-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 09.02.2011

Стратегия успеха – непрерывное образование?

Постоянное обучение: обязательное — высшее, при возможности  — второе высшее, дополнительное образование, тренинги, семинары, — всё это можно назвать приметами нового времени. Привычным становится термин «полураспад знаний» (время, за которое успевает устареть 50% информации). В технологических областях многие оценивают его в 2­ - 2,5 года, в гуманитарных — 7­ - 8 лет. Поэтому, понятно, что, если ты хочешь быть востребованным специалистом, свои знания тебе необходимо постоянно обновлять. Но, действительно ли для этого необходимо получение новых дипломов, свидетельств и сертификатов? И являются ли они для работодателя показателями профессиональной пригодности на высокооплачиваемую должность?
 
Всеобщее высшее
По данным Ярослава Кузьминова, ректора ГУ-ВШЭ, которые он озвучил в своём выступлении «Образование и стратегии личного успеха» в декабре прошлого года в Политехническом музее (цитируется по публикации на http://slon.ru — «А-П»): «83% людей, которым 17 лет, собираются получать высшее образование. 88–90% (цифры колеблются год от года) родителей твёрдо уверены в том, что их чаду нужно высшее образование». То есть большинство населения нашей страны прочно связывают получение высшего образования с достижением жизненного успеха. Иначе откуда такое стремление к «всеобщему высшему»?
 
 
Мониторинг экономики образования, которое ежегодно проводит Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ чётко прослеживает этот тренд. По мнению 74% опрошенных (данные последнего опроса — в диаграмме), уверены, что высшее образование нужно, «чтобы найти хорошо оплачиваемую работу». Следующие два аргумента, по сути, раскрывают этот доминирующий мотив. Так, по мнению 45% опрошенных, высшее образование позволяет стать высоко востребованным специалистом, «который везде нужен», а 43% цель высшего образования видят в том, «чтобы добиться успеха, сделать карьеру».
И все эти стремления закончить вуз не такие уж безосновательные, по данным того же Ярослава Кузьминова «среди наших предприятий примерно 75% таких, кто требует высшее образование на любые рабочие места. От 75% до 90% предприятий оказывают явное предпочтение людям с высшим образованием».
Если же мы «вернёмся на землю», то есть обратимся непосредственно к нашему кузбасскому рынку труда, то увидим, что тенденции все те же самые. По словам Натальи Михайловской, директора КА «Профи»: «В большинстве случаев (по тем вакансиям, по которым мы работаем) обязательным является наличие высшего образования как такового. Это наша российская действительность, высшее образование  — должно быть. Наличие диплома о высшем образовании у специалиста является для работодателя, скорее, залогом того, что работник «умеет учиться» и обладает нормальным уровнем интеллекта. Хорошая успеваемость же может рассматриваться, как критерий прилежания и серьёзного отношения к делу». Профильное же образование требуется только на некоторые позиции, такие как провизор, юрист, главный бухгалтер, управленческие позиции. По подобным вакансиям уже могут выдвигаться дополнительные требования, например, обязательно очное обучение или окончание определённого вуза. Как рассказала Светлана Жукова, директор территорий АНКОР в Кемерово, Новокузнецке и Томске: «У нас имеются проекты, при работе над которыми мы отбирали кандидатов из определённых клиентом учебных заведений. Это были специалисты юридического и технического профиля». Но при этом, по мнению Оксаны Пасынковой, директора КА «Континент-Сибирь», говорить о какой-то конкуренции дипломов не имеет смысла, «работодателю важнее активная жизненная позиция кандидатов, высокая мотивация, социальный интеллект». «За практику нашей работы, определённый диплом никогда не был решающим критерием при выборе специалиста»,  — добавляет Наталья Михайловская. «Конечно, если соискатель получил диплом вуза-бренда, например, МГИМО, на его резюме будет обращено дополнительное внимание»,  — уточняет Светлана Жукова.
 
Второе высшее и не только
По словам Ярослава Кузьминова: «Мест в экономике, которые требуют высшего образования, даже в Америке 40%, в российской экономике — 25–30%. Постепенно это (число) растёт, ещё полвека назад было в три раза меньше. Но всё равно экономика самых развитых стран мира не будет настолько связана с высшим образованием, сколько людей получают это высшее образование». Поэтому, некоторые считают, что второе высшее даст им дополнительный козырь в конкурентной борьбе за «хорошо оплачиваемую работу» — и это один из аргументов, тех, кто получает второе высшее образование безотносительно к своей реальной работе, которая не связана ни с первым, ни со вторым образованием. Например, часто встречающаяся ситуация: девушка с гуманитарным образованием работает секретарём или офис-менеджером, при этом получает второе высшее  — экономическое, либо юридическое образование. Как правило, обладателей таких дипломов ждёт горькое разочарование, так как в этом случае у них не будет никаких преимуществ по сравнению с теми, кто имеет одно, но дополнительно к диплому ещё и опыт работы в данном направлении.
По словам Оксаны Пасынковой: «В 80% случаев нашей практики, наличие второго высшего образования не играет никакой роли. В оставшихся 20% это имеет значение, но только в том случае, когда кандидат, уже работая по специальности, остро ощущает недостаток каких-то специфических знаний. А когда кандидат нигде особо не работал и решил на всякий случай получить второй диплом — никакой ценности это не имеет».
По мнению Светланы Жуковой: «Наличие дополнительного или второго высшего образования является преимуществом, если человек претендует на позиции управленческого уровня. В данном случае второе образование может усиливать основное, и соискатель становится носителем уникальных навыков и умений. Например, когда при наличии финансового образования, в дополнение к нему, специалист получает юридическое, его профессиональный уровень и ценность в глазах работодателя значительно возрастает».
А Наталья Михайловская замечает, что если второе высшее образование в большинстве случаев не играет никакой роли, то наличие в резюме кандидата дополнительных курсов, семинаров  — однозначно влияют на выбор работодателя: «По окончании краткосрочных курсов, тренингов, семинаров, специалисты, как правило, получают более системные знания по профессии, структуре работы, развивают требуемые навыки. Так же для работодателя важно видеть в соискателе постоянное стремление к совершенствованию своих знаний и навыков. Считается, что тот человек, который не учится постоянно, остановился в своём развитии и, вероятно, не способен будет предложить что-то новое или сделать «качественный скачок» на новом месте работы. И если для руководителей среднего и высшего звена, тренинги и курсы по развитию управленческих навыков являются дополнительным плюсом, то для федеральных, иностранных компаний — обязательным условием». «Но прохождение специализированных курсов позволит человеку увеличить свою ценность только в случае практического применения полученных знаний», — считает Светлана Жукова.
 
Путь к успеху
Итак, что становится определяющим конкурентным преимуществом на рынке труда, может ли полученное образование предопределить профессиональный успех? Есть ли связь между качеством полученного образования, усердием во время студенческой жизни и развитием карьеры? На эти вопросы каждый отвечает по-своему.
В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились предприниматели, так и не получившие диплом о высшем образовании, но зато сумевшие построить огромные империи стоимостью сотни миллионов долларов «с нуля». Именно свобода от устаревших знаний и стереотипов позволила таким людям, как например, наш земляк Олег Тиньков, достигнуть серьёзных успехов в организации и ведении своего дела. Кстати, тот же Олег Тиньков всё-таки закончил американскую бизнес-школу, но когда уже заработал свои первые 100 млн долларов.
Кроме того, в конце прошлого века возникли целые отрасли деятельности, и соответственно профессии, которых до этого никогда не существовало, а, следовательно, получить соответствующее образование было просто негде (например, web-дизайнер, менеджер по туризму, маркетолог, копирайтер, риэлтер и т.п.). В эти новые отрасли пришли люди с разным образованием, некоторые из них стали очень даже успешными и предпринимателями, и профессионалами.
Можно, конечно, отмахнуться, «мол, те времена давно прошли», но почему-то кажется, что «те времена» только наступают. И если посмотреть вокруг, чуть шире нашей страны, можно заметить, что ландшафт мирового бизнеса изменился за последние 30 лет почти до неузнаваемости и продолжает меняться со всё увеличивающейся скоростью. А Россия пока движется в догоняющем варианте этих изменений. Но всё же движется, что бы ни говорили о «нашем особом пути». Что в таком меняющемся мире определяет конкурентоспособность личности? Когда само понятие «знание» трансформируется, ведь в век Интернета любую информацию можно получить почти мгновенно, причём устаревает она тоже достаточно быстро, поэтому знание стало содержать деятельностный императив: знать, значит уметь.
И только в этом смысле знания становятся капиталом и конкурентным преимуществом.
 
Аксенова Наталья, директор по персоналу группы компаний «Стройкомплект», кандидат психологических наукАксенова Наталья,
директор по персоналу группы компаний «Стройкомплект», кандидат психологических наук:
— На основании регулярно проводимого мониторинга лояльности персонала, его удовлетворенности, следует отметить, что мотив развития и повышения профессионального уровня занимает неизменно лидерские позиции.   Наличие возможности обучения в компании, помимо мощного стимула, способствует более благополучному социальному климату и успешной командной работе.
Однако, любое дополнительное образование имеет ценность в глазах компании, если инвестиции в обучающегося сотрудника оправданы. На первый план выходят знания и практические навыки, без которых не возможно качественное выполнение задач.
Бонусом при получении дополнительного образования являются свежие идеи и наработка контактов.
Наиболее оптимально иметь собственный обучающий центр для развития способностей и навыков с минимальным отрывом от рабочего процесса. Мы активно работаем над его созданием в настоящее время, запуск намечен на март 2011 г.
Структура учебного центра содержит стандартные программы и лидерские курсы. Первые — общедоступны для персонала. Они ориентированы на повышение квалификации, получение профессиональных знаний сотрудниками различных должностей на разных этапах карьеры. Лидерские курсы предназначены для претендентов в управленческий аппарат. Поступление на такие курсы происходит на конкурсной основе, а программа обучения имеет блочную гибкую систему. Успешное окончание лидерских курсов даёт преимущество в планировании карьеры и служит основанием зачисления в кадровый резерв компании.
 
Кстати, Оксана Пасынкова говорит, что, по её наблюдениям, «студенты, которые хорошо учились в вузе, более успешны, чем их одногруппники-троечники». Может быть, это подтверждения того факта, что умение учиться  — одно из главных «знаний» в современном мире.
Выборочный опрос руководителей кемеровских компаний (см. БЛИЦОПРОС) показывает, что достижение социального и профессионального успеха, действительно, тесно связано с постоянным обучением, но с реальным, а не с простым получением «корочек». К сожалению, многие об этом забывают, оценивая других по формальным качествам, не понимая, какой труд и какие личные усилия стоят за каждым таким достижением. Может поэтому при соотношении вакансии/резюме примерно как 1 к 10, компаниям так трудно подобрать человека на управленческую позицию: «форма не отвечает содержанию».
Поэтому почти все крупные и даже некоторые небольшие компании идут по пути создания собственного корпоративного университета, предпочитая готовить кадры «внутри», ориентируясь на собственных сотрудников, уже мотивированных на развитие и на повышение профессионального уровня (см. врезку).
Как заметила Наталья Михайловская: «По нашему опыту, успешная карьера — признак людей саморазвивающихся. Наличие и качество базового образования не является определяющим. Нет какой-то чёткой тенденции что гуманитарии или технари более успешны,… но однозначно, что люди, пытливые, постоянно совершенствующие свои знания и навыки, как губка впитывающие всё новое в результате достигают больших успехов».

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко