-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 21 от 12.11.2013

Падение на фоне смены эпох

Рынок контрольно-кассовых машин (ККМ) в Кемеровской области за последние два года снизил обороты продаж, по разным оценкам, на 30-50%. С продажами торгового оборудования (ТО) у всех ситуация разная, но очевидно, что затруднения в этом сегменте испытывают компании, целевая аудитория которых – малый и средний бизнес. Оно и понятно. Уверенно растут крупные торговые сети, магазины отдельных собственников, работающие в формате «у дома», появляются всё реже.
 
Вот было время золотое
По мнению экспертов, «золотой век» развития и роста рынка кассовых машин и торгового оборудования приходился на конец 90-х – начало 2000-х годов и сегодня уже прошёл. В тот период на рынке находилось место всем, как крупным компаниям с богатым историческим прошлым, например, «Кемеровоторгтехника», так и совсем небольшим фирмам-однодневкам. Многие известные и сформировавшие репутацию компании появились как раз в это время, когда рынок рос быстро и уверенно. «Сегодня рынок, конечно, намного насыщеннее, чем, к примеру, 20 лет назад, когда «ККМ-Сервис» только начинал свою работу, – говорит маркетолог ООО «ККМ-Торг Сервис» Дарья Кудрина. – Тогда мы были монополистами. Сегодня, открывая любой информационный справочник, вы найдёте более 20 организаций только в Кемерове, которые занимаются продажей кассовой техники и торгового оборудования. И это вполне логично, конкуренция-двигатель торговли, и поэтому подобных компаний будет становиться всё больше». Действительно, сегодня в рубрике справочника 2ГИС «ККМ/расходные материалы» только в Кемерове можно найти 20 организаций. Чуть больше – в Новокузнецке. В рубрике «Торгово-выставочное оборудование» указано 53 компании в Кемерове и 67 в Новокузнецке. «Конкуренция на рынке торгового оборудования все сильней, – соглашается директор ООО «Сибвитрина» Игорь Веселовский. – Появилось много мелких фирм. 15 лет назад совсем другое дело. Тогда мы развивались. Купили офис, производственные помещения. И если бы не это, сейчас мы бы не смогли работать. Кроме того, раньше всё стоило намного дешевле, а зарабатывали столько же. Деньги обесценились».
Характерная особенность кузбасского рынка ККМ и ТО в преобладании местных компаний. Хотя на нём присутствуют «игроки» федерального уровня, филиалы и представительства новосибирских фирм. Конкурировать с более крупными соперниками местному бизнесу всё сложнее, но многим пока это удается. «Мы на региональном уровне располагаем командой профессионалов в своем деле, – говорит Дарья Кудрина. – Показатель тому, то, что наша компания из Кемерова оснащает некоторые московские объекты». «Кому как не представителям регионального бизнеса работать на своем рынке, – говорит директор ООО «Кемеровоторгтехника ЦТО» Тамара Мордынская. – Они знают этот рынок, видели, как он формировался. Конечно, сейчас многим стало труднее существовать, и они ищут другие направления».
При этом местный ритейл приобретает контрольно-кассовые машины и торговое оборудование не только на месте, но и за пределами региона, в зависимости от необходимого количества оборудования и возможной выгоды. «Торговое оборудование в Кемерове значительно дороже, чем в Новосибирске, процентов на 25-40, – отмечает генеральный директор ООО «ГРАУ» Евгений Грива. – Если необходимо оборудовать магазин, проще подать заявку в оптовую компанию Новосибирска. Но при покупке одной единицы этого делать не будешь. Например, нам шкаф для переодевания сотрудников обошёлся приметно в 5 тыс. рублей. У производителя из другого региона его можно приобрести за 3,5 тыс. рублей, но ехать на большое расстояние только ради выгоды в 1,5 тысячи рублей смысла нет. Поэтому мы приобрели его в компании, наиболее близко расположенной к нам».
 
Холодильники, шкафы и печи
На рынке холодильного торгового оборудования большой популярностью у предприятий торговли пользуются отечественные бренды «Полаир», «Марихолодмаш», «Рада», «Нордика» и другие. Из механического оборудования – белорусские бренды, оборудование местного производства. Из теплового оборудования, пароконвектоматов предпочтение отдаётся отечественному оборудованию «Абат», а также импортным брендам: Rational, Unox. Кроме того, из зарубежных брендов популярно оборудование Modern Expo, La fortezza, и другая продукция как европейского, так и китайского производства.
При этом потребители обращают внимание на ремонтопригодность техники. «Сегодня на рынке много разного торгового оборудования, – рассказывает директор ЗАО «Кемеровоторгтехника» Владимир Карташян. – Но мы не продаём то, что не ремонтируется. Даже если аппарат хороший, но на него тяжело достать запчасти, например «Электролюкс», мы его не поставляем. В случае поломки пищеблок необходимо будет останавливать на 2-3 месяца, чтобы дождаться запчастей».
Индивидуальный предприниматель из Березовского Елена Панкратова рассказала, что приобрела в одной из фирм оборудование для своего небольшого магазина, а потом оно простояло у неё на ремонте целый месяц. «В маленьких городах сложно найти мастера, – говорит она. – Поэтому мне пришлось вызывать специалистов из Кемерова, а это дополнительные затраты. Примечательно, что с оборудованием, которое я приобрела на вторичном рынке, у меня проблем пока не возникало. Были мелкие поломки, но мы с ними справлялись самостоятельно».
Кстати, многие, особенно начинающие предприниматели, предпочитают покупать торговое оборудование на вторичном рынке. Да, эстетически оно уже не того вида, как новое, но и обходится значительно дешевле. По словам Елены Панкратовой, разница вполовину или больше.
«Мне крупно повезло в этом плане, – продолжает предприниматель. – Я приобрела на вторичном рынке холодильные лари в разы дешевле. Если новое аналогичное оборудование в Кемерове стоит около 40 тыс. рублей, то мне оно обошлось в 5-7 тыс. Но это лотерея, как и на первичном рынке, может повезти, и техника будет работать безотказно, а могут возникнуть проблемы с ремонтом». Неудивительно, что в такой ситуации продажи компаний снижаются. Так по оценке Владимира Карташяна, за год рынок торгового оборудования упал на половину. «Наши клиенты – небольшие магазины – испытывают трудности, и это отрицательно сказывается на бизнесе, – говорит Игорь Веселовсикй. – Падение продаж по всем позициям идёт с начала лета. Обычно осенью много работы, но в этот раз с ней тяжело». А вот у «ККМ-Сервис» ситуация складывается по-другому, за счёт поставок крупным торговым сетям. «Продажи на рынке торгового оборудования растут с каждым годом, – утверждает Дарья Кудрина. – Мы уже превысили прошлогодний результат почти на 50%, а впереди ещё пик продаж… Тенденция здесь проста – прирост объектов торговли увеличивается колоссальными темпами, посмотрите только на Кемерово, даже простой обыватель видит, с какой скоростью открываются всё новые и новые магазины, а в будущем году их станет ещё больше».
 
Удар по кассам
Как и на рынке холодильного оборудования в продажах контрольно-кассовых машин преобладает продукция российского производства. Как утверждает Дарья Кудрина, основная причина такого «патриотизма» нашего ритейла – это оптимальное соотношение цены и качества. Однако будущее производителям и дилерам ККМ не видится радужным, ведь сбыт этой продукции сокращается. Причина – изменение государственного регулирования в сфере торговли.
Мощный «удар» по отрасли производства и поставок контрольно-кассовой техники был нанесён в июле 2009 года, когда был принят федеральный закон №162-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). И налогоплательщики, переведённые на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, получили право не использовать при расчётах с покупателями контрольно-кассовую технику. «Малые предприятия перестали использовать ККМ и многие компании, работающие в основном с этим сектором экономики, просто прекратили свое существование, – говорит Тамара Мордынская. – Остались только те, чьи клиенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику по существующему законодательству. Но объёмы у них значительно сократились. Например, в нашей компании падение продаж за последние два года составило порядка 30-50%». Почти в два раза с 2011 года упали и продажи контрольно-кассовых машин в компании ККМ-Сервис.
Второй, не менее важной причиной падения стало развитие технологий, безостановочный прогресс в этой сфере. Предприятия торговли требуют нечто большее, чем просто контрольно-кассовый аппарат, им нужна автоматизация процессов торговли, снижающая издержки. «Предприниматели, которые смотрят в завтрашний день, задумываются об автоматизации рабочего места кассира, – убеждена Тамара Мордынская, – но главная угроза заключается в том, что сейчас идёт кампания по продвижению идеи передачи данных через модем. Если она будет реализована, надобность в ККМ отпадёт полностью. Чеки покупателям будет выдавать компьютер, и отправлять данные через модем в налоговую инспекцию. В этом случае, останутся только те аппараты, которые способны осуществлять связь посредством интернета. Мы – не операторы, не Интернет-провайдеры и надобность в нас просто отпадёт. С другой стороны, производители не заинтересованы терять наработанные связи, специалистов, поэтому, как решится вопрос, ещё неизвестно». «Будущее за автоматизацией бизнес процессов и с каждым годом это становится всё очевиднее, сегодня у каждого из нас в кармане мини-компьютер и, конечно, время простой кассы уже прошло», – считает Дарья Кудрина.
Максим Москвикин

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко