-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2017

Стратегия новизны

Первый в России карьерный самосвал Liebherr Т264 грузоподъёмностью 220 тонн
Первый в России карьерный самосвал Liebherr Т264 грузоподъёмностью 220 тонн
Машиностроение в Кемеровской области только за первое полугодие 2017 года выросло почти на треть. Помимо количественных показателей, кузбасские производители повышают качество и ассортимент своей продукции, зачастую предлагая новые высокотехнологичные решения, которые пользуются спросом не только в России, но и за рубежом. Причём основными их партнёрами в таком прорыве нередко выступают зарубежные компании.
 
Согласно данным Кемеровостата, в целом индекс промышленного производства по итогам первого полугодия 2017 года в Кузбассе составил 103,7%. В разделе «Производство машин и оборудования, не включённых в другие группировки» за отчётный период было произведено продукции на 139,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в денежном выражении составил 6,52 млрд рублей или 121,7% по отношению к первому полугодию 2016 года. В разделе «Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» – индекс физического проиводства увеличился в 2,5 раза, а объём отгруженных товаров составил 750 млн рублей (в 2,1 раза больше). «Производство прочих транспортных средств и оборудования», 95,5%, 1,2 млрд рублей (91,2%), соответственно. «Ремонт и монтаж машин и оборудования», 83,6%, 7,59 млрд рублей (93,5%). «Производство электрического оборудования» – 107%, 683 млн рублей (96,9%). В 2016 году в разделе «Производство машин и оборудования» – 119,8%, 28,56 млрд рублей (127,8%), «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» – 123,5%,  5,36 млрд рублей (119,3%), «производство транспортных средств и оборудования – 94,4%, 3,459 млрд рублей (83,8%).

Стоит отметить, что с 1 января 2017 года появились новые разделы в статистике, которые ранее статистика не отображала. Это «Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» и «Ремонт и монтаж машин и оборудования», поэтому динамику по ним в сравнении с прошлым годом отследить нельзя. Кроме того, вместо одного раздела «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» теперь два: «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий» (с незначительным для Кузбасса оборотом) и «Производство электрического оборудования».

Как сообщили в департаменте промышленности Кемеровской области, рост производства в машиностроении региона стал возможен благодаря ведущейся масштабной работе, которая объединяет все заинтересованные стороны. При этом важную роль играет принципиальное понимание предприятиями ответственности текущего момента. Грамотная расстановка приоритетов, демонстрируемая руководителями предприятий, их ориентация на результат и готовность к модернизации производства, открывает широкие перспективы для промышленности региона. В сложившихся условиях уместно говорить о последовательном развитии в рамках выбранного курса на вытеснение импортной продукции качественными товарами собственного производства. Предприятия обрабатывающей промышленности Кузбасса гибко и весьма отзывчиво реагируют на динамично изменяющиеся условия. Сигналы власти в адрес бизнеса о необходимости интенсифицировать работу по обеспечению страны продукцией своего производства и осложнение международной обстановки ожидаемо отразились на росте инвестиций в обрабатывающей отрасли на территории Кемеровской области.

Самый большой рост показателей (в 2,5 раза) отмечен в новом разделе «производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов». Как пояснили «А-П-Р» в областном департаменте промышленности, в данном случае речь идёт о «гаражном» производстве мелких производителей, к которому не имеют отношение машиностроительные заводы региона. Отследить работу таких  кустарных производств фактически невозможно.

Что касается продолжающегося несколько лет сокращения показателей в разделе статистики «Производство прочих транспортных средств и оборудования», то здесь основную роль играет падение производства в Кузбассе вагонов и полувагонов. Напомним, что летом 2015 года остановил производство «Новокузнецкий вагоностроительный завод», производственная мощность которого составляла 5 тысяч вагонов в год. В начале 2017 года арбитражный суд Кемеровской области открыл в отношении предприятия процедуру конкурсного производства. «Производство на Новокузнецком вагоностроительном заводе полностью остановлено. Это вынужденное решение руководства предприятия, продиктованное, в первую очередь, неблагоприятной рыночной конъюнктурой. Кроме того, Кемеровохиммаш – филиал АО «Алтайвагон» последовательно реализует курс, направленный на возвращение завода к первоначальным компетенциям в области химического машиностроения, что сопряжено с сокращением производства вагонов», – пояснили в областном департаменте промышленности.

Падение отмечается также в новом разделе «Ремонт и монтаж машин и оборудования». Однако тут нужно иметь в виду, что раньше статистика вообще не учитывала данные в этой отрасли. Её представители сообщают, что объём ремонтных работ рос в прошлом году в связи с низкими ценами на уголь, из-за чего горнодобывающие предприятия вынуждены были сокращать свои программы модернизации и чаще ремонтировать закупленное ранее оборудование. В свою очередь, машиностроительные предприятия, теряя заказы на новую технику, старались как можно больше заработать на ремонтах, и не безуспешно. С ростом цен на твердое топливо ситуация стала меняться в пользу закупок новых машин. Возможно, этим и обусловлено указанное сокращение показателей.
 
Свои стороны роста

Практически каждое машиностроительное предприятие Кузбасса имеет свои успехи в реализации новых проектов, что положительным образом сказывается на их позиции не только на российском, но и на мировом рынках. Однако главным фактором, по-прежнему, остается платежеспособность основных заказчиков – угледобывающих компаний.

Стоит отметить, что одним из перспективных направлений стало развитие производства комплектующих для импортной техники на кузбасских заводах. Это обоюдовыгодная сделка. Иностранные производители в условиях санкций получают возможность локализовать производство в России, сократить себестоимость новой техники, а местные производители – новые заказы, опыт и технологии.

Выручка киселёвского завода «Объединенных машиностроительных технологий» (ОМТ) за первое полугодие 2017 года выросла на 10% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Как рассказал «А-П-Р»» генеральный директор ОАО «ОМТ» Владимир Добрыдин,  рост обусловлен изменением конъюнктуры на рынке полезных ископаемых. «Наблюдается рост цен на уголь, не полное восстановление, но значительный рост, поэтому у горнодобывающих компаний появились свободные средства для инвестирования. Пока основные инвестиции идут в капитальные ремонты, но уже есть проблески новых закупок», – заметил он.
Одним из наиболее крупных и интересных проектов ОМТ является поставка сортировочного комплекса на разрез в Республике Хакасия. Кроме того, предприятие принимает участие в субподряде на поставку мощных конвейерных линий в Мурманскую область, осуществляет капитальные ремонты механизированных комплексов с частичной их модернизацией в Кемеровской области, частичную поставку новых крепей на кузбасские угольные предприятия. «Субподряд в Мурманской области имеет одну особенность – это первая ласточка с точки зрения локализации производства иностранных компаний. Не менее интересен проект по сортировке,  для улучшения качества угля на угольном предприятии в Хакасии.  Есть интересные технологические решения для формирования радиального угольного склада, дополнительно идёт совместная  работа между нами и немецким производителем компонентов для данного оборудования», – поясняет Владимир Добрыдин.

По итогам 2017 года руководство ОМТ ожидает дальнейший рост выручки, объёмов производства и прибыли. В планах на следующий год выход на другие рынки в России как географически, так и структурно. Ожидаются дополнительные заказы от Казахстана, выход на рынок Вьетнама и Ирана, плюс ещё большая диверсификация в сторону не энергетических полезных ископаемых, портовых комплексов и мусоропереработки.
 
 
Юрий МалаховГОСТы от бизнеса
Кузбасские машиностроители совместно с научным сообществом региона разрабатывают собственные инновационные технологии, которые затем пытаются внедрить в отрасль на уровне стандартов, признанных по всей России, в том числе с маркировкой ГОСТ Р. О работе компаний в этом направлении рассказывает председатель технического комитета по стандартизации ТК 269 «Горное дело» Юрий Малахов:
– Технический комитет ТК 269 «Горное дело» – это экспертная площадка в области стандартизации, которая на консенсусной основе вырабатывает нормативно-технические документы, необходимые для развития горнодобывающей и угольной отрасли. Бизнесу в этой работе отводится первоочередная роль, как главному потребителю продукта деятельности ТК – национального, межгосударственного или международного стандарта.
Так, в 2017 году ряд компаний в инициативном порядке разрабатывает проекты стандартов. АО «СУЭК» разрабатывает проект ГОСТ Р «Оборудование горно-шахтное. Многофункциональные системы безопасности угольных шахт. Система дистанционного контроля опасных производственных объектов угольной отрасли». Ленинск-Кузнецкое ООО «Сиб.Т», которое давно известно как производитель высококачественных механических соединителей для конвейерных лент, занимается проектом ГОСТ Р «Горное дело. Определение прочности механических креплений конвейерных лент. Метод статических испытаний». АО «НЦ ВостНИИ» работает над проектом ГОСТ Р «Оборудование горно-шахтное. Анкерная крепь из композитных материалов. Общие технические условия». Институт угля и углехимии СО РАН разрабатывает ГОСТ Р «Горное дело. Резцы буровые для пневматических и гидравлических анкероустановщиков. Общие технические требования». В этом направлении институт работал совместно с ООО «Горный инструмент». Подобный стандарт разрабатывается впервые и касается применения инновационных решений, новых сверхтвердых композиционных материалов на основе кубического нитрида бора.
С одной стороны, таким образом, компании делают посильный вклад в развитие стандартизации российского машиностроения, с другой, повышают собственную конкурентоспособность на рынке. Эти предприятия уже готовы к новому стандарту, у них есть все необходимые наработки, они вышли на определенный уровень и задали его другим. Остальным производителям придется этому уровню соответствовать.  
Завершение работы и утверждение перечисленных новых стандартов стоит ожидать в конце 2018 - начале 2019 годов.
Одна из основных задач, которую ТК поставил перед собой на ближайшее будущее – работа в сфере цифровых технологий, завершение работы над серией стандартов под общим названием «Многофункциональные системы безопасности» (МФСБ) и стандартизация перспективных систем управления, в частности «Умная шахта» и «Умный разрез». Сегодня в угольной отрасли много делается для перехода на безлюдные способы добычи полезных ископаемых, но, чтобы сильнее продвинуться в этом направлении, нужны новые технические подходы, соответствующие единые стандарты, которые еще только предстоит создать. Мы обозначили эту задачу для себя. Более того, уже есть предприятия, которые работают над созданием таких стандартов. Например, Институт угля и углехимии СО РАН имеет наработки по роботизированным комплексам. Мы продолжим работу с институтом по их стандартизации.
Сибирский и немецкий бренды

В июле ХК СДС презентовала на разрезе «Черниговец» первый в России карьерный самосвал Liebherr Т264 грузоподъёмностью 220 тонн. Помимо технических характеристик, отличительной чертой этой машины было то, что её кузов был изготовлен на кемеровском заводе. Ранее, в июне 2017 года, в рамках соглашения между администрацией Кемеровской области, компаниями Liebherr и ХК СДС было заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого в Кузбассе был открыт Ремонтно-Складской комплекс для обслуживания парка машин и механизмов Liebherr. Также в рамках соглашения оговаривалась поставка самосвалов Liebherr компании СДС и сотрудничество по совместному производству на заводе «Кемеровохиммаш».

«Цель этого соглашения – не просто создание базы для ремонта техники и модернизация, а локализация производства отдельных компонентов для техники Liebherr на предприятиях Кузбасса», – подчеркнул начальник областного департамента угольной промышленности Олег Токарев. «Кемеровохиммаш» в сотрудничестве с Liebherr приступил к выпуску кузовов самосвалов и ковшей фронтальных погрузчиков в марте этого года. По словам Токарева, для изготовления заказа кузбасские машиностроители разработали технологии, которые позволили производить сборку, сварку и контроль качества изготовления деталей в соответствии с требованиями конструкторской документации ведущего мирового производителя горной техники. «До конца 2018 года на кемеровском заводе выпустят 10 кузовов, как у этого самосвала, и 15 ковшей на карьерные экскаваторы и погрузчики производства компании Liebherr. Все это будет работать на угольных предприятиях региона», – сказал он.

Руководитель филиала ООО «Либхерр-Русланд» Евгений Великих сообщил «АВАНТу», что по сотрудничеству с холдингом СДС у компании большие планы. Только в этом году будет поставлено ещё четыре таких самосвала, а в следующем – порядка 15-20 единиц техники.

«Задача этого проекта оценить работу нашей техники в комплексе. До конца текущего года будет поставлено пять самосвалов, два-три бульдозера и экскаватор оптимальной грузоподъемностью и объемом ковша 22 кубических метра. На следующий год предполагаем порядка 15-20 машин в общей сложности поставить», – пояснил он.
 
Дизелевозы из Кузбасса

Впервые о производстве дизелевозов в Кузбассе заговорили в конце 2015 года. Тогда сразу две компании из Кемерова – ООО «МТС-Сервис», которое входит в группу компаний «Центр транспортных систем» (ЦТС) и ООО «Кузбасский завод горного машиностроения» заявили о намерении наладить производство дизель-гидравлических подземных локомотивов. Заявленный первой компанией дизелевоз имеет мощность 120 л/с. По качеству он сравним с чешским аналогом Ferrit и немецким Sharf. Но был представлен по цене на 25 % меньше, чем чешский локомотив. «Кузбасский завод горного машиностроения» презентовал подвесной дизель-гидравлический локомотив CERTUS-180 (в переводе с латинского certus означает надёжный). Стоимость локомотива на 5-10% ниже зарубежных аналогов.
 
Продолжение заявленных проектов так и не последовало, оба предприятия их заявившие находятся с этого года в состоянии банкротства. В то же время подобным проектом занялось новокузнецкое ООО «Сибэлектро». В прошлом году предприятие выпустило несколько дизелевозов, которые купили шахты, но потом об этом производстве также замолчали. Новым для региона стал проект разработки и строительства дизелевоза, успешно реализованный в кооперации ООО «НПО Антрацит» с европейскими производителями.

ООО «НПО Антрацит» в кооперации реализуют проект разработки и строительства тяжёлого дизелевоза – точного аналога европейского локомотива. Как рассказал директор ООО «НПО Антрацит» Виктор Реутов, разработка оборудования началась два года назад. За это время был создан почти полностью локальный (за исключением двигателя и гидромоторов) аналог импортной машины по качеству не уступающий, а в некоторых моментах даже превышающий свой прототип. В настоящее время техника проходит последнюю стадию сертификации и в скором времени выйдет на рынок.

«Это наш первый успешный проект, который будет выпускаться под маркой немецкого производителя. Мы получили опыт и сейчас, с учётом местных особенностей добычи, разрабатываем новую версию легкого дизелевоза, который будет выпускаться уже под российским брендом. Кроме этого, разрабатываем проект нового здания под уникальный стенд, имитирующий подъём горной выработки для проведения ходовых испытаний дизелевозов», – рассказывает Виктор Реутов. Помимо дизелевоза, предприятие за последние два года реализовало ещё несколько сложных проектов, например, разработало целую серию подземных устройств, включая грузоподъёмные механизмы.

В общей сложности в развитие «НПО Антрацит», которое начиналось фактически с нуля, так как до 2015 года компания не занималась машиностроением, было вложено порядка 200 млн рублей, и необходимо вкладывать ещё. «Строимся, закупаем современное, высокотехнологичное оборудование, например, приобрели японские станки по обработке металлов. На технике не экономим, но главное наше вложение – это люди. Компания молодая, конструкторам еще учиться и учиться, поэтому большую статью расходов составляет обучение кадров», – говорит директор «Антрацита». По его словам, в планах компании не фокусироваться на одном продукте, а осваивать дальнейшие сектора в машиностроении. «Потому что с учётом уровня, на котором сейчас машиностроение в Кузбассе находится, у нас хорошие перспективы», – отмечает Виктор Реутов.
 
Компонентное машиностроение

Более двух лет в Кемеровской области действует межведомственная рабочая группа по вопросу импортозамещения и кооперационных связей между машиностроительными предприятиями Кузбасса. Как рассказали в департаменте промышленности Кемеровской области, в настоящее время работа группы сконцентрирована в направлении развития компонентного машиностроения. Целью этой работы является создание конкурентоспособного и эффективно функционирующего инновационного центра, представляющего собой сеть промышленных предприятий, интегрированных для решения задач создания конкурентоспособной машиностроительной отрасли обрабатывающей промышленности, и опирающихся на общую научно-техническую и опытно-внедренческую базу. В перспективе создаваемый центр компонентного машиностроения объединит промышленные предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью на основе массового внедрения прорывных технологий в области металлургии, механики и кинематики.

«Необходимо отметить, что создание центра предполагает использование программного подхода для решения задачи выстраивания нового сквозного промышленного уклада. При этом в качестве самостоятельной задачи выделена организация взаимодействия участников создания центра в осуществлении необходимых организационно-управленческих изменений и повышении эффективности управления», – пояснили в департаменте.

Инициатором этой работы выступило ООО «Сибирское НПО». Предварительно достигнуты договоренности о том, что некоторые действующие предприятия,  например ООО «Юргинский машиностроительный завод» выступят стартовой площадкой для внедрения компонентной стратегии в машиностроении.

«Сибирское НПО» зарегистрировалось, как объединение существующих сегодня компаний, два года назад. Сама управляющая компания находится в Кемерове, предприятие, работающее в направлении редукторной тематики – в Томске, подразделение, занимающееся компонентным машиностроением в части металлургии – в Новокузнецке. За это время потребителями разработок компании стали не только отечественные, но и зарубежные предприятия, в том числе BMW и NASA. Среди последних разработок «Сибирского НПО» главная передача для самосвала БелАЗ, способная заменить существующие аналоги импортного производства, аналог раздаточной коробки для техники  Liebherr. Сейчас предприятие разрабатывает модель производства компонентов приводов для угольных конвейеров.

«Мы инициировали целевой стратегический подход по развитию в регионе компонентного машиностроения, потому что многие компоненты, особенно, относящиеся к высокоточному машиностроению, находятся под запретом на поставку в Россию. В связи с санкционной политикой страна попала в небезопасную ситуацию. Об этом говорилось давно, но сейчас все опасения реализуются на практике. Например, по станкостроению российские производители зависят от импортных поставок на 90%. При этом иностранцы многое перестали поставлять, а сами мы давно ничего такого не производим», – делится директор ООО «Сибирское НПО» Сергей Магазов.

Специалисты компании внедрили в экономику и промышленность термины «необходимое» и «достаточное». «Область «необходимого» формирует тот продуктовый ряд, который в стране должен быть обязательно, а не по принципу «рынок всё отрегулирует». Она формирует перечень продукции, которая имеет стратегическое значение и ограничено по поставке в нашу страну, например специальные стали, подшипники, редукторы, двигатели. Область «достаточного» определяет, в каком количестве эта продукция должна выпускаться, чтобы обеспечить страну, – продолжает Сергей Магазов. – Мы разработали средний профиль предприятия в машиностроении и в металлургии, для распределения предложенного подхода по регионам, допустим, в моногородах, и закрытия востребованности как в качестве, так и в количестве необходимых компонентов».

По словам директора «Сибирского НПО», в планах у компании также развитие промышленной группы. «Если раньше мы свои разработки передавали сторонним заинтересованным компаниям, в том числе зарубежным, то теперь начинаем реализовывать их самостоятельно на производстве в России и, прежде всего, в Кузбассе в кооперации с действующими предприятиями. Задача «компонентного подхода» привлечь к этому процессу других разработчиков с целью внедрения накопленного интеллектуального технического потенциала в конкретные образцы промышленной продукции», – отметил он.
 
Сервис на месте

Иностранные компании также проявляют интерес к развитию собственной производственной и ремонтной базы в России, а также на территории Кемеровской области. Несмотря на небольшое сокращение объёмов ремонтных работ 2017 год стал знаковым для развития в регионе сервисной сети крупнейших мировых дилеров горно-шахтного и горно-транспортного оборудования. Напомним, что в июне этого года в Белове был открыт Ремонтно-Складской комплекс «Кузбасс» для обслуживания парка машин и механизмов Liebherr. Строительство комплекса началось в 2013 году, а его завершение переносилось несколько раз. Объём инвестиций составил более 20 млн евро. Долгожданное открытие комплекса было приурочено к заключению соглашения о социально-экономическом сотрудничестве на 2017 год между администрацией Кемеровской области, группы компаний (ГК) Liebherr и холдинговой компанией (ХК) «Сибирский деловой Союз» (СДС).

Ремонтно-складской комплекс «Кузбасс» – уже третий сервисный центр Liebherr в России. Он создан, в первую очередь, для обеспечения непрерывной сервисной поддержки оборудования на территории Кемеровской области и Сибири. Комплекс оснащен всем необходимым оборудованием для полного технического обслуживания техники, а также крупным складом, позволяющим хранить исчерпывающее количество (более 8 тысяч наименований) комплектующих и расходных элементов для оперативного снабжения заказчиков. Общая стоимость деталей, хранящихся на складе в Белове, оценивается в 15 млн евро.

На территории комплекса будет производиться восстановление компонентов, также планируется проводить регулярные обучения специалистов заказчика. Суммарная площадь здания комплекса составляет 8,2 тыс. кв. метров. На ней располагаются ремонтный и покрасочный цеха, занимающие почти 4 тыс. кв. метров, складское помещение площадью более 3 тыс. кв. метров, а также административный блок. Общая площадь территории комплекса составляет 6,4 гектара. Всего в нем работает 120 сотрудников. Однако со временем штат планируется увеличить до 200-300 человек.

Общество с ограниченной ответственностью «Восточная Техника» – официальный дилер Caterpillar в России в июне 2017 года заявило о начале строительства сервисного центра в Беловском районе. Открытие объекта планируется не ранее конца 2018 года.

«Крупные предприятия-производители горно-шахтного оборудования ведут активную конкурентную борьбу и стараются предложить конечному потребителю полный спектр услуг, который включает в себя ремонт и сервисное обслуживание. В значительной степени именно это обусловило появление таких сервисных центров, как Liebherr и другие. Стоит отметить, что это устойчивая тенденция, которая в обозримой перспективе сохранится и, возможно усилится», – сообщили в департаменте промышленности.

Таким образом, отечественные производители продвигаются вперёд, не забывая опираться на своих иностранных партнёров, которые не бескорыстно подставляют плечо. Им тоже надо как-то работать на российском рынке в условиях санкций и антисанкций, поэтому они вынуждены встраиваться в новую систему взаимоотношений с российскими компаниями и помогать им в создании своих новых проектов.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко