-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 29.05.2015

Сергей Никитенко: «В Кузбассе выстраивается система работы на рынке ГШО»

Сергей НИКИТЕНКО, директор АМКАссоциация машиностроителей Кузбасса (АМК) – добровольное объединение машиностроительных предприятий была создана для усиления позиции кузбасских машиностроителей на отечественном рынке, координации усилий для выхода на внешние рынки, а также для осуществления перевода машиностроения Кузбасса на инновационный путь развития и поддержки малых инновационных предприятий отрасли. Как живёт Ассоциация сегодня в непростое для нашей экономики, и ещё более сложной для машиностроительной отрасли, время «Авант-ПАРТНЕРу» рассказал Сергей НИКИТЕНКО, директор АМК.
 
– Сегодня машиностроительная отрасль переживает не самые лучшие свои времена, какова роль АМК в этой ситуации? Что вы делаете? Уже сделали?
– Вся наша национальная экономика переживает не самые лучшие времена. Не исключение и машиностроительная отрасль. Сегодня мы видим основную свою задачу в соединении интересов наших машиностроителей, угледобывающих компаний и интересов региона, которые представляет исполнительная власть. Да, время сегодня непростое. Обстановка в мире сложная. Национальная и региональная экономика должны выживать. Это и задаёт основной вектор нашей работы. И можно сказать, что Ассоциации добилась за прошедший год заметных успехов.
Во-первых, в целях повышения эффективности  работ по стандартизации горно-шахтного оборудования на государственном и межгосударственном уровнях на основании Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» приказом Росстандарта № 350 от 24.03.2015 года реорганизован  технический комитет  ТК-269 «Горное дело» и ведение секретариата  поручено нам, Ассоциации машиностроителей Кузбасса.
Что это значит? Мы взяли главное – формирование технической политики, основ будущего ГШО: комбайнов, конвейеров, горного инструмента, оборудования по дегазации, и т.п. По сути – это подготовка стандартов к продукции, которая выпускается нашими заводами и к продукции импортной, которая закупается нашими добывающими компаниями. Эксперты в техническом комитете со всей России – это ведущие эксперты в области разработки ГШО. Мы формируем техническую политику создаваемых образцов оборудования, материалов в этой области. И считаем работу такого комитета именно в Кузбассе оправданной, так как именно у нас в основном добывается весь российский уголь. Мы должны техническую политику формировать для наших условий, учитывая международную кооперацию.
ТК 269 входит в международную систему комитетов по горному делу. Все понимают, что требования должны быть корректными, унифицированными, чтобы можно было кооперировать меж собой. Например, ООО «Юрмашзавод» научился хорошо делать механизированные крепи, ОАО «Анжеромаш» – конвейерные системы, а очистной комбайн хорошо делает «Айкхофф». Почему не сделать по международной кооперации совместно заказчику «под ключ» механизированный добывающий комплекс? Сопоставить наши разрабатываемые стандарты с зарубежными – это уровень международного сотрудничества. Работа колоссальная.

– А что сейчас не существует ГОСТов?
– Конечно, ГОСТы есть, но технологии добычи не стоят на месте, появляется необходимость в новых видах  оборудования, требования к которому  никогда никем не регламентировались, нет стандартов на его разработку. Должна быть унификация, требования к условиям эксплуатация, стандарты должны учитывать условия добычи на определённой территории и требования с позиции безопасности.
 
– Кто входит в технический комитет? Каков его регламент работы?
– В ТК-269 входят основные заводы-производители ГШО России. Принцип вхождения простой: если разрабатываешь, выпускаешь на рынок ГШО продукцию той или иной номенклатуры, то «добро пожаловать». Эксперты, предприятия должны быть в этом заинтересованы, но без испытательной базы – это работа «на бумажке», поэтому следующий наш шаг – создание Центра испытаний ГШО.
Сейчас мы запрашиваем коллективы, которые работают в этом направлении, свои предложения – какие стандарты они предлагают разработать, какое стендовое оборудование они должны иметь. Потом эксперты оценивают соответствие  различным критериям: что было в ГОСТах, что есть, чего не хватает, и принимается решение, какие стандарты разрабатывать. Потом, собственно, сам процесс разработки и утверждение.
 
– Кстати, разговор о Центре испытаний ГШО  идёт уже второй год… Расскажите, на каком вы сейчас этапе.
– И разговоры идут, и дело продвигается. Эта задача общероссийского и государственного масштаба. Мы подошли уже к организационно-правовой  форме – хозяйственное партнёрство (новый тип юридического лица), в котором 8 ведущих учредителей, имеющих стендово-испытательную базу. Мы учреждаем хозяйственное партнёрство – «Центр испытаний оборудования для горно-добывающей промышленности». В партнёрство могут входить предприятия  – юридические лица. Основные требования для участников – работа на рынке ГШО и наличие своих испытательных стендов в рамках прямой деятельности. Например, если предприятие изготавливает дегазационное оборудование, то должен быть стенд по его испытанию, если делает горные инструменты, то и стенды соответствующие… Желающие вступить в наше партнёрство есть из Белоруссии, Казахстана, а не только из Кузбасса. По закону в хозяйственном партнёрстве может быть до 49 юридических лиц. В первый круг участников входят ВостНИИ и Институт угля СО РАН, у них уже имеется определённый набор оборудования, и они считаются частью хозяйственного партнёрства. Если стенды сертифицированы, имеют соответствующие оформленные по ГОСТ формуляры, то можно оказывать услуги другим юридическим лицам, не имеющим  своих стендов. Хозяйственное партнёрство будет предоставлять такие услуги. Получается такой региональный центр стандартизации и испытаний распределённого типа.
Таким образом, ТК 269  формирует техническую политику, развивающаяся стендовая база позволяет разрабатывать новые виды оборудования, а также испытывать привозимые сюда из-за рубежа на соответствие требований безопасности,  которые существуют в России. И следующее звено в работе ассоциации совместно с администрацией области  – это территориальный сводный заказ на ГШО. Идея простая – всё то, что могут наши машиностроители делать для горнодобывающей отрасли, добывающие компании должны заказывать здесь на наших заводах. Соответственно, заводы должны выпускать продукцию по качеству соответствующую требованиям, предъявляемым добывающими компаниями.

– Покупать в приказном порядке?
– Мы не говорим о том, чтобы административным ресурсом заставить купить то, что не нужно. Мы выделяем номенклатуру той продукции, которая нужна добывающим компаниям, по их запросам, и выпуск которой могут освоить наши заводы с соответствующим требуемым качеством. Такая продукция есть, которую мы можем делать. Мы совместно с департаментами администрации Кемеровской области добились, что состоялся диалог между всеми участниками этого переговорного процесса, прошло уже несколько встреч руководителей администрации региона, представителей собственников и руководителей добывающих компаний, а также первых руководителей машиностроительных заводов. В Юрге в феврале состоялось первое совещание, которое провёл Максим Макин, первый замгубернатора Кемеровской области, потом на базе Института угля прошло совещание под руководством Екатерины Кутылкиной – замгубернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству. Да, диалог идёт сложно. Но он идёт.
Но откуда пошла идея терзаказа? У нас добывающие компании закупают ежегодно горно-шахтного оборудования примерно на 90 млрд рублей, из них только на 8-9 млрд рублей делаем продукции мы в Кузбассе. Причём заказов сейчас стало меньше, плюс неплатежи – назревает большая социальная проблема. А ведь машиностроение – это высококвалифицированная отрасль, инженер долго вырастает. Мы теряем квалификацию. Это вообще-то национальная безопасность страны. Кроме этого, страдает экономика региона.  В этой ситуации территориальный сводный заказ, как мы считаем, – это организационно-экономический инструмент взаимодействия на одной территории органов власти, добывающих компаний и машиностроительных заводов. Надо договориться. Мы не говорим, что мы всё будем производить. Но если мы хотя бы на 1 млрд рублей увеличим объём заказов для машиностроителей,  то сохраним рабочие места и поддержим экономику региона.
В этой ситуации, «кому не нравится, тот не с нами». Территория, на которой ты добываешь, должна жить нормально, сделай, чтобы люди, которые на тебя работают, жили достойно. Из этих соображений терзаказ, как организационно-экономический и правовой инструмент должен обеспечивать решение задач: увеличение объёмов регионального и муниципальных бюджетов, не допустить сокращения рабочих мест и  потери квалификации в отрасли. Это нормальный диалог. Идея терзаказа строится на принципах государственно-частного партнёрства. Если мы на территории это партнёрство не обеспечим, то у нас будет «банановая республика». Промышленность, экономика должны работать.
 
– Кроме этих, безусловно, очень важных вопросов, чем ещё последнее время занималась Ассоциация?
– Наряду с крупными машиностроительными предприятиями мы активно поддерживаем малый и средний инновационный бизнес, разрабатываем новые виды изделий. Сейчас на базе Института угля СО РАН реализуем проект по федеральной целевой программе – разработка новых видов горного инструмента из сверхтвёрдых композиционных материалов. Ситуация в горно-добывающей отрасли такова, что технику делают мощную, высокоскоростную, высокопроизводительную, а инструмент на основе твёрдого сплава уже не отвечает современным требованиям. Они счерпали свои возможности. В наше время появились новые композиционные материалы, которые достаточно дёшевы и могут работать в сверхпрочных породах на высоких скоростях. Коллектив у нас работает серьёзный – теоретики, практики. Мы создаем принципиально новый тип инструмента. Это новая продукция, экспортоориентированная – она будет мирового уровня. Наши партнёры по проекту – малые инновационные компании: ООО «Горный инструмент» (г. Новокузнецк), ООО «Микробор Композит» (г. Москва), ООО «Инновационные технологии и промышленный инжиниринг» (г. Кемерово). Кстати, последнее – ООО «ИнТехПромИнжиниринг» – учреждёно Ассоциацией машиностроителей Кузбасса, Кузбасским центром сварки и контроля, Институтом угля СО РАН для оказания инжиниринговых услуг добывающим и машиностроительным компаниям.
Кроме того, компания ООО «ИнТехПромИнжиниринг» разработала и запатентовала новый вид калорифера для шахт.  Горняки знают, что бесперебойная, эффективная и надёжная работа калориферных установок, служащих для нагрева воздуха, подаваемого в шахту, во многом определяется конструкцией калорифера. Заводские водяные калориферы имеют серьезные конструктивные недостатки, приводящие к перемерзанию трубок при температуре –250С. Предлагаемый калорифер лучше импортных, надёжнее, экономичнее за счет уникальной конструкции и применения новой технологии оребрения  трубок. Проект получил поддержку Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе СТАРТ.
Другое малое предприятие – ООО «ТрансФеррум» – участник  федеральной программы СТАРТ, создаёт новый вид промышленного трансформатора, конструкция которого тоже уникальна: вторичные обмотки выполняются из изолированной  фольги из чистого ферромагнетика (железо), частично или полностью заменяющей сердечник трансформатора. Новые трансформаторы имеют явные  преимущества по сравнению с лучшими трансформаторами на мировом рынке: в 2-4 раза меньше размер и вес, в 2-4 раза меньше потери энергии в сердечнике и обмотках, повышенная надежность в номинальном режиме и при перегрузках и т.д. Этой разработкой на базе Института угля СО РАН компания ООО «ТрасФеррум» занимается  совместно с ООО «Электромашина» (г. Кемерово).
 
– То есть, Ассоциация очень заинтересована в развитии малых и средних инновационных компаний в машиностроении?
– Да, это так. Научная идея должна преобразовываться в продукт. И именно малые предприятия, в первую очередь, могут это реализовать. Во-первых, малые инновационные компании,  входящие в Ассоциацию, освобождены от уплаты членских взносов.  Во-вторых, мы им создаем практически идеальные условия для развития: невозмездное использование производственных площадей, освобождение от коммунальных платежей, бесплатное консультационное сопровождение, помощь в подготовке заявок для участия в федеральных программах по привлечению финансовых средств. Что «взамен»? Взамен две очень важные вещи: новая продукция и стендовая база. Назову только четыре уже работающих стенда, созданных с нуля: стенд для определения относительной износостойкости при абразивном износе горного инструмента; стенд для разработки  многофункциональных тензометрических систем  мониторинга технического состояния горнодобывающего оборудования,  позволяющих проводить техническую диагностику и контроль напряжений в наиболее нагруженных зонах конструкций  в реальных условиях эксплуатации, оценивать прочность и остаточный ресурс; лабораторный комплекс для разработки конструкций промышленных трансформаторов для особых условий эксплуатации на горнодобывающих предприятиях; стенд для сравнительных испытаний водяных калориферов, предназначенный для гидродинамических и теплотехнических исследований на модельных установках «вода-воздух»  и сравнительных испытаний водяных калориферов различных конструкций отечественного и импортного производства. Вся эта стендовая база – часть формируемого испытательного центра в форме хозяйственного партнёрства, о чем я говорил выше.
Сейчас работаем над проектом «Мотор-барабан с высокомоментным двигателем для приводных станций конвейеров», что позволит избавиться от редуктора, а также значительно снизить габариты приводных станций и затраты на их обслуживание.
Это будет новое слово в технике для циклично-поточной технологии на открытых горных работах. В рамках ТК 269  мы  разработаем технические требования  для этого вида оборудования  в составе циклично-поточной технологии, которая, по сути,  является спасением для разрезов Кузбасса. Сегодня в себестоимости угля, добываемого на разрезах, уже больше 60% – это затраты на то, чтобы поднять уголь наверх из забоя. А с углублением разреза общий объём затрат возрастает. Единственный выход для удешевления – сделать круто-наклонный конвейер в составе циклично-поточного комплекса. Сейчас на некоторых разах уже применяют  элементы ЦПТ. За этим – будущее. Ну, или должна как-то углехимическая отрасль  «подхватить» эту проблему –  перерабатывать уголь в какой-то продукт, создавать высокую добавленную стоимость, и этот дорогой продукт будет компенсировать затраты. Мы в Кузбассе 110 лет добываем уголь – за это время кардинально изменилась технология  и объёмы добычи – в 1905г. добывали 20-30 тыс. тонн, сегодня более 200 млн тонн, а по сути за это время мы не научились из угля делать никакого иного продукта…
 
–  Ассоциация активно занималась пропагандой принципов государственно-частного партнёрства. Какие есть новости в этой сфере?
– Идея территориального сводного заказа выстраивается исключительно на принципах государственно-частного партнёрства. Давайте вернёмся к ЦПТ – это задача кластера на принципах ГЧП. У нас есть предприятия, делающие конвейерные системы. Кстати, собственным конвейерным транспортом, мы в Кузбассе закрываем большую часть рынка. У нас в конвейерном транспорте хорошие позиции, хорошее качество, импорта мало. Так вот, эти заводы, скооперировавшись, могут выпускать для разрезов новый вид конвейера – круто-наклонный. Главное, чтобы заказчик сказал – да, нам надо. Угледобывающие предприятия должны честно сказать: «у нас есть 2-3 года, надо развиваться, продумывать перспективу». Заводы наши могут это сделать. И как раз мы здесь видим конкурентность наших заводов. Если надо привлечь иностранцев – привлечём, пусть работают у нас – новые машиностроительные технологии нам нужны. Но создаваться производство будем здесь, а потом можем и на экспорт поставлять. Круто-наклонный конвейер в рамках циклично-поточного комплекса для открытой добычи надо разрабатывать, испытывать, изготавливать и т.д., совместно с добывающими компаниями. Такая же задача и для подземных работ. Для Кузбасса это важно, у нас мощные пласты, нужны новые технологии, новые машины. В Институте угля имеются оригинальные технические решения, которые требуется довести до рынка. Например, механизированная крепь с устройством регулируемого площадного выпуска подкровельной толщи угля на забойный конвейер при отработке мощных угольных пластов пологого залегания. Или выемочный комплекс для обеспечения механизированной выемки угля из крутопадающих пластов с углом падения до 90 градусов. Это тоже нужно делать на условиях  кооперации на принципах государственно-частного партнёрства в рамках сводного территориального заказа.
Развитие горнодобывающей и машиностроительной отраслей, укрепление стендового хозяйства, поддержка инновационных предприятий – всё это реальные элементы новой промышленной  политики, соединяющей  интересы сторон на определённой территории, в данном случае – Кузбасса. Сегодня у нас в Кузбассе при непосредственном активном участии Администрации региона выстраивается определенная система работы. И Ассоциация машиностроителей играет здесь вполне понятную и заметную  организационную роль.
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко