-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 28 от 13.11.2012

«…Одержимый поэт камня»

Хуан-Эдуардо Сирлот, книга «Гауди, введение в его архитектуру»Так назвал гениального каталонского зодчего Гауди историк архитектуры Мишель Рагон.
 
…Утром 7 июня 1926 года в Барселоне в торжественной обстановке пустили первый трамвай. Вечером под его колеса попал нищий, которого доставили в приют для бездомных, где тот и скончался, не приходя в сознание. Покойника уже собирались хоронить в общей могиле, когда его опознала одна из женщин. Умершим оказался гений мирового архитектурного искусства Антонио Гауди, книгу о котором «Гауди, введение в его архитектуру» написал каталонский поэт и историк культуры Хуан-Эдуардо Сирлот. О её испанском издании на русском языке, привезенном мной среди прочих книг из недавнего путешествия в эту страну Пиренейского полуострова, и о её герое, наш сегодняшний разговор. 
Выдающийся мастер архитектуры, имя которого и сегодня у всех барселонцев и гостей города на устах. Здания, построенные им – великолепное украшение Барселоны, женственного, восхитительного, не похожего ни на один город мира, влюбляющего в себя. Невероятно последнее  строение Гауди, выплеск духа человеческого – Искупительная церковь Святого Семейства (Саграда Фамилия), строящаяся на пожертвования уже более ста лет. Храм восхищает всех, соединяя землю с небом остроконечными башнями-колокольнями, самая высокая из которых – сто семьдесят метров.
Антонио Гауди-и-Корнет родился в семье архитектора в 1852 году. Автор книги приводит слова директора Архитектурной школы, в которой учился будущий зодчий: «Даже не знаю, кого мы выучили – сумасшедшего или гения».
Он стал гением, взорвавшим куски пространства, – ударная волна этих взрывов распространилась по всему миру. Его архитектура  необычна, не похожа ни на какие творения других мастеров. Его сооружения объединяют настолько разнородные элементы, что взгляду кажется – всё это не сочетаемо. Но их функциональная и природная пластика восхитительны. Он глубоко уважает материал и одновременно относится к нему панибратски. Гауди добился синтеза искусств;  здесь и абстрактная живопись (художник Кандинский появится позднее), и бесформенная материя рядом со строгой нефигуративностью (англичанин Мур ещё не родился), тут же барочный сюрреализм (сюрреалисты появятся в новом веке), и пряно благоухающий восточно-мусульманский стиль «мудехар», и прорывы в далекое будущее, которые ещё и сегодня не повторены архитекторами. Результат – вселенскость его творчества, вызывающее чувство восторга. И сам мастер, безусловно, испытывал при работе ощущения чудесного наслаждения.
Гауди – это каталонское возрождение – Renaixensa, случившееся в XIX веке, растворенное в каждом дне его творчества.  
Его особая пластика очень точно названа Сирлотом «священной уродливостью». Сам Гауди был глубоко убежден, что внутри него присутствует Божественное. Его вера с годами становилась всё более глубокой, доходило до того, что епископ требовал у зодчего прекратить поститься, иначе могли быть необратимые последствия для здоровья – архитектор мог уморить себя до смерти.
В его творчестве ощутимы детские мифы и отражения атмосферы сновидений (спиритуализма). Когда всматриваешься в его архитектурные шедевры, идя по годам их создания, визуально отличаешь эволюционность. «Всё является красотой и выражением божественности», – на этом фундаменте держится убежденность Гауди. При этом он демонстративно порывает с традицией, его шедевры – это мутация в архитектуре.
Творческая мощь зодчего росла до конца его жизни – такой силы был его дар. Последний объект – это триумфальный, космический образ Собора Святого Семейства, ради которого Гауди оставил все свои проекты.
В 1906 г. у Гауди умирает отец-медник, гений забывает, что у него есть тело, хотя живет в материальном мире: он безразличен к костюму, еде, условиям жизни, социальному положению, безразличен к себе. Но удивительно то, что не перестает чувственно оценивать и прославлять мир и природу, оставаясь ортодоксальным католиком. Биограф определяет неосознанную символичность Гауди как его  подавленную сердечность.
А теперь пробежимся по барселонским творениям гения. Дом Батльо в самом центре города – это, прежде всего, бросающиеся в глаза цвета, нарушающие восприятие поверхности: фиолетовые, сиреневые, голубые, зеленые тона, напоминающие о паролях импрессионизма. И новая пластика в архитектуре: выгнутая и причудливо деформированная плоскость. И ценность формы яйца – опять природная сущность. Он «мнет форму, как гончар глину». Ему многие стремились подражать, однако лишь в частностях и элементах, скопировать мысли и фантазии гения в комплексе невозможно.
Удивляясь этому диковинному модернистскому сооружению,  барселонцы-современники прозвали его «дом из костей» и «зевающий дом». В разную погоду, как и в зависимости от времени дня, он, выложенный мозаикой по фасаду, сверкает из-за отличия угла падения солнечных лучей, как живой организм. 
Вот парк Гуэль, так похожий на Алисину «Страну чудес», на горе Пелада («Лысая гора») с его противоречивой красотой и удивительной силой воздействия. Кстати, одно из любимейших мест туристов. Знаменитые скамейки с синусоидными обводами, как легкая волна в бесконечном ритме жизни, выложенные осколками цветной керамики. Эти места для сидения своими пластическими формами завоевали  город, обретя статус типично каталонских и украшая районы новостроек. В парке Гуэль дышит Дух и ощущается Вечность,  за этим и стремятся сюда многочисленные посетители.
Я бы сравнил творения Гауди с тоскливым и страстным клекотом в песне, сопровождающей захватывающий испанский народный танец фламенко, если бы у каталонцев не было своего любимого танца сарданы.
Нереальная мистическая красота творений Гауди совершенна, хотя и вырастает из противоречий. Это гармония, составленная из разнородного, соединение функциональности и эклектики.
 Совсем рядом дом Мила или Педрера – архитектурное сооружение, взорвавшее художественные каноны эпохи. А ведь самый дорогой на тот период архитектор Барселоны не завершил своего  творения из-за споров с заказчиком – собственник отказался от дальнейших работ, остановив странности и придумки Гауди. Ныне этот дом – гордость города. Попробуйте представить самые разнообразные колонны, будто вытесанные топором начерно (это уже крипта в колонии Гуэль, тоже незаконченная из-за непримиримых споров с заказчиком), в том числе и кривые, потолки, как многоцветные лепестки крыльев бабочек, ни на что не похожие витражи. А вот ещё из Гауди: решетки на окнах из игл ткацких станков, стены, облицованные стекловидным шламом из отходов литейного производства – между прочим, использование самых непритязательных материалов и отходов от других производств.
А крыши? Трубы, гнутые, верченые, словно солдаты, или кочевники, выскобленные ветром из скалы. Величие камней, каждый из которых пронизывает дух гения, оживляя мертвую материю.
Гауди велик, он закрыл собой эпоху, закрыл целый мир, оставив его в архитектурных памятниках.
И вот, наконец, его последнее творение Саграда Фамилиа (два года назад можно было наблюдать его величие снаружи, в этот раз пускали в крипту). Это триумф Гауди, триумф форм света, силы мысли, объемов, движения. Это сверхъестественное творение, кричащее о силе человека, трансформирующего целый мир, устремленное ввысь, врезающееся в небо колокольнями. 12 последних лет жизни Гауди ничем иным не хотел заниматься, открыв секрет новой архитектурной формы. Он ютится в своем будущем создании, не замечая ничего вокруг. Когда в 1916 году кончаются пожертвования на строительство, просит милостыню, чтобы продолжать возведение храма, какого не было. После завершения башни Святой Варвары архитектор восклицает в порыве чувств: «Копье, которое соединяет небо с землей». «Замок-гора» и одновременно «пещера», как у древних христиан, вызывают ощущение бесконечности, точнее нескончаемости.
Гауди Собором Святого Семейства написал партитуру будущего, спустя век потомки пытаются её исполнить, воплотить в жизнь. Собор начали сооружать в 1882 году, строительство продолжается по макетам, оставшимся от зодчего. Всего будет 12 колоколен по числу апостолов Христа.
Саграда Фамилиа, как и остальные творения Гауди являют в мир «таинственную и священную мощь его души». Глядя на это творение, легко представить громаду сооружения взлетающим в выси небесные. Архитектор сказал: «Кто же не чувствует себя поэтом рядом с церковью». Гений возносит и искушает, он и святой и, иногда, демон.
…Антонио Гауди похоронен в крипте этого храма.
Архитектора называли Леонардо да Винчи XX века.
Валерий Плющев                 
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко