-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархиврекламаподпискаобратная связь

Новости компаний

[25 июня] Аналитика Yota: в регионе растет интерес к поездкам в Турцию
[24 июня] Более 1,5 млн жителей Кузбасса получили улучшенную связь МегаФона
[21 июня] СУЭК стала победителем Национальной премии в области экологии
[21 июня] Владельцы eSIM закрепились в онлайне
[20 июня] Чаще всего мошенники подделывают инвестиционные сайты


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант Style № 2 от 30.05.2024

СГК в Кузбассе: как обустроить золошлаки

На прошедшем в середине мая в Кемерове Всероссийском экологическом форуме-2024 обсуждались различные актуальные проблемы формирования устойчивой экономики – от использования вторичного сырья и отходов в сельском хозяйстве, металлургии, строительстве и других отраслях, до восстановления нарушенных горными работами земель. Отдельная сессия форума как заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) по экологии и сохранению природного наследия была посвящена решениям в области комплексной переработки крупнотоннажных отходов энергетики по модели межотраслевых проектов устойчивого развития и экономики замкнутого цикла, то есть, утилизации золошлаковых отходов. Их на тепловых угольных электростанциях в стране образуется ежегодно 21 млн тонн, а сотни миллионов накоплено за прошлые годы.

Стратегическая задача

На заседании координационного совета МАСС по экологии и сохранению природного наследия председатель правительства Хакасии Валентин Коновалов отметил, что оно «посвящено стратегической задаче – снижению негативного воздействия объектов генерации на окружающую среду», в частности, за счёт переработки таких отходов угольной энергетики как золошлаки, их использования в различных отраслях экономики. И выразил надежду, что по итогам заседания координационный совет примет необходимые решения по использованию золошлаковых отходов. 

Заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгий Попов сообщил, что в СФО накоплено более 500 млн тонн золошлаковых отходов, площади и объёмы золоотвалов растут, а часть из них оказались в районах жилой застройки. Это вызывает особую озабоченность, между тем, выделение дополнительных площадей при переполнении таких отвалов сопряжено с большими трудностями и высокими затратами. При этом, как отметил зам директора департамента, у золошлаковых отходов есть высокий потенциал для использования в строительной и цементной отрасли.

Он также напомнил о расширении мер господдержки для отраслей экономики при использовании и создании любой продукции на основе золошлаков, и что распоряжением правительства страны в июне 2022 года утверждён комплексный план по повышению объёмов утилизации золошлаковых отходов. Он действует в рамках Энергетической стратегии России на период до 2035 года, где установлен целевой показатель по увеличению доли утилизируемых золошлаков до 15% к 2024 году и 50% к 2035 году.

Востребованная зола-уноса

Директор по реализации золошлаковых материалов (ЗШМ) ООО «Сибирская генерирующая компания» Петр Саньков (СГК) сообщил, что как нигде в Кузбассе актуально использование отходов электростанций. При этом наиболее востребованный продукт на рынке – зола-уноса тепловых угольных электростанций, потребителями которой выступают производители строительных материалов – цемента, бетона, сухих строительных смесей, битумных мастик и др. Она также используется в качестве компонента комплексного минерального вяжущего и щебеночно-гравийных смесей в дорожном строительстве и ремонтах. На Кемеровской ГРЭС в составе СГК, сообщил её представитель, сейчас ведутся работы по строительству системы сбора и отгрузки золы-уноса. По его словам, она проходит сертификацию по ГОСТ 25818-2017 «Зола-уноса бетонов», «ему она чётко соответствует, в августе, может даже раньше, планируем начать её отгрузки» при потенциальном объёме реализации 147 тыс. тонн в год. А общий объём производства золы-уноса на станциях Кузбасса составляет 1,2 млн тонн, и такого объёма производителям цемента, бетона, сухих строительных смесей и других стройматериалов пока, очевидно, не нужно, констатировал Петр Саньков. При этом в России есть пример массового применения каменноугольных шлаков с электростанций – в Свердловской области. Там объём потребления составляет около 500 тыс. тонн в год, при этом характеристики золы, сходны с теми, что образуется в Кузбассе.

Он напомнил также, что в составе золы-уноса есть ещё легкая фракция или микросферы, мелкодисперсный, сыпучий порошок из полых тонкостенных частиц сферической формы, алюмосиликатного состава диаметром в несколько десятков или сотен микрон. Он используется в нефтедобыче, в литейном деле, в производстве огнеупорных и лакокрасочных материалов, легких бетонов. Но его образуется немного – 2,3 тыс. тонн в год, рядом с Беловской ГРЭС есть производственная площадка, которая уже не один год занимается переработкой микросферы, и «ситуация с ней понятная, это самая дорогая фракция, до 60 тыс. рублей за тонну может доходить цена на этот продукт, его объём востребован полностью».

По мнению директора по реализации ЗШМ СГК Петра Санькова, в Кузбассе как нигде актуально использование отходов электростанций.
Не отходы, а материалы

Сегодня отходы электростанций уже отнесены к техногенных дисперсным несвязанным грунтам, подтип антропогенный ГОСТ 25100-2020 «Грунты. Классификация», сообщил Петр Саньков. И только кузбасские каменноугольные шлаки в отличие от буроугольных Канско-Ачинского бассейна могут применяться для отсыпки дорожного полотна, насыпей и т. п. при дорожном строительстве для выполнения технического этапа рекультивации, при вертикальной планировке территорий при строительстве и на полигонах твёрдых коммунальных отходов.

В этом году СГК и Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» завершают разработку предварительного национального стандарта применения ЗШМ в дорожном строительстве, в четвёртом квартале 2024 года этот стандарт будет готов. Кроме того, по данным директора по реализации ЗШМ СГК, совместно с АРВИС (Национальная ассоциация развития вторичного использования сырья) компания инициирует внесение расценок и стоимости золошлаковых материалов в классификатор строительных ресурсов (КСР), используемых при строительстве (к ним относятся материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы). Что призвано облегчить доступ ЗШМ на строительный рынок.

Переработать в полезные продукты

На сессии обсуждались также возможности и перспективы переработки золошлаковых отходов с получением других полезных продуктов, включая металлы и топливо. Петр Саньков заметил, что в этой сфере «работает пока очень мало производителей оборудования, оно не стандартизировано, надо что-то выдумывать», тем не менее, в прошлом году в компании сделали совместно с партнёрами – НОЦ «Кузбасс-Донбасс» и НПО «Спирит» небольшую установку по переработке лежалых золошлаков по гравитационно-магнитной технологии с получением новых видов продукции.  В декабре прошлого года на Кемеровской ГРЭС начались опытно-промышленные испытания этой установки, которая позволяет разделять отходы на фракции и получать железосодержащий концентрат, лёгкую фракцию золы-уноса, алюмосиликатный и шлаковый песок, материал для изготовления бетона и остатки угля (недожог).

Высокомаржинальных продуктов удалось получить немного, констатировал директор по реализации ЗШМ СГК, «и пока неясно, насколько они приемлемого качества». К ним он отнёс магнетит (железосодержащии? концентрат), содержание которого в сырье около 1%, недожог, который можно заново запускать в сжигание в котлах станции (доля менее 1%), продукт, «который сами назвали «мука» (доля 49%). «По сути, это та же зола-уноса, очищенная от первых двух компонентов, но с высокой влажностью, её нужно сушить, поэтому она менее конкурентноспособна, чем зола-уноса, отобранная с электрофильтров с влажностью менее 1%», – пояснил Петр Саньков.

Но и без такой переработки ЗШМ и зола-уноса, по его данным, могут использоваться в дорожном строительстве сразу по нескольким направлениям: зола-уноса в качестве компонента для производства минерального вяжущего, в качестве активной и инертной добавки при приготовлении цементобетонной смеси и как минеральный порошок при приготовлении асфальтобетонной смеси. ЗШМ находит применение при обустройстве земляного полотна и рабочего слоя в составе щебеночно-песчаных смесей, зола-уноса и ЗШМ – в виде добавок для укрепления слабых грунтов и в качестве компонента минерального вяжущего.

При этом он отметил, что строительство автодорог не выступает заведомо главной сферой применения золошлаковых материалов, и при их доказанной применимости и в адекватном удалении они должны восприниматься как резерв для ближнего применения, «перевозить за 100 км и далее – нецелесообразно с экономической точки зрения». Но если ближе источников естественного грунта нет, то ЗШМ и нужно использовать в первую очередь. «В этой логике мы поработали с Федеральным дорожным агентством, договорились о поставках в следующем году на строительство Восточного обхода Новосибирска», – добавил Петр Саньков. В Кузбассе, по его данным, в ближайшее время планируется опытное использование 4 тыс. тонн шлакового песка с Томь-Усинской ГРЭС на строительство новой автодороги Шарап-Восточный, что даст ощутимое  снижение сметной стоимости строительства дорожной одежды,

Для итогового протокола заседания координационного совета МАСС директор по реализации ЗШМ СГК предложил включить рекомендацию правительству Кузбасса выступить в качестве прогрессивного примера в части регулирования процесса вовлечения в экономическую деятельность вторичного сырья в целом, в том числе золошлаков, а Заксобранию Кемеровской области разработать и утвердить нормативный правовой акт, обязывающий включать в описания объектов закупки по государственным (муниципальным) заказам на строительство требование по содержанию объёмов вторичного сырья, в том числе золошлаков в случае технологической возможности и экономической оправданности применения.

Рубрики:

Деловые новости

[26 июня] В трёх городах Кузбасса построят свыше 150 км газопроводов
[26 июня] С 1 июля в столице Кузбасса запустят новый троллейбусный маршрут
[25 июня] Документы в облизбирком на участие в выборах губернатора Кузбасса подали ещё два претендента
[25 июня] Аукцион на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш отменен
[25 июня] Кузбасский уголь в Индию впервые отправился по МТК «Север — Юг»

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко