|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.10.2013
За 9 месяцев текущего года в Кемеровской области начали осуществлять свою деятельность 6 новых автошкол. При этом большинство участников рынка уверено, что он уже более чем насыщен, и появление новых игроков усугубляет ситуацию с качеством подготовки водителей, если, конечно, руководством автошколы на первое место ставится прибыль, а не сам образовательный процесс.
Рынок наполнен
По состоянию на 3 октября 2013 года государственной службой по надзору за образованием (Кузбассобрнадзором) в Кемеровской области выдано лицензий на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств 112 образовательным организациям. Из них чуть менее двадцати государственных и муниципальных образовательных организаций, 15 школ ДОСААФ и 79 частных автошкол. На все категории транспортных средств обучение осуществляется в 32 школах, 42 школы обучают только водителей автомобиля категории «В». В этом году впервые получили лицензию на осуществление образовательной деятельности 6 автошкол, еще 15 обратились в Кузбассобрнадзор за переоформлением лицензии в связи с открытием новых учебных классов и необходимостью подачи дополнительных сведений. При этом представители рынка считают, что рынок автошкол в регионе уже перенасыщен. Не случайно их число особо не меняется в последние годы. «Автошкол в области более чем предостаточно, – убеждён директор АНО Автошкола «Зеленая Волна» Василий Сысоев. – К сожалению, среди них существенный процент «портфельных» автошкол, созданных только ради прибыли. Есть автошколы, которые давно на этом рынке, развивают свою материально-техническую базу. С точки зрения таких организаций пределов совершенствования не существует. В целом же рынок насыщен, но если завтра на нём появится автошкола, готовая предоставлять услуги более высокого качества – это хорошо». «Сегодняшнее количество автошкол в Кузбассе можно смело сократить в три раза, – уверен заместитель директора ФАО «Кемеровский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» Евгений Романовский. – Большинство из них появилось в период с 2006 по 2009 годы, когда был массовый наплыв учащихся. До этого в Кемерово работало всего 5 или 6 автошкол (сейчас порядка 20). Потом людям стали выдавать кредиты, машины стали покупать в большом количестве, и народ пошёл учиться. На этой волне и появились новые автошколы. Зачастую сюда приходят люди из совсем других сфер. Есть автошколы, которыми руководят бывшие строители, торговые работники. Они вложили свои средства и работают, получая прибыль. Но, сегодня количество учащихся резко сократилось и ощущается явный перебор на рынке. Чрезмерно высокая конкуренция приводит к неоправданному снижению цен и, как следствие, снижению качества обучения». «Рынок автошкол в Кемеровской области можно сказать перенасыщен. Но я считаю, что рост всегда возможен», – утверждает директор автошколы «Формула-Мастер» Антон Кожевников. «Без вложений в автошколу сегодня уже невозможно быть лидером, – говорит директор автошколы «Автокласс» Станислав Нетц. – Кто пойдёт учиться в автошколу, чтобы сидеть в душном, некомфортном классе и читать дырявые учебники? Кто пойдет проходить обучение на древнем автомобиле? Сейчас курсанты выбирают комфорт».
За что платят курсанты?
Открыть новую автошколу, по мнению экспертов, сегодня не сложно. Финансовые затраты на начальном этапе нужны сравнительно небольшие. А именно для оплаты государственных пошлин, лицензирования автошколы и для открытия учебного класса, автодрома. Главная проблема – наличие автодрома. «У многих не получается сегодня открыть автошколу из-за отсутствия собственного автодрома. Взять землю в собственность и оборудовать её, безумно дорого. А владельцы действующих автодромов уже стараются не заключать новых договоров аренды», – говорит Евгений Романовский. «В настоящее время неотъемлемым атрибутом любой серьёзной и уважаемой автошколы стало наличие собственного, современного автодрома, – говорит Станислав Нетц. – Площадка для обучения вождению является, прежде всего, плацдармом для получения и закрепления учащимися автошколы практических навыков вождения автомобиля, а его площадь и оснащение играет немаловажную роль в процессе обучения. Автодром у нас собственный и используется для обучения только нашими курсантами. Данное обстоятельство позволяет оттачивать выполнение упражнений, а не стоять в очереди перед ними, как на автодромах, арендуемых несколькими школами одновременно». Очевидно, что владельцы автодромов находятся в более выигрышном положении, чем арендаторы, хотя им это обходится дороже, а вот с наличием в автошколе учебных автомобилей вопрос спорный. С одной стороны, значительно дешевле заключить договоры с инструкторами – индивидуальными предпринимателями. По этому пути из соображений рентабельности пошли даже крупные автошколы. Кроме того, по мнению Василия Сысоева и многих его коллег, когда инструктор обучает вождению на собственном автомобиле, он более добросовестно относится к его сохранности. С другой – наличие собственного автопарка даёт свои преимущества. «Автомобили принадлежат автошколе, поэтому у инструкторов не болит голова о страховке, техосмотре, зимней резине, неизбежных поломках, автозапчастях, – продолжает директор автошколы «Автокласс». – За состоянием наших автомобилей следит механик. Мы заключили партнёрские договоры с несколькими автосервисами и автомойками, поэтому уверены, что нас обслужат в приоритетном порядке, что сократит простой автомобиля и все наши ученики найдут оптимальное время для занятий». Характерно, что зачастую кузбассовцы не желают учиться на отечественных автомобилях. Поэтому автошколы и инструкторы предпочитают обзаводиться импортными машинами, средняя стоимость которых 500-600 тысяч рублей. Некоторые даже обучают на внедорожниках. «Во всех регионах по-разному, – утверждает Евгений Романовский. – В Подольске, например, в своё время учили на «Оке». Мы купили. Два с половиной года я учеников через коленку гнул, чтоб посадить на неё. «Какая «Ока»!? – кричат. – Я на RAV-4 езжу!» В конечном счёте, мы сняли её с работы, поставили в учебный класс как наглядное пособие и потом продали». Последнее время все больше автошкол уделяет внимание наличию собственного сайта в интернете. При этом одни формально подходят к делу, используя его лишь как визитку автошколы, другие – выкладывают на сайте полную информацию, вплоть до расписания занятий, данных об инструкторах и обратной связи с администрацией. Из всех этих параметров, плюс затраты на помещение, материально-техническое оснащение классов, зарплату сотрудникам и складывается цена на обучение в автошколе. Разное техническое оснащение, разный подход к качеству обучения – разная цена. При этом многие руководители автошкол уверены, что хорошее обучение дешёвым не бывает. Антон Кожевников, например, с таким мнением не согласен. По его убеждению, дороговизна складывается в первую очередь из экономических показателей (затраты на содержание помещений, автодрома материально-техническую базу и прочее) а уже потом на самом качестве образования, тем более что все работают по одинаковым программам. Напомним, что последнее повышение цен в этой сфере произошло в конце 2012-го – начале 2013 года. Многие автошколы в Кемерове преподают на категорию «В» в среднем за 25 тысяч рублей. В наиболее дорогих, например «Зеленая Волна», учёба на водителя легкового автомобиля обходится от 27 тысяч рублей и более. Но, многие заявляют о стоимости обучения в 12-15 тысяч рублей. В основном такие низкие ценники в небольших городах и на юге Кузбасса. Когда снова подорожает обучение, эксперты предсказать не берутся. Здесь многое будет зависеть от законодателей, которые с 1 ноября отменили самоподготовку, а это был крупный сдерживающий фактор, и готовят ещё целый ряд нововведений. Режим ожидания
7 мая нынешнего года был принят закон «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который за исключением лишь некоторых положений вступает в силу через 180 дней после опубликования. «Российская газета» опубликовала его 13 мая 2013 года. Главное новшество этого законодательного акта заключается в том, что к традиционным категориям – «А», «В», «С», «D», «BE», «CE», «DE» – добавляются подкатегории: «А1» (мотоциклы малой мощности с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров и максимальной мощностью не более 11 кВт), «В1» (трициклы и квадрициклы), «С1» (автомобили, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не более 7,5 тонн), «D1» (машины для перевозки пассажиров, имеющие от 9 до 16 сидячих мест, кроме водительского), «C1E», «D1E» (дают возможность управлять машинами категорий «С1» и «D1» с прицепами более 750 кг), «Tm» (управление трамваем), «Tb» (управление троллейбусом), «М» (управление мопедами и скутерами). Положения закона должны вступить в силу уже довольно скоро, но для этого требуется принять ещё целый ряд подзаконных актов, а данный процесс идёт медленно. «Положения о лицензировании ещё нет, программы по новым категориям не разработаны, даже проектов нет. И сейчас все 8 тысяч автошкол российских находятся в подвешенном состоянии», – говорит Василий Сысоев. Более того, совсем недавно на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) прошло обсуждение проекта Постановления Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами». Данный законопроект вызвал множество негативных откликов. «В настоящее время в России имеет место быть катастрофическая ситуация, возникшая в сфере подготовки и допуска к управлению водителей транспортных средств в нашей стране, – говорит Сысоев. – Аналогичные проблемы уже имели место в 2009 году в связи с выходом «Требований к автошколам», в результате которого практически все 8000 образовательных организаций, занимающихся подготовкой водителей, оказались «вне закона» и не могли продолжать свою деятельность. И лишь вмешательство Федеральной антимонопольной службы смогло переломить ситуацию и вывести ее из кризиса путем отмены вышеуказанных требований. Сегодня история повторяется. К примеру, МВД подготовило проект Постановления Правительства РФ «О допуске к управлению транспортных средств» (был размещен на Едином портале раскрытия информации для оценки регулирующего воздействия до 2 октября). Суть предложений, изложенных в этом проекте, следующая: «для приёма экзаменов на право управления транспортными средствами в целях борьбы с коррупцией и увеличения производительности процесса экзамена ГИБДД намерено использовать технические средства контроля, как на первом этапе – автоматизированный автодром, так и на втором – система компьютеризированного аудио-видеонаблюдения (комплекс АПК-АВН), установленная на экзаменационные автомобили». Стоит отметить, что на предыдущей законодательной волне порядка 20 российских автошкол построили автоматизированные автодромы, в том числе, одна в Кемерове. Стоимость автоматизированных автодромов достаточно велика, по разным оценкам от 10 до 70 млн рублей, а то и больше. Поэтому их владельцы, пока не принят закон, терпят убытки. Безусловно, у автоматизированных автодромов есть свои недостатки и преимущества, но, главное, что беспокоит участников рынка, это последствия, которые могут возникнуть для них в результате принятия такого документа. «На наш взгляд результатом принятия этого документа станут: тройное, как минимум, удорожание услуг по подготовке и допуску водителей, без всякого повышения их качества; «вымывание» с рынка услуг подготовки водителей более 90% образовательных организаций; резкое снижение качества подготовки водителей и показателей аварийности начинающих водителей», – говорит Василий Сысоев. Таким образом, рынок автошкол находится сейчас в режиме тревожного ожидания. И как всё повернется, зависит от законодателей. Максим Москвикин Читайте также блицопрос: А вам легко дались водительские права? По каким критериям вы выбирали автошколу?
|
Деловые новости[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг. Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |