-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 20.10.2022

Приспосабливание угля

На прошедшем в начале октября в Кузбассе Международном угольном форуме «Угольная отрасль – новые реалии» представители кузбасских компаний и Минэнерго России высказались за стабильность в сфере тарифного и налогового регулирования в условиях меняющихся внешних обстоятельств, в частности, в связи с введением эмбарго ЕС на импорт российского угля. По оценкам представителей отрасли, в новых обстоятельствах угольщикам приходится реагировать на множество самых разных и неожиданных проблем, искать новые рынки сбыта и способы расчётов за поставленный уголь, а стабильность в сфере регулирования позволит планировать поставки угля, экономику компаний и выдержать внешнее давление.

Сокращение рынка и проблемы

Заместитель министра энергетики Сергей Мочальников напомнил, что потребление угля вышло на уровень более 8 млрд тонн в год, на него приходится 36% в общемировом энергопотреблении, и крайне сложно при реализации «зелёной повестки» за 10 лет отказаться от такого огромного объёма – «потребуется более 4 млрд тонн нефти, либо очень много природного газа». Россия при этом является третьим в мире экспортёром угля с долей в 17% в прошлом году против менее 10% в 2011 году. Однако в этом году, признал он, «ситуация в отрасли кардинально изменилась: Евросоюз и примкнувшие к нему недружественные страны, начиная с марта, регулярно вводили необоснованные ограничения экономики России, с 10 августа начало действовать эмбарго ЕС на поставки угля из России, а они составляли чуть более 50 млн тонн в год, кроме того, Украина импортировала 14 млн тонн». В итоге, за 8 месяцев 2022 года объём добычи угля в России снизился на 1%, «и произошло падение экспорта». 

Генеральный директор АО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ) Елена Дробина в своём выступлении так описала ситуацию, в которой теперь работают российские угольщики: «сейчас мы живём после августа 2022-го года, а ранее – до августа 2022-го года, годом ранее поставка угля была в 35 стран мира, после августа 2022-го года идёт в 20 стран».  В то же время «сообщающиеся сосуды начали работать достаточно неплохо» (переток угля с одного сегмента рынка на другой – «А-П»), отметила она, и «заглядывая в 2023 год, можно справиться и с теми объёмами реализации, что были в 2021 году, но для этого надо решить ряд проблем». По её словам, это – импортозамещение, кадровый голод, вывоз угля на новые сложившиеся после августа 2022 года рынки, поступление денежных средств за экспортный уголь обратно в Россию.

Президент ООО «Распадская угольная компания» (РУК, управляет активами ПАО «Распадская») Илья Широкоброд отметил, что экономика угольных компаний «находится под давлением: растёт себестоимость, ощущаются беспрецедентно крепкий рубль и динамичная инфляция всех составляющих себестоимости», растут «все логистические издержки», «налоговая нагрузка», «идёт дискуссия о введении экспортных пошлин на уголь». При этом, по его оценке, пик угольных цен уже пройден, в сентябре цены были примерно на 50% ниже цен марта». Комбинации трёх элементов – «объём под давлением, растущая себестоимость и падающие цены – очевидно, что финансовые результаты угольных компаний за второе полугодие этого года будут разительно отличаться от очень хороших результатов первого полугодия», сделал вывод руководитель РУК.

Обеспечить базовые условия

Главным солидарным ответом угольщиков – и представителей компаний, и государственной власти федерального и регионального уровня – стал призыв не менять текущие правила и нормы в отрасли, в отношении перевозки угля на экспорт в восточном направлении, налогообложения и пр.

Как подчеркнул Сергей Мочальников, «для недопущения развития негативных сценариев в угольной промышленности необходимо обеспечить стабильность базовых условий – неизменность прейскуранта 10-01 (на железнодорожную перевозку угля – «А-П»), размеры самого железнодорожного тарифа, стоимость предоставления вагона и перевалки в портах, и стабильный налоговый режим». Если не обеспечить эти условия, то уже в 2023 году, по его оценке, «может понадобиться помощь и самой угольной промышленности, в том числе, для переобучения и переселения работников шахт».

В ходе форума произошёл примечательный диалог губернатора Кузбасса Сергея Цивилева с заместителем министра энергетики. Первый сформулировал актуальные для отрасли потребности и попросил федерального чиновника выразить по ним свою позицию:  «Срочно закончить модернизацию Восточного полигона РЖД, не повышать стоимость перевозки по железной дороге и налог на добычу полезных ископаемых на коксующийся уголь, а лучше вернуть на прежний уровень, не вводить пошлины на уголь». Во всех случаях Сергей Мочальников заявил, что «конечно, поддерживает» угольщиков в этих вопросах и за возвращение НДПИ на коксующий уголь на прежний уровень. Сергей Цивилев в свою очередь добавил, что «в комиссии Госсовета по энергетике все единогласно поддерживают эти пункты».

Елена Дробина также высказалась за то, чтобы «исключить внесение изменений в отмену текущих версий временных правил» перевозки угля по железной дороге. По её словам, утверждённые 28 июня этого года протоколом правления ОАО «РЖД» эти правила «себя зарекомендовали». При сохранении правил неизменными угольщики смогут «планировать рынок, экономику предприятия, планировать отгрузку, суда». Гендиректор КРУ призвала «внутри ничего не менять, и тогда мы выдержим эту ситуацию». При этом она отметила необходимость «актуализировать исходные данные по расчёту НДПИ», которые основаны на австралийских (ценовых – «А-П») индексах..., а поставки российского угля идут по другим более низким ценам. Она также обратилась к российским банкам с призывом «открыть свои филиалы в дружественных странах», чтобы угольщики могли обеспечить поступление экспортной выручки. Пока, по её словам, этот процесс «буксует», «не все (зарубежные – «А-П») банки идут на сотрудничество».

По оценке президента РУК Ильи Широкоброда, «программа с фиксированными объёмами вывоза угля в восточном направлении по годам» из-за турбулентности нынешнего года не будет выполнена, как и запланированный вывоз 63 млн тонн кузбасского угля в 2023 году. В то же время план нынешнего года в 58 млн тонн в следующем году был бы, по его словам, «более или менее адекватным решением». Он высказался также за сохранение ныне действующей методики «РЖД», которая применяется для распределения между компаниями квоты вывоза угля на Дальний Восток, «как минимум на первую половину следующего года, а лучше – на весь год». Таким образом, «фиксированный объём вывоза из Кузбасса в восточном направлении и продление методики РЖД», по его оценке, позволит угольщикам «снизить неопределённость, планировать объёмы производства и инвестиции для поддержания операционной деятельности, и контрактоваться с основными заказчиками» в 2023 году.

Замещение и перспективы

Елена Дробина признала, что значительная, а в отдельных случаях подавляющая часть, используемой в КРУ техники и оборудования являются импортными: в экскаваторном парке доля импорта составляет 40%, в бульдозерно-погрузочной технике – 95%, в буровых станках – 97%. И только автосамосвалы в парке компании на 100% представлены маркой БелАЗ производства Беларусь. Что также не устранило необходимость импортозамещения. Уже в феврале угольщики столкнулись с тем, что американская компания «Камминс» отказалась поставлять в Россию свои двигатели, которые стоят и на импортной технике, и на БеЛАЗах. В последнем случае «стали комплектовать самосвалы двигателями китайской компании Weichai, и сейчас они успешно работают на тяжёлой линейке самосвалов, на 220-тонных машинах». Прекратились также поставки крупногабаритных шин из Европы и Японии, и снова стали работать с поставщиками из Китая и компанией «Белшина», хотя  «качество её шин оставляет желать лучшего».

Гендиректор КРУ выразила надежду, что с «совместно с коллегами из «Белшины» достаточно быстро попытаемся справиться с этой проблемой, а с БеЛАЗ, поставили задачу обкатать в первом квартале 2023 года первый двигатель на 220-тонную машину» производства «Коломенского завода», «надеемся, что промышленные испытания увенчаются успехом, и пойдём дальше, в серийное производство». Она также сообщила, что в компании рассматривают также «реализацию проекта по производству крупногабаритной шины, причём, не только на территории Российской Федерации, но и непосредственно в Кузбассе». Продолжаются также работы с двухтопливной системой (газ/дизельное топливо): 130-тонные БеЛАЗы уже с ней работают, закончили испытания на 220-тонной машине, «и как никогда актуально стоит задача разработки чисто газового двигателя».

Сергей Мочальников напомнил, что по поручению президента в Кузбассе к 2026 году должно быть создано не менее 40 тыс. новых рабочих мест в отраслях, не связанных с добычей угля, и «хотелось, чтобы и другие угольные регионы занялись такой работой». Он отметил, что санкции отслеживаются, анализируются их воздействие на предприятия, и «в этой связи нынешние прогнозы и планы могут быть пересмотрены уже до конца текущего года». А весной следующего года Министерству энергетики придётся разработать и утвердить новую редакцию энергетической стратегии страны, в которой придётся «дать решения выявленным вызовам и проблемам препятствующим развитию угольной отрасли». По его оценке, перспектива развития российской угольной отрасли связана в первую очередь со способностью угольщиков произвести переориентацию поставок угля с европейского рынка на альтернативные. Здесь необходима реализация инфраструктурных проектов, в первую очередь увеличение мощностей Восточного полигона (РЖД), а также поиск новых логистических решений, включая развитие инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна.

Первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов напомнил, что угольная промышленность была и остаётся для страны системообразующей – 150 тыс. занятых в ней и 500 тыс. в смежных отраслях, для более 30 городов и посёлков отрасль является градообразующей. По его оценке, перспективы отрасли связаны с успехом модернизации Восточного полигона РЖД, чтобы увеличить вывоз по нему с ожидаемых в этом году 158 млн тонн грузов до 173 млн в следующем году и 180 млн тонн в 2024 году, и со строительством собственного балкерного флота, и с импортозамещением горного оборудования и техники.

Игорь Лавренков

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко