-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 28 от 13.11.2012

Подбери губу, городничий едет

 

Давеча в Кемеровской драме прошла премьера гоголевского «Ревизора»: на мой вкус, лучший спектакль театра за три последних сезона. Поставил его Антон Безъязыков, уже известный кемеровской публике, но впервые предъявивший ей не лабораторную «новую драму» и не детскую инсценировку, но полномасштабную постановку на большой сцене. В качестве сценографа режиссер привлек Фемистокла Атамадзаса, известного по работам в Прокопьевской драме, в том числе увенчанным «Золотою маской».

Сценограф воздвиг посреди сцены белую пневматическую конструкцию вроде тех, что надувают в летних парках для детских игрищ. Установил ее на поворотный круг и получил эффект типа «встань к лесу задом, ко мне передом». Эта сказочная избушка оборачивается то колоннадой уездного храма или дворца культуры (в которой герои блуждают как в трех соснах), то глухою стеной с узкими прорезями-бойницами (не то стеганое одеяло, покров простодушного провинциального разврата, не то глухой выбеленный сруб лабаза или острога). Хоромина эта то надувается, то сдувается, причем в процессе задействованы все действующие лица. Прекрасная аллегория действа, в котором непонятно, кто же кого надул.
В спектакле занята почти вся труппа Кемеровской драмы. Кастинг на первый взгляд неочевидный, но результат убедительный. Городничий-резонер со скрипучим голосом и деревянной осанкою в исполнении Александра Измайлова напоминает куклу на шарнирах. Хлестаков – Иван Крылов, сильно похудевший как будто специально для этой роли. Анна Андреевна (Наталья Юдина) и Марья Антоновна (Олеся Шилова), а также Бобчинский (Михаил Быков) и Добчинский (Вадим Пьянзин) уморительно смешны и замечательно пластичны. Чиновники уездного города, напротив, выступают важными истуканами в богатых шубах и вицмундирах.
«Народ» в списке действующих лиц представлен женскою частью труппы. Понятно, что Россия – женского рода, и заядлые певцы вечно-женственного произросли именно у нас (Гоголь, правда, к ним не относится). Но в народе русском женственные черты разглядеть нелегко: чай, не итальянцы. Дело, похоже, в том, что во главе сценического народонаселения выступает унтер-офицерская вдова, которую то ли высекли, то ли она сама себя высекла; в общем, осадок остался.  
Гоголевский текст, за вычетом нескольких сцен, сохранен с почти музейною вьедливостью. Зато костюмы и антураж, напротив, являют причудливую смесь эпох и стилей. Хлестаков то бегает в линялой маечке и в кедах, то скачет в солдатском исподнем. Во многих сценах задействованы медицинские каталки. Взятки в белых конвертах порхают как почтовые голуби (я, кстати, впервые задумался: с тех пор, как мы перешли на электронную почту, конверты стали служить почти исключительно для денег). Злые языки, впрочем, утверждают, что костюмы взяты «из подбора» от прежних спектаклей, по Гоголю и не только; но вся эта окрошка общей ботвиньи не портят. Напротив, эта эклектика призвана подчеркнуть: ничего в России не меняется, правая рука никогда не знает, во что вступила левая нога, в русском желудке и еж перепреет.
Финальная реплика «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе» раздается, усиленная динамиками, откуда-то свыше. Всякая власть у нас, братья и сестры, от Бога, да и связь с Космосом, дорогие товарищи, еще никто не отменял. Это подлинная кульминация спектакля, хотя ее и камуфлируют еще несколько ложных финалов. Никакой тебе «немой сцены», избушка сдувается и надувается заново, в теремочке все те же лица, и все они при деле.                 
Создатели спектакля – люди со вкусом, пусть и несколько размашистым, они намеренно чураются прямых аллюзий и лобовой публицистики. Однако реплики гоголевских героев все равно торчат как упомянутый еж из мешка. Так что, пожелав читателю по возможности сходить на «Ревизора», повернемся к спектаклю и его создателям задом, а к текущей действительности, начинающейся прямо за театральной колоннадой – передом. 
«С тех пор, как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают… И не столько медикаментами, сколько честностью и порядком». – Реформу здравоохранения, слышно, в России собираются продлить еще на год. Должно быть, есть еще, что свинтить, развинтить и оптимизировать; то-то у нас медицинских томографов, как чугунных пушек, без отката не бывает.
«Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут и видят: нет, мудрено». – Министр обороны Сердюков, штатская косточка, недавно угодил в альковно-финансовый скандал: следователи ранним утром пришли с обыском на квартиру к его подруге, бывшей начальнице имущества Минобороны, и застали у нее самого министра. Из алькова министр Сердюков направился прямиком на поклон к президенту. Ответ президента был несимметричным: через два дня уволили пять генералов МВД. В народе это называется: подковать было козла, чтобы мерин не падал.
«Он! и денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?» – Давеча видел по ТВ сюжет про уездного главу, которого гаишники пытались догнать и оштрафовать за тонированные стекла, а он крыл их матом и стращал звонками полицейскому начальству. Про пьяные ДТП по вине самих полицейских уже и напоминать скучно. – «Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою». – Да и какой же русский не любит быстрой езды? Тот, на котором ездят?
«Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет». – Давеча в соседней Красноярской области опять полсотни солдатиков слегло с пневмонией. Впрочем, год назад в той же дивизии таких солдатиков было полтораста, и если вам угодно считать это прогрессом, пожалуйста, считайте.
«Война с турками будет… Право, война с турками. Это все француз гадит». – Совершенно верно, господин почтмейстер, уважаемый Иван Кузьмич: недели две тому мы опять поссорились с турками из-за Сирии, какой-то наш самолет они у себя посадили; у российского министра иностранных дел лицо сделалось еще длинней. – «Какая война с турками! Просто нам будет плохо, а не туркам». – И тут не поспоришь, господин городничий, почтенный Антон Антонович; сейчас видно опытного человека. Слава Богу, пожили на свете, посрамили добрых людей.
«Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение». – В каждого государя Россия поначалу пылко влюбляется, а когда он начинает чудесить, потихоньку разочаровывается. Похоже, чувства, нетронутого взаимностью, в ней побольше будет, чем леса, пеньки и дегтя, мягкой рухляди, земляного масла и болотного пара. Воистину, женщины знают что-то этакое, неизвестное людям.
«А раз меня приняли даже за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем». – Тут Иван Александрович не очень-то и проврался, каждый государь в России самозванец поневоле; на чувство такой силы просто невозможно адекватно ответить. В общем, русская пословица говорит нам, что без царя земля – вдова, а русская классическая литература добавляет: ну да, та самая, которая сама себя высекла. 
«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками… А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…» – «Зато вы в Бога не веруете, вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви». – Боже, как грустна наша Россия, а отступать некуда. Реки быстры – перевозов нет, леса часты – караулов нет, ночь темна и безмесячна.
Юрий Юдин. Фото: Родион Гуденко, предоставлено Кемеровским областным театром драмы


Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко