-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 31.03.2009

Стоянка человека

 
Как в прошлый раз начал про снежного человека, так не могу остановиться, тем более, что раздаются всё новые новости. Давеча в Таштаголе побывал первый вице-губернатор Валентин Мазикин и провел коллегию областной администрации, которая одобрила идею создания близ поселка Усть-Кабырза музея-заповедника «Трехречье».
 
 
Предполагается, что музей будет состоять из интерактивной, этнографической и мемориальной зон, причем слово «зона» тут употреблено не зря.   «Мемориальная зона, – утверждает пресс-служба АКО, - будет посвящена периоду существования сталинского ГУЛАГа… Музейно-мемориальный комплекс будет состоять из следующих объектов: участок особого режима, бараки общего содержания, столовая, баня, забор и вышки, инженерные системы. Предполагается восстановить внешний вид лагеря максимально приближенный к оригиналу… Ожидается, что данный музейный комплекс отойдет от привычных канонов музейного дела. Здесь посетители смогут не только прикоснуться к истории края, но и пережить состояние тех людей, которые стали жертвами репрессий, переодеться в арестантскую одежду, на себе испытать тяжёлый труд по заготовке леса, несколько часов провести в камере, посетить баню по-чёрному и даже нанести себе временный татуаж». Если такова будет мемориальная зона, то что же ждет туриста в интерактивной - не решаюсь даже и представить.  
Тема снежного человека, просиявшего в этих же местах, также не оказалась без внимания. «В Таштагольском районе начала работу журналистская экспедиция "По следам снежного человека". В ней принимают участие корреспонденты центральных СМИ. Возглавил экспедицию известный российский криптозоолог – специалист по снежным людям, кандидат исторических наук Игорь Бурцев. Он более сорока лет занимается этими поисками. Побывал в Гималаях, США, Абхазии. Учёный уверен, что снежный человек до сих пор не найден только потому, что подобные исследования не финансируются государством. По словам И. Д. Бурцева, природная среда Горной Шории идеально подходит для существования в ней снежного человека. К экспедиции присоединился этнограф Кемеровского госуниверситета Валерий Кимеев». Таким образом, очень вероятно, что снежные люди окажутся в центре этнографической зоны будущего музея – на это указывает присутствие г-на Кимеева, который знаменит тем, что уже открыл один несуществующий народ и даже воздвиг в честь него музей – невдалеке от Кемерова, близ селения Старые Черви. 
Напомню, раньше сообщалось, что охотники из Усть-Кабырзы в районе Азасской пещеры видели неких существ, покрытых волосами, ростом будто бы до двух метров, хотя у страха глаза велики. В упомянутой пещере даже нашлись их следы, которые, впрочем, оказались поддельными. Утверждают также, что сообщения о снежных людях поступали их этих мест еще в советские времена и что в шорских легендах имеются упоминания о племени богатырей, ростом с полкедра, необыкновенной силы.
Завистники из московского Института этнологии и антропологии РАН указывают, что снежного человека (он же йети, алмасты, хунгурэсу) не существует, потому что следы его всегда почему-то встречаются поодиночке, в то время как реликтовые какие-нибудь гоминиды могли бы выжить только большой популяцией, а такую популяцию в наше время, когда со спутника можно автомобильный номер на земле разглядеть, уж как-нибудь да обнаружили бы. Зато туристические компании воспринимают эти басни с энтузиазмом: есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, главное – волну поднять. Известно, что губернатор Тулеев ставил задачу по развитию в Горной Шории именно летнего туризма, потому что зимой здешние горнолыжные курорты посещают по 150-200 тысяч человек, а летом туристические мощности простаивают.
Что с помощью снежного человека можно неплохо прокормиться, доказывает пример вышеупомянутого г-на Бурцева: зачем ему государственное финансирование, когда он и без того везде побывал, от США и Гималаев до Абхазии. И кстати об Абхазии: тамошнего йети воспел даже замечательный писатель Фазиль Искандер, недавний юбиляр и орденоносец, – в повести «Стоянка человека». То есть повесть-то посвящена как раз антропологии нашего современника – поискам того, что в нём осталось человеческого, - но снежного человека тоже невольно рекламирует.
Да что далеко ходить: близ того же посёлка Усть-Кабырза археологи обнаружили три поселения бронзового века, а также посёлок средневековых металлургов. То есть, может быть, именно здесь средневековые тюрки начали вырабатывать свое знаменитое кричное железо; именно этот почтенный промысел от них унаследовали шорцы, за что и были прозваны кузнецами; именно от этих кузнецов получил название сначала город Кузнецк, а потом и весь наш Кузнецкий край. Но этот сюжет мало кого интересует, то ли дело снежный человек, напоминающий то ли Тарзана, то ли Кинг-Конга. Опять повторим: ничего не попишешь, мифы живут в веках, а история – в учебниках.
Между тем басни о снежном человеке не вполне удовлетворительны и с точки зрения мифологической: они неразборчиво смешивают два разных архетипа. То есть великаны великанами, но баснословные исполины тоже бывают разные. Скажем, нордическая мифология различает инестых великанов-гримтурсов и каменных великанов-йотунов. Первые – настоящие отморозки, олицетворения снежных вершин и айсбергов; вторые – существа, в общем, человекообразные, и даже искусные кузнецы, вот только жить они могут лишь ночью или в тумане, а при свете дня превращаются в камень. Снежные великаны известны также в Швейцарии: считается, что когда горах сходят лавины, это великаны смахивают снег с бровей… Что же касается человекообразных исполинов, то их на свете гораздо больше: это греческие титаны, иранские и тюркские дэвы, индийские асуры, славянские асилки и волоты и мн. др. Они сильны, но туповаты, и обыкновенно проигрывают соревнование карликам. В нашем случае, тем же шорцам,  ранние рассказы о них изображают этих славных кузнецов совершенно баснословными карликами. Кстати, следы древних горных работ обыкновенно назывались чудскими ямами, а чудь также изображалась народцем низкорослым и чуть что скрывающимся в земле.
Писатель Михаил Успенский в сказочной саге «Там, где нас нет» описывает ещё одно геологическое чудище – каменного великана варкалапа:
«Среди волхвов, друидов и прочих учёных людей попадаются ещё такие недалёкие умы, которые возводят родословную варкалапов к троллям и волотам. Ошибка непростительная, хотя вполне понятная, ведь троллей-то часто встречают в окаменевшем состоянии, а видавших живого и подвижного тролля на свете не так уж много. Тролли свидетелей не оставляют. Варкалапу же нет никакой нужды каменеть, поскольку он и без того каменный. А волот – это, считай, тот же самый человек, только очень большой да дурной. Некоторые, впрочем, связывают варкалапов с гримтурсами – это уже совершенная глупость. Ведь гримтурсы ледяные и пуще всего опасаются расколоться при падении либо при пристрастном дознании. Варкалап не боится вовсе ничего, просто ему нелегко спускаться с гор, да и нет нужды. Из камня он рождается, камнем кормится, среди камней, должно быть, и помирает, только дождаться его смерти трудненько… Людей они не едят, а вот поиграть с ними любят – как кошка с мышью. В горах ведь скучно. Только варкалап не понимает, что человек против него хрупкий, и скоро заигрывает его до смерти. Любит отрывать руки и ноги».
В общем, разница между снежным отморозком и каменным исполином – как между водкой и коньяком: сказывается наутро, при свете дня. Ведь от французских и армянских произведений утром, как правило, голова болит, а от нашей - разве что с души тянет. Разница, что ни говори, тонкая, но существенная. Беда в том, что и мифы нынче измельчали и опошлились, и не замечают столь тонких градаций.
 
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко