|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 35 от 21.10.2008
Десятилетие, отделяющее нас от прошлого экономического кризиса 1998 года, оставило в нашей памяти три пугающих термина: «инфляция», «девальвация» и «дефолт». Нынешний финансовый кризис совсем иной. По заверениям экономистов беды десятилетней давности сегодня нам как раз не грозят. «Временные трудности» же касаются относительно небольшой группы людей – тех, кто непосредственно связан с фондовым или финансовым рынками. Однако, несмотря на такие ободряющие прогнозы, угрозу своему будущему уже ощутили и представители самых уязвимых слоёв граждан – бюджетники и работники сферы малого бизнеса. Более всего их пугает перспектива массовых сокращений и возможность ликвидации предприятий. ПО ПАМЯТИ ПРОШЛОГО По оценкам столичного экономического обозревателя Максима Бланта в ближайшем будущем мы можем ожидать следующего. Обвал фондового рынка будет иметь серьёзные последствия для платёжеспособного спроса в российской экономике. Значительная часть населения уже потеряла долю своих накоплений. Причём пока это касается самых обеспеченных – «богатых» и верхней прослойки «среднего класса». Производство и строительство, ориентированное на продолжение роста спроса в одно мгновение перестроить не удастся, а трудности с рефинансированием долгов заставят девелоперов и производителей снижать цены и сокращать издержки (в том числе и на оплату труда), увольнять лишний персонал. Сектор розничной торговли тоже столкнётся с необходимостью снижать цены, устраивать распродажи, специальные акции, ликвидации стоков, вводить значительные скидки. Конкурентная борьба, как и борьба за потребителей, значительно обострится. Естественно, первое время в выигрыше от всех этих событий будут именно бюджетники и пенсионеры – государство, начав наращивать расходы на эти слои населения, быстро не остановится. Но всё это может постепенно привести к дефициту торгового баланса и банальному «проеданию» накопленных резервов в течение всего нескольких лет. Но что сегодня фактически происходит в бюджетной сфере и насколько оправданы слухи о грядущих повсеместных сокращениях штатов? СОКРАЩЕНИЕ ИЛИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ? На вопрос о том, какое название это мероприятие носит, заместитель начальника городского управления образования Людмила Друшлякова ответила так: «На самом деле мы не стали давать этому никакого официального названия. Но приурочено оно к Дню учителя, а цель его – сказать спасибо тем людям, которые долгие годы проработали в наших учебных заведениях. Сегодня мы говорим им слова благодарности и вручаем материальное вознаграждение за труд». Вместе со словами благодарности, обращёнными к собравшимся, заместитель начальника департамента образования и науки администрации Кемеровской области Любовь Екимова пояснила ситуацию. Термин «сокращение» не был употреблён, а вот некоторые приведённые показатели впечатлили. За последнее десятилетие количество детей, обучающихся в общеобразовательных школах, сократилось на 210 тысяч. Этот процесс – следствие демографического «провала» 90-х годов. Поэтому процесс реструктуризации школы стал велением времени. Его результатом обязательно станет повышение качества преподавания в школах с одновременным увеличением доходов учителей. Тем же, кто сегодня потерял свои рабочие места, но хочет продолжать трудиться в системе образования, представитель департамента посоветовала не пренебрегать предложениями городского управления образования. ШКОЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ – Всё, что сейчас происходит в наших школах, связано с оптимизацией организации системы образования. Среди тех, кто сегодня был в этом зале, далеко не все учителя. Это лаборанты, библиотекари, медсёстры, технические работники. Всем было предложено трудоустройство в той же системе городского управления образования. Многие согласились и они уже трудоустроены. Тех, кто по каким-то причинам отказался, мы благодарим, поощряем и ставим на учёт в службу занятости населения. А школа реформируется, и вот в чём суть перемен. Всё, что существует и действует в школе, должно, в первую очередь, работать на ученика. А непосредственно на ученика работает учитель, это главное, чем обладает школа. Все остальные присутствующие там же службы не являются членами педагогического коллектива, поскольку не несут знаний учащимся. Это вспомогательные звенья, которые оказывают школе определённые услуги. И школа сегодня вправе по всем необходимым ей дополнительным направлениям заключать договоры на обслуживание с профессионалами. С теми, кто умеет готовить школьные обеды, кто может квалифицированно организовать и проконтролировать в соответствии с санитарными нормами уборку помещений, кто будет обслуживать техническое оснащение здания и предотвращать аварийные ситуации, кто займётся вопросами ремонта, энергоснабжения, водоснабжения и канализации. Когда мы стали анализировать состояние кадрового состава наших школ, то оказалось, что в учреждениях образования административно-технического персонала чуть ли не больше, чем самих учителей. По существующим раньше нормам предусматривалось содержание одной единицы таких специалистов на 3,5-4-х учителей. Фактическое же соотношение оказалось один к одному! Вот эту диспропорцию мы и выравниваем. В штате школы должны содержаться люди, которые непосредственно заняты в учебном процессе. Поэтому то, что сейчас делается, представляет собой своеобразный вывод всего обслуживающего персонала школ на аутсорсинг. Этот процесс идёт, уже сегодня мы вывели из штата 1706 специалистов. Но эти люди не потеряли работу. Теперь они трудятся в наших же муниципальных профессиональных учреждениях. У нас уже действует комбинат школьного питания, который занимается новыми технологиями в этом процессе. Есть центр технического обслуживания школ, который занимается эксплуатацией и ремонтом зданий и технологического оборудования. Психологи, занимающиеся диагностикой детей, объединены в центре диагностики и консультирования. Это полезно со всех точек зрения. С руководства школ снимается дополнительная, совершенно несвойственная им нагрузка. А специалисты обслуживающих отраслей работают под руководством таких же специалистов, то есть всё становится на профессиональную основу. При этом количество бюджетных мест в сфере образования не только не сократилось, но даже увеличилось. Кроме того, заработная плата работников, переведённых в специализированные учреждения, не полностью ушла из школьного фонда, часть её перераспределяется на педагогов. Заработная плата учителей теперь складывается из трёх частей. Базовая часть зависит от почасовой нагрузки. Компенсационная – учитывает дополнительные обязанности: классное руководство, проверку тетрадей, что-то ещё. А стимулирующая часть определяется уровнем педагогов, в зависимости от их методического уровня, наличия дополнительного образования и реальных итогов работы с учениками. При новой системе, которая уже действует, учитель, который более успешен, будет иметь и лучший результат по заработной плате. ПОПЫТКА К БЕГСТВУ ОТ БЮДЖЕТА Сокращения в системе школьного образования связаны, как мне кажется, с изменением общего количества школьников, а также и с увеличением численности учащихся в классе. Как это скажется на уровне образования, говорить пока рано, есть прогнозы, что – негативно. В настоящий момент мы уже видим, что уровень подготовки молодых специалистов падает. А вот их запросы растут и не соответствуют уровню квалификации. Если же говорить о том, что некоторые бывшие учителя ищут новую работу в сфере бизнеса, то здесь можно отметить следующее. Работодатели сегодня неохотно берут специалистов из бюджетных сфер, с госслужбы, и эти причины понятны. Бюджетникам, как правило, сложно адаптироваться в коммерческой структуре, поскольку они не ориентированы на финансовый результат работы. У них узкие профессиональные возможности, они живут в рамках своих шаблонов и не всегда гибки и мобильны. Кроме того, в бюджетной сфере и коммерции разные условия работы: уровень ответственности, объём выполняемой работы, график работы. Конечно, шансы устроиться всегда есть, но бюджетникам на рынке труда нужно трезво оценивать свои знания и возможности. Также необходимо адекватно предъявлять свои должностные и зарплатные ожидания. Это нужно делать исходя из уровня квалификации, а не из принципа «я так хочу». Всегда нужно быть готовым к тому, что придётся серьёзно учиться, а в построении карьеры иногда даже просто начинать «с нуля». Это касается и молодых специалистов, которые ещё не приобрели достаточного профессионального опыта. Сергей Волков
|
Деловые новости[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |