-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 25.08.2009

Обновление угля

Угледобыча давно известна человечеству, сотни лет назад как отдельная отрасль промышленности она появилась в Западной Европе и полтораста лет назад в Российской империи. Поэтому неслучайно она считается старой отраслью, и считается, что её технологии давно и прочно устоялись, мало и медленно меняются. Да и нужды в быстром обновлении нет. Однако на практике современная угольная промышленность давно уже не чуждается новаций, в том числе, и в России. И внедряет их довольно быстро. Как заметил один из специалистов, сегодняшний технологический уровень российской угольной отрасли коренным образом отличается от уровня 10-15-летней давности.
Инвестиционная политика крупнейших угольных компаний России, работающих в Кузбассе, показывает, что предприятия отрасли стали уделять много времени и средств технологическому обновлению – приобретению самой современной горнодобывающей техники, созданию новых транспортных систем, обновлению технологий добычи, комплексному обеспечению безопасности работ. В результате, можно говорить о реальном обновлении угольной промышленности, которое ещё не закончилось, и кризис этот процесс не остановит.
 
Бери больше, кидай дальше
Замена существующей добывающей и горно-транспортной техники на более крупную и более производительную стала уже типичным подходом крупных угольных компаний открытой добычи в области технологического обновления. Назвать его подлинной инновацией, конечно, нельзя, ведь технология добычи практически не меняется, а сам подход является воплощение в жизнь давно известного принципа «бери больше, кидай дальше». Но если экономически он оправдан и даёт необходимый результат, почему бы его ни использовать, полагают в угольных компаниях, и продолжают движение в этом направлении.
Так, например, предприятия компании «Кузбассразрезуголь» (КРУ) в 1991 году использовали 377 экскаваторов, 156 буровых станков, 662 самосвала и 351 бульдозер. Что позволило добыть 31,74 млн тонн угля и переместить при этом 214,9 млн тонн вскрышных пород. В 2008 году компания, по её данным, добыла уже 50,03 млн тонн угля с объёмом «вскрыши» 341,7 млн тонн. Между тем, количество используемой на разрезах техники сократилось по сравнению с уровнем 1991 года более чем на треть. На начало нынешнего года, как сообщила пресс-служба КРУ, на угольных разрезах компании использовалось 268 технологических экскаваторов, 71 буровой станок, 211 бульдозеров и менее 500 самосвалов. В компании отмечают, что доля машин, выработавших нормативный срок, ещё сравнительно недавно превышавшая 50%, уменьшилась до вполне приемлемых 7-18%.
Апофеозом подхода «бери больше…» стало приобретением «Кузбассразрезуглём» самых больших в угольной промышленности России добывающих агрегатов и самосвалов. В августе нынешнего года компания запустила в работу на Талдинском угольном разрезе вскрышной комплекс на базе нового, самого большого в стране экскаватора P&H 4100 XPC с объемом ковша 57 кубических метров американской компании «Harnischfeger».
С конца 2006 года на Бачатском угольном разрезе КРУ работает самосвал БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн, который является самым мощным и грузоподъемным в модельном ряду Белорусского автомобильного завода. Построен и поставлен он был специально по заказу компании «Кузбассразрезуголь».
Почти вся техника, которую приобрела за последние годы компания, это – новые высокопроизводительные машины зарубежного изготовления. По оценке директора КРУ Василия Якутова, «в условиях жесткого рынка отечественные производители основного горно-транспортного оборудования не выдерживают конкуренции со стороны зарубежных производителей, а некоторых аналогов техники в России просто не производится».
Техника не просто укрупняется, сейчас угольщики соединяют экскаваторы, самосвалы, бульдозеры и буровую технику в производственные комплексы. Это позволяет увеличивать производительность труда уже за счет экономии времени. Аналогичным образом, развиваются не только крупные компании с широкими инвестиционными возможностями, такие как ОАО «Южный Кузбасс» (группа «Мечел»), ОАО «Междуречье» (группа «Сибуглемет»), но и растущие компании. Как, например, ОАО «Кузбасская топливная компания» (КТК), которая ещё недавно вкладывала в своё развитие по 1-1,5 млрд рублей в год с тем, чтобы произвести полную технологическую модернизацию своих добывающих мощностей. С заменой 45-тонных самосвалов на машины грузоподъемностью от 130 до 220 тонн, с заменой экскаваторов с емкостью ковша 5 кубометров – на новые с емкостью 12,5-25 кубометров. Последние – современные агрегаты американского производства. Всю технику при этом также предполагается объединить в единые технологические комплексы. Конечно, кризис внес коррективы в инвестиционную программу КТК, но к ней она планирует вернуться позднее.
Приобретение новой техники призвано не только увеличить производительность труда. Василий Якутов отмечает, что импортные гидравлические экскаваторы, благодаря дизельному, а не электрическому приводу, не зависят от внешнего электроснабжения. Поэтому они автономны и более маневренны. Это позволяет быстрее включать их в работу, быстрее перемещать с отработанного участка на новое место работы (современные угольные разрезы обычно простираются уже на многие километры). Кроме того, эти же характеристики сокращают численность обслуживающего персонала.
Сходный подход используется и при замене карьерного автотранспорта. Самосвалы с грузоподъемностью 120 тонн и выше, которые активно приобретают угольщики, в последнее время позволяют успешно работать в связке с новыми экскаваторами и сокращать время на вывозе угля и породы.
В СУЭК, как поясняет гендиректор ОАО «СУЭК-Кузбасс» Александр Логинов, реализуется стратегию лидерства по издержкам, в которое три составляющие: увеличение производительности и загрузки производственных мощностей, снижение затрат, реализация инновационных проектов.
 
 
Больше, меньшим числом
В подземной добыче угля внедрение современных добычных комплексов стало обычной практикой кузбасских угольщиков с конца 90-х гг. прошлого столетия. С момента, как отрасль прошла структурную перестройку и стала частной. Причём такой подход характерен для старых шахт, построенных еще во времена, когда о достижения современной технологии добычи и не мечтали. Что касается новых предприятий, то все они строились уже в расчете и на новую технику, и на новые технологии добычи.
Стандартным подходом в этом случае стало широко распространённое строительство предприятий по типу «шахта-лава», где все работы по подземной добыче ведутся одним производственным участком. Вторая лава в это время готовится к добыче, к моменту, когда закончатся запасы первой.
Несмотря на то, что работающая лава всего одна, применяемые технологии транспортировки и добычная техника таковы, что шахта работает не с меньшей, а, напротив, с большей производительностью. Дело дошло до того, что некоторые компании стали переводить на такой принцип шахты, построенные и давно работавшие по старой технологии нескольких лав. В 2007 году, к примеру, ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» перевела на такую схему шахту им. 7 ноября в Ленинске-Кузнецком. При этом была произведена техническая модернизация предприятия, на которую, по данным директора шахты Юрия Ратохина, было направлено около 1,5 млрд рублей (на шахту было поставлено новые добычное оборудование и крепь), а одна из двух лав в связи с выработкой запасов закрыта.
Всё это было сделано с тем, чтобы и при одной работающей лаве годовая мощность шахты выросла в 1,5 раза, с 2,7 млн тонн до 4-4,5 млн тонн. Впрочем, пока шахта отработала первый год после модернизации на прежней мощности, но такой был установлен годовой план на 2008 год (3 млн тонн угля). И всё же одной лавой предприятие выдало на-гора 2,9 млн тонн угля.
 
Отложенный переход
Внедрение схемы «шахта-лава» стало привычным поскольку внедряется в течение последних десяти лет. Но есть исключение в практике сегодняшней отрасли Кузбасса, которое до последнего времени новые технологии обходили. Это шахты, где добыча до сих пор ведется не механизированным способом, а буровзрывным методом или другими устаревшими технологиями с большой долей ручного труда. Такой подход был внедрен в практику едва ли ни сотню лет назад назад, но продолжает применяться при добыче угля из круто падающих пластов. Обычный комбайн работать на них не может, т.к. приспособлен двигаться по горизонтальной поверхности.
Между тем, в круто падающих пластах в районе Прокопьевска и Киселевска залегает много угля дефицитных на рынке коксующихся марок. Когда в прошлом году цена на этот уголь резко выросла ЗАО «Сибирский деловой союз» (СДС), владелец шести шахт со старой технологией добыче в Прокопьевско-Киселевском районе Кузбасса, решило попробовать сменить технологию и внедрить механизированную добычу. На одной шахте в качестве пробы. Для этого был даже заключен контракт с китайской компанией «Чжэнчжоуская группа горношахтного оборудования» на поставку механизированного очистного комплекса. С тем чтобы начать с его помощью добывать уголь на крутопадающих угольных пластах шахты «Киселевская».
Предполагалось, что новый комплекс сможет работать с производительностью 45 тыс. тонн угля в месяц и действовать на поверхностях с углом падения свыше 45 градусов. Но кризис привёл к резкому падению цены и спроса на коксующийся уголь, общих доходов угольщиков, заставив их свернуть многие инвестиционные проекты. Пришлось и СДС отказаться от этого. Теперь неясно, когда вновь сложатся благоприятные обстоятельства для внедрения механизированной добычи на крутопадающих пластах.
Пришлось также свернуть и реализацию другого проекта, выглядевшего просто фантастически на момент его представления, настолько непривычной и коренным образом отличной от традиционных подходов является эта новая технология. Её предложило ОАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» (группа «Мечел»), объявив летом прошлого года планы строительства трёх канатно-ленточных конвейеров фирмы RopeCon общей протяженностью почти 50 км и общей пропускной способностью около 30 млн тонн угля в год. Планы транспортировку угля от двух обогатительных фабрик и еще строящейся шахты «Ерунаковская» на погрузки железнодорожных станций системы «Российских железных дорог» получили одобрение местных и региональных властей, но их реализацию также пришлось отложить из-за кризиса. Сегодня «Мечел» сконцентрировался на достройке железной дороги до Эльгинского угольного месторождения в Якутии. А практически все инвестпроекты «Южного Кузбасса», даже уже начавшее строительство новых шахт, приостановлены.
Между тем, внедрение нового способа транспортировки угля, если оно окажется успешным в будущем и примеру «Южного Кузбасса» последуют другие компании, обещает настоящую революцию в транспортировке угля. Конечно, железнодорожный вывоз новый конвейерные линии не отменят, но могут существенно уменьшить потребность в строительстве новых подъездных путей, и тем более решить проблему вывоза угля автотранспортом. Но пока всё это только проект, тем более что в других компаниях угольщики несколько скептично отнеслись к возможностям канатно-конвейерных линий австрийско-швейцарской группы DoppelmayrGaraventa работать на сибирских морозах. Хотя в «Южном Кузбассе не боятся, что системы не будут работать на сибирском морозе, а уголь будет смерзаться на транспортерной ленте.
Инновации в сфере горного транспорта внедряются во многих угольных компаниях. Угольщики отмечают активное внедрение дизельной откатки, позволяющей уменьшить численность шахтеров при доставке оборудования и материалов и сделать их труд более безопасным, замену скребковых конвейеров на ленточные, что обеспечило увеличение темпов проходки, уменьшило трудозатраты при монтаже и демонтаже конвейеров. В компании «Кузбассразрезуголь», как сообщила её пресс-служба, уже более года присматриваются к возможности применения дизель-троллейвозов (самосвалов, работающих на стационарных дорогах от контактной сети, а на временных путях – от собственного дизель-генератора). Они используются в некоторых компаниях на рудных и угольных карьерах за рубежом. Теперь ими заинтересовали и кузбасские угольщики, поскольку новый вид транспорта обещает экономию дизельного топлива. В КРУ пока определяют технические требования к дизель-троллейвозам, созданию опытного образца и проектированию троллейных трасс.
 
Углегаз
О том, что каменный уголь – это не только собственно твердое топливо, но и содержащийся в нём в большом количестве метан, известно давно. Но технологии утилизации этого газа, извлекаемого как при добыче, так и до её начала, начали работать сравнительно недавно. Первым по этому пути пошли в Западной Европе, где метан стали собирать из угольных шахт и использовать для выработки тепла и электроэнергии. В США, когда в 70-х годах прошлого столетия традиционные углеводороды подорожали, наладили добычу метана из каменного угля до начала его добычи. В России до этого пока не дошли, но сейчас в Кузбассе пытаются внедрить обе эти технологии.
В марте 2008 года ОАО «Газпром» объявил о намерении наладить опытно-промышленную добычу угольного метана в Кузбассе к концу 2009 года. ООО «Газпром добыча Кузнецк» (бывшее ООО «Геологопромысловая компания «Кузнецк», с прошлого года 100-процентная «дочка» ОАО «Газпром») получило после этого поддержку со стороны «Газпрома», – первые средства на урегулирование претензий со стороны кредиторов, на пополнение оборотных средств, на приглашение новых работников. Затем под гарантии «материнской» компании «Кузнецк» получил банковский кредит в 250 млн. руб. на налаживание добычи метана из угля.
Весной нынешнего года министерство природных ресурсов и экологии РФ утвердило решение Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) поставить на государственный баланс запасы метана в угольных пластах Талдинского метаноугольного месторождения Кузбасса. Как сообщила компания «Газпром промгаза», Российскому федеральному геологическому фонду рекомендовано учесть утверждённые запасы метана Талдинского месторождения (в 65 км к северу от Новокузнецка) в отдельном выпуске государственного баланса «Газ горючий в угольных пластах» в объёме 44,8 млрд м3 по категориям С1+С2. Эти запасы находятся в пределах лицензионного участка, право пользования недрами которого принадлежит ООО «Газпром добыча Кузнецк». Оно располагает лицензией на поиск, разведку и добычу метана угольных пластов в пределах Южно-Кузбасской группы угольных месторождений с ресурсами метана в объёме 6,1 трлн кубометров.
Подсчёт запасов метана как самостоятельного полезного ископаемого, сорбированного в угольных пластах Талдинского месторождения, выполнен впервые в России. Как пояснил зам руководителя представительства «Газпром промгаза» в Новокузнецке Михаил Попов, теперь угольный метан признан настоящим полезным ископаемым, который становится и товарным продуктом, и объектом налогообложения. В июне нынешнего года началась практическая реализация проекта по добыче метана из угольных пластов – одна из томских специализированных компаний по заказу ООО «Газпром добыча Кузнецк» начала бурение первой разведочно-экспериментальной скважины для добычи метана. До конца года запланировано бурение 7 таких скважин, в случае успешного извлечения газа из угольных пластов (для этого необходимо произвести гидравлические разрывы пластов) возможно налаживание пробной добычи.
По расчётам гендиректора ОАО «Газпром промгаз» («дочка» «Газпрома» по проектированию добывающих предприятий) Александра Карасевича, для добычи ежегодно 4 млрд кубометров газа (столько составляет его потребление сегодня в Кузбассе за счёт поставок с месторождений Среднего Приобья), на юге Кемеровской области нужно пробурить 960-980 скважин в течение первых 9 лет работы. В следующие 12 лет к ним придётся добавить ещё 600-650, только чтобы сохранить достигнутый уровень добычи. На эти цели потребуется вложить 1,08 млрд долларов прямых инвестиций, и ещё более 1,6 млрд долларов за счёт амортизации и чистой прибыли самого добывающего предприятия. По прогнозу гендиректора «Газпром промгаза», прибыль появится на шестой год работы, полностью самоокупаемым предприятие по добыче угольного метана сможет стать на восьмой год работы.
Проект «Газпрома» только в начальной стадии реализации, а угольные компании уже приступили к практическому использованию метана, собираемого в шахтах в ходе дегазации. Она осуществляется из соображений безопасности, чтобы вывести взрывоопасный метан из шахтной атмосферы, но при этом газ используется полезным образом и в коммерческих масштабах. В начале августа прошлого года СУЭК построила мини-теплоэлектростанцию на шахте им. Кирова в Ленинске-Кузнецком. Она использует в качестве топлива метан, собираемый на шахте установками дегазации. Мощность станции 0,96 МВт, предполагается, что она будет вырабатывать электроэнергию не только для собственных нужд, но и на продажу.
Сегодня в угольной промышленности Кузбасса, по данным Олега Тайлакова, руководителя АНО «Углеметан», есть уже три сравнительно крупных проекта по использованию угольного метана. Помимо уже реализованного на шахте им Кирова, ещё два других находятся на стадии завершения – на шахте «Чертинская-Коксовая» в Белове (мини-ТЭС на два блока по 1,55 МВт) и на шахте «Красногорская» в Прокопьевске (котельная мощностью 0,7 МВт). Есть также планы налаживания промышленной добычи угольного метана и использования его для производства электроэнергии у ОАО «Шахта «Беловская», очевидно, что и другие угольные компании постепенно будут активнее использовать и такой ресурс как угольный метан.

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко