-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

О проектеНовости компанийДеловые новостиАвант-ПАРТНЕРАвант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГРынки/ОтраслиАвант-ПЕРСОНАРекламаПодпискаФотогалереяДоброе делоCovid-19

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Дмитрий Осипов: «Больше нельзя оставаться в стороне»

Дмитрий ОсиповПервый в Кузбассе киберпроект «ПиКа» существует уже больше года. Он был создан инициативной группой компании «Good Line». Организатором и идейным вдохновителем проекта стал Дмитрий ОСИПОВ, исполнительный директор Good Line, зампред общественного совета при главном управлении МВД России по Кемеровской области. «А-П» поговорил с Дмитрием Евгеньевичем о том, зачем и кому нужен проект «ПиКа», и какая глобальная цель стоит перед его участниками.
 
– Дмитрий Евгеньевич, расскажите, как появился этот проект? Как возникла идея? Почему вас вдруг заинтересовала эта тема?

– Меня немного смущает, что вы называете «ПиКу» проектом. Для меня «проект» несёт несколько другую смысловую нагрузку. А «ПиКа», скорее, такая общественная инициатива.

Всё началось с того, что к нам в частном порядке обратились представители МВД для того, чтобы мы оказали содействие в создании кибердружины. Мало кто понимал, что это, но главное все уяснили – это поиск преступников в сети с привлечением общественности, в том числе молодёжи. Поэтому управлением МВД России по Кемеровской области было инициировано проведение собраний в вузах, на одном из которых присутствовал и я. Не то, чтобы мне понравилась идея привлечения непрофессионалов к поиску преступников, но зерно сомнения было посеяно.

Стоит отметить, что у каждого из нас есть свой круг, в котором мы живём и общаемся. Меня с детства окружают одни «ботаники» – программисты, айтишники. Я живу на работе, здесь все мои друзья. Я больше особо нигде не бываю. А даже, если и выезжаю, то там тоже такие же люди. А представители правоохранительных органов общаются с людьми, с которыми я никогда не пересекаюсь. Это просто другой мир для меня. И мне начали рассказывать истории именно из этого мира. Они ужасны, проникают в сознание и душу очень глубоко, производят сильное впечатление. Прошло года полтора-два, но пара историй так засели, что не выкинуть.
 
– Какие это истории? Поделитесь, пожалуйста.

– Глубоко запала история про молодую девочку то ли из Анжеро-Судженска, то ли из Ленинск-Кузнецкого. Её было 17 или 18 лет. Приехала в Кемерово учиться, познакомилась с мальчиком. Начали жить вместе, любовь. Как-то раз он попросил её отправить 3 смс сообщения по разным номерам. По факту – это единственное, что она сделала. За это она получила реальный срок – 9 или 12 лет. Причина в том, что её мальчик делал «закладки».

Происходит всё примерно так. Посреднику на телефон скидывают координаты, где лежит крупная партия наркотиков, он её находит и делит на 10 доз. Дальше ему скидывают координаты, где их нужно скинуть. Это как квест, ты чувствуешь опасность, ощущаешь себя крутым, плюс деньги идут. Это сильно увлекает молодых людей.

В общем девочку, которая отправила 3 смс сообщения, посадили. Всё по закону. По этой статье нет послаблений или амнистии. Девочка выйдет лет в 30. Весь её жизненный опыт будет сформирован в тюрьме. Какое у неё будет будущее? И подобных историй немало.
 
– Проблема зацепила именно такими историями про молодых людей?

– После того как я услышал много историй про искалеченные судьбы, долгое время сопротивлялся информации про наркотики. Жил по принципу – не вижу и не верю. Думал, что этого всего нет. Оказалось, всё наоборот, и этого слишком много.

Я думал, что это всё прошло мимо меня, моей семьи, друзей, что мы не сталкивались с этим. На самом деле никто мимо наркотиков не прошёл. Мы просто и не поняли этого момента, так как не были знакомы с тем миром и ничего про него особо не слышали, не знали.

Это я уже сейчас понимаю, что человек ставший наркоманом не только выпадает из общества, но он обязательно утягивает на тот свет кого-то и делает людей вокруг несчастными. Он обязательно совершит преступление, и пострадают люди. Он не будет нормально работать или творить. Так или иначе это коснётся каждого где-то напрямую, а где-то опосредованно.

Вы только вдумайтесь. По данным управления по контролю за оборотом наркотиков в России в 2020 году – 8 миллионов человек имеют статус наркозависимых. 18 миллионов жителей страны уже имели опыт пробы того или иного вида наркотика. 20% от общего их числа – школьники от 9 до 13 лет. 60% – молодые люди от 16 до 30 лет. Около 20% – старше 30 лет. Ежегодно 90 тысяч человек начинают принимать психотропные вещества. В то же время, от действия наркотиков погибает 70 тысяч человек каждый год.

Увеличивается число случаев, когда к наркотикам приобщают детей от 6 до 7 лет. На долю нашей страны приходится 20% мирового оборота наркотиков. За последние 10 лет в 6,5 раз выросла женская наркомания. 15-18 лет – это средний возраст людей, страдающих от наркомании. 90% из всего количества наркоманов употребляют наркотики инъекционным путём. Можно перечислять цифры до бесконечности, но за каждой из них стоит судьба человека и не одна. Когда я вижу статистику и эти фантастические цифры, у меня волосы встают дыбом. Не замечать их дальше невозможно.
 
– Какую цель вы для себя ставили, когда решились начать этот проект?

– После того как я узнал, как на самом деле обстоят дела и услышал немало историй реальных людей, понял, что нельзя больше оставаться в стороне. Именно поэтому мы делаем то, что можем – выгоняем из обычного интернета всякую дрянь. Там, где к ней может получить доступ любой ребёнок. Если ничего не делать, то эта зараза будет легко доступна. А если делать хоть какие-то барьеры, то это убережёт пару мальчишек или девчонок, для которых информация станет не такой доступной.
 
– Как формировалась команда для работы?

– Прошло время, я переварил всю новую информацию, изучил статистику и как-то собрал всех сотрудников через внутренний блог. На небольшом собрании рассказал истории про искалеченные судьбы. После предложил: «Кто хочет попробовать что-то с этим сделать, давайте попробуем что-то придумать. Ведь мы можем, как люди причастные к интернету, попробовать навести там порядок». Ко мне присоединилось несколько человек, и мы нашей небольшой группой начали искать все эти сайты.

При этом мы не зовем людей со стороны. Получилось так, что это внутренняя история. Нам неоднократно предлагали, чтобы мы об этом рассказали и привлекли ещё людей. Пока мы не видим в этом смысла. Хотя идеи как вывести проект на федеральный уровень и включить момент геймификации есть.
 
– Почему такое название – «ПиКа»?

– Участвовало в выборе названия много людей, и придумать оказалось сложно, поэтому пришлось совмещать. Айтишникам нравится, что «Пи – это магическое число». А пика, именно как оружие, понравилась другой части коллектива и представителям полиции, как визуальный ряд. Именно поэтому получилась «ПиКа».
 
– Как работает проект?

– В самом начале нам помогли активисты движения «Стоп наркотик» из Ленинска-Кузнецкого. Руководитель и его молодой помощник приехали в Кемерово и показали свою технологию поиска «плохих сайтов» в интернете.

Первоначально мы работали следующим образом. Каждый искал «плохие» сайты, потом заполнял специальную форму на сайте Роскмонадзора, после чего сайт блокировали. Хотя найти оказалось проще, чем заполнить форму или добиться, чтобы сайт блокировали.

Очень быстро мы поняли, что такой подход неэффективен и поменяли стратегию. Мы выделили одного человека – оператора. Он занимается только взаимодействием с Роскомнадзором. Все остальные участники команды скидывают ему ссылки. Оператор уже заполняет формы, ведёт статистику: кто ему скинул, что с этой ссылкой происходит сейчас, на какой она стадии. Его цель – довести каждую ссылку до блокировки или ответа Роскомнадзора, узнать причину отказа. Это существенно упростило весь процесс. Ты просто скидываешь и не думаешь про рутинную работу. Плюс это намного интереснее. Это нововведение нам сильно упростило и ускорило все процессы.
 
– Сейчас вы работаете также или подход изменился?

– Помните про то собрание, про которое я рассказывал? Там были разные люди в том числе и те, кто раскритиковал идею. Как раз программисты говорили о том, что это не будет работать – если заблокировать сайт, то он мгновенно откроется на другом домене, в этом нет никакой проблемы. Процесс блокировки занимает больше времени, чем открытие нового сайта. Спорить с ними невозможно, так как они правы. Простая блокировка сайтов не исправит ситуацию. Зачем закрывать мелкие сайты, если на их месте откроется несколько других? На это у меня был железный контраргумент на всё: «Если ничего не делать, то эта зараза будет легко доступна».

Эти программисты не вошли в инициативную группу, но сделали невероятную штуку: через неделю или две пришли и принесли программу, которая ищет плохие ссылки автоматически. Использовали последние наработки – нейронные сети.

По сути – это обычный математический алгоритм, который оценивает сайты как «скорее хороший» или как «скорее плохой». Нейросеть мы сначала обучили, скормили в нее несколько тысяч уже заблокированных сайтов, показали плохие и несколько тысяч хороших сайтов. Она стала их различать. Теперь, когда  показываешь сайт, она с высокой доли вероятности говорит продают там наркотики или нет. Доля вероятности порядка 85%, и это достаточно высокий показатель. Теперь поиск в интернете осуществляется автоматически. Нейросеть по ночам лазит по интернету и ищет эти сайты. Далее рассылает операторам ссылки на них, плюс 2-3 скриншота. Благодаря этому поиск стал более интенсивный.

Данный подход поменял всю стратегию. Если раньше мы хотели наращивать количество участников, то теперь мы думаем о том, что нужно «наращивать алгоритм». Такая история вкратце. Остальное – статистика, есть конкретные цифры.
 
– Каких результатов достигли?

– В нашей команде работает около 20 человек. Вместе мы смогли заблокировать свыше 1200 сайтов, которые представляют серьёзную угрозу или содержат опасную информацию. Стоит понимать, что наша инициатива решает большую социальную проблему – это самое важное.

Сегодня мы показываем высокие результаты по блокировке плохих сайтов и при этом совершенствуем наш алгоритм. В интернете полно проблем, и в дальнейшем мы собираемся искать интернет-ресурсы, где злоумышленники ищут новых наркоторговцев, предлагая, в том числе молодежи, высокооплачиваемую работу.

Надо понимать, что всё то, что удалось сделать в рамках этой инициативы – уникально. Все люди, которые работают над алгоритмом, ищут сайты или помогают в других вопросах – неравнодушные люди. Дальнейшее развитие также завязано на людях и наших возможностях. Мы долгое время делали всё только за свой счёт, но дальнейшая разработка требует серьёзных вложений. На инициативе можно вытянуть начальный этап, потом нужны деньги. Именно поэтому сейчас мы зарегистрировали некоммерческую организацию и ищем способы дальше развивать и совершенствовать нейросеть.

Деятельность «ПиКи» уникальна, и она доказала важность общественности в борьбе с наркотиками и другими преступлениями. Пусть это сложный и где-то бесконечный процесс, но без него барьеров в интернете не будет совсем, а это страшно.
 
Анастасия Сорокина, «Авант-ПАРТНЁР»

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко