-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 16.12.2019

Наверху инвестиционной волны

Уходящий год можно расценить как вполне удачный по показателям инвестиционной активности в Кузбассе. Общий объём капитальных вложений в экономику заметно вырос, благодаря крупным бюджетным вливаниям выполнены значительные работы по ремонту автодорог, завершено строительство последнего участка скоростной дороги Кемерово – Ленинск-Кузнецкий, построена первая очередь кадетского училища в областном центре, проведены строительные и ремонтные работы на многих других объектах. Например, в Гурьевский район в рамках подготовки к празднованию Дня Шахтёра было вложено 2 млрд рублей.

Рост бюджетных инвестиций с акцентом на крупные проекты в социальной сфере и в дорожном строительстве стал особенностью уходящего года. Изменения, которые были внесены в систему региональной государственной инвестподдержки, стали другой такой особенностью. В Кузбассе появился Фонд развития промышленности, принят закон «Об инвестиционном вычете», но по большей части система поддержки инвестиций и инноваций в регионе создана уже давно, и функционирует в таком виде с небольшими поправками не один год (см. подробнее интервью заместителя губернатора Алексея Крупина «Система господдержки – это не застывшая структура, она постоянно развивается»). И всё же главный итог уходящего года – это очередной подъём инвестиционного цикла. Благоприятная рыночная конъюнктура предыдущих двух с небольшим лет позволила компаниям, в первую очередь угольным, и рассчитаться по ранее накопленным долгам, и увеличить вложения в обновление производства и в новые проекты.
 
Благодаря национальным проектам

Традиционно предварительные итоги уходящего года в экономике Кузбасса подвёл губернатор в бюджетном послании. Выступая на сессии областного совета, 14 ноября Сергей Цивилев много времени и места уделил увеличению финансирования в экономику и социальную сферу региона в рамках национальных проектов. Говоря об итогах экономики Кузбасса, он отметил как безусловного лидера по размеру инвестиций среди отраслей угольную промышленность. В этом году, как ожидается, инвестиции угольщиков составят 105 млрд рублей, что почти на 8 млрд (8,2%) больше, чем в прошлом году. Около 75% этих вложений приходится на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Из других отраслей промышленности он отметил инвестиционную активность в металлургии с ожидаемыми инвестициями в 4 млрд рублей и в машиностроении с 2 млрд рублей вложений.

Несмотря на рост инвестиций в углепром, за 10 месяцев 2019 года, по данным губернатора, добыча угля снизилась на 5,8 млн тонн и составила 206 млн тонн. «К сожалению, цены на уголь упали», объяснил он этот спад. Стоит отметить, что в отличие от предыдущего послания 2018 года и аналогичных прошлых лет, ничего не было сказано про новые пуски в угольной отрасли. Но они были и довольно крупные. По данным Кемеровостата, за 9 месяцев 2019 года были запущены мощности по добыче 3 млн тонн угля в год и по обогащению на обогатительных фабриках – на 8,1 млн тонн в год.

По оценке губернатора, в 2019 году прирост экономики Кузбасса составит порядка 2%, объём инвестиций – 292 млрд рублей в основной капитал, что на 4,4% больше, чем в 2018 году. Можно сказать, что это умеренная оценка: по итогам 9 месяцев текущего года прирост инвестиций в основной капитал уже составил 10,4% (см. график).

Большое внимание в подведение строительно-инвестиционных итогов губернатор уделил развитию автодорожной сети Кузбасса, отметив не только пуск последнего участка скоростной автодороги Кемерово-Ленинск-Кузнецкий, но и ремонты уже существующих дорог. В частности, следующего участка этой трассы: Ленинск-Кузнецкий–Прокопьевск–Новокузнецк. Сергей Цивилев пообещал, что работы на участке продолжатся, и к 10 июля 2020 года он будет капитально отремонтирован и открыт для использования с разрешенной скоростью 110 км/час. Кроме того, сообщил Сергей Цивилев, 1 августа следующего года планируется ввести в строй начатый строительством еще в 2015 году обход Мариинска.

Для дополнительных автодорожных работ были выделены дополнительные средства – 1,7 млрд рублей на ремонт дорог по всему Кузбассу, что в 2 раза больше, чем в 2018 и в 6 раз больше, чем в 2017 году. Деньги получили при этом 28 территорий, что позволило отремонтировать 185 км муниципальных дорог. В ближайшие три года планируется отремонтировать еще более 600 км таких дорог. Стратегическая задача – построить дорогу в обход Кемерова, проект этого объезда планируется завершить в этом году, уточнил Сергей Цивилев. Примечательно, что о развитии дорожной сети он говорил в контексте реализации национальных проектов, а не задач развития экономики Кузбасса. По его данным, благодаря участию в национальных проектах, Кузбассу «из всех источников на развитие экономики и социальной сферы удалось дополнительно привлечь почти 28 млрд рублей».
 
Сложившаяся система

Если прогноз губернатора Кузбасса по объёму инвестиций в уходящем году состоится, то этот год станет третьим в начавшемся в 2017 году подъёме инвестиционного цикла региональной экономики. За ним, вероятно, начнётся спад как минимум двухлетней продолжительности (см. график). Разве что смягчат последствия конъюнктурного спада на  главных для Кузбасса рынках угля и металла новые крупные бюджетные вливания, и заявленные инвестиционные проекты в металлургии начнутся в намеченные сроки. В первом случае это могут быть крупные инфраструктурные инвестиции. Только в строительство обхода Кемерова они могут составить от 37 млрд до 80 млрд в зависимости от варианта. Ещё, как минимум, 7 млрд рублей вложений потребуется на строительство межрегиональной автодороги Томск-Тайга, о прокладке которой власти соседних регионов договорились еще два года назад, и для размещения которой губернатор Кузбасса Сергей Цивилев согласовал документацию по планировке территории.

Тем не менее, полностью компенсировать отток угольных инвестиций вряд ли удастся – на углепром традиционно приходится более половины всех инвестиций. О сокращениях инвестиций и приостановке проектов компании не объявляют, однако, это не является и большим секретом. В связи с сокращением доходов приостановлен проект УК «Полысаевская» по строительству новой обогатительной фабрики на шахте «Алексиевская», о котором объявлялось в начале года. Вряд ли можно рассчитывать, что в ближайшее время приступит к реализации аналогичного также заявленного на этот год проекта ООО «Краснобродский Южный», поскольку в отношении предприятия введена процедура банкротства наблюдение. От конъюнктуры угольного рынка зависит также активность в сфере железнодорожных перевозок угля, а от неё вагоностроение и ремонт вагонов. Что неизбежно помещает в зону риска инвестиционные проекты в этих отраслях, например, по строительству второй очереди ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие «Новотранс» в Прокопьевске с объявленными вложениями более 1 млрд рублей.

Инвестиционная активность в Кузбасс по-прежнему проявляется в рамках сложившейся системы отраслевого расклада (отсюда зависимость от рыночной конъюнктуры), но и физического присутствия инвесторов. Практически все они – это уже давно работающие местные компании и весьма ограниченный круг крупных федеральных и транснациональных холдингов, преимущественно топливно-энергетического и горно-металлургического направлений. Последние сконцентрированы на своих профильных активах и за редким исключением не инвестируют в другие отрасли, большинство же местных компаний ограничены в своих возможностях как наращивать вложения, так и перемещать их в другие проекты. Разве что некоторым исключением в этом ряду выглядят инвестиции в развитие горнолыжного туризма, но и они сосредоточены преимущественно в Шерегеше. Пока не происходит притока инвесторов в регион со стороны, хотя власти Кузбасса декларируют инвестиционную открытость и расширяют меры поддержки инвесторов неугольных проектов (см. подробнее «Перемены климата»).
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко