-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 20.12.2011

На чём поедем в Новый год?

В КТПП прошло несколько встреч с участием представителей власти, юристов, собственников и руководителей автотранспортных предприятий, частных предпринимателей-таксистов
 
Уходящий год принёс немало изменений в систему пассажирских автоперевозок в России. Появилось государственное лицензирование таксомоторов, потребовавшее от представителей отрасли немалых затрат на производственную инфраструктуру и персонал, а от региональных властей принятия дополнительного законодательства. В сфере массовых автоперевозок отрасль развивается в сложных обстоятельствах. Постоянно растут издержки, особенно, топливные затраты, дотации из бюджета не успевают их покрывать, образовавшийся таким образом разрыв в доходах перевозчиков постоянно растёт, подрывая экономику отрасли. Тем не менее, власти региона сохраняют приверженность социальной направленности в развитии общественного транспорта и направляют в отрасль значительные средства, в первую очередь, на обновление парка.
 
Закон «о шашечках»
С 1 сентября 2011 года в России вступил в силу закон « О регулировании рынка таксомоторных перевозок». В соответствие с ним владельцам собственных таксопарков или индивидуальных такси приходится во многом перестраивать свою деятельность, чтобы вписаться в его нормы. Главным нововведением стал возврат к фактическому лицензированию деятельности на оказание услуг легкового такси для перевозки пассажиров и багажа. Хотя формально вместо лицензий нужны разрешения. Право их выдачи закреплено за департаментом транспорта и связи Кемеровской области, а для контроля деятельности такси предусмотрено даже создание нового специального отдела в составе департамента. Чтобы выполнить все требования нового закона и получить соответствующие разрешения, перевозчикам было дано четыре месяца переходного периода, с первого января 2012 года включается механизм контроля.
В начале декабря 2011 года в областном департаменте транспорта и связи было зарегистрировано в качестве легковых такси 175 автомобилей. Данные об этом открыты, все регистрационные сведения опубликованы на официальном сайте департамента. Первым, кто получил разрешения, стало кемеровское ООО «Такси Блюз». Ещё в конце октября, вскоре после выхода постановления губернатора Кемеровской области от 19 октября 2011 года «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Кемеровской области» совместно с ООО «Такси Блюз плюс» оно зарегистрировало 21 таксомотор.
Новый закон о такси начал обсуждаться уже вскоре после его принятия в апреле 2011 года. Правда, настоящие баталии стали разгораться непосредственно перед его вступлением в силу. В Москве летом был даже проведён первый всероссийский съезд таксистов. Его резолюция требовала широкого обсуждения нового закона для внесения в него изменений и поправок. А таковых высказывалось немало. В Кузбассе роль своеобразного общественного арбитра в полемике таксистов с властью взяла на себя Кузбасская торгово-промышленная палата. Она организовала несколько дискуссий с участием представителей областного совета народных депутатов, департамента транспорта и связи, управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области, управления ГИБДД, государственного учреждения «Кузбасспасажиравтотранс», юристов, собственников и руководителей автотранспортных предприятий, частных предпринимателей-таксистов.
 
Навстречу такси
В первом таком заседании в Кузбасской торгово-промышленной палате участвовало более 80 представителей отрасли из разных городов и районов региона. В результате долгих обсуждений были сформированы требования к властям региона по «смягчению» требований к организации деятельности легкового такси — в той части, где закон позволял принимать решения на усмотрение региональных властей. Основные возражения касались трёх спорных вопросов, по каждому из которых таксисты высказали свои конкретные предложения.
В основном, они свелись к предоставлению перевозчикам возможности самостоятельно определить цветовую гамму транспортных средств, к снятию ограничений по сроку эксплуатации таксомотора и к разрешению использования «праворуких» автомобилей. Возможность использования автомобилей «родного цвета» с обязательной установкой опознавательного фонаря и нанесением цветографической схемы, а добавочно — логотип перевозчика и номера телефонов такси должна уменьшить затраты перевозчиков. Что касается сроков эксплуатации, то, по мнению представителей отрасли, далеко не всегда можно связать с ним техническое состояние автомобиля. При грамотном подходе и должном сервисном обслуживании машина может использоваться для перевозок пассажиров более 5 лет. Иначе средства (как правило, кредитные), просто не смогут окупиться за этот срок. Использование транспортного средства с правым рулем для оказания услуг такси, по оценке перевозчиков, вполне возможно, ведь качество и мастерство вождения складывается из опыта и стажа водителя, который по федеральному закону о такси составляет теперь не менее 3 лет. И этого вполне достаточно и для безопасной перевозки пассажиров и на автомобиле с правым рулём.
Эти предложения таксистов услышали,  — закон Кемеровской области «О порядке осуществления контроля при перевозке пассажиров и багажа легковым такси» вышел с учётом отдельных пожеланий операторов рынка такси. Вот как описал эти послабления ведущий юрисконсульт департамента транспорта и связи Сергей Большой: «Мы услышали призыв не устанавливать единую цветовую гамму, этого требования в законодательстве Кемеровской области нет. Все остальные требования федерального закона надо будет исполнять. Это  — установка опознавательного фонаря жёлтого цвета на крыше автомобиля, таксометра, осуществление медицинского и рейсового технического осмотра. Порядок выдачи разрешений на деятельность также был доработан, в частности изменился перечень документов  — исключен страховой полис ОСАГО и документы, подтверждающие стаж водителя». Введение единой цветовой гаммы автомобилей, по мнению самих перевозчиков, было самым «больным», а главное  — самым «дорогим вопросом». Заместитель начальника департамента Галина Егорова так пояснила упрощение процесса получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров так: «Планируется организовать четыре пункта приёма документов: в Кемерово, Новокузнецке, Юрге и Таштаголе. Документы будут теперь рассматриваться не за 30 дней, как предусмотрено в федеральном законе, а за 20».
Обязательными для перевозчиков осталось требование нанесения на борта контрастной цвету кузова такси графической схемы в виде квадратов, расположенных в шахматном порядке и наличие фонаря определённого вида на крыше. При этом никаких комментариев в законе относительно конкретного места или размера «шашечек» не содержится. Есть вопросы и по маркам и моделям применяемых таксометров. Дело в том, что в реестрах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Ростехрегулирования) данные приборы пока вообще не значатся, следовательно, не могут подлежать никакому освидетельствованию или проверкам.
 
В законном статусе
Не менее важными станут вводимые с 1 января обязательные ежедневные проверки  — предрейсовый контроль технического состояния автомобиля и медицинский осмотр водителей перед выездом на линию. Всё это должно будет отражаться в путевом листе. За работу без соответствующих разрешений или нарушения требований, предъявляемых новым законом к легковому такси, предусмотрены штрафы до 5 тысяч рублей или отмена разрешения.
Для перевозчиков важно, что выполнение норм нового закона влияет на «статус» таксомотора. Дело в том, что регистрация транспортного средства в качестве легкового такси «превращает» автомобиль в такси на всё время, вплоть до отмены этой регистрации. И тем предпринимателям, которые используют такой автомобиль ещё и в качестве личного транспортного средства, следует помнить, что наличие путевого листа со всеми положенными отметками обязательно. Ведь официально зарегистрированный как такси автомобиль, «находящийся на линии», будет расценен любым инспектором ГИБДД или иного контролирующего ведомства только в одном качестве — как транспортное средство, используемое для осуществления предпринимательской деятельности. Даже если его владелец отправился на нём с друзьями на рыбалку.
По новому законодательству проблемы могут возникнуть у многих владельцев такси и даже таксопарков, не имеющих собственных лицензированных специалистов для проведения технического и медицинского осмотров. Закон предусматривает возможность пользоваться для этого услугами сторонних организаций. Но в этом случае водитель не сможет ехать куда-то для прохождения этих осмотров на «неосмотренном» автомобиле. Крупные парки смогут, очевидно, подготовить или принять на работу соответствующих специалистов. Вторым вариантом решения проблемы может стать заключение контрактов со специалистами с условием их приезда для осмотра автомобилей в месте парковки такси. Третьим  — аренда места парковки на территории автопредприятий, имеющих соответствующих специалистов и договор на оказание соответствующих услуг. Труднее всего, в таких обстоятельствах придётся, конечно, предпринимателям с одним единственным автомобилем.
 
Поддержать перевозчика
Власть призывает сегодня всех таксистов переходить на легальное положение и вставать в ряды предпринимателей. И предлагает набор средств помощи и поддержки в этом начинании. Так, для упрощения процедуры получения разрешений помощь в оформлении заявок и всего необходимого пакета документов оказывается всем желающим в муниципальных центрах поддержки предпринимательства, а которые работают во всех городах и районах области. Это призвано принести двойную выгоду, ведь многим владельцам такси предстоит зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, а именно помощь в этих вопросах – специфика работы центров поддержки.
Начальник управления предпринимательства областного департамента промышленности, торговли и предпринимательства Наталья Кудрявцева подчёркивает, что транспортные услуги отнесены к приоритетным направлениям развития бизнеса в Кемеровской области, поэтому «предусмотрены специальные меры поддержки для предпринимателей, оказывающих услуги легкового такси». Это  — льготный заём в размере 100 тысяч рублей, который предприниматели могут взять через областной государственный фонд поддержки предпринимательства в качестве частичной доли оплаты при покупке автомобиля. Во-вторых, начинающие предприниматели могут рассчитывать на получение гранта в размере до 300 тысяч рублей на конкурсной основе через муниципалитеты. И, наконец, владельцы собственных автопарков могут расширить их, воспользовавшись банковским кредитом, взятым под гарантии того же фонда поддержки предпринимательства.
Помимо этого кузбасские таксопарки смогут рассчитывать и на поддержку впервые созданного профессионального сообщества. При Кузбасской торгово-промышленной палате создан комитет по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок. Это новое общественное образование может стать площадкой для формирования продуктивных отношений между автоперевозчиками, представителями органов власти, местного самоуправления и общественных организаций.
 
Самый массовый общественный
Кузбасс  — один из немногих регионов, где сохранены государственные автотранспортные предприятия, которые выполняют госзаказ по перевозкам пассажиров. Такие предприятия есть практически во всех городах и районах области (в Кемерове и Новокузнецке эти предприятия муниципальные, также муниципальными являются все электротранспортные предприятия Кузбасса). Всего в области работают 21 государственное пассажирское автотранспортное предприятие (включая 3 филиала) и 22 муниципальных предприятия, а также предприятий в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. В целом областной парк пассажирского транспорта (включая электротранспорт) составляет сейчас около 3 тысяч единиц техники.
В Кемеровской области сохраняется социальная направленность в организации пассажирских перевозок. На основании предварительных расчётов формируется госзаказ, который предусматривает не только объёмы перевозок, но и многие другие аспекты в их организации. Госзаказ по перевозкам пассажиров формирует областной департамент транспорта и связи, он же проводит открытые аукционы на осуществление пассажирских перевозок. По словам заместителя начальника департамента Галины Егоровой формирование заказа представляет собой очень большой объём работы, и хотя есть уже исторически сложившиеся объёмы перевозок, они требуют постоянного внесения корректив.
В аукционах, условия которых размещаются на электронных площадках, может участвовать любой перевозчик. Условия установлены по объёмам, по техническому обеспечению перевозок, уровню профессиональной подготовки водителей, обеспечению безопасности пассажиров — всего порядка двадцати обязательных пунктов. Неотъемлемой частью государственных контрактов становятся расписания движения транспорта, утверждаемые муниципальными органами. Там указываются все показатели, на основании которых формируют лоты аукциона. Конкурс на выполнение госзаказа перевозок проводится ежеквартально, и один раз в год  — конкурс на перевозку льготных категорий пассажиров.
Практика последних лет показывает, что выполнить все требования, предъявляемые к перевозке пассажиров способны только крупные государственные автопредприятия. Все цены на перевозки по выполнению госзаказа утверждает департамент цен и тарифов. Это также, наряду с другими факторами влияет на то, что в пассажирских перевозках участвуют преимущество государственные и муниципальные перевозчики (см. врезку).
 
Две стороны льготы
Проезд в общественном транспорте в Кузбассе считается сегодня одним из самых дешёвых в стране. По данным начальника управления планирования, учёта и анализа областного департамента транспорта и связи Марины Гнеденко, Кузбасс лидирует по предоставлению населению транспортных льгот, ими пользуются 34 категории пассажиров, большая часть которых имеет право льготный проезд на основании законов Кемеровской области. В соседних регионах количество льготных категорий не превышает 15. Кроме того, там ограничено количество льготных поездок, чего нет в Кузбассе. В результате, средняя плата за проезд, которую получают автопредприятия (с учётом перевозки льготников) не превышает 6 рублей с одного пассажира. При этом себестоимость перевозок постоянно растёт, а тарифы на перевозку повышаются не чаще двух раз в год.
По данным департамента, льготные перевозки дотируются сейчас в размере 8 поездок по городу и 4 пригородных поездок в месяц на одного пассажира. Насколько эти дотации соответствуют количеству льготных перевозок, неизвестно. Точный учёт реального положения  — до введения специальных транспортных карт  — пока невозможен.
Увеличение цен на транспортные средства, запчасти к ним, горюче-смазочные материалы и постоянное отставание роста тарифов порождают своеобразный «замкнутый круг» для участников рынка пассажирских перевозок. По свидетельству специалистов-транспортников и самих перевозчиков, отставание тарифов от роста себестоимости перевозок значительно затрудняет как содержание хорошей материальной базы автопредприятий, так и её развитие. Это также делает рынок пассажирских перевозок для частных перевозчиков менее привлекательным. Поддержание автотранспорта в надлежащем состоянии для небольших частных перевозчиков становится зачастую невозможным, и они уходят с рынка.
 
Варианты обновления
Ещё одной постоянной проблемой автоперевозчиков продолжает оставаться техническое состояние парка и его обновление. Надо признать, что в этом плане Кемеровская область значительно продвинулась за счёт крупных бюджетных вложений. Для обеспечения автопредпредприятий и предприятий электротранспорта области в 2004 году была принята специальная программ «Оптимизация развития транспорта и связи». Её разработка и реализация началась в связи с тем, что состояние автопарка области уже не могло быть признано удовлетворительным  — чрезвычайно изношенный транспорт перестал соответствовать требованиям к перевозкам пассажиров и их безопасности. Было принято решение начать обновление транспорта за счёт областного бюджета.
Ежегодно стали закупаться новые автобусы: в 2006 году было приобретено 139 новых автобусов разных марок, на следующий год  — 195, в 2008  — 180. В 2009-2010 гг. областная программа получила поддержку дополнительной программы софинансирования из федерального бюджета. Федеральный центр решил оказать помощь регионам в решении проблемы обновления парка в кризисный период. Это позволило приобрести 108 автобусов в 2009 году и 97 в 2010.
В этом году подход к приобретению транспорта заметно изменился, долевое участие в покупке автобусов и трамваев приняли спонсоры из сферы частного бизнеса. За счёт их средств в рамках соглашений о социальном партнёрстве с обладминистрацией было приобретено 105 единиц техники на общую сумму 403,7 млн рублей. Всего же в 2011 году на обновление общественного транспорта в регионе было направлено 684,6 млн рублей, что позволило прибрести 191 автобус и 7 трамваев (см. таблицу).
По мнению самих транспортников сегодня  — после нескольких лет ежегодного обновления парка пассажирских перевозок  — его состояние оценивается как хорошее, но останавливаться в обновлении все равно нельзя, иначе обеспечивать безопасность и регулярность перевозок будет трудно.


Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко