-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 31.03.2014

Сокращения и перспективы кузбасского авторынка

По итогам 2013 года автомобильный рынок Кемеровской области показал заметное сокращение продаж, на 20%, что не помешало местным дилерам развивать свои сети и строить новые салоны. Кроме того, как прогнозируют эксперты, даже при сохранении общей негативной тенденции на рынке, продажи автомобилей сегмента SUV будут только расти, а ещё ожидается дальнейший рост кредитных продаж автомобилей. Что также может поддержать авторынок.
 
Общее падение, отдельный рост
В 2013 году российский автомобильный рынок в сравнении с 2012 годом снизился на 5%. Всего в стране за этот период было продано 2 млн 777 тыс. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей (см. ниже оценку продаж Национального бюро кредитных историй). По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в десятке лидеров по моделям среди новых легковых автомобильных марок по итогам года все модели местного производства.
 
Первое место по маркам традиционно заняла Лада (за 2013 год продано 456,3 тыс. автомобилей, что на 15% меньше, чем в 2012 году). В десятку попали Renault (210 тыс. штук, +11% к 2012 году), KIA (198 тыс., +6%), Hyundai (181,15 тыс., + 4%), Chevrolet (174,6 тыс., снижение на 15%), Volkswagen (156 тыс., -5%), Toyota (154,8 тыс., +1%), Nissan (146,3 тыс., -5%), Ford (106,7 тыс. штук, -18%), Škoda (87,5 тыс., сокращение продаж на 12%).

В сегменте автомобилей премиум-класса продажи в основном росли, хотя, конечно, количественно таких авто продается не так много. Так автомобилей Mercedes-Benz в России за прошлый год продано 44,4 тысяч, 19% больше, чем в 2012 году, BMW – 42 тыс. (+12%), Audi – 36 тыс. (+8%), Land Rover – 21 тыс. (+10%), Lexus – 15,8 тыс. (+1%). В аутсайдерах сегмента оказались марки Infiniti, автомобилей которой реализовано в 2013 году в России 8,7 тыс., что на 6% меньше, чем в 2012 году, и Cadillac – 1,5 тыс. штук (-25%).

«Мы наблюдали уверенный финиш в последнем месяце 2013 года, который был довольно трудным на протяжении почти всего своего течения, – комментирует председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – Нет сомнений, окончание срока действия госпрограммы по субсидированию розничного автокредитования сыграло роль в том, что больше покупателей посетили салоны дилеров, чем месяцем раньше. Это усилило эффект, традиционно связанный с окончанием года, а также с необычайно тёплой погодой прошедшего декабря. Суммарные продажи пассажирских автомобилей, а также лёгких и средних коммерческих автомобилей в России достигли в 2013 году отметки 2,78 млн автомобилей, что на 5,5% меньше, чем в рекордном прошлом году. Прогноз на 2014 год – 2,73 млн автомобилей, что лишь немногим меньше продаж в ушедшем году».
 
При общем падении рынка многие кемеровские дилеры пытались двигаться в поступательном направлении, заключая новые дилерские соглашения и строя новые салоны. Напомним, что в октябре 2013 года ООО «Трансхимерсурс» открыл в кузбасской столице крупнейший за Уралом дилерский центр Mitsubishi и примерно в это же время начинает продавать автомобили корейской марки Ssang Yong. 1 февраля в Кемерове состоялся технический запуск дилерского центра CHRYSLER/JEEP/DODGE. Это стало возможным, после того, как в начале декабря прошлого года компания «Нью-Йорк Моторс Сибирь» подписала дилерский договор с ЗАО «Крайслер РУС» и стала официальным дилером Chrysler, Jeep, Dodg, Ford в Кемерове. Строительство автосалона велось за счет собственных средств компании. Общая площадь центра составляет 600 квадратных метров, шоу-рума – 400 кв. м. В общей сложности в нём работают 20 человек (14 сотрудников дилерского центра и 6 специалистов сервиса). В марте этого года в Кемерове планируется запуск ещё одного шоу-рума. Автоцентр «Дюк и К» планирует открыть новый автосалон по продаже автомобилей «Лада» площадью около 700 кв. м. По словам исполнительного директора автоцентра Анатолия Архипова, в дилерском центре будет создано более 90 рабочих мест. Строительство также велось за счёт собственных средств компании. Срок окупаемости проекта – порядка 7 лет. Но не обошли авторынок Кузбасса и потери. В начале 2014 года стало известно о задержках зарплаты сотрудникам компании «Автостандарт» (дилер Lifan, Haima, Chery). Как оказалось, у руководства фирмы были крупные финансовые проблемы. В результате, уже в середине января автосалон прекратил свою работу. 

В Сибирском федеральном округе (СФО), по оценке издания «Континент Сибирь», в 2013 году было реализовано около 190 тыс. новых автомобилей, что на 14,7% меньше, чем годом ранее. При этом отмечается, что наибольшее падение рынка произошло в Кемерове (на 20%). В Томске автопродажи снизились на 19%, в Красноярске – на 18%. Большая часть автомобилей была реализована в Красноярской области (пятая часть от всего проданного в СФО). На Новосибирскую область пришлось 17% авторынка СФО, на Кузбасс – третье место по объему продаж (14%).

О том, что в Кемеровской области авторынок в 2013 году упал на 20%, говорят данные АЕВ за прошлый год по оплаченным автосалонами автомобилям. В то же время по данным первичного учёта постановки новых автомобилей в ГИБДД Кемеровской области, снижение продаж автомобилей в Кузбассе было меньше и составило только 11,3%.
Очевидно это связано с тем, что поставленный на учёт в Кемеровской области автомобиль мог быть куплен за пределами Кузбасса и, наоборот, не обязательно, машина, купленная в Кемерове, была регистрирована в Кузбассе. Так, по примерным данным первичного учета постановки новых автомобилей в ГИБДД Кемеровской области, Land Rover зарегистрировано в Кузбассе в прошлом году 117 (+48% к 2012 году), а по оценке коммерческого директора ООО СибАльянс Дмитрия Гончарова, продажи Jaguar Land Rover в автосалоне выросли в 2013 году в среднем на 7-10%, а по данным АЕБ, в 2013 году продано этих машин около 200.

Тем не менее, негативная тенденция кузбасского авторынка просматривается четко – продажи автомобилей снижаются в целом, и в первую очередь, за счёт марок широкого спроса. Так сильно упали продажи автомобилей Лада, Ford, Chevrolet, Skoda, Chery, Daewoo. По признанию руководителя отдела продаж «Нью-Йорк Моторс Сибирь» (официальный дилер Ford в Кемерове) Романа Лаптева, в 2013 году наметилась явная тенденция по снижению продаж на автомобильном рынке. Кузбасс ощутил на себе эти изменения в полной мере. «Это связано со снижением покупательной способности жителей нашего региона и всей страны. В кредит машины брать продолжают», – отметил он. При этом наиболее популярными моделями Ford были в прошлом году Focus и Kuga.

Небольшой рост продаж показали Hyundai (по данным АЕБ, в Кемерове прод
ажи этого бренда выросли на 11%, а в Новокузнецке упали на 10%), Mitsubishi (+11%). А вот Subaru и Geely, по утверждению официального дилера этих брендов в Кузбассе – СВ-Авто, продано в сравнении с 2012 годом больше практически на 100% (по каждому бренду). Хотя в количественном выражении это не такая уж и большая цифра (всего за год продано 351 Subaru и более 400 Geely).

Примечательно, что в регионе положительную динамику сохраняют многие китайские бренды. Причём абсолютным чемпионом здесь является Geely (лидеры продаж: Emgrand и MK Cross), продажи которого в прошлом году увеличились вдвое. Напомним, что эта марка начала продаваться в Кемеровской области всего два года назад. Продажи Lifan и Great Wall плюсом примерно 10%. И если в 2012 году продажи автомобилей марки Lifan заметно выросли за счёт седана Solano, то последнее время все популярнее становится кроссовер Х60.
Кроссоверы и внедорожники для Кузбасса, как и для всей страны, вообще отдельная тема (см. Авто-Style).
 
Кредитное предпочтение
Примечательно, что рынок автокредитования растёт, хотя и более медленными темпами. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», приведенным в официальном сообщении Национального бюро кредитных историй (НБКИ), объём рынка новых легковых автомобилей в РФ по итогам 2013 года составил 2,6 млн штук, что на 5,5% меньше, чем по итогам 2012 года. Емкость рынка в денежном выражении составила 73,9 млрд долларов, что на 2% меньше, чем в 2012 году, но на 20% больше, чем в докризисном 2008 году (61,2 млрд долларов).

При этом темпы роста автокредитования замедляются. На 1 января 2014 года в базе НБКИ содержится информация о 2,7 млн. действующих автокредитов общим объемом 1,4 трлн. рублей. В 2012 году рынок автокредитования вырос на 35% в сравнении с предыдущим годом, в 2013 году – на 24%. И доля автомобилей, приобретенных в кредит, продолжает расти. Сегодня в России таким способом покупается почти каждый второй новый автомобиль. Средний размер действующего автокредита составляет 510 тыс. рублей.

На совместной пресс-конференции НБКИ, «Автостата» и Volvo Car Russia, прошедшей 5 февраля в Москве, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков сообщил, что в 2013 году 45,8% машин были куплены в кредит, тогда как годом ранее этот показатель составлял 33,6%. «Мы прогнозируем, что сохранение тенденции сокращения продаж автомобилей при 20-процентном росте автокредитования в 2014 году приведет к росту доли новых «кредитных» автомобилей до 60%», – заявил он. Также, Волков отметил, что кредитная дисциплина граждан в секторе автокредитования улучшается. Коэффициент просроченной потребительской задолженности с 1 января прошлого года улучшился с 4% до 3,6% по состоянию на ту же дату 2014 года.

По данным, которые предоставило «А-П-Р», Национальное бюро кредитных историй на 1 января 2014 года в Кузбассе числилось 42 тыс. действующих автокредитов общим объёмом 25,4 млрд рублей. Для сравнения на 1 января 2013 года общий объём действующих автокредитов в регионе был 18,3 млрд рублей. Их количество равнялось 34,7 тыс. Объём просроченной задолженности, при этом, составил на 1 января текущего года 2,23 млрд рублей (5,1 тыс. просроченных кредитов). Средний размер просроченной задолженности – 433,44 тыс. рублей. На 1 января прошлого года объём просроченной задолженности составлял 2,075 млрд рублей (4,8 тыс. просроченных кредитов), а средний размер просрочки составлял 433,19 тыс. рублей.

Из данных НБКИ следует, что Кемеровская область занимает пятое место в рейтинге по динамике выданных автокредитов. За прошлый год автокредитование выросло на 38,75%. В Татарстане, лидирующем по этому показателю, рост автокредитования составил 47,4%, в Ставропольском крае – 41%, в Башкортостане – 40,8%, в Тюменской области – 39,3%. Среди сибирских регионов к лидерам роста автокредитования можно отнести Алтайский край (седьмое место с темпами роста в 35,5%). Новосибирская область по этому показателю заняла тринадцатое место (30,2%), Красноярский край – четырнадцатое (29,15%), Омская область – семнадцатое (26%). Просроченная задолженность по автокредитам в Кузбассе увеличилась за прошлый год на 7,3%, в Новосибирской области, для сравнения, на 18,3%, в Красноярском крае – на 7,7%. В Алтайском крае, напротив, просроченная задолженность снизилась на 9,6%.
 
Ожидание падения и роста
Екатерина Коковихина Вячеслав Опортов
Екатерина Коковихина: «Мы ожидаем спада продаж в целом на рынке, но постараемся удержать свои позиции и свою долю рынка не меньше, чем она была в прошлом году»
Вячеслав Опортов: «Считаю, что спрос на легковые автомобили в дальнейшем будет только падать, а на машины сегмента SUV, как минимум, сохранится»
Начало года стало неожиданно неудачным для растущего сегмента авторынка, для полноприводных автомобилей. В январе текущего года их продажи неожиданно просели. Так, по данным АЕБ, продажи УАЗ по России в январе прошлого года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года упали на 24%, Ssang Yong – на 28%, Great Wall - на 27%. Из рассматриваемых нами брендов положительную динамику сохранили только Land Rover (+13%), Subaru (+9%), Jeep (+188%). В целом продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2014 года снизились на 6%. «Оказалось, что продажи в январе ниже, чем надеялись многие из нас, – поясняет председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. – С другой стороны, это не должно было бы быть таким уж сюрпризом, если оглянуться на успешный декабрь, который оттянул на себя продажи последующего периода за счет окончания государственной программы поддержки розничного кредитования. Обычно продажи января не бывают высокими, поэтому полученный результат не является поводом для тревоги. Февраль даст лучший ответ на вопрос, в каком направлении движется рынок в этом году. Текущий уровень контрактования в индустрии внушает оптимизм, что дает нам основание придерживаться в короткой перспективе ожиданий на стабилизацию рынка».

По прогнозам аналитического агентства «Автостат», в 2014 году продолжатся тенденции 2013 года, то есть рост продаж кроссоверов, скорее всего, продолжится. «Тойота Мотор в перспективе планирует сохранить высокую долю рынка в сегменте внедорожников за счет обновления легендарной внедорожной линейки Toyota в России, принимая во внимание премьеру обновленной модели Toyota Land Cruiser Prado. «Мы ожидаем, что динамика роста спроса на 1-2% в сегменте SUV сохранится до 2015 года», – считает Наталья Астафьева.

Падения продаж на этом сегменте авторынка не ожидают и представители компаний, работающих в Кузбассе. По мнению Дмитрия Гончарова, прогнозы на 2014 позволяют говорить о росте продаж примерно 11% автомобилей марок Jaguar Land Rover. «В нынешнем году будет много сюрпризов, это и новые модели автомобилей, и заметные перемены в существующих моделях», – говорит он. «Мы ожидаем спад продаж в целом на рынке, но постараемся удержать свои позиции и свою долю рынка не меньше, чем она была в прошлом году», – утверждает Екатерина Коковихина из «СВ-Авто». «В 2014 году мы планируем рост продаж в первую очередь за счет появления двух новых моделей Ford Edge и Ford Ecosport, – прогнозирует Роман Лаптев. – Первый – это автомобиль на базе Explorer с более молодёжным дизайном по привлекательной цене. Второй – компактный кроссовер. Тем самым наш дилерский центр сможет предложить наиболее полный выбор внедорожников». По мнению Анны Кузьминой, начальника отдела маркетинга ООО «Бизнес Кар Кузбасс», продажи кроссоверов и внедорожников останутся на уровне 2013 года. «Тойота» вывела на рынок новую модель Highlander, продажи которой уже начались, а презентация намечена на 20 февраля 2014 года. С её прогнозом на 2014 года согласен и Вячеслав Опортов, директор ООО «Техцентр Томь Кемерово» (официальный дилер Great Wall, Lifan и FAW). По его мнению, на рост продаж в 2012 году повлияла программа утилизации, затем ситуация изменилась. «Брали дешёвые машины, – говорит он, – поэтому продажи Лада и Chevrolet «взлетели». Активно покупали Lifan, особенно, Solano. Но в 2013 году программа утилизации закончилась, и продажи дешёвых машин пошли вниз. Считаю, что спрос на легковые автомобили в дальнейшем будет только падать, а на машины сегмента SUV, как минимум, сохранится. Сейчас многие пересаживаются с автомобилей сегмента В и С на кроссоверы и внедорожники. Учитывая, что, кому надо было, в 2012 году старые машины поменяли, и активной замены уже не произойдёт».

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко