-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.10.2013

Убытки от «автогражданки»

В последнее время всё чаще появляются сообщения о сворачивании бизнеса ОСАГО крупнейшими игроками этого рынка. Это связано с тем, что опережающий сборы рост выплат на фоне неизменного на протяжении всех 10 лет действия закона тарифа «подкашивает» даже крупнейших федеральных страховщиков.
 
Убытки и убыточность
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), за 6 месяцев текущего года страховыми компаниями в Кемеровской области по ОСАГО собрано премий на сумму 1,01 млрд рублей, выплачено за этот период – 708,9 млн рублей. Таким образом, коэффициент выплат составил 69,92%. По оценке директора кемеровского филиала компании «АльфаСтрахование» Романа Силаева, реальная убыточность страховщиков по данному виду страхования (с учётом обязательных выплат в компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), расходов на персонал и ведение дела) уже зашкаливает за 100%: «Внешне ситуация с выплатами выглядит так, как думают об этом наши депутаты: страховщики собрали 1,013 млрд, выплатили из них 709 млн, остальное забрали себе. Но при этом они забывают, что мы обязаны формировать резервы, которые покроют убытки следующего года, банально бланки полисов денег стоят, кто-то должен их продать, учесть, урегулировать убытки. В структуре тарифной ставки по ОСАГО заложен максимальный уровень выплат в 77% – этот тот предел, при котором страховщик теоретически ещё должен нормально работать. Всё, что выше – это чистый минус».
По словам генерального директора СК «Сибирский Дом Страхования» Ольги Бутковской, убыточность компании выше среднерыночной и превышает 80%. «Пока собранная страховщиками за 10 лет действия ОСАГО сумма премий превышает сумму произведённых выплат, но не надо забывать, что на первом этапе компании делали большие инвестиции в развитие – в создание центров продаж, центров урегулирования убытков и так далее. Расходы на ведение дела было значительно выше тех, что предусмотрены структурой тарифной ставки. На сегодняшний день наша компания «перекрывает» убытки по ОСАГО другими видами страхования, но это неправильно, вызывает много вопросов со стороны надзорного органа».
Ситуацию, складывающуюся в ОСАГО, все опрошенные эксперты оценивают как критическую. Базовый тариф по данному виду страхования не повышался все 10 лет. «За это время стоимость нормочаса на станциях по ремонту автомобилей выросла почти в 3 раза, стоимость запчастей – на 270%, – обращает внимание Ольга Бутковская. – Повышение территориального коэффициента для Кемеровской области немного сгладило ситуацию, но этот эффект уже исчерпан».
 
Защита от страховщика
И без того непростую ситуацию усугубило распространение на страхование летом 2012 года действия закона «О защите прав потребителей». Это привело к росту числа обращений в страховые компании – раньше многие участники мелких ДТП из-за дефицита времени договаривались на месте и расходились. «ОСАГО вообще нельзя подвести под закон «О защите прав потребителей», потому как договорных отношений с потерпевшим страховщик не имеет, он заключил договор с виновником, – убеждён Роман Силаев. – А этот закон говорит о договоре и нарушении его условий. Частота обращений за выплатами в «АльфаСтрахование» выросла в 2 раза, при этом статистика ГИБДД не показывает роста количества ДТП».
Также растёт число случаев, когда потерпевшие вообще не обращаются к страховщику, а сразу идут в суд, взыскивают сумму ущерба и штрафы. Сюда же добавляются и услуги юриста. «Это парадокс нашей судебной системы, ведь сначала должно быть обращение к страховщику, он должен произвести выплату или отказать в таковой, потом уже должно следовать исковое заявление, выплата разницы и штраф, – продолжает Роман Силаев. – В законе об ОСАГО прописаны штрафные санкции, в гражданском кодексе и в законе о защите прав потребителей тоже предусмотрены штрафы – и все они могут быть применены к страховщику одновременно! У нас не так давно было судебное решение, по которому с нас взыскали по ОСАГО 275 тыс. рублей при ответственности в 120 тыс., остальное – штрафы и пени. При этом человек не обращался к нам с 2011 года, а после 28 июня прошлого года вдруг «проснулся» и пошёл в суд».
Подобную практику Ольга Бутковская оценивает как «правовой нигилизм». По данным директора «Сибирского Дома Страхования», в настоящее время до 20% выплат по ОСАГО (каждая пятая выплата) производятся на основании судебных решений, при средней выплате по рынку 26-27 тыс. рублей, средняя выплата по судебным решениям приближаются к 100 тыс. рублей. Страховщики жалуются на предубеждение среди судей, что в споре физлица и страховой компании страховщик не прав изначально.
В то же время Роман Силаев утверждает, что арбитражный суд, рассматривающий спор юридических лиц, не принимает подобных «социально направленных» решений. Впрочем, юрлица не попадают под защиту закона о правах потребителей. По этой категории клиентов низкая убыточность и этот бизнес несёт прибыль страховщикам. Правда, данный сегмент рынка ОСАГО как минимум в 10 раз меньше, чем сегмент физлиц.
Возможно, подведение ОСАГО под закон о защите прав потребителей и не имело бы для страховщиков таких драматических последствий, если бы не появление целой армии юридических посредников. Нередко о случившемся ДТП они «волею судеб, совершенно случайно» узнают ещё до страховщика и даже до приезда на место сотрудников ГИБДД. Денег с клиента они не берут – плата услуг юриста производится с тех денег, что в итоге взыскивают со страховщика. Некоторые юристы, пользуясь правовой безграмотностью людей, даже умудряются делить пополам с клиентом сумму штрафа, а порой и просто за бесценок выкупают у потерпевших права требования к страховой компании. Как отмечают страховщики, юристы берутся не только за текущие убытки, но и поднимают убытки прошлых лет, что делает рост убыточности по ОСАГО непрогнозируемым.
Красноречивее всего влияние закона о защите прав потребителей на рынок ОСАГО характеризуют цифры. По данным ФСФР, уже в 4 квартале 2012 года выплаты по автогражданке в Кемеровской области увеличились на 31,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом объём премии, напротив, снизился на 4,5% (это чистые квартальные данные). Два квартала 2013 года показали рост премий соответственно на 8,7% и 11,9% по отношению к 2012 году, при этом выплаты увеличились на 40,4% и 66,3%. Налицо преобладание динамики роста выплат над страховыми сборами, что в итоге может привести к критической ситуации и невозможности страховщиков справляться со своими обязательствами.
По мнению страховщиков, несуразностей в законе об ОСАГО немало. Одна из них – прямое возмещение ущерба (ПВУ) клиенту, пострадавшему от клиента прекратившей своё существование компании. По закону это компенсационная выплата РСА, но если потерпевший, вместо обращения в РСА, идёт в суд подаёт иск против своего страховщика, компания получает судебное решение выплатить клиенту в порядке ПВУ. Про этом подать заявку в РСА и получить компенсационную выплату страховщик не может, поскольку по закону такая выплата полагается только потерпевшему. «Мы уже получили около десятка таких судебных решений, – жалуется Ольга Бутковская. – Выплатили, а в ходе проверки налоговые органы задали нам резонный вопрос: на каком основании мы произвели эти выплаты?». По оценке Ольги Бутковской, на сегодняшний день в Кемеровской области около 10% страхователей имеют на руках полисы  ОСАГО уже фактически несуществующих компаний.
 
Защита от ОСАГО
Естественная реакция страховщиков на происходящее – санация своих портфелей по ОСАГО и общее сокращение продаж. Логичным было бы отказаться от продаж полисов в наиболее убыточных регионах страны, но, имея лицензию на данный вид страхования, законным путём страховые компании так поступить не могут, закон обязывает их присутствовать в каждом регионе РФ. В результате отказывают компании под предлогом отсутствия в наличии бланков страховых полисов. Также сворачиваются фронтовые продажи, страховщики отказываются от сотрудничества с разнообразными страховыми брокерами.
«Чем дальше у меня офис продаж находится – тем лучше, - говорит «Авант-ПАРТНЕРу» директор одной из страховых компаний. – Брокеры перестали продавать полисы, так как комиссионное вознаграждение им перестали платить, люди мечутся по городу, не знают, где им застраховаться. Но если человек приходит-таки к нам в главный офис, отказать ему, как-то отсортировать более-менее выгодных клиентов, мы не можем – страхуем тех, кто пришёл. Показательно, что убыточность по таким «офисным» договорам у нас 180%. Поскольку лимит ответственности по всем договорам одинаковый, а стоимость полиса варьируется в зависимости от разных факторов, желание страховщика продать его подороже естественно».
Официально компании эту «скользкую» тему не комментируют, но многие страховщики (среди них крупные федеральные компании) в надежде снизить частотность обращений стали выводить свои центры урегулирования убытков за пределы областного центра, сократили график их работы, а также отозвали доверенность директоров филиалов на урегулирование убытков. «Заявления своих клиентов, по ПВУ, мы принимаем в нашем офисе – это же наши клиенты, они нам заплатили деньги, – сказали «Авант-ПАРТНЕРу» в неофициальной беседе в одной из страховых компаний. А по традиционному урегулированию – идите в компанию причинителя вреда или в Мариинск».
Впрочем, потерпевший вообще может не идти в офис страховой компании, а отправить заявку и документы заказным письмом. Возможно, страховщики надеются, что про это не все знают.
 
Опасения и прогнозы
То, что ситуация в сфере ОСАГО критическая, признают все опрошенные страховщики. В свете описанных выше тенденций (сокращение портфелей лидерами рынка) эксперты высказывают опасения, что освободившуюся нишу вполне могут занять компании-однодневки. Если в ближайшее время не будут пересмотрены тарифы и не будут внесены некоторые другие корректировки в закон об ОСАГО, компании начнут отказываться от лицензий.
 «Добросовестные страховщики, которые своевременно и в полном объеме исполняют свои обязательства по договорам ОСАГО, не могут работать в тех условиях, которые сложились в это секторе страхования, – комментирует ситуацию директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Кемерово Вадим Ситников. – Тем не менее, на рынке остаются компании, которые продолжают активно работать по ОСАГО и, соответственно, рискуют через год-два столкнуться с колоссальными убытками. Итогом этого станет снижение уровня выплат, рост числа судебных разбирательств, увеличение количества недовольных страхователей и так далее».
«Пока на рынке есть мелкие страховщики-однодневки, у человека всегда будет возможность приобрести страховку одной из них, – рассуждает Роман Силаев. – Таких компаний ещё много. Продержатся они недолго, а отвечать по их обязательствам РСА будет. Но если «сдуется» хоть одна из крупнейших компаний, лопнет и весь рынок, убытки не покроют никакие резервы РСА».
Несмотря на «корявость» системы ОСАГО, не стоит уменьшать ту пользу, которую данный вид принёс российскому страховому рынку – стало гораздо меньше «разборок» на дорогах, люди стали больше узнавать о страховании ответственности и о защите своих имущественных интересов. Однако страховщики в один голос утверждают, что, если не внести ряд срочных законодательных изменений, это может грозить не только гибелью рынка ОСАГО, и нанесёт серьёзный репутационный ущерб российскому страхованию в целом.
Ксения Сидорова
 


Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко