-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку
[10 апреля] Россияне предпочли восстановленные iPhone другим брендам
[9 апреля] Цифровой портрет туриста: МегаФон проанализировал посетителей горнолыжных склонов Сибири


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 18.06.2013

Электронным порядком

 
Максим Учватов, руководитель Сибирского клуба IT-директоров:ЭКСПЕРТ
Максим Учватов, руководитель Сибирского клуба IT-директоров:
 
– Чтобы работать с тендерами, необходима, прежде всего, команда. Поскольку для того, чтобы его выиграть, нужно тщательно  изучить тендерную документацию и правильно подобрать решение, соответствующее всем требованиям заказчика. А это работа и менеджера, и специалиста по документообороту (подготовке тендерной документации), и технических специалистов. В одиночку выиграть тендер довольно сложно.
Чтобы участвовать в тендерах, необходимо пройти регистрацию на электронных  площадках. Это требует наличия ЭЦП (Электронной Цифровой Подписи), которую выдают удостоверяющие центры.
Как правило, компании, которые хотят оказывать услуги или продать свою  продукцию, регистрируются сразу на нескольких площадках.
Самые известные из них: www.roseltorg.ru, www.sberbank-ast.ru, www.rts-tender.ru.
И, конечно же, www.ugzko.ru (Управление Государственного Заказа Кемеровской Области). Хотя данный сайт не является аккредитованной площадкой, он пользуется достаточно большой популярностью, так как на нём можно отслеживать областные закупки. Основным заказчиком в стране является государство, поэтому основной объём  тендеров проходит на этих площадках.
Нужно учитывать, что при проведении госзакупок очень тщательно относятся к правильно оформленной документации. На этом обязательно необходимо сделать акцент. Если Вы что-то забыли указать, не приложили один лист с информацией – всё, Вы снимаетесь с торгов.
Крупные закупки, как правило, требуют так называемого «обеспечения» государственного контракта. Это означает, что для участия в тендере Вы должны внести залог в размере до 5% от суммы контракта. Эти средства будут Вам возвращены при любом исходе конкурса, за исключением того случая, когда Вы выигрываете контракт, но отказываетесь от него. Заказчик также имеет право выставить в качестве условия обеспечение исполнения контракта. Сумма обеспечения может составлять до 30% от стартовой суммы контракта, и она возвращается после выполнения всех работ или поставки товара. Таким образом отсекаются мелкие и недобросовестные участники торгов, не имеющие необходимых средств.
Что нужно, чтобы выиграть торги? Конечно же, хорошая низкая цена и соответствие всем требованиям, указанным в документации.
Однако на практике, зачастую, если вы хотите выиграть тендер, вы должны сами его подготовить. Как, например, продаются решения в области информационных технологий? Многие поставщики очень долго и кропотливо работают с заказчиком – встречаются, общаются, определяют потребности.
Здесь, к сожалению, не исключена и коррупционная составляющая, которая возникает ещё на этапе создания или формализации потребности предприятия. В этом случае заказчик договаривается с поставщиком о приобретении конкретного технологического решения, и поставщик сам вместо заказчика выполняет работу по подготовке требований к закупаемому оборудованию или услуге. Например, можно прописать характеристики оборудования таким образом, что им может соответствовать только один производитель, который готов предоставить под крупный заказ хорошую скидку. Когда такой тендер публикуется, многие из потенциальных участников сразу понимают, что не смогут выиграть, и отказываются от участия. Несмотря на то, что подобные тендеры мало кто оспаривает, есть и риски. Конкуренты могут подать обоснованную жалобу в УФАС, которое вправе аннулировать итоги конкурса. Такие прецеденты были и в Кузбассе.
Часто встречается схема, когда закупаемый объём услуг искусственно завышен, и только определенный подрядчик знает реальный объём работ, стоимость которого значительно ниже. Такой подрядчик и выигрывает конкурс. Заказчик же получает вознаграждение за то, что подписывает акт приёма, не соответствующий подлинному объёму проведенных работ. Эта коррупционная схема работает по всей стране, особенно если речь идёт о заказах на десятки миллионов рублей.
В Кемеровской области, по данным электронной тендерной площадки (ЭТП) РТС-ТЕНДЕР, зарегистрировано 4487 государственных, муниципальных и коммерческих заказчиков товаров и услуг, большинство из которых реально участвуют в торгах. «Авант-ПАРТНЕР» попросил специалистов ведущих кузбасских предприятий рассказать о своём опыте работы на электронных тендерных площадках.
 
Из опыта торгов
Отделы снабжения кузбасских предприятий осваивали методы работы с электронными тендерами в разное время. Даже в одной группе компаний переход на ЭТП может совершаться не одновременно. Так, по словам Елены Гурской, руководителя группы организации закупок отдела материально-технического обеспечения ОАО «Кузбассэнергосбыт», её предприятие пользуется электронными тендерными площадками с 2007 года. Специалисты же ОАО «Южный Кузбасс», также входящего в группу «Мечел», начали активно использовать электронные торговые площадки с конца 2008 года.
На обоих предприятиях ЭТП стали ведущим средством организации снабжения. «ЭТП в обязательном порядке используется для закупки всех товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности ОАО «Кузбасснергосбыт», стоимость которых превышает 100 000 рублей, без учёта НДС», – поясняет Елена Гурская. По её словам, доля закупок, проведённых на ЭТП по итогам 2012 года, составила 97% от общей стоимости закупок.
Как рассказывает Вячеслав Мороз, начальник управления по материально-техническому снабжению ОАО «Южный Кузбасс», в этой угольной компании через электронные торги закупается вся автомобильная и горнотранспортная техника, специализированное производственное оборудование, запасные части и материалы.
Однако количество проводимых закупок в этих компаниях существенно различается.
«Ежемесячно ОАО «Кузбассэнергосбыт» проводит в среднем 6-7 запросов цен и предложений на электронных тендерных площадках», – говорит Елена Гурская. Масштабы участия в тендерах компании «Южный Кузбасс» намного значительнее. Каждый месяц на ЭТП размещается порядка 300 запросов ОАО «Южный Кузбасс».
Кроме того, в отличие от «Кузбассэнергосбыта» угольная компания участвует в электронных торгах и в качестве поставщика товаров.  По словам Вячеслава Мороза, компания продаёт на ЭТП неликвидные товарно-материальные ценности, например, запасные части и подшипники, лом цветных металлов, горно-шахтное оборудование и автотранспорт.
Как «Кузбассэнергосбыт», так и «Южный Кузбасс» пользуются электронной торговой площадкой «B2B-Mechel», разработанной в рамках совместного проекта ОАО «Мечел» и компании «B2B-Center» для автоматизации процессов конкурентных закупок товаров, работ и услуг на предприятиях «Мечела».
Как считает Елена Гурская, преимущества электронных торгов для заказчиков товаров и услуг заключаются в увеличении количества поставщиков и снижении коррупционных рисков. Кроме того, электронные торговые площадки обеспечивают открытую ценовую конкуренцию и минимальные итоговые цены. По ее словам, немало преимуществ получают и поставщики, которые приобретают доступ к участию в удаленно проводимых закупках, возможность расширения рынка сбыта и равные конкурентные возможности для участников. «Все операции проводятся в режиме on-line, исключая человеческий фактор», – подчёркивает Елена Гурская.
Подобную же оценку даёт и Вячеслав Мороз. «По оценке специалистов ОАО «Южный Кузбасс», к преимуществам ЭТП можно отнести открытость и прозрачность всех проводимых процедур, значительное снижение риска противоправных действий. Использование таких современных методов выбора поставщика также способствует расширению круга потенциальных участников и росту количества рассматриваемых заявок», – говорит он. Однако Вячеслав Мороз отмечает и один из значительных недостатков использования ЭТП – невозможность проконтролировать качество предлагаемого товара. Кроме того, по его оценке, на сегодняшний день в торгах участвуют не все заводы-изготовители.
На кого распространяется действие Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011?г. N?223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:
Государственные корпорации и государственные компании;
Субъекты естественных монополий;
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
Автономные учреждения;
Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.
 
Дополнительный эффект
Электронные тендерные площадки дают возможность не только проводить торги, но и, как любая рыночная площадка, являются средством обмена информацией.
«Используя для работы ЭТП, появляется возможность заявить о своем продукте (товаре, услуге) большому количеству потенциальных потребителей, что автоматически возводит закупку в электронном виде в ранг маркетингового инструмента. Бесплатная реклама – это существенный плюс», – полагает Елена Гурская. Ее коллега Вячеслав Мороз отмечает возможность применения электронных площадок для проведения маркетинговых исследований, но, по его словам, в настоящее время ОАО «Южный Кузбасс» использует другие способы поиска информации о потенциальных поставщиках товаров и услуг.
Впрочем, специалисты выделяют и другие возможные аспекты использования ЭТП. Так, по словам Антона Крючкова, управляющего партнера Центра правовой поддержки «ЮрИнвест», электронные торги могут выступать весьма эффективной мерой для повышения «налоговой безопасности» компании.
«Чаще всего, претензии налоговых органов связаны со сделками с так называемыми «фирмами-однодневками». Многие предприниматели сталкивались с ситуациями, когда налоговые доначисления были вызваны недобросовестным поведением не самих предпринимателей, а их поставщиков. Налоговые органы в таких случаях указывают на отсутствие должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагентов, в результате чего происходит весьма существенное доначисление сумм по НДС и налогу на прибыль. «Отбор» контрагентов посредством проведения электронных торгов может значительно снизить такие риски. В этом случае говорить об отсутствии должной осторожности и осмотрительности будет гораздо труднее. Безусловно, перевод всей деятельности компании на такую систему отбора контрагентов нецелесообразен. Но её применение для сделок «повышенной значимости» имеет смысл», – объясняет Антон Крючков.
Тимур Сагдиев
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко