-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 20.12.2011

Поднять и перевезти

Вадим Янмурзин, директор кемеровского филиала ООО «Балтийский лизинг» Александр Норенко, генеральный директор ООО «Сибирская крановая компания»
Вадим Янмурзин: «Автопредприятия активно приобретают новую технику, предпочитая брать новую сразу после окончания договора лизинга»... далее
Александр Норенко: «В сегменте автокранов грузоподъёмностью до 60 тонн популярностью пользуются именно российские автокраны, так как уровень качества этой техники, её конструктивные и эксплуатационные характеристики уже не уступают
во многом импортной»... далее
 
Развитие отрасли услуг, которые оказываются с помощью специальной автомобильной техники, напрямую зависит от уровня развития основных секторов экономики, таких как строительство, коммунальный сектор и грузоперевозки. Неудивительно, что в период кризиса, когда значительно упали объёмы строительных работ, многие владельцы погрузчиков, автокранов, автовышек и экскаваторов, для которых бизнес услуг спецтехники являлся сопутствующим, стали избавляться от железного «балласта». Немало предприятий, занимающихся только предоставлением таких услуг, просто обанкротилось. Но тот, кто смог пережить трудное время, или только начинал осваивать рынок в 2008-2009 годах, сегодня ощущают подъём и даже начали вкладываться в новую технику.
 
Покупка или аренда
Если говорить об оснащении отрасли, то на кузбасском рынке можно найти в работе большое количество самых различных моделей спецтехники, как отечественной (включая производителей Единого таможенного пространства), так и зарубежной. Такие марки автопроизводителей, как КАМАЗ, «ЗИЛ», «МАЗ», «Урал», «ГАЗ»  и украинский «КрАЗ» представлены не только собственно грузовиками, но и сделанными на базе их шасси спецтехникой, например, автокранами. Часть её производится и в Кузбассе, в частности, Юргинским машиностроительным заводом. Он уже давно и серийно выпускает 10 моделей и модификаций кранов трёх основных видов: автомобильные на шасси «Урал», «КАМАЗ», «КрАЗ» грузоподъёмностью 25 и 40 тонн; короткобазовые на собственном шасси повышенной проходимости и маневренности грузоподъёмностью 25 тонн; и на гусеничных шасси повышенной проходимости грузоподъёмностью 25 тонн. Сравнительно недавно завод наладил производство полуприцепов-цистерн ППЦ-28 несущей конструкции, которые предназначены для транспортировки и временного хранения светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо).
На кемеровском ОАО «КОРМЗ» изготавливается навесное уборочное оборудование, которое укрепляется на базовых автомобилях «КАМАЗ», в результате чего получается комбинированная машина для обслуживания автодорог, чистки снега и т.п. По словам маркетолога ОАО «КОРМЗ» Алексея Головкина, ежегодно предприятие производит порядка 200-250 комбинированных машин и реализует их на территории не только Кемеровской области, но и всей страны. Были поставки и в ближнее зарубежье, в частности в Казахстан. Основными потребителями этой продукции являются коммунальные организации и дорожники. Большинство же спецтехники реализуется через дилеров и центры продаж заводов, находящихся в том числе, и в других регионах, даже странах.
Каждая крупная строительная компания обычно имеет в наличии и свою технику, в том числе, нередко специального назначения. Однако эксперты отмечают, что предприятия, осуществляющие строительные и дорожные работы предпочитают приобретать в собственность только ту технику, которая будет загружена на их объектах на 100%. Для других случаев многие предпочитают брать машины в аренду. Такой подход позволяет соблюдать определенный баланс. Ведь потребности компаний в спецавтотехнике меняются  в зависимости от сезона и конъюнктуры рынка.
По словам руководителя ООО «КМК» Егора Хорлампенко, любая фирма, если думает о клиенте, готова предложить ему не только ту спецтехнику, которая имеется в наличии. «Если клиент просит у меня десять «КАМАЗов», а к ним ещё один экскаватор, которого у меня нет, я возьму его в аренду, и пусть даже с минимальной прибылью или вообще без таковой передам заказчику»,  — утверждает он.
При этом на рынке есть предприятия, которые используют подобные механизмы частично, лишь в случаях, когда в наличии не имеется собственной техники. Но есть те, для которых аренда и субаренда, являются основным источником доходов. При этом утверждается, что на кошельке заказчика данная схема отрицательным образом не сказывается. Чаще всего сам владелец техники получает меньшую прибыль. Однако если у него технику взяли в аренду оптом, да ещё «побегали за него», нашли клиентов, он, безусловно, в выигрыше.
 
Грузовики нарасхват
Эксперты «Авант-ПАРТНЕРа» утверждают, что продажи спецтехники в регионе последнее время растут и в некоторых компаниях достигли докризисного уровня. Во многом увеличению продаж способствует высокий уровень изношенности автопарков многих предприятий, который порой доходит до 60%. По словам директора кемеровского филиала ООО «Балтийский лизинг» Вадима Янмурзина, в текущем году компания реализовала по лизингу порядка 40 единиц автотехники, что больше, чем в прошлом году. «Автопредприятия активно приобретают новую технику, предпочитая брать новую сразу после окончания договора лизинга», — говорит он. Кемеровский автоцентр «КАМАЗ» в текущем году в два раза увеличил продажи техники в сравнении с 2010 годом.
Характерно, что в сегменте самосвалов, по оценке экспертов, спрос смещается в сторону отечественных производителей, в частности «КАМАЗа». В отношении тягачей совсем другая ситуация. Здесь однозначно пользуется спросом импортная техника, в силу своей надёжности и экономичности. «Единого лидера в данном сегменте нет,  — считает Вадим Янмурзин. — В нашем портфеле основные марки — Volvo, Scania, MAN. Автомобили всех производителей с подобными техническими характеристиками находятся в одном ценовом сегменте. Многое зависит от опыта работы предприятия с той или иной маркой, наличия сервиса, доступности и стоимости запасных частей, и так далее».
Таков расклад в сегменте крупнотоннажных грузовиков, которые закупают в основном средние и крупные предприятия. Малый бизнес, осуществляющий в основном небольшие грузоперевозки, имеет свой транспорт. Около 60% от всего количества клиентов автоцентра Газ-Кузбасс ООО «Кузбассавто» (Кемерово) являются индивидуальные предприниматели. При этом в большей степени раскупаются именно полуторатонные грузовики, в том числе бортовые и изотермические (для перевозки продуктов). Расплачиваться небольшой бизнес предпочитает в таких случаях по безналичному расчету, не оформляя кредита. По словам менеджера автоцентра Артёма Кеменова, отечественные коммерческие грузовики «ГАЗель», «Соболь», «Валдай» пользуются спросом у начинающих предпринимателей и небольшого бизнеса вообще из-за их сравнительно невысокой стоимости. Хотя за последний год цены на те же «ГАЗели» поднялись на 10-15%. Если смотреть по минимальной и максимальной цене отечественных грузовиков, предлагаемых автоцентром  Газ-Кузбасс, то трёхместный грузовик «Соболь» грузоподъемностью до 1 тонны стоит сегодня порядка 484 тысяч рублей,  3,5-тонный «Валдай» — 900 тысяч рублей. «Хотя наша компания пока и не вышла на докризисный уровень, пусть небольшими темпами, но объёмы продаж растут. Мы свою нишу на рынке заняли, и будем удерживать позиции», — отмечает Артём Кеменов.
Между тем, очевидно, что делать это дилерам отечественных производителей даже в таком сегменте, как малотоннажные грузовики становится всё сложней — растёт конкуренция. Например, автосалон HYUNDAI (ООО «Трансхимресурс») предлагает своим клиентам самую различную коммерческую технику одноимённой марки, начиная от трёхтонных грузовиков и заканчивая 30-тонными тягачами, а также эвакуаторы, манипуляторы и прочее. Здесь также отмечают особую популярность небольших грузовиков с изотермическими фургонами. В отличие от отечественной техники, машины HYUNDAI дороже (их стоимость  — от 1,3 млн рублей до 6 млн рублей), но и надёжней. Более того, в сравнении с другими импортными аналогами, грузовики этой марки дешевле. «На сегодняшний день наша компания вышла на докризисный уровень продаж и прогнозирует их дальнейший рост, — говорит менеджер по продажам коммерческой техники Автосалона HYUNDAI Станислав Шиков.  — В первую очередь популярность грузовиков и спецавтотехники HYUNDAI объясняется их высоко конкурентоспособной ценой и надёжностью».
Появляются в этом сегменте и новые участники рынка. В 2011 году Кемеровский автоцентр «КАМАЗ» начал осуществлять продажи и обслуживание среднетоннажных грузовиков Mitsubishi Fuso Canter, так как является ещё и официальным дилером японской компании Mitsubishi Fuso (MFTBC), которая совместно с ОАО «КАМАЗ» создала предприятие FUSO KAMAZ Trucks Rus Ltd для производства и продажи в России японских грузовиков Canter. «Кузбасский потребитель ещё мало знаком с этими машинами, хотя такие же грузовики, но с правым рулём, привезенные непосредственно из Японии, встречаются здесь часто, — говорит менеджер по продажам Mitsubishi Fuso Canter кемеровского автоцентра «КАМАЗ» Роман Чернов. — Но это всё автомобили уже «повидавшие виды», которым осталось работать не так много. Мы же предлагаем новые, а значит более надёжные машины».
Многие предприниматели, не имеющие средств на приобретение новых автомобилей импортного производства, покупают их на вторичном рынке. «Наша компания занимается перевозкой промышленных грузов по всей России на трёх 20-тонных американских тягачах «Фредлайнер», – говорит директор ООО «Ассигнат-Транс» Александр Ильин. — Заказчиков находим посредством интернета». По его словам, эксплуатируемые сегодня компанией тягачи были приобретены два года назад на вторичном рынке, срок их окупаемости составляет 3-4 года, а у новых машин ещё больше. Стоимость нового тягача подобного класса — порядка 4-5 млн рублей. При этом отмечает, что даже подержанные импортные грузовики дают фору по надёжности отечественной технике. «Наши грузовики прошли уже более миллиона километров, и могут работать ещё долгое время», — утверждает он.
Новокузнецкое ИП «Альфа-Такси» постепенно избавляется от грузовых «ГАЗелей», замещая их праворукими «японками». Характерно, что изначально, по словам совладельца ИП «Альфа-Такси» Максима Титова, «ГАЗели» действительно оправдывали себя, тем более, что на них было установлено газобаллонное оборудование. Но со временем они стали приходить в негодность. Покупать новые, да ещё переводить их на газомоторное топливо, стало слишком накладно, а качество отечественного автопрома по-прежнему оставляет желать лучшего. Поэтому и был сделан выбор в пользу японских грузовиков.
 
Автокраны и другие
С восстановлением такой отрасли, как строительная, на рынке растёт спрос и на услуги крановой техники. Впрочем, автокраны требуются во многих отраслях экономики, где приходится работать с тяжёлыми грузами, будь то строительные материалы или специальное оборудование. Генеральный директор ООО «Сибирская крановая компания» Александр Норенко объясняет, что самыми востребованными на рынке являются автокраны грузоподъёмностью 16 тонн. За ними по популярности идут 25-титонники. «Также есть промежуточная грузоподъёмность — 17-20 тонн, но такие краны сейчас берут меньше», — утверждает он. — Затем идут 32-хтонники и 40-тонники».  В основном, это — автокраны, произведённые на заводах ведущих производителей  автомобильных кранов, таких как ОАО «Галичский автокрановый завод» (Костромская область), ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (Брянская область) и ОАО «Челябинский механический завод», ивановское ОАО «Автокран».
При этом Александр Норенко отмечает, что в сегменте автокранов грузоподъёмностью до 60 тонн популярностью пользуются именно российские автокраны, так как уровень качества этой техники, её конструктивные и эксплуатационные характеристики уже не уступают во многом импортной. К тому же зарубежные аналоги требуют больше времени  и средств для сервисного обслуживания. Отечественные автокраны в этом плане более удобны и доступны. Да и по стоимости импортная техника дороже в разы.
В целом дефицита спецтехники не ощущается, утверждают участники рынка. Но, чем выше грузоподъёмность у манипулятора или автокрана, длиннее стрела у автовышки, тем сильнее они загружены работой, и поэтому их найти сложнее. По оценке индивидуального предпринимателя Ольги Лади из Кемерова, только в столице Кузбасса работает порядка 20-30 автовышек со стрелой от 20 метров и более, и все они расписаны на недели вперёд, кроме того, на рынке есть около 45 вышек со стрелой до 14-16 метров. Практически 70% из них находится у представителей малого бизнеса.
 
Рост стоимости
Цены на услуги специальной автотехники в сравнении с докризисным периодом, по оценкам экспертов, выросли, но ненамного, и в каждом случае по-разному. По оценке Егора Хорлампенко, в целом повышение составило от 10% до 20%. При этом основным фактором, повлиявшим на рост цен, стало удорожание дизельного топлива и рост налогов.
Однако есть мнение, что многих владельцев спецтехники «разбаловали» докризисные времена, когда заказчики стояли, образно выражаясь, в ряд. В результате много техники сейчас простаивает только потому, что её владельцы не снижают цену. Ольга Лади считает, что во многих случаях цены реально завышены. «По нашим подсчетам, — говорит она, — новый погрузчик окупает себя не более чем за два года. Новая автовышка вообще окупается при сегодняшних ценах за год-полтора».
Относительно будущего, большинство экспертов осторожно, но прогнозируют рост рынка с одной оговоркой: лишь бы новый кризис не наступил, и экономика продолжала развиваться. «Спрос на грузоперевозки в сегменте многотонных тягачей растёт, вместе с тем прогнозировать положительные тенденции сложно, — отмечает Александр Ильин. — Дело в том, что на фоне инфляции, постоянного роста цен на топливо, тарифы на грузоперевозки не меняются уже долгое время. Кроме того, техника постепенно изнашивается, а купить новую в таких условиях сложно».
По мнению Вадима Янмурзина многое будет зависеть от общеэкономической ситуации. «Кроме того, если на РЖД не стабилизируется работа и ценообразование, я ожидаю увеличения количества приобретаемого автотранспорта, — говорит он. — Нужно помнить также про вхождение России в ВТО, что приведёт к снижению пошлин на новые автомобили. Надеюсь, они станут более доступными».
 
С НДС или без?
Рынок услуг спецавтотехники в Кузбассе, и в стране в целом, разнообразен. Конкуренция здесь развита как ни в каком другом направлении. Участниками рынка являются практически все прослойки бизнеса, начиная от государственных, муниципальных предприятий, крупного бизнеса и заканчивая индивидуальными предпринимателями, просто «частниками», которые во многих случаях занимаются предоставлением услуг, не имея на то никаких официальных прав (попросту «бомбилы», «калымщики»). Последняя категория владельцев спецтехники — отдельный вопрос.
«Люди не видят смысла платить налоги, и чем дальше, тем тяжелее будет их заставить сделать это, — рассуждает индивидуальный предприниматель из Кемерова Ольга Лади. — Официально работающие компании, в сравнении с такими частниками, проигрывают большой налогооблагаемой базой. С другой стороны, у официального бизнеса больше заказов, и пенсию себе мы обеспечиваем. Более того, у частника, работающего неофициально, возникает риск, что за работу ему не заплатят, либо заплатят совсем мало. И ничего он не сделает, так как договора у него нет. У многих техника стоит прямо около дома в частном секторе. И видно, что простаивает. Потому что первый вопрос, который задают её владельцу серьёзные заказчики, вы работаете с НДС или без?»
В большинстве случаев, если даже частники и оформляются в качестве индивидуальных предпринимателей, работают без НДС. И понятно, почему. Они ориентированы больше на заказы от населения, чем от предприятий. ИП Ольги Лади работает с НДС. «Мы специально пошли на этот шаг, — говорит она. — Многим предприятиям, которым мы поставляем технику, интересней работать с нами. Ведь у нас есть все документы, мы выставляем расчётный счёт, составляем договоры. И на 100% работаем без нала».
Между тем и для населения есть недостатки в работе с частником. Во-первых, в случае чего с него будет трудно что-либо возместить. Во-вторых, если ведётся строительство частного дома за кредитные средства, например, по ипотеке, при заказе услуг у таких владельцев спецтехники документально подтвердить расходы будет невозможно. Характерно, что в поисках заказчиков, многие частные владельцы работают по договору с официально зарегистрированными компаниями.
«Мы привлекаем к работам и таких предпринимателей, которые не работают с НДС, — говорит руководитель ООО «КМК» Егор Хорлампенко. — В таких случаях уже от самого заказчика зависит, оплату производить с учётом налога на добавленную стоимость или нет. Кроме того, есть частные владельцы спецтехники, которые вообще не оформлены как индивидуальные предприниматели. С такими мы работаем по договору найма. Причём берём не каждого. У нас есть определённый пул людей, к которым мы обращаемся. Ведь отвечать в конечном итоге за их работу придётся все равно нам».
Ольга Лади убеждена, что нелегалов на рынке просто не должно быть. Егор Хорлампенко считает, что они не мешают. «Для крупных предприятий, — говорит он, — конечно выгоднее, чтобы таких участников рынка не было. Но для потребителя, вообще для рынка в целом их присутствие благо. Частники работают не так, как  предприятия. Они более мобильны, постоянно стремятся повышать качество услуг, обновляют технику, снижают цену. И у потребителя есть выбор платить за наличный расчёт или по безналу, оплачивать за то время, какое ему требуется, а не за минимальное количество часов, которое устанавливают многие предприятия и так далее. Просто, когда нанимаешь спецавтотехнику, необходимо понимать, зачем, что и у кого ты заказываешь».

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко