные совместно с угольными предприятиями. Значительная их часть касается преодоления логистических трудностей. Прежде всего, необходимо возобновить действие понижающих коэффициентов при определении платы за экспортные перевозки каменного угля железнодорожным транспортом, действие которых было приостановлено. В связи с недозагрузкой железных дорог в направлении портов Северо-Запада и Юга ОАО «РЖД» предлагает перенаправлять угольную продукцию туда. Но для стимулирования грузоотправителей необходима скидка на перевозку угля до 12,8%, иначе это невыгодно. Также сократить затраты на логистику можно за счёт введения государственного регулирования стоимости привлечения вагонного парка и услуг стивидоров, отмены индексации на 10% тарифа за порожний пробег вагонов. Интересное предложение по экспортному маршруту для кузбасского угля поступило от АО «ОТЭКО» в порт Тамань с объёмом перевозок не менее 3,5 млн тонн в месяц с использованием методики планирования и согласования планов перевозок с ОАО «РЖД». Ожидается, что это обеспечит положительные эффекты для всех участников перевозочного процесса. Например, угольные компании получат сокращение транспортных расходов не менее чем на 20%. – Что ещё можно сделать для поддержки отрасли? – Отмечу, что в апреле в Правительстве России прошла стратегическая сессия по развитию нефтяной и угольной отрасли до 2050 года, в которой принимал участие губернатор Кузбасса Илья Владимирович Середюк. Он доложил о ситуации и трудностях, с которыми сталкиваются угледобывающие предприятия региона. И на стратсессии была отмечена важность наращивания поставки угля на ключевые внешние рынки, в том числе дальнейшее увеличение провозной способности Восточного полигона железных дорог. Речь не только о развитии инфраструктуры, но и о производстве мощных локомотивов и более инновационных вагонов с большей грузоподъёмностью. По итогам совещания Председатель Правительства России Михаил Владимирович Мишустин поручил детально рассмотреть дополнительные механизмы, которые позволят обеспечить уверенное развитие Кузбасса и других угледобывающих регионов. Такой подход со стороны государственной власти очень важен: на федеральном уровне видят и понимают наши проблемы, и готовы помогать. – Как проходит замещение ушедших с кузбасского рынка западных марок горнодобывающей техники и оборудования? – Нашей машиностроительной отрасли пришлось, как и угледобытчикам, менять курс на высокой скорости. Безусловно, санкционные барьеры создали значительные трудности. Но зато и возможности по развитию появились у машиностроителей уникальные. Ведущие машиностроительные предприятия ускорили модернизацию и техническое перевооружение производств, и значительно расширили перечень выпускаемой продукции. И сегодня в России стали выпускать оборудование, которое раньше было исключительно импортным. Машиностроители проектируют и изготавливают проходческие комбайны, лавные конвейеры, дизель-гидравлические тягачи, взрывозащищенные электродвигатели и вентиляторы для работы в агрессивных средах и многое другое. Производится отечественное весовое оборудование для грузового железнодорожного транспорта, весового и габаритного контроля автотранспорта, оборудование для химического машиностроения, высокотехнологичная электроника для станкостроения, автомобильной промышленности, компьютерной техники, медицинского оборудования. – Какие, на Ваш взгляд, выгоды могут предложить отечественные производители против импорта? – Например, используется отечественное сырье для производства, сами предприятия находятся не за тридевять земель, что уменьшает затраты на доставку и «накрутку» от перепродаж на территории России. А наличие разрешительной документации, разработанной в соответствии с российским законодательством, повышает качество продукции, уменьшает риски оказания негативных воздействий на окружающую среду и человека. – Какую долю импорта в поставляемом угольщикам оборудовании удалось заменить на отечественную продукцию? По каким направлениям машин и оборудования? – На сегодняшний день порядка 70% основного горно-шахтного оборудования, используемого в Кузбассе для угледобычи, произведено за пределами страны. Такое положение дел сложилось задолго до ужесточения санкций. Причина в том, что продукция отечественных машиностроителей уступала зарубежным аналогам в производительности. Плюс цена, условия поставок и льготные кредиты у импортных поставщиков оборудования долгое время были привлекательнее отечественных. И до начала санкционной войны с Россией доля импортного горно-шахтного оборудования постоянно росла. Сложнее всего ситуация по комбайнам для очистных работ. На долю импортных приходилось 98,5%. Ведущими поставщиками этого вида оборудования выступали такие страны как Польша (доля 30,8%), Германия (26,2%), США и Англия (18,4%), Китай. В настоящее время доля импортных проходческих комбайнов незначительно, но сократилась, в 1,1 раза. То есть, наметилась тенденция на их постепенное импортозамещение. Ситуацию по шахтным дизелевозам в настоящее время можно назвать также сложной, поскольку весь парк этих машин на шахтах импортного производства, из которого 44% машин чешского производства Ferrit и 44,3% машин немецких производителей (Веcker, Scharf). На сегодняшний день процент использования импортных дизелевозов стал сокращаться в связи с тем, что начался промышленный выпуск отечественных дизельных локомотивов. А вот по таким позициям в парке горно-шахтного оборудования как скребковые и ленточные конвейеры нет зависимости от импорта. Их успешно производят в России, и доля отечественного оборудования в этом сегменте составляет 94% . – Каким образом государство поддерживает машиностроительные предприятия для ухода от импортной зависимости? – Инвестиции для разработок предприятия вкладывают самостоятельно, а также пользуются мерами федеральной и региональной поддержки. Активное содействие реализации государственной промышленной политике в регионе оказывает Фонд развития промышленности Кузбасса в тесном взаимодействии с региональным Минпромторгом. Фонд предоставляет льготное заёмное финансирование предприятиям, реализующим проекты в сфере импортозамещения, производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения и внедрения наилучших доступных технологий.
|
Деловые новости[17 июля] В первом полугодии добыча угля в Кузбассе снизилась на 6,1% — до 96,5 млн тонн Рынки/отраслиПоиск по сайту |
![]() |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |