-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 21.09.2023

Возможности большого роста

Развитие машиностроения Кузбасса в последние полтора года проходит под знаком заметного роста, увеличения поставок и расширения ассортимента выпускаемой продукции. Причиной такого значительного подъёма стали западные санкции и соответствующие ограничения в привычном импорте зарубежных машин и оборудования. У кузбасских заводов таким образом появился дополнительный шанс не только увеличить производство своей продукции, но и закрепиться с ней на рынке.

Структура и темпы

Нынешняя статистика выделяет несколько отраслей машиностроения, и почти все из них присутствуют в Кузбассе. Однако по обороту предприятий выделяются собственно производство машин и оборудования, не включенных в прочие группировки, именно в этом сегменте работают заводы по выпуску горно-шахтных оборудования (ГШО), ремонт и монтаж машин/оборудования, производство прочих транспортных средства (представлено вагоностроением) и электротехническое машиностроение. Есть также производство компьютеров, электронных и оптических средств, раньше называвшееся радиомашиностроением, и выпуск автотранспортных средств и прицепов, но эти две отрасли весьма невелики по обороту. Кстати, в последней также есть производители, работающие в основном на углепром, выпуская, например, смесительно-зарядные машины для транспортировки исходных невзрывчатых компонентов, изготовления эмульсионной взрывчатки и заряжания её в скважины (см. схему).

В этом году, отражая улучшение ситуации на рынке и рост спроса на продукцию отечественных производителей, увеличение производства наблюдается почти во всех машиностроительных отраслях. Ещё недавно в них были довольно скромные темпы роста, а в прошлом году добавились негативные факторы для всей экономики страны, нервные реакции среди компаний-потребителей машинотехнической продукции, перебои с поставками запасных частей и компонентов из-за рубежа. Тем не менее, горному машиностроению Кузбасса удалось отработать прошлый год с заметным 10-процентным приростом.

Проекты и перспективы

Из крупных проектов, заявленных в кузбасском машиностроении, в этом году стоит отметить планы компании «Перспективные технологии» инвестировать 500 млн рублей в производство новых видов ГШО, и развитие технопарка «КЭМЗ» – сотрудничества его якорного резидента с Ясиноватским машиностроительным заводом.

Импортозамещающий проект кемеровского ООО «Перспективные Технологии» по производству новых видов горнодобывающего оборудования предусмотрен соглашением о сотрудничестве, которое губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подписал с компанией на Красноярском экономическом форуме в начале марта нынешнего года. Из всего объёма инвестиций около 100 млн рублей предполагается направить на организацию выпуска конвейерных роликов, не менее 200 млн рублей – на производство редукторов, 100 млн рублей – на выпуск электрооборудования. Реализация проекта позволит создать не менее 400 новых рабочих мест, сообщала пресс-служба администрации облправительства на момент подписания соглашения.

Завод «Перспективные технологии» с 2007 года занимается проектированием и производством ленточных конвейеров, пускателей, приводных станций, металлоконструкций, а также ремонтом и сервисным обслуживанием горно-шахтного оборудования. Входит в число крупнейших производителей оборудования и техники для предприятий угольной промышленности. По итогам участия в выставке «Уголь и Майнинг-2023» завод отчитался о показе проходческого комбайна (в списке услуг предприятия указан ремонт подобных машин).

В резидентах технопарка «КЭМЗ» сегодня числятся три предприятия – кемеровские ООО «Профит», выпускающее электромагнитные рудничные взрывозащищенные пускатели, ООО  «Дан», производящее минеральные органические удобрения, и якорный резидент – ООО «Торгинвест» (Кузбасский электромашиностроительный завод, КЭМЗ). Последний в прошлом году наладил сотрудничество с Ясиноватским машиностроительным заводом из ДНР и томской компанией «Ильма» в производстве проходческого комбайна. Его первый экземпляр был поставлен на кузбасскую шахту им. Тихова. В этом году эта кооперация дала ещё один результат – поставку проходческого комбайна на алмазодобывающую шахту АК «Алроса» в Якутию. По сообщению главы правительства ДНР Виталия Хоценко, в планах производить до 15 таких машин ежегодно.

Сам себе мастер

Важным направлением развития машиностроения Кузбасса стало расширение собственных производств крупных промышленных компаний, потребляющих большие объёмы машин, оборудования, а главное – запчастей для них. Год назад механический цех АО «Евраз ЗСМК» обзавёлся большой партией станков с числовым программным управлениям стоимостью 200 млн рублей. Чтобы наладить на них производство, призванное сократить дефицит поставок запасных частей. Как пояснял тогда директор сегмента «Ремонты» дивизиона «Сибирь» Евраза Михаил Мезенцев, «специалисты проанализировали ситуацию по приобретаемым деталям и запасным частям и подобрали конфигурацию станков, которая могла бы обеспечить изготовление нужной продукции на комбинате». Всего в механический цех Запсиба было приобретено 8 новых станков с ЧПУ: 4 токарных, 2 фрезерных и 2 расточных. Всё для производства тех деталей и запчастей, которые ранее комбинат приобретал у сторонних производителей.

Аналогичным образом наладило регулярный выпуск необходимых основному производству запасных частей и кемеровское КАО «Азот». Для этого на предприятии был создан в прошлом году инженерно-конструкторский центр, который к 2025 году должен увеличить выпуск оборудования собственными силами с 37% до 70% от общей потребности в запчастях предприятий группы компаний «Азот». К концу 2023 года в центре планируется открыть новый производственный корпус площадью 4 тыс. кв. метров для размещения участка по сборке оборудования.

У угольных компаний собственные сервисные подразделения остались ещё с советских времён, когда в производственных объединения было много разного «своего». Включая кирпичные завода, сельскохозяйственные производства, дома отдыха и пансионаты. Также у многих остались и сервисы, к которым относятся и различные ремонт-механические заводы. Но теперь многие из них модернизированы, переоснащены и производят продукции и услуг на суммы сравнимые или даже большие, чем специализированные заводы. Как, например, ленинск-кузнецкий завод «Сиб-Дамель» компании «СУЭК-Кузбасс» (входит в АО «СУЭК). Его выручка составила в прошлом году 5,37 млрд рублей – в 3 с лишним раза больше, чем у ОАО «Анжерский машиностроительный завод», у старейшего предприятия отрасли, заслуженно считающегося одним из её лидеров уже многие годы. Развитию собственного машиностроения и сервиса в СУЭК придают значение – в апреле этого года четыре ремонтно-механических актива компании в Хакасии, Забайкалье, Приморском и Красноярском краях были объединены в ООО «Единая сервисная компания» (ЕСК). «Сиб-Дамель» остался обособленным предприятием, но с передачей управленческих функций ЕСК. Основные направления развития единой сервисной компании были заявлены – увеличение загрузки оборудования и производственных площадей, повышение серийности, достижение продуктового лидерства, выстраивание партнёрских отношений с крупными игроками отрасли. Очевидно, что такое «собственное машиностроение» будет развиваться и дальше, и в других крупных компаниях не-машиностроительного направления.

Игорь Лавренков

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко