-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 03.06.2019

Рост горных машин

 Liebherr собрал в Кузбассе самосвал грузоподъёмностью 220 тонн и заявил о намерении поставлять самосвалы кузбасской сборки и в другие страны
Горное машиностроение Кузбасса продолжает оставаться основным партнёром главной отрасли региона – углепрома. И останется таковым ещё долгое время, как показывает появление новых проектов в сфере горного машиностроения, включая и новые предприятия, и новые производства на уже действующих заводах. Кузбасское машиностроение может работать не только на нужды местных угольщиков, но и по заказам сторонних компаний, в том числе, на экспорт. Такой опыт уже есть, и его, очевидно, будет больше. В то же время, как показывают истории отдельных заводов, монозависимость от заказов одной отрасли не всегда положительно влияет на развитие и положение предприятий. В одних случаях это приводит даже к банкротству производителей горно-шахтного оборудования (ГШО). В других случаях вынуждает снижать долю ГШО в общем объёме производстве. Но зависимость от одного заказчика может оборачиваться и во благо производителю. Когда он принадлежит угольной компании, и она инвестирует в его развитие.
 
Большие предпосылки и прибавки

Угольная промышленность Кузбасса в последние три года демонстрирует не только общий рост по всем производственным показателям, но и улучшение финансового положения. В прошлом году угольщики региона увеличили добычу на 13,8 млн тонн или 5,7%, до 255,3 млн тонн. Чтобы понять масштабы физического прироста добычи, достаточно посмотреть на показатели работы углепрома других российских регионов. Годовой прирост добычи угля в Кузбассе сравним или даже больше всей годовой добычи большинства угольных регионов России, за исключением Красноярского края, Иркутской области и Хакасии. По оценке заместителя губернатора Андрея Панова, в этом году рост в угольной отрасли продолжится, и добыча угля вырастет ещё на 5% к уровню в 255 млн тонн, достигнутому в прошлом году.

Рост угледобычи идёт не только за счёт действующих производств, но и реализации многочисленных инвестпроектов. Причём, как в углепроме, так и в смежных отраслях, таких как строительство, железнодорожные и автоперевозки. Для новых угольных разрезов, шахт и обогатительных фабрик нужны технологические автодороги и железнодорожные ветки, погрузочные мощности, новые подстанции и линии электропередач. В прошлом году инвестиции только в углепром составили более 91 млрд рублей, в этом году ожидаются на том же уровне. На втором месте среди отраслей по объёму инвестиций стоит транспортировка и хранение (св. 25 млрд рублей в 2018 году), в основном, за счёт железнодорожного транспорта, также завязанного на потребности угольщиков.

Всё это не может не создавать спрос на различное оборудование, машины и механизмы, а также на их обслуживание и ремонт. Конечно, далеко не весь ассортимент такой продукции могут предложить региональные производители, но и для них ниша имеется. Характерной в этой связи выглядит ситуация в отрасли производства транспортных средств, представленной в Кузбассе выпуском железнодорожного подвижного состава. В прошлом году она увеличила выпуск своей продукции в 2,4 раза, и продолжила быстрый рост в этом году – в 2,8 раза по итогам первого квартала. Других подобных удач, обусловленных спросом углепрома, в Кузбассе пока не наблюдается. Однако это не значит, что для них нет возможностей.

В начале нынешнего года и представители угольных компаний, и фискальных органов констатировали существенное снижение экспортных цен на уголь. В конце апреля заместитель руководителя управления ФНС России по Кемеровской области Сергей Вахрушев признал, что падение цен на уголь вызовет снижение бюджетных доходов Кузбасса, но произойдёт это уже во второй половине года. В первом квартале 2019 года ценовая ситуация не сказалась на доходах угольщиков, что показало поступления в бюджет налога на прибыль. По данным Сергея Вахрушева, в первом квартале 2019 года они составили 17,94 млрд рублей против 14,6 млрд в первом квартале прошлого года. И доля этого налога в доходах консолидированного бюджета Кемеровской области возросла до 48% с 47% годом ранее. Подавляющую часть его обеспечивает угольная промышленность – в 2018 году, по данным Кемеровостата, она получила 153,6 млрд рублей сальдированной прибыли из 234,8 млрд рублей всей экономики региона (196,8 млрд из 249,2 млрд рублей в 2017 году).

Показатели прибыльности углепрома по итогам прошлого года и первого квартала нынешнего, а также длительность инвестиционного цикла в угольной отрасли (множество проектов находятся в стадии реализации с 2016-2017гг. и ранее), создают условия для сохранения высокого уровня угольной инвестиционной активности. И пока объявленные компаниями планы и пуски 2019-2020гг. это подтверждают (см. «Добыча наперегонки с обогащением»). Помимо производственных инвестиционных проектов никуда не исчезнут базовые потребности угольщиков в поддержании уже созданных производственных мощностей, растущих, кстати, год от года. И добавляются дополнительные обязательства по строительству очистных сооружений, переселению жителей с подработанных земель и др. Таким образом, спрос на машинотехническую продукцию будет сохраняться со стороны угольщиков в большом объёме.

Это видно и по общим показателям развития горного машиностроения в прошлом году. К положительным его итогам в первую очередь можно отнести рост таких подотраслей как производство электротехнического оборудования (оно также предназначено в первую очередь для нужд угольных предприятий), на 3,2%, и ремонт и монтаж машин и оборудования, на 17,8% (второй по темпам роста показатель после вагоностроения). Последняя подотрасль сохранила высокие темпы роста и в первом квартале нынешнего года (+30,2%), и при этом резко добавило производство машин и оборудования (в этой отрасли представлено в основном производство ГШО) – на 22,4%. Такие темпы могут компенсировать снижение, отмеченное в прошлом году.

Добавить нового

Пуски крупных и затратных новых объектов, как в том же углепроме, для современного машиностроения Кузбасса не характерны. Однако это не означает, что их нет совсем.  Например, в сентябре прошлого года о планах развернуть в Юрге производство обогатительного оборудования заявило ООО «Научно-производственное объединение «Восток» (силами своей «дочки» ООО «Сибирская техническая компания»). Уже через месяц на производственной площадке Юрмаша (взятой в аренду) был выпущен первый пробный виброгрохот. В планах СТК, по данным гендиректора НПО и управляющего директора СТК Владимира Елькина, наладить серийный выпуск до 50 грохотов в год, а также другого обогатительного оборудования – флотационных машин и центрифуг. По данным «А-П-Р», проект находится на стадии активной реализации, СТК занимается налаживанием нового производства.

В апреле нынешнего года в ленинск-кузнецком ООО «Сиб-Дамель» (машиностроительное предприятие в составе АО «СУЭК-Кузбасс») было запущено новое производство по ремонту металлоконструкций секций механизированной крепи. Для размещения нового производства был проведен капитальный ремонт бывшего механического цеха шахты имени С.М. Кирова. С учетом этих затрат и покупки оборудования вложения в проект составили более 300 млн рублей, что делает «Сиб-Дамель» одним из самых крупных объектов инвестиций горного машиностроения в Кузбассе. За последние четыре года в развитие предприятия было вложено более 725 миллионов рублей. Численность его работников удвоилась, составив более 500 человек. Производительность труда на одного работника выросла в 1,7  раза. По словам гендиректора ООО «Сиб-Дамель» Юрия Люкина, предприятие имеет вековую историю, но за счет постоянного переоснащения, опытного кадрового состава способно выпускать продукцию современного высокого уровня.

По данным «СУЭК-Кузбасс», потребность в создании собственной ремонтной базы вызвана необходимостью качественного и своевременного ремонта имеющихся в компании 10 очистных мехкомплексов. Для оснащения цеха приобретено различное оборудование: крупногабаритный портально-обрабатывающий центр, комплект для магнитно-порошковой дефектоскопии, установки газо-плазменной резки 3D и полуавтоматической сварки, моечная установка высокого давления, сварочные позиционеры, окрасочно-сушильная и песко- и дробеструйные камеры, компрессорная, газораспределительная станция, мостовой кран 30 тонн грузоподъёмностью. В совокупности такой комплект оборудования позволяет осуществлять весь спектр работ по ремонту и восстановлению несущих металлоконструкций.

С пуском нового цеха ООО «Сиб-Дамель» полностью готов самостоятельно вести все этапы ремонта металлоконструкций секций. Для подготовки кадров цеха проводится подготовка сотрудников, включая обучение работе на станках с числовым-программным управлением (ЧПУ) на базе Новосибирского авиастроительного лицея.

О другом крупном проекте в марте нынешнего года объявили ООО «Угольная компания «Полысаевская» и Чжэнчжоуская группа ГШО (КНР), подписав соглашение о строительстве в 2019-2020гг. в Грамотеино (в составе Белово) цеха ремонта силовых гидроцилиндров для механизированных крепей. Размер инвестиций в проект не раскрывается, однако, было объявлено, что пуск нового цеха состоится ко Дню шахтера в 2020 году. Присутствовавший при подписании соглашения глава Белово Алексей Курносов отметил, что «в последние два года город развивается как сервисный кластер, в нем присутствуют крупные зарубежные компании, но они связаны с открытой угледобычей, тогда как «УК Полысаевская» стала первой компанией, которая будет заниматься сервисными услугами для подземной угледобычи». Глава города, конечно, имел в виду разместившиеся в последние годы в городе сервисно-складские комплексы крупных зарубежных производителей горной техники и оборудования, таких как Komatsu и Liebherr.

Председатель совета директоров ООО «УК Полысаевская» Юрий Сазонов назвал запущенный проект «значимым для всех угольных шахт Кузбасса, поскольку в цехе будет осуществляться ремонт гидроцилиндров, применяемых на всех шахтах области, независимо от производителя механизированного комплекса». По его данным, с китайскими партнерами работа идет с 2005 года, с того времени Чжэнчжоуская группа продала в Кузбассе 11 комплексов, один из которых в прошлом году приобрела «УК Полысаевская». «Учитывая менталитет и разные подходы, мы настаивали на том, чтобы совместное предприятие было зарегистрировано в Белово, чтобы китайская сторона осуществила поставку оборудования, обеспечила обучение специалистов, гарантийный и послегарантийный ремонт. Нашей главной задачей было привезти в Кузбасс все ноу-хау, по технологии восстановления секций крепи и гидравлики, которые сегодня существуют в мире. Они будут применяться в производстве нового цеха ЦЭММ», сообщил Юрий Сазонов.

Он также заявил, что у компании есть намерение «ремонтировать всю гидравлику – направляющую и силовую, а также восстановить брошенные секции крепи, которых в настоящее время только в «УК Полысаевская» около 1000». Совместным проектом предусмотрено, что новый цех будет располагаться на территории ООО «Грамотеинские ЦЭММ». Площадь производственных помещений составит около 3 тыс. кв. метров. В составе нового производства предусмотрено: производственный цех, вспомогательные производственные помещения, санитарно-бытовые помещения и технические помещения. Расположение оборудования обеспечивает последовательную технологическую цепочку производства.

А в конце марта Liebherr собрал в Кузбассе самосвал грузоподъёмностью 220 тонн. Машина поступила в Россию в виде комплектующих запчастей, была полностью собрана в боксе ООО «Шахтоуправление «Майское» силами специалистов предприятия. По словам губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева, «это первая машина Liebherr, которая собрана за пределами предприятий компании», что является «историческим моментом для компании и для машиностроения Кузбасса», ведь «в дальнейшем планируется изготовление серии таких самосвалов для предприятий нашего региона и других субъектов страны. Liebherr заявила о намерении поставлять самосвалы кузбасской сборки и в другие страны, например, в Монголию, Казахстан», – отметил губернатор.

Кроме того, по данным губернатора, Liebherr планирует изготавливать на базе кузбасских предприятий запасные части для своих заводов и проводит испытание стали, произведенной на Запсибе для  дальнейшего использования в производстве кузовов. «Войти в производственную цепочку Liebherr – это большая честь для машиностроения Кузбасса, эта компания предъявляет высокие требования и стандарты к производству», – заявил Сергей Цивилев.

«Во время визита на «Кемеровохиммаш» мы отметили высокий уровень специалистов предприятия и современное оборудование, на котором они работают. Важно, что предприятие инвестирует средства в повышение квалификации работников. Мы планируем в дальнейшем плотно сотрудничать, обмениваться опытом. Считаем, что сотрудникам «Кемеровохиммаша» необходимо ознакомиться с производственными процессами на предприятиях Liebherr», – отметили представители Liebherr.

Проекты – ТОСЭРовцы

На фоне таких крупных проектов, что уже реализовало ООО «Сиб-Дамель» или заявили СТК  и УК «Полысаевская», и может запустить в Кузбассе компания Liebherr большинство новых проектов, заявленных для размещения на территориях опережающего социально-экономического развития, отличаются небольшой величиной. Может, это и к лучшему, меньше рисков потери крупных вложений. Зато таких проектов много. Только по итогам прошлого года их было пять, получивших статус резидентов ТОСЭР (все только территории «Новокузнецк»).

Затем к ним прибавились ещё, которые получили статус резидентов, в том числе, 2 – территории «Прокопьевск», 4 – «Новокузнецк». Среди заявленных к реализации проектов такие как сборка винтовых компрессоров для горных предприятий, модернизация металлообрабатывающего производства по выпуску деталей для металлургического, горно-шахтного и обогатительного оборудования, металлоконструкций, корпусов электродвигателей и пр., производства конвейерных роликов, отливок из черных и цветных сплавов и многое другое.

К примеру, ставшие резидентами ТОСЭР «Новокузнецк» ООО «Сервисная угольная компания» (СУК) и ООО «Технотрон» планируют наладить выпуск горно-шахтного электрооборудования, шнеков и корон добычных комбайнов. По данным руководителя технико-коммерческого отдела СУК Александра Овчинникова в рамках проекта «Модернизация производства для сохранения конкурентоспособности продукции и увеличения производительности труда» компания намерена наладить выпуска новых видов продукции, таких как комплектное распределительное устройство, комплектные трансформаторные подстанции взрывозащищенные, пускатель взрывозащищенный, шахтные вентиляторы. Объём вложений в проект составит 190,3 млн рублей. Предполагается создать 82 новых рабочих места.

По данным директора ООО «Технотрон» Константина Топкаева, вложения в заявленным им проект будут скромнее, около 7 млн рублей. Но он предполагает развитие и расширение уже действующего предприятия. Зато помимо ремонтных услуг, которые уже оказывает «Технотрон», предполагается наладить собственное производство – шнеков и корон очистных комбайнов. На новом производстве планируется занять 13 человек. Наличие таких проектов и перспективы появления новых свидетельствуют о заметном потенциале горного машиностроения Кузбасса.
 
Не углём кузбасским единым

Однако не все кузбасские производители ГШО делают ставку на привычный местный рынок, пусть и растущий. В практике отношений машиностроителей с заказчиками много случаев, когда поставщик не получает полный расчёт за свою продукцию (или считает, что не получил, тогда как у другой стороны противоположная позиция). Стороны идут в суд, спор тянется долго. За это время один или другой участник спора может оказаться банкротом. Что никак не помогает ни тому, ни другому. Например, в середине мая областной штаб по финансовому мониторингу разбирал ситуацию с задолженностью по зарплате в 16,9 млн рублей на киселёвском ООО «ПО «Гормаш», и выяснилось, что заводу в свою очередь задолжало 14,7 млн за приобретенное оборудование ПАО «УК «Южный Кузбасс». Причём, долг возник по поставкам ещё 2015 года. Окончательное судебное решение в пользу киселёвского завода апелляционная судебная инстанция приняла только 17 мая 2019 года, тогда как сами спорные поставки оборудования были ещё в марте 2015 года. ПО «Гормаш» подало иск только в июле 2018 года, к этому времени завод был признан банкротом.

Междуреченское АО «Томусинский ремонтно-механический завод» (ТРМЗ) в свою очередь резко, в 3 раза, увеличило в прошлом году поставки на экспорт – с 60 млн рублей до 197 млн. В результате, на увеличение экспорта ушёл не только весь прирост отгрузки прошлого года (104 млн рублей), но и сверх него, а отгрузка на внутренний рынок снизилась на 34 млн рублей. Экспортные же поставки составили в итоге 197 млн рублей, 20% от всей отгрузки завода. Показатель не характерный для предприятия кузбасского машиностроения, традиционно ориентированного на внутренний рынок. Конечно, нужно иметь в виду, что все поставки ТРМЗ были в страны ближнего зарубежья, но так или иначе, поворот от ближайших заказчиков налицо. Возможно, это было особенностью работы завода только в прошлом году. А вот крупнейший до недавнего времени производитель ГШО «Юргинский машиностроительный завод» планирует сократить и долю поставок горно-шахтного оборудования, и отгрузку местным потребителям.

По данным гендиректора ООО «Юргинский машиностроительный завод» Анатолия Лазарева, в первом квартале производство горно-шахтного оборудования выросло на Юрмаше на 49% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.

Рост связан с выполнением заказов по ремонту комбайнов, конвейеров, перегружателей, а также заказа новокузнецкого ООО «Шахта «Юбилейная» по поставке 50 секций механизированной крепи. По сообщению Юрмаша, для «Юбилейной» конструкторы завода разработали новый образец крепи, который, не отличаясь внешне от старых моделей Юрмаша, уже работающих на новокузнецкой шахте, сделан надёжнее, безопаснее, работоспособнее, сохранив взаимозаменяемость со старыми моделями. В ноябре прошлого года были проведены приёмо-сдаточных испытаний пилотной секции крепи, а в апреле завод поставил первую партию из 10 секций крепи. В мае были отгружены ещё 20 секций.

В прошлом году, по данным гендиректора, на долю ГШО пришлось практически 90% всей отгруженной машиностроительной продукции Юрмаша (завод, напомним, является ещё и производителем тепла и электроэнергии на своей ТЭЦ), однако, в планах предприятия сократить эту долю до 30%, «не более». Как отмечает Анатолий Лазарев, в этом году при плане набрать контрактов на 4 млрд рублей доля ГШО останется еще довольно значительной, 60-70%, но в дальнейшем её планируется снизить за счёт расширения производства других видов продукции. Помимо спецтехники, которую завод поставляет по оборонному заказу, Юрмаш, по словам его гендиректора, «осваивает новые виды продукции, новые направления производства компонентов и деталей для различных видов машиностроения, для производства судов, строительной техники, бульдозеров, тракторов и пр.». «Это гидравлика, узлы, агрегаты, различные комплектующие, в производстве которых у завода есть соответствующие компетенции – силовая гидравлика, механическая обработка, литьё», поясняет Анатолий Лазарев, подчеркивая, что пока рано раскрывать деталей возможных поставок и сотрудничества с потенциальными заказчиками.

Компонентное машиностроение уже несколько лет обсуждается как перспективное направление для кузбасских заводов. У Юрмаша есть возможности развивать его. Но они есть также и у некоторых других предприятий с большим опытом работы и соответствующими  компетенциями.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко