-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 18 от 22.08.2019

Возможности угля

К очередному своему празднику угольная промышленность Кузбасса приходит с самыми высокими производственными, финансовыми и кадровыми показателями. На её долю приходится самое большое число занятых, её предприятия показывают самый больший объём оборота и прибыли, уголь – главный экспортный продукт региона. Собственно, экспортом и обеспечиваются сегодня высокие показатели углепрома Кемеровской области.
 
Промежуточные итоги

В экономике Кузбасса роль углепрома сложно недооценить – в отрасли занято самое большое число работников, св. 90 тыс. человек, она получает почти две трети чистой прибыли экономики региона, на неё приходится почти треть оборота предприятий (см. схему). Конечно, её развитие сильно зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, и к её скачкам ещё предстоит адаптироваться и отрасли, и всему региону.
 
В настоящее время некоторые предприятия отрасли вынуждены даже остановить часть мощностей и отправить работников в вынужденные отпуска, поскольку экспортные цены упали ниже себестоимости и потребовалось снизить издержки. В первом полугодии добыча угля впервые за многие годы снизилась на  2,2% или 2,7 млн тонн и составила 121,1 млн тонн.

Несмотря на это, власти Кузбасса рассчитывают на благоприятные итоги всего 2019 года. По прогнозу заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и экологии Андрея Панова, добыча угля сохранится на уровне прошлого года (255 млн тонн), и «дальнейшее наращивание темпов угледобычи возможно только при условии увеличения пропускной способности». А она, как ожидается, вырастет и обеспечит 3% прироста в экспортном вывозе угля. По его оценке, не снижается, а, напротив, растёт инвестиционная активность угольщиков, они не останавливают добычу, только сокращают. 

Улучшению положения угольщиков призвана служить временная отмена экспортной надбавки в 8% к железнодорожному тарифу с 16 июля и на 90 дней при перевозке угля в направлении портов Азовско-Черноморского бассейна, обслуживаемых Северо-Кавказской железной дорогой. Отказ от надбавки сопровождается обещанием «РЖД» вернуться к обсуждению скидки уже на 12,8% и также обещанием нарастить отгрузку во втором полугодии на Дальний Восток в таком объёме, чтобы обеспечить прирост этого направления по итогам года в 3%. По оценке Андрея Панова, если  РЖД обещание увеличить поставки в восточном направлении на 3% выполнит, «тогда ситуация выправится».

Очевидно, что этому поспособствует снижение издержек угольщиков на вагоны – по сообщениям СМИ, за январь-июль 2019 года ставки на полувагоны снизились на 16%. Правда, не по спотовым контрактам, по долгосрочным ставки меняются медленнее. Эта реакция операторского рынка на снижение экспортных цен на уголь, его добычи и объёмов перевозки, и, соответственно, на появление профицита вагонов.
 
 
Пока без спроса

Экспортный рынок угля пока не показывает, что конъюнктура улучшится в ближайшее время, в частности, в Европе, хотя есть прогнозы такого улучшения в конце года. Безусловно, сохраняются высокий спрос на этот вид топлива и, соответственно, приемлемый уровень цен в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В мае, например, спотовые цены на энергетические марки угля с поставкой из порта Восточный Приморского края поднимались выше 80-82 долларов за 1 тонну. Хороший спрос на российский уголь был со стороны и традиционных импортеров, таких как Корея, и относительно новых, таких, как Вьетнам, где потребление угля растёт в связи со строительством новых тепловых электростанций. В 2018 году экспорт угля из России во Вьетнам вырос на 19%, до 2,85 млн тонн. Крупнейшими поставщиками выступили компании СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Промугольсервис» и разрез «Кийзасский». По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт угля из Кемеровской области во Вьетнам составил в прошлом году половину из российских поставок – 1,45 млн тонн. В первом квартале экспорт угля в эту страну из России вырос в 2,4 раза – до 0,93 млн тонн с 0,39 млн тонн годом ранее. Есть подобные примеры и в поставках угля в другие страны АТР, например, в Китай, куда они увеличились в первом полугодии на 15% (см. ДЕЛОВЫЕ НОВОСТИ). Неплохие перспективы сохраняются у угля в Японии, в планах которой построить 12,6 тыс. МВт новых угольных электростанций в предстоящие 10 лет.

Возможно, рост спроса на уголь со стороны Вьетнама, Китая и Японии позволит увеличить поставки из Кузбасса. Но если брать тенденцию хотя бы последних трёх лет сбыт кузбасского угля по большинству стран-импортеров не вырос или даже сократился. В 2016 году угольный экспорт из региона, по данным ФТС, составил 127 млн тонн и в 2018 году вырос до 139 млн тонн. При этом весь указанный прирост обеспечило увеличение поставок всего в четыре страны, из которых только одну можно отнести к новым рынкам сбыта, Индию. Поставки в другие страны, традиционно импортирующие уголь из Кузбасса, выросли не так значительно, или даже сократились. В том числе, и в страны АТР. Индия уже несколько лет выступает крупнейшим по объёму импортёром угля с ввозом более 200 млн тонн. Но для российских и тем более кузбасских поставок это пока не имеет значения. Даже при очень быстром росте российский экспорт в Индию пока невелик, чуть больше 2 млн тонн.
 
Европа – без угля, АТР – без Кузбасса

При этом весь экспорт угля из России, то есть, из других регионов, в страны АТР растёт. Из 22,6 млн тонн поставок в Корею подавляющую долю в 18,5 млн обеспечил Кузбасс. А вот в экспорте в Китай на долю кузнецкого угля пришлось всего треть – 6,6 млн тонн из 22,5 млн. Эта примечательная тенденция, похоже, только усиливается: рост экспортных поставок российского угля всё больше обеспечивают другие угольные регионы, а не столько главный угольный регион страны. При общем весьма значительном увеличении экспорта угля из России на 10%, темпы роста кузбасских поставок угля заметно ниже.

Цены на уголь в Европе, упав однажды из-за тёплой зимы и образовавшегося избытка, продолжают оставаться на низком уровне – ниже себестоимости добычи в Кузбассе и последующей доставки. Этому способствует и растущее использование возобновляемых источников энергии, и, соответственно, снижение импорта угля. Хотя и не такое резкое. Например, Германия, согласно данным внешнеторговой статистики, сократила ввоз угля за пять лет на 22,3%, но это по-прежнему значительный объём – более 44 млн тонн. И при этом растут поставки угля из России. Как за последние 5 лет, так и в этом году. В первом квартале нынешнего года он составил 6,5 млн тонн против 4,5 млн годом ранее, по данным таможенной статистики Германии, и 6,6 млн (5,4 млн из Кузбасса) против 2 млн тонн годом ранее, по данным таможенной службы России.

На втором месте в Европе по импорту угля идут Нидерланды (21-22 млн тонн в год), затем Франция, Италия, Испания и Польша, закупающие 14-16 млн тонн угля в год, Великобритания с 10 млн тонн (против 50 млн в 2013 году). И в последние два года импорт угля в страны Европейского союза держится  на уровне 157 млн. Около 40% этого объёма обеспечивает российский экспорт. Однако, как бы не был удобен в логистике и значителен этот рынок для Кузбасса (наряду с Турцией, почти 40 млн тонн, в том числе, 12 млн тонн из России, включая 10,3 млн кузбасского), его очевидная перспектива – снижение и, соответственно, низкие и менее стабильные цены. В том числе, такое снижение обеспечивает расширение поставок в Европу российского трубопроводного и сжиженного природного газа. По мнению депутата Госдумы от Кузбасса Дмитрия Исламова, которое он высказал на стратегической сессии «Моногорода 2024: нацпроекты», падение угольных цен может быть «началом долгосрочной тенденции», результатом которой могут стать ещё более низкие цены.

В результате, угольщикам Кузбасса остаётся думать о сокращении издержек и строить расчёты на сохранение приемлемых цен в Восточной и Южной Азии. Однако здесь им уже приходится конкурировать с углём из восточных регионов России. Практически все компании, работающие там: от Якутии, Забайкалья и Хакасии до Сахалина и Чукотки декларируют планы быстрого расширения производства. Например, Сахалинская область увеличила добычу угля в 1,4 раза всего за один прошлый год, и теперь грузит на экспорт более 10 млн тонн в год (на счастье, для Кузбасса 86% его приходится на бурый уголь).

Игорь Лавренков
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко