-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 31.08.2010

Транспорт требует пересчёта

Как сохранить социальную направленность пассажирского транспорта в Кузбассе, но при этом сделать отрасль рентабельной, решили выяснить в областной администрации. Собрав 19 августа в Кемерове руководителей ведущих компаний-перевозчиков области, замгубернатора по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов призвал, решая эти вопросы, воздержаться от «революционных» решений – повальной приватизации транспортных предприятий и роста стоимости проезда. Тем временем, как выяснил «Авант-ПАРТНЕР», действующие перевозчики всё острее поднимают вопрос о расчётах за перевозку льготников. Дело уже дошло до суда.
 
Дискуссия о проблемах пассажирского транспорта области инициирована в рамках реализации недавно разработанной программы развития конкуренции в Кемеровской области (см. подробнее о программе «А-П» №12 от 22.06.2010). В этом документе отрасль отнесена к сфере с «низким уровнем конкуренции». По данным начальника управления стратегического развития обладминистрации Ирины Федченко, удельный вес госсектора на рынке пассажирских перевозок в Кузбассе самый высокий в Сибирском федеральном округе – 68,7%. Для сравнения в соседних Новосибирской, Томской областях и в Алтайском крае доля государственных перевозок не превышает 8,3%, а в целом в СФО составляет 27,3%. При этом в Кузбассе на долю малых предприятий приходится не более 5% (по итогам 2008 г.) общей выручки за перевозки. А существующая система сдерживания тарифов на перевозку (два года тарифы на проезд в Кузбассе не пересматривались), большой объём госзаказа на перевозку льготных категорий граждан (по итогам 2009 г. – 907,4 млн рублей) и несовершенная система расчёта за эти перевозки – причины нынешних финансово-экономических проблем перевозчиков. Фактически основные перевозчики – государственные и муниципальные транспортные предприятия планово убыточны. По словам Ирины Федченко, 47,4% всех предприятий, занятых на внутригородских перевозках, убыточны, в том числе средние предприятия – на 100%.
Именно расчёты за перевозку льготников, считает Павел Мальцев, директор кемеровского ООО «Прогресс Автолайн» – причина того, что ежеквартально его предприятие приносит убытки почти в 1 млн рублей: «По нашим подсчётам 35% пассажиров реально платят за проезд, а 65% – это льготники. За них нам платит бюджет. Но реально предоставленные услуги оплачиваются процентов на 20. Получается, что из перевезённых мною 100 человек, лишь 48 платят, а 52 едут просто так». «Нам бы даже хватало денег, которые мы получаем по утверждённым тарифам. Но, если бы все платили», пояснил он «Авант-ПАРТНЕРу».
Согласен с этим и Андрей Горшенин, директор новокузнецкого ОАО «ПАТП-4». По его словам, сегодня частный бизнес не хочет идти в отрасль, хотя там «крутятся большие деньги», потому что нет рентабельности ни у государственных предприятий, ни у частных. Поэтому, считает он, «не только в структуре предприятий заложены проблемы, а видимо, в расчёте за услуги, который нужно установить вне зависимости от формы собственности».
Директор крупнейшего междуреченского частного перевозчика ООО «Сибтранс-М» Наталья Бурбонская не участвовала в дискуссии, инициированной областными чиновниками, но за её действиями сейчас следят многие её коллегии в области. В апреле этого года областной арбитражный суд частично удовлетворил иск компании к главному финуправлению области (ГФУ) о взыскании 7,7 млн рублей расходов на перевозку льготников. Как рассказала Наталья Бурбонская «Авант-ПАРТНЕРу», в Междуреченске все компании выполняют заказ на перевозку льготных категорий граждан, на что заключается муниципальный контракт. Средства на компенсацию затрат поступают в город из области и затем распределяются среди перевозчиков. При этом не учитывается реальное количество перевезённых пассажиров. Расчёт ведется по  установленному нормативу – 10 поездок на льготника в месяц. В итоге по заключённому в декабре 2008 г. контракту с управлением социальной защиты на перевозку льготников компания в июле 2009 г. получила 2,2 млн рублей. А недостающую сумму в 7,7 млн рублей предъявило в виде исковых требований к ГФУ. Компания опиралась на исследования Кузбасского государственного технического университета о пассажиропотоке в Междуреченске, которые свидетельствовали о том, что реально «льготная» нагрузка на перевозчиков выше. Суд удовлетворил иск частично, приняв решение о взыскании с ГФУ почти 5,5 млн рублей. Решение кемеровского суда уже подтверждено в апелляционной инстанции. Но, как сообщила Наталья Бурбонская, реального расчёта не произведено. Между тем, по её словам, для компании было «главным заявить о проблемах и быть услышанной». «С льготниками надо что-то делать. Это уже всем должно быть понятно. Выходом из нынешней ситуации, могла бы стать монетизация льгот, как это было сделано в ЖКХ», – считает Наталья Бурбонская.
Её поддерживает Владимир Вильчиков, заместитель главы города Кемерово, председатель комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи, однако, «это вопрос, по его словам не в компетенции местных властей». Пока же транспортные предприятия Кемерова пытаются сокращать затраты на потребление энергии ГСМ, пересматривают систему зарплаты, оснащают транспорт навигационными системами (контроль за перевозками тоже ведёт к экономии). Что же до разрекламированного кемеровскими властями проекта электронных карт (сейчас в городе 27 тыс. пользователей), то, по словам Владимира Вильчикова, это – попытка поставить под контроль расчёты за проезд. Однако, считает, Вадим Колошницын, директор кемеровского МАУ «УЕЗТУ», мы отстали от Красноярска, Новосибирска, например, в реализации электронного проездного: «Электронный проездной не имеет смысла внедрять только в Кемерове, а надо сразу по всей области, иначе как быть с льготниками, если они приедут из Новокузнецка в Кемерово?».
Между тем, в Кемерове изучают возможность выпуска единой социальной карты. «Многие боятся, что это будут большие расходы из бюджета, вот  положено 10 проездок, а вдруг будет больше? В Новосибирске поступили так. Данные по всем федеральным льготникам отправили в Москву для получения дотации, и там сумма, приличная, хватит на дотацию льготникам. Да это сложно, но, по крайней мере, есть инструмент», полагает Вадим Колошницын. Правда, Владимир Вильчиков заметил «Авант-ПАРТНЕРу», что вопрос о введении единой социальной карты – областного уровня.
Ирина Федченко воздержалась от комментариев относительно предложений транспортников, пояснив, что сейчас в обладминистрации изучается опыт разных регионов по работе с льготными категориями граждан. Высказанные мнения кузбасских компаний тоже будут учитываться при рассмотрении вопросов развития отрасли.
Александра Фомина
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко