-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 17.09.2013

Сергей Никитенко: «Мы рассматриваем все возможности для развития кузбасского машиностроения»

Сергей НИКИТЕНКО, директор АМК (Ассоциации машиностроителей Кузбасса)В 2010 году была создана Ассоциация машиностроителей Кузбасса (АМК) – добровольное объединение машиностроительных предприятий. Сейчас она объединяет более 30 крупных, средних и малых машиностроительных предприятия. АМК создавалась для усиления позиции кузбасских машиностроителей на отечественном рынке, координации усилий для выхода на внешние рынки, а также для осуществления перевода машиностроения Кузбасса на инновационный путь развития. Накануне Дня машиностроителя «Авант-ПАРТНЕР» встретился с Сергеем НИКИТЕНКО, директором АМК, чтобы узнать, как сегодня живёт и работает некоммерческая организация.

–  Год назад, отвечая на вопросы «Авант-ПАРТНЕРа», вы в числе основных приоритетов работы Ассоциации называли кадровую подготовку и соединение интересов малых и крупных предприятий на основе опытного производства, где бы осваивались новые технологии, новая продукция. Что за год сделано в этом направлении?
– Да, ещё год назад АМК совместно с Департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области и специалистами Учебно-делового центра «Динком» провела круглый стол на тему «Механизм создания модели самообучающейся организации на малых и средних машиностроительных предприятиях». В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к единому мнению, что существующий коллектив завода – есть самый ценный потенциал, и необходимо постоянно проводить работу по его обучению и вовлечению в программы развития предприятия, создавая возможности и условия для повышения квалификации каждого специалиста. Одними из результатов этой работы стало проведение ассоциацией совместно с Департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области и Кузбасским центром сварки и контроля в июле 2013 года регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший сварщик» среди работников машиностроительных предприятий Кемеровской области.
 
– А почему именно конкурс? И почему – сварщиков?
– Во-первых, это наиболее распространённая профессия на машиностроительных заводах, а также и на предприятиях других отраслей, поэтому их продолжают централизованно готовить. То есть это востребованная специализация, и от квалификации таких специалистов зависит качество продукции многих предприятий. Во-вторых, с точки зрения проведения конкурса, это одна из наиболее «удобных профессий», потому что тот инструмент, то оборудование, которым пользуется сварщик наиболее унифицировано. И, в-третьих, проводится всероссийский конкурс сварщиков. Победитель нашего регионального конкурса участвует во всероссийском конкурсе. И, конечно, что немаловажно, имеется хорошая база для проведения конкурса – Кузбасский техникум архитектуры, строительства и геодезии, где готовят сварщиков. Всё оборудование, которое у них есть, отвечает требованиям безопасности, кроме того, наличие социальной структуры – столовой, общежития, позволяет снизить организационные издержки, по другим профессиям такой базы мы пока не можем определить.
 
– Ну, всё-таки, почему, именно, конкурс, что он даёт предприятиям, участвующим в нём?
– Во-первых, это – имидж для завода – высокая квалификация работников косвенно подтверждает качество продукции. Во-вторых, поддержка имиджа профессии, дополнительный стимул в профориентации молодёжи. Кроме того, подготовка к конкурсу на предприятиях – это дополнительное обучение своих сотрудников, повышение их квалификации в таком соревновательном режиме, то есть повышается мотивация работников для обучения.
 
– Что ещё запланировано сделать в этом направлении в ближайшее время?
– Мы сейчас думаем о конкурсе операторов станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Там элементы программирования и практическая обработка. Сейчас смотрим по заводам, какие есть виды станков более-менее унифицированные, опять же нужно подобрать базу, да так, чтобы завод согласился. Это тоже не просто, ведь, кроме того, чтобы пустить в цех и обеспечить безопасность нужно предусмотреть много организационных моментов. Ну и думаем о конкурсе токарей – ещё об одной достаточно массовой и востребованной на заводах специализации.
 
– Говоря о втором направлении работы, нельзя не затронуть проект по созданию кластера тяжёлого машиностроения в Кузбассе, тем более, что 26 сентября прошлого года, когда в Кемерове, в Институте угля СО РАН, прошло заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по машиностроению с участием главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Василия Соколова, на котором была принята резолюция: поддержать заявку АМК на создание кластера тяжёлого машиностроения и включение его в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Что было сделано за прошедший год?
– Ну, кроме этого, на заседании также приняты и другие решения. Включить в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета производителей оборудования для добычи полезных ископаемых (горношахтного и горнорудного) в перечень российских организаций, имеющих право на получение субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Поддержать инициативу Ассоциации машиностроителей Кузбасса по созданию института сводного территориального заказа для тяжёлого машиностроения на базе государственно-частного партнёрства предприятий тяжёлого машиностроения, горнодобывающих предприятий и региональных органов исполнительной власти, направленную на кратный рост социально-экономических и бюджетных показателей в регионах СФО. Поддержать инициативу Ассоциации машиностроителей Кузбасса по созданию государственной лизинговой компании по тяжёлому машиностроению на базе кредитных государственных организаций в границах кластера тяжёлого машиностроения Сибирского федерального округа, как инструмент развития внутреннего рынка горношахтного и горнорудного оборудования в рамках развития угольной отрасли.
Это совещание положило начало целому ряду заседаний, посвящённых проблеме развития машиностроения в Сибирском федеральном округе, и практически на каждом из них инициативы АМК получали большую поддержку со стороны участников.
В результате уже в августе 2013 года пять малых инновационных компаний региона совместно с Институтом угля СО РАН заложили основу «инновационного ядра» этого формирующегося кластера. Руководители малых предприятий и директор института член-корреспондент РАН Владимир Клишин подписали соответствующие договоры на проведение совместных, ориентированных на получение конечного рыночного продукта, научных исследований и опытно-конструкторских работ по нескольким направлениям. Первые результаты совместной работы инноваторов и учёных одобрил председатель Президиума Кемеровского научного центра СО РАН академик РАН Алексей Конторович.
 
– А в чём, скажем так, конечный смысл всех этих соглашений?
– Главная задача инновационного ядра – обеспечить новых технологический уровень предприятий членов ассоциации. Не многие предприятия могут себе позволить на данном этапе единоличную покупку новых технологий, в рамках ассоциации мы эти вопросы решаем «кооперативно». Поэтому сейчас не все малые инновационные предприятия, которые предположительно войдут в это «инновационное ядро», являются членами АМК, более того, некоторые территориально находятся не в Кузбассе, но у них есть какие-то разработки, которые могут быть нам интересны.
Это такой технологический бизнес-адаптер, где адаптируют уже разработанные вещи к тем или иным условиям. А малые предприятия могут разработать или адаптировать продукт по конкретным запросам предприятий. Сейчас мы думаем о создании центра компьютерного моделирования, скорее всего, это будет на базе Института Угля.
 
– Как продвигается работа по формированию кластера тяжёлого машиностроения?
– В долгосрочной программе развития угольной отрасли России на период до 2030г., одна из подпрограмм как раз касается обеспечения добычи угля новыми видами технологий и оборудования, то есть того, что положено в основу создания кластера. Но новое оборудование нужно испытывать. У нас нет стендового оборудования, у нас нет возможности испытывать образцы новой продукции, у нас не на чём проводить экспертизу отработавших свой ресурс оборудования. Без стендовой базы мы не можем оценить, насколько соответствует нашим требованиям безопасности и импортное оборудование. У нас есть какие-то элементы на каждом предприятии, в основном для узконаправленных исследований. Большое стендовое оборудование дорого стоит и предприятия в отдельности его потянуть не могут, но без него не разработать полностью конструкцию. Создание испытательного полигона с целью разработки новых конструкций, экспертиз и сертификации новой продукции – это задача даже не заводов, не угольщиков – это государственная задача. И по стоимости вопроса, и по сути, если мы хотим обеспечить топливную безопасность России, сохранить угольную отрасль.
В этом году на общем собрании «Машиностроение Кузбасса: Итоги. Перспективы. Задачи», которое состоялось в ходе выставки «Уголь России и Майнинг», обсуждались вопросы, в том числе, о кластере и о проекте создания в Кузбассе испытательного полигона для ГШО. Минэнерго нас поддержало и передало кузбасскому НЦ ВостНИИ все полномочия, на то, чтобы эти вопросы безопасности решать созданием испытательной стендовой базы. Государство будет финансировать эту программу. На этом же совещании мы создали рабочую группу, в которую вошли представители заинтересованных структур.
Сегодня мы только нашли понимание в формировании рабочей группы, которая сейчас разрабатывает концепцию, согласовывает интересы сторон, кто и за что будет отвечать. Понятно, что Институт Угля – это фундаментальные разработки новых технологий переработки и добычи полезных ископаемых, ВостНИИ – это испытательная стендовая база, возможно совместная с заводами, АМК – это координирующее звено, которое обеспечивает развитие этой программы. Планируется, что этот испытательный полигон будет такого распределённого типа. Стендовое оборудование будет находиться и на заводах и институтах, методики будут аттестованы ВостНИИ. Всё это будет управляться одним координирующим центром. Финансирование предполагается по принципу государственно-частного партнерства. Государство вкладывается в финансирование научных разработок, методик испытания, а бизнес – в «железо». Это достаточно сложная и продолжительная работа, и пока ещё рано говорить о каких-то сроках её завершения.
Но мы считаем, что эта работа в целом ведёт к развитию отрасли добывающего машиностроения. А создание полигона – это одно из структурных подразделений кластера тяжёлого машиностроения.
 
– Как обстоят дела с «продвижением на новые рынки»?
– Важным достижением в работе АМК стало участие предприятий-членов ассоциации в составе российской экспозиции в конце прошлого года на Международной индустриальной выставке производственного оборудования и материалов «Меньюфекчуринг Индонезия» в г. Джакарта (Индонезия). Основная цель выставки – создание условий иностранным производителям для детального ознакомления с рынком Индонезии и представления на нём продукции, установления новых деловых контактов и восстановления имевшихся ранее торгово-производственных связей, привлечения инвестиций и технических инноваций, реализации инновационных проектов. Республика Индонезия является традиционным торговым партнёром Российской Федерации в Юго-Восточной Азии. В последние годы наблюдается заметная активизация российско-индонезийских торгово-экономических отношений и наращивание взаимного товарооборота. В рамках этого мероприятия был подписал Протокол намерений о сотрудничестве с Индонезийским Технологическим Институтом, который ориентирован на создание совместной исследовательской группы по направлениям технологического развития машиностроительной отрасли.
 
– И что дальше?
– В июне этого года мы провели совместную конференцию по технологиям машиностроения, конструирования и новым материалам в Джакарте. Нам сейчас важно выйти в научные круги, которые разрабатывают новое оборудование для промышленности Индонезии. Уровень технологического развития горно-добывающей отрасли в Индонезии примерно такой, как у нас в России. Страна не очень богатая, они не могут позволить себе покупать дорогое оборудование, поэтому у нас есть все шансы выхода на этот рынок. Но этот рынок также интересен и Китаю, и Индии, поэтому для начала нужно бы разобраться более детально в этом рынке. Мы через научную среду пытаемся понять этот рынок, ближе познакомиться с ним и его представителями, с позиции рационального вхождения на него.
Но конечно мы смотрим и на другие рынки, в том числе и через участие в российских конференциях и выставках. Например, мы сейчас готовимся к X международной выставке Высокотехнологичной техники и вооружения, которая пройдёт в начале октября в Омске. Там будут участвовать 14 наших предприятий.
Мы рассматриваем все возможности для развития кузбасского машиностроения.

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко