-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 18.09.2012

Строение машин

Статистика неумолима. Несмотря на падение цен на уголь в этом году и последовавшие за этим сокращение спроса на продукцию машиностроения, задержки платежей, машиностроение сохраняет позиции лидера промышленного роста Кузбасса. Если в целом по региону наблюдается даже небольшое сокращение производства, и индекс промышленного производства в первом полугодии составил 99,3%, то в производстве машин и оборудования этот показатель 112,9%, а в производстве транспортных средств и того больше – 133,8%. А за 7 месяцев нынешнего года, по данным областной администрации, предприятиями машиностроения произведено продукции на сумму 30,5 млрд рублей, что на 25% больше соответствующего периода 2011 года. Хотя сами машиностроители довольно сдержанны в оценках сегодняшнего дня и будущего.
 
Прямая зависимость
Ситуация в угольной отрасли региона не мгновенно, но все же довольно быстро отражается на кузбасском машиностроении. К примеру, генеральный директор ОАО «Анжеромаш» Сергей Альков в начале лета говорил о том, что предприятие загружено, выполняя заказы, собранные в прошлом году, и не сильно ощущает изменение ценовой конъюнктуры. Сейчас же некоторые цеха завода переведены на сокращённую рабочую неделю. Машиностроители опасаются говорить о возможности повторения ситуации 2009 года, когда объём производства снизился на 25% по сравнению с предыдущим годом, а на некоторых предприятиях – на 40%.
Машины, оборудование и транспортные средства составили 68,7% всего кузбасского импорта в 2011 году (в 2010 году – 59,2%). По данным Кемеровской таможни, стоимость поставки продукции машиностроения составила 462,6 млн долларов и увеличилась по сравнению с 2010 годом на 69,6% (на 189,8 млн долларов). В первом полугодии 2012 года доля этих товаров в общем импорте составила 74,9%. Объём поставок составил 364,9 млн долларов и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 226,1 млн долларов (в 2,6 раза).  В частности, осуществлялся ввоз передвижных шахтных крепей с гидравлическим приводом, ленточных шахтных конвейеров, дробильных установок, компонентов рельсобалочного прокатного стана, систем вдувания пылеугольного топлива для доменных печей, проходческих комбайнов, карьерных самосвалов, компоненты системы для перемещения металлопроката, подвесных дизельных локомотивов, вальцетокарных станков и пр. В числе крупнейших поставщиков товаров этой группы Германия, США, Чехия, Польша.
В 2010 году, констатирует заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов, кузбасским машиностроителям удалось серьёзно поправить дела: объём производства составил 33,2 млрд рублей, что на 59% больше, чем в 2009 году. Тенденция роста опережающими темпами продолжилась и в 2011 году – плюс 44% (с 2003 по 2008 выпуск продукции рос на 20-30% в год).
Сегодня же машиностроители только начинают оценивать возможные годовые потери. С февраля-марта, говорит гендиректор ООО «Завод СТБ» (предприятие, образованное на базе топкинского ОАО «Сибтензоприбора») Владимир Вялов, началось снижение заказов от угольщиков по выпуску конвейеров, ремонту оборудования. Сейчас это падение оценивается в 30%. Но предприятие пытается компенсировать хотя бы частично «угольные» заказы, наращивая выпуск тензометрической продукции и литья. На предприятии ожидают, что ситуация с «угольной» номенклатурой поправится в следующем году. «Мы ориентируемся на прогнозы угольщиков. Предполагается, что в 2013 году ценовая конъюнктура улучшится», – отмечает Владимир Вялов.
А Сергей Альков, между тем, считает, что сегодня далеко не всё определяется ценовой ситуацией на угольном рынке. По его мнению, угольщики части принципиально выбирают импортную технику, даже если российская их устраивает по качеству и цене: «Я знакомлюсь с планами компаний на следующий год. Пока не увидел ни одного проекта использования российских комплексов, оборудования. Начинаешь выяснять, говорят, что претензий к нашей продукции не имеют. Но выбор свой делают всё равно в пользу импорта».
Как считают в департаменте промышленности торговли и предпринимательства Кемеровской области, сегодня российская горно-шахтная продукция неконкурентноспособна по сравнению с зарубежными аналогами из-за разницы условий продажи. С учётом сроков и условий поставок импорт в пересчёте на единицу продукции выгоден на 7-10%. Кроме того, разница внутренней и внешней стоимости материалов и комплектующих может составлять 3-5%. К этому нужно прибавить прямое субсидирование затрат экспортёров со стороны ряда государств (Польши, Китая, Германии и др.) и уровень сервисного обслуживания. В итоге, по расчётам департамента, уровень неконкурентноспособности отечественного машиностроения по сравнению с западным в ценовом выражении на единицу продукции составляет 16-25%.
Доля импорта в объёме закупок горно-шахтного оборудования в Кузбассе оценивается в 70-80%. Этим всё сказано, считает Сергей Альков. Можно сколько угодно говорить о кризисах, но главное – это заточенность угольщиков на импорт.
 
ВТО не при чём?
Вступление России во Всемирную торговую организацию не явилось для машиностроителей главным событием последнего времени. Уже пять лет, говорит Сергей Альков, отрасль работает в режиме ВТО – без ввозных пошлин на основное горно-шахтное оборудование. Поэтому рассуждения на предмет плюсов и минусов для отрасли от вступления России в ВТО не актуальны, полагает он.
Свои особенности на предприятиях, не ориентированных на угольную отрасль. Но и здесь, как считает коммерческий директор ОАО «КОРМЗ» Игорь Зенченко, сегодня ещё сложно оценивать работу отрасли в условиях ВТО. Само предприятие не ощущает особой конкуренции с иностранной дорожной и коммунальной техники (основные конкуренты кемеровского завода – российские производители из центральной части России). Однако импорт важен для предприятия как для потребителя продукции машиностроения. И в этом смысле машиностроительная логика мало чем отличается от угольной. Разве что цена вопроса в отраслях разная. «Недавно мы получили листогиб из Турции. Оборудование хорошего качества. А при этом уже поставленное в Кемерово стоит дешевле российского. В Европе – в Италии, Болгарии, Германии – мы покупаем гидравлику для нашей техники. Импортный у нас и инструмент. Все эти позиции либо вообще не производятся в России, либо плохого качества, либо неоправданно дорого», – говорит Игорь Зенченко.
Директор киселёвского завода ОАО «ОМТ» Владимир Соколов полагает, что если в России есть конкурентоспособное горно-шахтное оборудование, то станки, оборудование и инструмент завод, который выпускает это оборудование, приобретает в основном за границей. Это касается и технологий: «Для того, чтобы двигаться вперёд, быть конкурентоспособным, нужны новые, передовые технологии. Если будет возможность заимствовать новые технологии на Западе, ВТО будет нам полезно».
Владимир Вялов, между тем, считает, что не стоит преувеличивать возможность упрощения экспорта технологий и оборудования в Россию в рамках ВТО. Не исключено, по его словам, что, скорее всего, в России пойдёт либо бывшее в употреблении оборудование, либо не самое современное: «Развитие технологий идёт очень быстро. И при высоком уровне конкуренции вряд ли кто-то будет экспортировать самые последние достижения. При этом вызывает опасение и то, что в рамках ВТО будет снижен контроль за тем, что ввозится».
Для развития кузбасского машиностроения и продвижения инноваций в отрасли в администрации Кемеровской области разработан проект создания регионального кластера тяжёлого машиностроения, в который бы вошли действующие предприятия (ООО «Юргинский машиностроительный завод», ОАО «Анжеромаш», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», «Кузбасская вагоностроительная компания» – филиал ОАО «Алтайвагон», ООО «Транспортные системы», ООО «ПО «Кузбассэлектромотор», ООО «Электропром») новые инновационные производства (ООО «Транспортные системы», ООО «Кольчугинская химическая компания», ООО «Сиб.Т» с производством  конвейерных систем, лент и скрепки), а также образовательные (КемГУ, СибГИУ, КузГТУ и др.), научные (Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенных электрических машин и аппаратов) учреждения и ОАО «Кузбасский технопарк».
 
Куда развиваться?
На простой вопрос о том, чем кузбасское машиностроение может обеспечить  потребителей, представители машиностроительных заводов  отвечают не сразу. Владимир Вялов полагает, что в Кузбассе удалось сохранить большинство производителей, и это само по себе вселяет надежду на то, что региональные машзаводы имеют шансы на развитие: «Посмотрите: крупное производство горно-шахтного оборудования на новосибирском заводе «Сибсельмаш» остановлено и будет законсервировано. Мы же со сложностями, но живем и выпускаем продукцию. По крайней мере, конвейеры и комплектующие мы делаем, и сможем делать вполне достойно. Кузбасс может самостоятельно производить и электродвигатели, если серьёзно изменить ситуацию на кемеровском КЭМЗе. Хотя, в принципе, в Кузбассе можно выпускать все, кроме крупногабаритной техники – экскаваторов, бурстанков и пр.».
Владимир Соколов же, хоть и считает, что наиболее высокие шансы кузбасские машзаводы имеют в производстве ленточных конвейеров и роликов, говорит о последней разработке предприятия – очистном комбайне, который сейчас проходит опытные испытания: «Этот комбайн – первая новая разработка за последние 20 лет в России. Мы потратили на его разработку несколько лет. И считаем, что он найдёт своих потребителей».
Сергей Альков уверен, что шансы сейчас есть у тех заводов, которые принадлежат крупным потребителям, тем же угольщикам. Например, у Юрмаша, потому что вопрос со сбытом продукции в этом случае решается проще. Что же до более широкого спроса, то по его словам крепи, конвейеры и некоторые виды комбайнов будут пользоваться спросом. Вопрос только в том, каков будет объём этого спроса. К сожалению, констатирует он, несмотря на рост выпуска товарной продукции, выпуск горно-шахтного оборудования в штуках снижается. И в целом рост производства в машиностроенипи в основном обусловлен появлением и развитием транспортного машиностроения – производства и ремонта железнодорожных вагонов, сборки автомобилей.
Александра Фомина

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко