-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку
[10 апреля] Россияне предпочли восстановленные iPhone другим брендам
[9 апреля] Цифровой портрет туриста: МегаФон проанализировал посетителей горнолыжных склонов Сибири
[8 апреля] Вице-премьер РФ оценил проект круглогодичного курорта в Шерегеше


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 28.05.2021

Для внутреннего потребления

 
Сегодняшнее машиностроение Кузбасса работает в первую очередь как отрасль внутреннего потребления, ориентированная на нужды региональной экономики, главным образом, угольной промышленности и её смежников (геологоразведки, автомобильного и железнодорожного транспорта, и др.). Часть машиностроительных производств включены в состав угольных компаний. Другие, напротив, из них вышли. Ну и, конечно, в отрасли есть отдельный сегмент новых производств, созданных уже в современную эпоху, включая самые последние годы, когда предприятия создаются для работы на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) с получением соответствующих льгот.

Самоподача

Как презентуют себя кузбасские производители горнодобывающего оборудования и машин, а также работающие на угольщиков предприятия по производству металлоизделий и металлоконструкций (но у них сложнее оценивать собственно угольное направление работы) в деловой среде, можно судить в первую очередь по их сайтам в интернете. Конечно, есть ещё участие в выставках и в коллективных деловых поездках. Но эти формы подачи внешнему миру адресованы определённой довольно небольшой аудитории и длятся весьма недолго. Тогда как с помощью сайтов производители могут и стараются представить себя потребителям в постоянном режиме.

Следует признать, что в этой форме для кузбасских машиностроителей нет чего-то особенного, оригинального и выбивающегося из среднестатистического образа производственных интернет-страниц. Практически все сайты заводов построены по стандартной схеме с разделами «о компании», «производство», «продукция/услуги/каталог», «контакты/опросы» и т. п. У старых предприятий дизайн сайтов сохраняется неизменным много лет, а подача может быть представлена исключительно текстовыми описаниями, без рисунков, фотографий, чертежей. Либо их придётся скачивать отдельно в виде буклетов. Интернет-страницы современных производителей (или недавно модернизированных старых) могут быть оформлены красочнее, современнее и с мультимедийной подачей. И общим разочаровывающим местом для сайтов кузбасских машиностроителей выступает отсутствие свежих новостей – далеко не все предприятия поделились ими в этом году, и есть сайты, на которых последние новости датированы 2018-м годом.

Важной частью самопрезентации предприятия выступают рассказы об их истории. У таких предприятий как «Анжеромаш» и «Сиб-Дамель» она насчитывает более 100 лет, у Томусинского ремонтно-механического завода и Кемеровского экспериментального завода средств безопасности – более 50 лет. Впрочем, она не раскрывается в деталях, вероятно, на предприятиях не считают это важным. Типичная история старого предприятия предполагает, что оно возникло как обслуживающее ремонтно-механическое подразделение угольной компании (в советское время – производственного объединения). В годы Великой Отечественной войны оно могло расшириться за счёт эвакуированных мощностей. Часть предприятий были построены уже после войны (как Юргинский машиностроительный завод), часть возникли уже в современную эпоху. И есть среди крупнейших предприятий отрасли и такие, что насчитывают всего 5-10 лет существования. Понятно, что здесь речи не идёт об истории, достойной рассказа широкой аудитории.
Обстоятельства появления на свет новых предприятий или расширения уже существующих обычно не показаны, либо обозначены кратко. Сложно понять при этом бизнес-логику развития того или иного производства, выбор его специализации, присутствие в ассортиментной линейке тех или иных продуктов. Очевидно, полагают кузбасские производители, при обращении к ним потребителям будут интересны другие детали, или их следует предоставлять уже при непосредственном знакомстве.

Характерно, что за исключением ООО «Юргинский машиностроительный завод», которое ушло с рынка (см. ниже), все остальные ведущие производители принадлежат частным владельцам и/или частным угольным компаниями. И обычно производители не показывают своих собственников или принадлежность к крупным холдингам, угольным или иным. Важно и то, что ни один из кузбасских заводов не входит в крупные машиностроительные холдинги. Все региональные производители развиваются самостоятельно, либо включенными в угольные компании. Определённо, это имеет и свои недостатки и преимущества. С одной стороны, небольшим частным заводам проще принимать важные производственные решения, легче перестраиваться по запросам потребителей. И в то же время сложнее привлекать кредиты, чтобы выполнять крупные заказы, и находить средства на собственные научно-исследовательские и конструкторские разработки.

Свои ниши

К такому положению ведущих производителей горнодобывающего оборудования и машин в Кузбассе привело само развития углепрома в современную эпоху. Угольная отрасль прошла глубокое реформирование в 90-е годы прошлого века, её полностью приватизировали. И на фоне сокращения потребления угля на внутреннем рынке такая отрасль, лишённая государственных привязей и поддержки, переориентировалась на внешний рынок. Зарабатывая постоянно на экспорте, угольщики получили ресурсы для приобретения любой горной техники, не только отечественной. В результате, прошла переориентация углепрома на импортную технику и оборудование, в первую очередь, занятую на добыче угля.

Отечественные (и белорусские) производители сохранили значительную долю присутствия на рынке горного оборудования и машин. Но для этого им пришлось сначала выжить, и с утратой того или иного производства замещение отечественным конкурентом происходило далеко не всегда. А вот импортными поставками очень часто. В итоге, кузбасские заводы заняли отдельные рыночные ниши, некоторые из которых описываются уже наименованием предприятий («Горный инструмент», завод средств безопасности). И с рынка ушли традиционные большие заводы, универсальные предприятия типа «комбинат» (последним таким со своей электростанцией и металлургическим производством был Юргинский машиностроительный завод (см. ниже)). Нынешнюю десятку ведущих машиностроительных заводов Кузбасса горнодобывающей направленности составляют уже сравнительно компактные и маневренные производства. Только шесть из них по результатам 2019 года имели выручку более 1 млрд рублей (см. таблицу).

Тем не менее, продуктовая линейка предлагаемых кузбасскими заводами товаров и услуг сохраняется не такой уж узкой – в первую очередь предлагаются различные металлоизделия и металлоконструкции, включая элементы транспортных систем для шахт, как для перемещения грузов, включая конвейеры, так и людей, включая монорельсовые и канатные дороги, различные подъемники и пр. Помимо этого угольщикам предлагается и различное электрооборудование, инструменты, насосы, буровое оборудование, запасные части для экскаваторов и т. п. А ещё нужно добавить такую сейчас отдельную, но важную смежную отрасль, как ремонт и монтаж оборудования и машин (даже если они импортные, работа выполняется на месте в Кузбассе).
 

Правда, нельзя не признать, что заняты рыночные ниши относительно недорогого оборудования, машин, запчастей и ремонта. И даже в 2019 году десять крупнейших производителей Кузбасса смогли реализовать продукции всего на 14,25 млрд рублей, тогда как прямой кузбасский импорт различного оборудования и машин (конечно, не обязательно, но преимущественно для углепрома) в этот же год составил 550 млн долларов, это более 33 млрд рублей по тогдашнему курсу.

Поиски Юрмаша

В прошлом году окончательно (хотя формально временно) ушло с рынка крупнейшее предприятие машиностроительной отрасли Кузбасса – ООО «Юргинский машиностроительный завод» (Юрмаш). 7 сентября 2020 года оно было признано несостоятельным, а еще через три месяца приостановило работу. Общая сумма требований кредиторов к заводу на момент признания его банкротом составила 10,86 млрд рублей. Следует признать такую сумму задолженности совершенно неподъёмной для любого машиностроительного предприятия Кузбасса, тем более, для Юрмаша, который в 2019 году получил всего 1,26 млрд рублей доходов против 5,84 млрд расходов.

Надо отметить, что в течение года перед банкротством завод пытались вывести из кризиса, в котором Юрмаш находился уже несколько лет. В ноябре 2019 года госкорпорация «Ростех» как собственник завода (через ООО «РТ-Капитал») заявила о планах финансового оздоровления Юрмаша и предоставила ему кредит в 300 млн рублей. Однако уже через месяц после этого на предприятии было введена процедура банкротства, наблюдение. Тем не менее, летом 2020 года ООО «РТ-Капитал» представило в арбитражный суд «Концепцию реструктуризации бизнеса ООО «Юргинский машзавод», согласно которой в качестве антикризисных мероприятий предложено размещение на нем различных оборонных заказов.

Обсуждались также перспективы налаживания на заводе производства горной техники и оборудования для открытой добычи, однако, всему этому помешали разногласия между двумя крупнейшими кредиторами Юрмаша – «ВЭБ.РФ» (требования к заводу составляют около 3 млрд рублей и обеспечены залогом) и «РТ-Капитал (2,7 млрд рублей требований). Оба контролирующих кредитора, кстати, являются госструктурами и, казалось бы, должны были ради общественного блага (сохранения производства и рабочих мест) легко наладить сотрудничество. Однако, на деле произошло совершенно противоположное, и госкорпорация «ВЭБ.РФ» направила в арбитраж иски о признании незаконными действий временного управляющего Юрмаша, как якобы связанного с «РТ-Капитал» (суды отклонили иски ВЭБа). В свою очередь в компании «РТ-Капитал» отмечали, что разногласия с «ВЭБ.РФ», как залогодержателем практически всего имущества Юрмаша, фактически блокировали даже исполнение заказа по изготовлению крепей для одной из кузбасских шахт, о котором шли переговоры.

В итоге, 30 октября 2020 года собрание кредиторов ООО «Юргинский машиностроительный завод» проголосовало за прекращение хозяйственной деятельности предприятия. Это было сделано по предложению компании «РТ-Капитал», в которой свою позицию объяснили тем, что завод «продолжает генерировать убытки, формируется значительная задолженность перед работниками, по коммунальным и иным платежам, непрерывно растут долги по налогам». При этом собственных источников финансирования у завода нет, и поэтому «ООО «РТ-Капитал», действуя в интересах всех кредиторов и ФНС России, предложило  прекратить хозяйственную деятельность должника и законсервировать его имущество. При этом ООО «РТ-Капитал» «выполнило все взятые на себя социальные обязательства, направив на погашение задолженности по заработной плате работников Юрмаша более 350 млн рублей и ещё 300 млн на финансирование социальных выплат работникам».

И с 21 декабря 2020 года Юрмаш прекратил деятельность. 80% расходов на содержание были отнесены на АО «ВЭБ.РФ», у которого в залоге находится имущества Юрмаша на 2,6 млрд рублей из 3,3 млрд стоимости основных фондов и средств. Фактически судьбу завода вверили залоговому кредитору, что стало ясно из сообщения о проведении в самом конце декабря 2020 года в правительстве Кузбасса совещания по Юрмашу. Оно прошло под председательством заместителя губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрея Панова, и в нём приняли участие конкурсный управляющий завода Петр Науменко, старший вице-президент блока по работе с активами госкорпорации развития ВЭБ.РФ Сергей Фролов, глава Юрги Алексей Фомин. Но никто не участвовал от ООО «РТ-Капитал».

Зам губернатора заявил тогда, что «у ВЭБ.РФ есть огромный опыт в решении подобных проблем, а правительство Кузбасса окажет всю возможную поддержку». В свою очередь представитель госкорпорации развития заявил, что на Юрмаше «первоочередная задача – это поиск инвестора, который будет готов полностью выкупить имущество завода и вновь запустить производство». Очевидно, что подобный поиск может продолжаться ещё очень долго и ничего не дать с учётом того, какая непростая сегодня ситуация в машиностроительной отрасли Кузбасса (об этом см. ниже). Тогда как в рамках конкурсного производства имущества завода следует выставить на торги (или залоговый кредитор может оставить его себе).

Необходимое дополнение

Конечно, далеко не всё в развитии горного машиностроения в регионе показывают объёмы производства, выручки и их динамика. Многое выходит за пределы этих показателей. Например, разработка новых видов продукции, налаживание и увеличение экспортных поставок, наконец, производство изделий не машиностроительных, но необходимых угольщикам. Например, значительная часть такой продукции из металла относится не к машинотехнической, а к металлоизделиям, в частности, арочные и анкерные крепи для шахтных выработок. И многие производители в регионе изготавливают такую продукцию, и иногда вместе с машиностроительной горного направления, однако, сложно вычленить только горно-машиностроительную долю и её место в общей выработке.

Плюс есть в регионе и электромашиностроение горного направления, в частности, производство взрывозащищенного оборудования, и есть также производство резинотехнической (ремни, рукава, конвейерные ленты), асботехнической (парониты, набивки, шнуры) продукции промышленного назначения, гидравлических компонентов (рукава высокого давления, фитинги, муфты и пр.). Потребителями её выступают не только угольщики, но в Кузбассе в первую очередь они. Здесь работает компания «Химуглемет», которая позиционирует себя как одно из ведущих предприятий Кузбасса данной специализации (свыше 400 млн рублей выручки). Завод «Сварог» (в её составе выпускает рукава высокого давления) в Новокузнецке присутствует на рынке уже 16 лет. Его продукция используется в различных горных машинах, но не только. Спектр её применения очень широк, начиная от приводов судовых механизмов и заканчивая обычной коммунальной техникой.

А другой новокузнецкий завод – «инновационного машиностроения» (ЗИМ) – присутствует на рынке менее трёх лет. Предприятие появилось как проект для производства нового оборудования и ремонтов горно-шахтного оборудования. В этом качестве ЗИМ стал резидентом территории опережающего социально-экономического развития «Новокузнецк», а в качестве новации предприятие выбрало разработку и налаживание производства монорельсового дизель-электрического тягача, а также различного навесного и сопутствующего оборудования для монорельсового транспорта.

На данный момент ООО «Завод инновационного машиностроения» произвело и сертифицировало опытные образцы взрывозащищенного двигателя, системы управления, дизель-гидравлический тягач ZIM-120. В августе прошлого года на тягач получен сертификат соответствия. На втором этапе завод планирует наладить производство колесного шахтного транспорта с дизельным и электрическим приводом, ремонт и производство силовой гидравлики, проходческий комбайн и навесное оборудование к нему. В этом году ЗИМ планирует выпустить и сертифицировать опытный образец маневрового пневматического устройства ZIM-40.

Пока ЗИМ ещё начинает своё развитие другое новокузнецкое предприятие – «Горный инструмент» – уже выросло за пределы кузбасского рынка и сделало ставку на экспорт. В этом году оно первым в регионе прошло квалификационный отбор Министерства промышленности и торговли России и, став участником нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», получит 370 млн рублей на строительство дополнительного цеха и приобретение нового оборудования для выпуска экспортоориентированной продукции.

По соглашению с минпромторгом компания сможет получить льготный кредит по ставке на 4,5% ниже обычных условий. Условие его предоставления – выполнение предприятием корпоративной программы повышения конкурентоспособности, которая предусматривает снижение себестоимости за счёт внедрения бережливых технологий, жёсткий контроль качества и рост выпуска экспортно-ориентированных изделий. К 2025 году «Горный инструмент» должен увеличить объём экспорта в 3 раза, до 300-400 млн рублей. И для «Горного инструмента» это весьма заметные показатели. Предприятие уже позиционирует себя как стабильного поставщика своей продукции на экспорт в 12 стран мира.

В целом же из Кузбасса в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» по региональному проекту «Промышленный экспорт» к 2024 году машиностроительный экспорт должен составлять 35 млн долларов. В 2019 году он уже выходил на уровень в 39 млн долларов, однако, в прошлом году снизился до 26 млн.

В сфере электромашиностроения в Кузбассе лидерами выступает кемеровское ООО «Торгинвест» (1,4 млрд рублей выручки в 2019 году) и прокопьевское ООО «Электропром» (0,24 млрд рублей). Но оценивать вклад этих предприятий на рынке горного оборудования также непросто, как и в случае с металлоизделиями или рукавами высокого давления. Поскольку часть выпускаемой продукции идёт на потребности других отраслей. Как, к примеру, в случае с «Электропромом», который будучи наследником завода «Электромашина», по-прежнему выступает поставщиком оборудования для судов, включая военные. В начале нынешнего года завод объявил о получении объёмного портфеля заказов, в том числе, крупного оборонного со стороны АО «Адмиралтейские Верфи». И для выполнения их разработана инвестиционная программа по модернизации оборудования. А ранее предприятие разработало документацию на железнодорожный электродвигатель постоянного тока, предназначенный для привода вентиляторов охлаждения и вспомогательного компрессора.

В  свою очередь ООО «Торгинвест» пытается сформировать на своей производственной площадке промышленный технопарк. Его основная цель – создание производственных и технологических условий развития машиностроительных предприятий – резидентов парка, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства МСП, на базе технологического комплекса коллективного пользования. Для этого планируется привлечь частное и государственное (в виде субсидий) финансирование. Площадка «Торгинвеста», планируемая для размещения парка, располагает двумя производственными корпусами с необходимой инфраструктурой (электроснабжение, теплоснабжение, вода и водоотведение, выезды на автодороги регионального и федерального уровней). В настоящее время разработан бизнес-план для самого ООО «Торгинвест», как якорного резидента, а планы резидентов и потенциальных резидентов находятся в начальной стадии разработки. Тем не менее, инициатор проекта направил заявку на включение парка в реестр Минпромторга России.

Тяжёлый год и новые перспективы

Прошлый год был однозначно кризисным для угольной отрасли, что не могло не ударить и больно по смежникам. Включая кузбасских машиностроителей. Объём выручки десятки ведущих производителей снизился на 27% (см. таблицу), индексы производства в ориентированных на углепром машиностроительных отраслей упали на 10-20-25% (см. график №1). Снизилась даже выручка (см. график №2). Налицо была потеря заказов и переориентация заводов на выполнение ремонтных и сервисных услуг вместо производства новой продукции: выручка в отрасли «ремонт и монтаж машин и оборудования» в прошлом году почти не снизилась, несмотря на падение физического индекса производства.

Огромного размера
Рынок горнодобывающего оборудования Кузбасса, пожалуй, один из крупнейших в сфере промышленного оборудования в стране. По данным статистики, только инвестиционные затраты угольных предприятия ежегодно составляют более 100 млрд рублей, основная часть из которых, как указывают при этом сами угольщики, приходится на приобретение нового оборудования. Кроме того, значительные затраты приходятся на ремонт и замену оборудования по амортизации. По оценке депутата Государственной Думы Дмитрия Исламова (см. интервью с ним на стр.... ), «в угольной отрасли – огромный рынок горного оборудования, на несколько миллиардов долларов в год».
По данным АО «СУЭК-Кузбасс», в 2018-2020гг. компания вложила в приобретение различных видов горно-шахтного оборудования в общей сложности 40,1 млрд рублей (9,6 млрд в 2018, 13,2 млрд рублей в 2019 году, 17,3 млрд в прошлом). Основными группами закупок стали при этом добычное оборудование, на 12, 09 млрд рублей, проходческое – на 10,48 млрд, карьерный и шахтный транспорт – 6,27 млрд рублей. Группа АО «Стройсервис» за этот период вложила в приобретение оборудования 16 млрд рублей, в основном, в горный транспорт, 12 млрд. На приобретение хозяйственного транспорта пошло 583 млн рублей, на закупку прочего вспомогательного оборудования – 1,5 млрд.  При выборе поставщиков, как пояснил директор по материально-техническому снабжению АО «Стройсервис» Борис Евса, компания использует индивидуальный подход: «в зависимости от того какой тип оборудования необходим, проводится работа с компаниями-производителями и дилерами, часть оборудования приобретается на конкурсной основе».
Директор управления коммерческой деятельности ПАО «Южный Кузбасс» Андрей Огнев отметил открытый характер запроса закупаемого оборудования, всех проводимых компанией торговых процедур и свободный доступ к конкурсной документации. По его словам, «требования  к поставляемому оборудованию указываются в техническом задании, которое размещается на электронных площадках B2B-Center, либо ГПБ, их использование позволяет сокращать издержки за счёт справедливой конкуренции среди поставщиков». Поэтому закупаемая техника отличается производительностью, соответствует горно-геологическим условиям разрезов и шахт «Южного Кузбасса». При этом при выборе контрагента внимание обращается не только на стоимость и характеристики оборудования, но также «на наличие и доступность сервисного центра, консигнационных складов, периоды гарантийного обслуживания и постгарантийной технической поддержки, возможность дальнейшей модернизации».
В то же время рынок угольщиков никуда не ушёл, не сократился радикально – отрасль и со снижением добычи в прошлом году на 11% продолжает работать с огромными объёмами производства. Ежедневно её предприятия перемещают миллионы тонн породы, выдают на-гора сотни тысяч тонн угля, перемещают его на склады, погрузки, обогатительные фабрики, отправляют потребителям в России и за рубеж. И на каждом этапе этой цепочки задействованы сотни и тысячи различных машин и разного оборудования. Всё это требует обслуживания, ремонтов, замены запчастей, а перед этим их производства, наконец обновления основного оборудования и машин. Даже снизив свою инвестиционную активность, угольщики продолжают заказывать машинотехнической продукции на десятки миллиардов ежегодно (см. врезку).

Анализ тендеров угольных компаний Кузбасса показывает, что каждодневно они заказывают для своих нужд множество спецификаций разнообразных изделий, начиная от анкерной крепи, труб, колец и фланцев и другой металлопродукции, и заканчивая сложнотехническими продуктами – насосами, вентиляторами, инструментами, аккумуляторными батареями, электродвигателями и измерительными инструментами. Конечно, далеко не каждый день они выходят на рынок с такими крупными заказами как добычные комплексы или экскаваторы. В то же время экскаваторные ковши и грузовые кузовы для карьерных самосвалов довольно часто требуют замены. Не говоря про более мелкие запасные части. И это всё продолжает формировать внушительный в итоге рынок машинотехнической продукции для углепрома. К тому же нынешний год обещает стать для угольщиков куда более удачным. Многие предприятия отрасли вернутся к прибыльной работе, после кризисной паузы 2019-2020гг. им потребуется обновление основных фондов и, соответственно, размещение новых заказов. В том числе, на кузбасских заводах.
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто
[12 апреля] К 2025 году в Новокузнецке планируют построить кардиополиклинику за 811 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко