|
![]() |
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело | ![]() |
Новости компаний[17 июля] Более 100 000 сибиряков выбрали видеонаблюдение от «Ростелекома»
Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 27.05.2025
Продолжающееся внешнее санкционное давление создало для российской и кузбасской угольной промышленности ситуацию, которую председатель правительства Кузбасса Андрей Панов описал как «идеальный шторм». Он проявил себя и в разнообразных санкциях, начиная с всеобщего эмбарго на импорт российского угля (а потом и нефти и нефтепродуктов) со стороны Европейского союза и заканчивая санкциями США против конкретных кузбасских компаний. К этому прибавились финансовые ограничения, затрудняющие внешнеторговые платежи, как при экспорте, так и при импорте, и само-санкции, когда многие западные партнёры по своей инициативе отказались от поставок угольщикам в России добывающего и транспортного оборудования, запасных частей и компонентов. Серьёзной уже доморощенной проблемой стала физическая неспособность отечественных машиностроителей закрыть потребности угольщиков в оборудовании, машинах и инструментах. По той причине, что за многие десятилетия ориентации самих угольщиков на западный импорт российские заводы утратили значительную часть своих мощностей и компетенций. Или даже закрылись в отсутствие спроса. А восстановить утраченное требует продолжительных усилий и больших затрат.
Очередное приспособление
Нынешняя адаптация кузбасских угольщиков к изменившимся условиям работы в сфере оснащения производства необходимым оборудованием и машинами уже не первая. После завершения приватизации отрасли в начале 2000-х гг. новые собственники для повышения экономической эффективности стали разворачивать угольные предприятия в сторону приобретения более производительных, более мощных агрегатов, оборудования и транспортных средств. Таких, что могли выдавать на-гора больше угля в меньшие сроки. Во многом благодаря такому развороту в духе «поставим новейший добычной немецкий комбайн в старую советскую шахту», на некоторых предприятиях руководители утратили контроль над производственным процессом и соблюдением безопасности. И в 2005-2010гг. на шахтах Кузбасса произошли крупнейшие по числу жертв аварии со взрывами и пожарами. Пришлось уже государству «закручивать гайки» в этой сфере. Но к отказу от западной техники это не привело. Тогда кузбасское машиностроение продолжило терять заказы и объёмы производства. После присоединения к России Крыма в 2014 году и первой волны западных санкций импортозамещение на короткое время вошло в политическую повестку дня в Кузбассе, но при этом стало ясно, что замещать во многом некем. За 2012-2014гг. занятость и объёмы производства в денежном выражении в кузбасском машиностроении упали на треть – до 20 тыс. человек и до 36,1 млрд рублей, соответственно. И почти наполовину снизились платежи машиностроителей в областной бюджет. Кстати, именно в это время добыча угля в Кузбассе превысила рубеж в 200 млн тонн в 2012 году и поднялась до 210 млн в 2014 году. При этом около 90% этой добычи обеспечило использование импортного оборудования, а производственные фонды кузбасских машиностроителей были загружены всего на 60%. Тогда как только развёртывание производства проходческих комбайнов позволила бы на 5 тысяч человек увеличить занятость и более чем в три раза (до 3,5 млрд рублей) увеличить поступления в региональный бюджет. В последующие годы попытки наладить производство проходческих комбайнов в Кузбассе так ничего и не дали. Как показывает поведение самих угольных компаний, оказавшись в сложной ситуации со снабжением своих производств, они постарались сохранить в работе западную технику, максимально задействовали собственные ремонтные возможности, обратились за новыми поставками в Китай и повернулись в сторону отечественных поставщиков, в первую очередь к тем, у кого уже налажено серийно производство. И само собой к российским машиностроителям пришли за ремонтом, сервисом и запчастями взамен западных. Кузбасские угольщики, по данным проводимых угольными компаниями тендеров на закупку оборудования, запчастей и на оказание ремонтных услуг, продолжают заказывать ремонт машин и оборудования западных марок, запасных частей и компонентов на них. С опорой на свои силы Ремонт и замена выбывших из работы компонентов потребовались угольщикам для продления срока службы привычных для них западных изделий. Как заметил по поводу их использования, директор энерго-механической дирекции АО «Междуречье» (входит в «Новую горную УК») Алексей Яковенко, на предприятии «количество западной техники не сократилось», «для её обслуживания развиваем свои компетенции в ремонте и находим каналы поставок запчастей», а при выборе каналов поставок использовалось сочетание подходов – параллельного импорта и альтернативных поставщиков.
В пресс-службе АО «Кузбасская топливная компания» отметили, что в последние несколько лет «действительно усилились риски, связанные с ремонтом и обслуживанием техники», а ответом на них стало обращение к закупке запчастей по параллельному импорту и по максимуму к ремонту и обслуживанию техники на своей собственной ремонтной базе. Её компания развивала последние десять лет так, что удалось «полностью отказаться от услуг ряда сторонних компаний по ремонту и содержанию импортной техники». Почувствовав сильный рост стоимости запасных частей, КТК нашла альтернативу по многим позициям, что позволило сдерживать рост стоимости ремонтов. Именно опора на силы собственных специалистов-ремонтников предоставляет возможность «за счет модернизации альтернативных запчастей поддерживать исправность горно-транспортной техники, поскольку китайские «альтернативы» в какой-то части «уже достаточно неплохого качества, но, к сожалению, ещё не полноценная замена оригиналов», сообщили в пресс-службе КТК.
По словам представителя АО «СУЭК-Кузбасс» Петра Пинтусова, «в условиях, когда покупка запчастей и оборудования затруднена или невозможна, «СУЭК-Кузбасс» использует всевозможные каналы поставок, и колоссальная работа ведётся по самостоятельному производству комплектующих и техники». Импортозамещением и разработкой своих опережающих технологий компания начала заниматься не три года назад, а намного раньше, но с 2022 года началось то, что «можно назвать настоящим технологическим прорывом в области машиностроения», т. к., стало ясно, «если не заниматься разработками, заменить быстроизнашивающиеся детали горно-шахтного оборудования будет нечем», пояснил он. И вот сегодня, по его данным, «большую часть запасных частей и деталей, рештаков, элементов очистных и проходческих комбайнов, лавного конвейера, редукторов производят именно в Кузбассе». Понятно, что усилия по сохранению в работе ранее завезённой импортной техники были выбраны как временный вариант и при условии экономической обоснованности. Как поясняет гендиректор хакасского ООО «Разрез «Кирбинский» (актив компании «Русский уголь»), Валерий Сидоров, в 2022 году в условиях санкций и отсутствия прямых поставок из-за рубежа ответом на вопрос, «как доработать оставшиеся моторесурсы оборудования и какая будет альтернатива?», стали покупки комплектующих частично по параллельному импорту, частично китайских аналогов, частично произведённых в России. Главным критерием при этом стала «экономическая целесообразность эксплуатации оборудования». По его словам, «если стоимость владения оборудованием, включая ремонты, превышает затраты на приобретение нового, принимается решение имеющиеся единицы техники мировых брендов «консервировать» на неопределённый срок и приобретать китайское оборудование». И пока на решали вопрос с доработкой остаточного моторесурса оборудования и машин марок «Hitachi», «Komatsu», «Liebherr», «пришли производители из Китая, которые по всем техническим характеристикам, на сегодняшний момент, обеспечивают все наши потребности», отмечает Валерий Сидоров. Новое обеспечение Китайская техника и оборудование по признанию самих угольщиков сменила недавнее доминирование западных брендов в шахтах и на разрезах российского углепрома. Хотя объёмы приобретения отечественной продукции также растут по вполне объяснимым причинам – близость поставщика, возможности получения расширенных сервиса и гарантии и т. п. Как это видно из примера Валерия Сидорова: «несколько месяцев назад углехимическая лаборатория разреза «Кирбинский» приобрела новый калориметр родом из Подмосковья, и был вариант купить китайский прибор, но соотечественники смогли предложить лучшие условия: более длительную гарантию, круглосуточную поддержку по телефону или видеосвязи, и пока покупкой специалисты лаборатории довольны». Поэтому, по его мнению, «российская промышленность не стоит на месте». ![]() Новокузнецкое ООО «Новая горная УК», обновляя технику и оборудование на своих предприятиях, приобрело только в этом году электрический экскаватор ЭКГ-20, произведённый Уралмашзаводом российской группы «УЗТМ-КАРТЭКС», на разрез «Междуречье», проходческий комбайн китайской марки SANYI на шахту «Антоновская», где он стал первой машиной данного производителя на предприятии, и шесть новых смесительно-зарядных машин на базе грузовиков КамАЗ на АО «ПВВ». По данным директора энерго-механической дирекции АО «Междуречье» Алексея Яковенко, за 2023-2024гг. на предприятие поступило 100 единиц техники из России, Белоруссии, Китая. Это – «экскаваторы, автосамосвалы, буровые станки, различные вспомогательные машины», которые «показывают достойный результат, практически не уступая западным аналогам». Новым российским поставщиком для разреза стала группа «УЗТМ КАРТЭКС», от которой с конца 2023 года на разрез поступило 5 электрических экскаваторов ЭКГ-20 для вскрышных работ. При этом новых поставщиков для «Междуречья» из числа кузбасских заводов пока не появилось, в то же время другие предприятия «Новой Горной УК» успешно сотрудничают с кузбасскими производителями горно-шахтного оборудования, а если говорить об импортозамещении, то в полной мере этим критериям соответствует давний партнёр компании – ООО «НПП Завод МДУ», – отмечает Алексей Яковенко. За 2022-2024гг. КНР существенно увеличила экспорт в Россию различной горной техники и оборудования. К примеру, добычных и проходческих комбайнов более чем в семь раз, а по поставкам экскаваторов российский рынок сравнялся по объёму с индонезийским, где добыча угля открытым способом почти в два раза больше, чем вся российская (см. график) Ответное предложение Китайские поставки горного оборудования и техники не случайно стали основными и заменой западных. Как справедливо отмечал в интервью «А-П-Р» в августе 2023 года тогдашний министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев, «отечественные производители сейчас не способны полностью закрыть потребности угольщиков: как минимум это связано с тем, что многие годы угольщики закупали импортное оборудование и технику, мало обращая внимания на поставщиков с внутреннего рынка, соответственно, у местных производителей не было высокого спроса на продукцию, и они производили ее не в тех объёмах, чтобы покрыть потребности угольщиков». В то же время уже два года назад, по его данным, загрузка некоторых предприятий угольного машиностроения кратно возросла, и какие-то потребности оказались закрыты полностью. В ряду таких производителей он указывал на ОАО «Анжерский машиностроительный завод» (Анжеромаш), увеличившее выпуск забойных конвейеров, на ленинск-кузнецкий завод «Сибдамель», который расширил линейку изделий и услуг, киселёвское ООО «Объединенные машиностроительные технологии» (ОМТ), ОАО «Копейский машиностроительный завод» в Челябинской области, известное своими проходческими комбайнами. При этом на тот момент, по оценке Олега Токарева, «отечественные заводы могли закрыть почти все потребности в подземном оборудовании для добычи угля по ассортименту, кроме очистного комбайна, но не могли покрыть все потребности угольщиков», как из-за недостатка мощностей, так и отставания в технологическом плане. ![]() Можно отметить, что за это время завод «Анжеромаш» разработал и запустил в производство очистной комбайн, а завод ОМТ полностью заменил импортные комплектующие в очистном комбайне К-800. Увеличился ассортимент предлагаемых от местных производителей запчастей и компонентов, что признают уже сами угольщики. В пресс-службе КТК констатируют, что «внутренний рынок развивается, появились отечественные аналоги комплектующих, особенно в области восстановления гидроузлов механической передачи карьерных самосвалов, и гидроцилиндры, произведённые кузбасской фирмой, по сроку службы не отличаются от новых оригинальных, но по ценам значительно дешевле». Кроме того, «рукава высокого давления от ООО «Гидравлик Технолоджи» не уступают по качеству оригиналу», используют в компании также фильтры для самосвалов БелАЗ новокузнецкого ООО «Евроэлемент», диски ММОТ от российского производителя. Все этих поставщиков в КТК характеризуют как «достойных производителей комплектующих». По данным Петра Пинтусова, на заводе «Сиб-Дамель» (входит в «СУЭК-Кузбасс»), удалось развить современное производство, способное осуществлять полный цикл ремонтных работ и выпускать горно-шахтное оборудование собственного производства. В частности, изготовить секции механизированной крепи, инжекторный нагнетатель, рештаки. На заводе, отмечает представитель «СУЭК-Кузбасс», созданы стенды для контроля и ремонта аппаратуры управления забойно-транспортными комплексами, для доставки шахтеров под землей разработан опытный образец пассажирского шахтного транспорта, представляющего собой простой в управлении и имеющий высокую проходимость пневмоколесный автобус. По его словам, «близость с районами угледобычи позволяет заводу плотно взаимодействовать с основным заказчиком, оперативно реагировать на потребности предприятий, выпускать актуальную и востребованную продукцию». Гендиректор разреза «Кирбинский» Валерий Сидоров указывает, что много российского оборудования работает на водоочистных сооружениях разреза – насосы от компании «Ливгидромаш», шнековые обезвоживатели от «НПО Экосистема», российская технология динамического осветления «Dyclar», отечественная разработка, одной из преимуществ которой является возможность использования реагентов российского производства. Признавая, что китайские производители горнодобывающего оборудования и комплектующих «сильно прибавили в качестве, и часть их комплектующих уже достаточно неплохого качества», но, к сожалению, «это – ещё не полноценная замена оригиналов, и они зачастую отличаются конструктивно», отмечают в пресс-службе КТК. Именно по причине недостаточного качества «азиатских аналогов» новокузнецкое ООО «НПП «Завод МДУ» запустило в марте нынешнего года новое производство ротационных вакуумных насосов для комплектации установок по дегазации и утилизации метана из шахт. Как пояснил при этом генеральный директор завода Иван Китаев, комплектация европейскими насосами стало невозможной после ухода европейских производителей с российского рынка, а азиатские аналоги по своей специфике не совсем подходили, «их качество на порядок ниже». В результате, было запущено собственное производство при соответствующей государственной поддержки импортозамещения. По данным председателя областного правительства Андрея Панова, отечественные машиностроители получают федеральную и региональную поддержку, в последнем случае со стороны Фонда развития промышленности Кузбасса. Он предоставляет льготное заёмное финансирование проектам импортозамещения, производствам высокотехнологичной продукции гражданского назначения и внедрению наилучших доступных технологий. На заводе модульных дегазационных установок в создание нового производства было вложено 135 млн рублей, из которых 70 млн предоставил федеральный Фонд развития промышленности (ФРП), а 30 млн рублей – ФРП Кузбасса. «Благодаря льготному займу федерального и регионального фондов развития промышленности мы освоили технологию производства и запустили в серию ротационные насосы для повышения импортонезависимости», – отметил Иван Китаев. С налаживанием производства своих насосов уровень локализации дегазационных установок увеличился с 70% до 90%. Из других значимых проектов, реализованных кузбасскими машиностроителями в ответ на потребности угольщиков, можно отметить разработку и запуск в производство очистного комбайна К-1000А на «Анжеромаше» и конструкторскую переработку очистного комбайна К-800 на киселевском заводе ОМТ. В первом случае это на 80-85% продукт российского производства, изготовление и сборка механической части которого проводится «Анжеромашем» по собственной документации, изготовление и сборка электрической части – ООО «ФАЗА»» по заказу ОАО «Анжеромаш» (см. интервью генерального директора ОАО «Анжеромаш» Романа Печерина). Во втором случае завод ОМТ полностью избавился от иностранных комплектующих, сделав комбайн полностью российским изделием.
|
Деловые новости[17 июля] В первом полугодии добыча угля в Кузбассе снизилась на 6,1% — до 96,5 млн тонн Рынки/отраслиПоиск по сайту |
![]() |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |