-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 27.02.2020

На полпути к 300-летию непростая ситуация

Очередную пресс-конференцию в прошлую пятницу провёл губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Несмотря на название «500 дней до 300-летия открытия Кузбасса. Время новых побед» глава региона не скрывал, что в регионе «непростая ситуация, действительно очень много неразрешённых проблем». Но, по его мнению, это только накладывает обязанности «найти решение путём совместного диалога, путём совместной работы». С такой подачей он предложил журналистам задавать вопросы, «касающееся нашего развития, пусть это будут самые злободневные, пусть это будут непростые, пусть это будут сложные вопросы, но вопросы, которые нам надо вместе с вами решить, чтоб наш Кузбасс стал лучше».
 
Время действий и результатов

Итоги развития за первые 500 дней на пути к празднованию 300-летия открытия Кузнецкого угольного бассейна были представлены в почти получасовом фильме, который показали перед началом пресс-конференции. В фильме было отмечено, что если 2018 год был временем разработки стратегий развития региона до 2035 года, то прошлый стал временем действий и конкретных результатов.

Так 427 млрд рублей было направлено на развитие экономики и социальной сферы области, также Кузбасс участвует в реализации 12 национальных проектов, что позволило дополнительно привлечь в регион свыше 28 млрд рублей. По предварительной оценке, в 2020 году суммарный объём привлечённых федеральных средств в регион превысит уровень 2019 года более чем на 25%.
 
Уголь на спаде

Губернатор подвёл и итоги развития главной отрасли экономики Кузбасса – в прошлом году углепром снизил объёмы производства, добыча упала на 2%, до 250 млн тонн угля против 255 млн годом ранее. При этом Сергей Цивилев подчеркнул, что 200 млн тонн угля было переработано, открыто одно новое предприятие и создано 4,5 тыс. новых рабочих мест, угольные компании реконструировали и построили 17 новых очистных сооружений, в планах ещё 34, начали действовать 19 установок пылеподавления, установлены шумозащитные экраны. По инициативе руководства Кузбасса досрочно лишены лицензии ООО «Стройпожсервис» и ООО «Шахта «Лапичевская», отменены аукционы на право разработки трёх новых угольных участков – Искитимского 1 и Серафимовского в Промышленновском районе, Тишинского в Новокузнецком районе.

Снижение добычи, признал губернатор, показало, что прошлый год выдался непростым для угольщиков, да и начало нынешнего года показало спад. В январе добыча упала на 11%, и как завершится год пока неясно, это зависит от многих факторов, в том числе, от цен на уголь на мировых рынках, и в Кузбассе есть «тенденция к уменьшению добычи». По мнению Сергея Цивилева, проблема больше заключается в развитии Восточного полигона БАМа и Трансиба для чего «уже обратился в правительство России с тем, что нужно менять работу и не допустить сроков «сдвижки» (реконструкции – «А-П») Восточного полигона, на чём настаивает РЖД, ведь вся работа углепрома Кузбасса зависит от выхода на рынок Восточной Азии, где и цена выше, и спрос растёт, и «туда надо двигаться».

По прогнозу губернатора, угольный рынок поменяется, как уже было ни один раз, «волатильность рынков углей известна», но проблема не в ней, а в развитии Восточного полигона и в сохранении коллективов угольных предприятий Кузбасса. «Мы бы могли успеть отреагировать, но опоздали: рынок сместился с Атлантического региона в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона», – признал Сергей Цивилев.

На фоне проблем в отрасли губернатор не обошёл и проблему банкротов в ней, в частности, предприятий угольной компании «Заречная». У одноименной шахты, являющейся крупнейшим предприятием компании, так и не появилось нового владельца. Шахта была на торгах аукциона до 25 февраля, но, как уточнил губернатор, никто не подал заявку на приобретение. Если заявок так и не поступит, будет назначена вторая продажа с понижением цены. По мнению Сергея Цивилева, у этой проблемы решение будет не скоро.
 
Деньги и планы

Отвечая на вопрос «А-П», о наличии бюджетных резервов и возможностей продолжать намеченное развития, несмотря на угольный спад и потери в связи с этим бюджетных доходов, Сергей Цивилев признал, что ситуация здесь непростая: «Мы всё ожидали, что цены поменяются, но тёплая зима, маленький спрос, тут ещё повлиял короновирус, и многие порты стали закрываться, целый комплекс проблем, вызов за вызовом, всё больше и больше. И в принципе, наверное, ну по крайней мере у нас у всех была мысль: «А может нам остановиться». У нас будет дефицит бюджета от 16,5 млрд рублей, но я думаю, что больше, потому что мы до конца не знаем, как будет этот год развиваться».

Чтобы показать, как можно развиваться, он напомнил, что всего два года назад он распорядился расчистить окрестности реки Искитимка в Кемерове. Тогда ему говорили, что «к этой набережной никто не прикасался никогда за всю историю города Кемерово, где вы возьмёте столько денег, это же утопия, это же невозможно».
Но прошло полтора года и вот уже построено Президентское кадетское училище, строится кассационный суд и два спорт комплекса, приступают к строительству театра оперы и балета. На набережной уже нет мест, а «мы ещё хотим гостиницу там разместить».

В начале года, сообщил губернатор, правительство Кузбасса обсуждало вариант «остановить все инвестиционные программы, которые реализуются, заморозить, ужать все расходы и сидеть и ждать, когда кризис закончится». Однако в итоге пришли к необходимости следовать другому сценарию – выполнять все бюджетные обязательства, быстро и энергично развиваться. «Мы идём вперёд, и деньги мы найдём сообща..., кризис пройдёт, и будет Кузбасс сильный, мощный, готовый к подъёму», – заявил Сергей Цивилев.
 
Сложности на пути развития

Среди тех проблем, что реально мешают региональному развитию губернатор упомянул начатую в прошлом году медицинскую реформу. Она проходит сложно, по словам Сергея Цивилева, это проблема «не одного года решения». В Шерегеше, к примеру, оставили аэропорт с медицинским целями, хотя, содержать его убыточно. Однако на вертолёте из него можно быстро доставить пострадавших, в том числе в случае сильного травматизма, в Кемерово или Новокузнецк. «Хотя, лучше бы таких травм не было, и нужно повышать уровень культуры на спусках, многие отдыхающие страдают по своей халатности и из-за несоблюдения правил безопасности».

Непростой в изложении губернатора предстала и проблема развития авиасообщения из Кузбасса. Она напрямую зависит от стимулирования пассажирского потока. Сейчас наполненность самолётов на некоторых новых маршрутах составляет около 70%, и при увеличении пассажирского потока на следующий год будут открыты дополнительные рейсы. Однако окончательное решение будет принято во второй половине этого года. Развитие этой отрасли зависит также от реконструкции аэропортов Кемерова и Новокузнецка. Губернатор отметил, что она должна быть проведена и в отношении взлётно-посадочных полос, и здесь сложность в том, что Кузбасс сейчас не находится ни в одной транспортной схеме России. Поэтому была подана заявка на включение.

По поводу строительства новой автодороги  Тайга-Томск губернатор напомнил, что в прошлом году подписал для этого соглашение с губернатором Томской области. Началось проектирование, на это совместно с Томской областью выделены средства пропорционально протяженности участков дороги по каждому из регионов. После подготовки проекта он будет вынесен на рассмотрение жителям, затем отдан на экспертизу. Аналогичное развитие межрегиональной дорожной сети предусмотрено и на юге – в частности, дороги Хакасия – Кузбасс – Алтай, чтобы замкнуть южное кольцо.

Ещё одним вопросом стал переход к муниципальным компаниям в сфере управления жилыми домами. Здесь губернатор подчеркнул, что хочет небольшой объём оставить и компаниям, которые находятся под частным управлением. Чтобы была разумная конкуренция, однако, эти частные компании должны быть высокоэффективными.

Говоря о ситуации на Юргинском машиностроительном заводе, Сергей Цивилев признал, что положение на предприятии сложное, многие вопросы решались в режиме ручного управления. Впрочем, он отметил, что задолженность по заработной плате сейчас выплачивается, и власти региона не могут вмешиваться в текущую деятельность частного бизнеса. По мнению губернатора, поскольку на Юрмаше введена процедура наблюдения, «может быть правильно дождаться, когда предприятие будет признано банкротом», тогда оно будет привлекательнее и для потенциального инвестора, очищенное от долгов.
 
Малый бизнес как драйвер роста

Отвечая на вопрос «А-П» про ситуацию в сфере малого бизнеса в Кузбассе, губернатор отметил, что малое и среднее предпринимательство – это «один из драйверов роста», но ему нужна поддержка. Он рассказал, что сам встречается с предпринимателями малого и среднего бизнеса, в этих встречах участвуют руководители федеральных контрольно-надзорных органов. Такой бизнес в основном работает в первую очередь в сфере услуг, и нужно, чтобы у населения были доходы. Чтобы в Кузбасс приезжали гости и тоже обращались за различными услугами. Поэтому правительство видит необходимость развивать сферу малого бизнеса через рост зарплаты и увеличение турпотока.

По данным Сергея Цивилева, с апреля 2018 года (то есть, с момента его назначения – «А-П») в Кузбассе было создано 29 тысяч рабочих мест, из которых 8 тысяч в сфере малого и среднего предпринимательства. На 2020-2021гг. запланировано создание ещё 42 тыс. новых рабочих мест. «Однако важно отследить, сколько при этом закрылось рабочих мест, некоторые из них закрываются из-за экономической неэффективности».
 
Первый год роста уровня жизни

На вопрос о проблеме бедности в регионе губернатор ответил, что по итогам 2019 года впервые за несколько лет было отмечено повышение уровня жизни. В Кузбассе быстро росли зарплаты, и, если ранее, прирост доходов съедали расходы на обслуживание кредитов, в прошлом году произошел реальный прирост доходов населения. В то же время в этом году ожидается замедление роста заработных плат.

Помочь региону справиться с внешним угольным кризисом, по мнению губернатора, должна строительная отрасль, поэтому её нужно поддерживать и стимулировать. Сейчас в Кузбассе ведётся очень много строек и для правительства важно, чтобы поставщиками и подрядчиками стали только кузбасские компании. Однако если не все работы могут выполнить или не все материалы поставить региональные организации и есть другие желающие, им предлагается зарегистрировать филиал в Кузбассе. Как отметил губернатор, «мы не можем заставить», но он не видел ещё ни одного отказа.

Светлана Писарева
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%
[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко