Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

О проектеНовости компанийДеловые новостиАвант-ПАРТНЕРАвант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГРынки/ОтраслиАвант-ПЕРСОНАРекламаПодпискаФотогалереяДоброе делоCovid-19

Новости компаний

[30 апреля] ВТБ: спрос россиян на авиабилеты в преддверии майских праздников вырос на четверть по сравнению с 2019 годом
[29 апреля] Кузбассовцы ищут ресурсы для развития мозга: рейтинг популярных онлайн книг от МегаФона
[28 апреля] Сделай по-кемеровски: проект “Идентичный Кемерово” презентовали креативному сообществу
[27 апреля] Okko представляет онлайн-экскурсию «Третьяковка. Машков. Кузбасс»
[26 апреля] В Кузбасской ГСХА выдали дипломы первым выпускникам «Школы фермера»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Деловые новости

 28 августа 2018 

Уголь идёт на опережение

Российская угольная промышленность развивается и будет развиваться с опережением ранее намеченных планов, и власти страны намерены поощрять такой ход развития с расчетом на рост экспорта угля, в первую очередь в восточном направлении. Об этом на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерове в понедельник заявил президент России Владимир Путин. Министр энергетики страны Александр Новак сообщил, что к 2025 году угольные компании страны планируют инвестировать в развитие почти 1 трлн рублей и увеличить общую добычу до 560 млн тонн. Гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров заверил, что железнодорожники обеспечат вывоз намечаемого прироста в добыче угля.
 
Владимир Путин во вступительном слове в начале заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности отметил ключевую роль всего топливно-энергетического комплекса страны для её экономики (22% ВВП страны, почти 60% экспорта и 40% доходов федерального бюджета). Впрочем, значительную часть своего вступления президент посвятил нефтяной (первое место в мире по добыче в 2017 году) и газовой (второе место) отрасли и газификации, энергетике (четвертое), а также «привлекательности» такого рынка как Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Он, конечно, отметил, что заседание комиссии проходит в Кемерове «естественно, неслучайно», поскольку Кузбасс – «один из крупнейших мировых центров угледобычи».
 
В 2017 году экспорт угля из России составил более 190 млн тонн угля (3-е место в мире), напомнил Владимир Путин. По его оценке, «текущая конъюнктура даёт возможность расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить нашу долю», чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно повысить рентабельность и безопасность угольных предприятий, модернизировать их как в традиционных центрах добычи – в Кузбассе, Хакасии и Якутии, так и в новых – в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
 
Отдельно президент подчеркнул, что развитие отрасли должно идти «на основе самых современных технологий, которые должны дать не только экономический эффект, но прежде всего обеспечить улучшение условий труда горняков, их безопасность». «Забота о жизни и здоровье людей, об экологическом благополучии городов и посёлков должна» быть для угольщиков «безусловным приоритетом», а «вся цепочка – от добычи угля до его перевалки в морских портах» должна стать «экологичной».
 
Министр энергетики Александр Новак сообщил, что даже в не самый благоприятный период 2012-2017гг. углепром России развивался уверенно, увеличив добычу на 15,5%, до 410 млн тонн. В этом году она ожидается в объёме 420 млн тонн, что будет выше максимума советского времени 1988 года. Инвестиции в отрасль составят 130 млрд рублей, налоговые поступления от нее – 100 млрд. В 2012 году была принята программа развития угольной отрасли, в 2014 году она была актуализирована, но даже в сравнении с показателями последней версии программы развитие углепрома, подчеркнул министр, идет с опережением на три года. И, судя по сделанным им прогнозам, в связи с ускорением угольщиков опережение увеличится: в 2025 году добыча может составить уже 560 млн тонн вместо намеченных программой 460 млн, в 2030 – 590 млн вместо 480 млн тонн. Если нынешняя доля Кузбасс в общероссийской добыче сохранится (что весьма вероятно), в Кемеровской области углепром может вырасти до 330 млн тонн в 2025 году и 350 млн в 2030 году. Что в общем соответствует тем планам развития, которые уже заявлял врио губернатора Кузбасса Сергей Цивилев (подробнее).
 
Такой прирост в 23-25% потребует частных инвестиций в угледобычу в размере почти 1 трлн рублей, и «коллеги из угольных компаний подтверждают, что готовы его вложить», подчеркнул министр энергетики. Помимо Кузбасса, по его оценке, рост добычи предполагается в Хакасии, в Якутии, в Тыве, в Хабаровском крае, учтены также угольные проекты в Забайкальском крае, в Бурятии, в Иркутской, Новосибирской и Амурской областях.
 
Ускоренное развитие углепрома определяют два фактора – растущий экспортный спрос и стабилизация железнодорожных тарифов. Важнейшим стимулом для угольных инвестиций, по словам Александра Новака, стало принятое в конце 2017 года по поручению президента решение о долгосрочных тарифах на железнодорожные перевозки до 2025 года. Экспорт угля, по оценке министра, составит в этом году более 200 млн тонн, которые поровну распределятся в восточном и западном направлениях. На европейском угольном рынке российская доля составляет почти 40% (при доле на всем мировом угольном рынке 14%), однако, именно «в западном направлении наши перспективы представляются пока что крайне ограниченными», отметил министр. Это связано с планами стран ЕС снизить потребление угля, «а также в связи с прогнозируемой конкуренцией со стороны Колумбии и США». В то же время на рынках АТР доля российских поставок пока составляет 9,3% и при этом есть «возможность удвоения экспортных поставок к 2025 году» с увеличением доли России почти до 20%» и на этом рынке, и в целом на мировом рынке.
 
Восточное направление поставок в предстоящие 7 лет должно стать определяющим для экспорта, да и развития всей отрасли. По прогнозу Александра Новака, экспорт в этом направлении должен вырасти со 100 млн тонн до 207 млн в 2025 году, в том числе, 195 млн тонн должен обеспечить железнодорожный вывоз. Для этого, естественно, необходимо увеличить этот вывоз и пропускные возможности железнодорожных дорог в восточном направлении. К 2019 году вывоз на восток планируется поднять до 125 млн тонн и до 195 млн к 2025 году. Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров подтвердил, что железнодорожники «помогут» своим развитием ожидаемому росту углепрому – инвестиции компании до 2025 года запланированы в объеме более 7 трлн рублей, из которых 696 млрд рублей предусмотрены на проект модернизации БАМа и Транссиба. Последний призван обеспечить увеличение в 2 раза вывоз экспортного угля в восточном направлении.
 
Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерове показало, что объявленный ранее властями Кузбасса угольный «рывок» синхронизирован с планами всего российского углепрома и развития инфраструктуры его обслуживания по крайней мере до 2025 года. Кузбасскому углю максимально открывают экспортные выходы, в первую очередь, в восточном направлении.
 
Игорь Лавренков, «Авант-ПАРТНЁР»

Фото: http://www.kremlin.ru

 
 

Деловые новости

«« 2018 г. »»
«« август »»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Сегодня: 8 Мая 2021

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко