-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 31.08.2010

Реставрация болота

В Московской области после недавней Великой суши затеяли проект обводнения злосчастных торфяников; губернатор Громов, поддержанный министром Шойгу, обещал сочинить соответствующую федеральную программу. Вообще-то, говорят синоптики, такие погодные аномалии, как нынешним летом, случаются раз в тысячу лет; но, с другой стороны, московско-рязанские торфяники горят регулярно – в 2002-м и 1972-м столицу точно так же заволакивал нестерпимый смог. Учитывая, что мы собрались заманивать иностранных спецов в подмосковное Сколково и хотим заполучить футбольный чемпионат мира-2018, программа, несомненно, будет поддержана.
 
Болота под Москвой осушили большевики в рамках знаменитого плана ГОЭЛРО – нефть Баку и уголь Донбасса во время Гражданской войны были недоступны. Да к тому же Владимир Ульянов-Ленин испытывал к торфу специальный интерес. Скажем, Дмитрий Галковский пишет:  
По мысли Ленина, теория торфоразработок должна была стать общеобязательным предметом не только в институтах, но и во всех средних школах. В торфе привлекала наглядность: из гнилой земли – электричество. Всё из ничего. Впрочем, сходство с опилочным сахаром было и буквальное. Ленин писал: «Я решительно против ВСЯКОЙ траты картофеля на спирт. Спирт можно (это уже доказано) и должно делать из ТОРФА. Надо это производство спирта развить»…
Несомненно, болотные фантазии Ленина имеют и символическое значение. Болото – это максимальное падение материи, первородная грязь, из которой произошло все сущее… Болото, с одной стороны, максимальная степень материального запустения, а с другой – максимально наглядный и удобный материал для утопии, для идеализации, улучшения, мелиорации. Именно на торфоразработках возникла идея строительства каналов, а со временем (параллельно с темой лагерей) дренажные канавы разрослись в циклопические «волгобалты». Идея болота непосредственным образом связана с идеей мирового пожара. Торф горит, это горючая земля. И я могу даже точно установить, когда торфоразработки запали в голову Ленина. Это произошло в 1917 году, во время возвращения в Петроград из Разлива. Тогда Ленин с Зиновьевым попали в лесной пожар, вызванный самовозгоранием торфа. Идея земли, горящей под ногами («предателя, мнили, во мне вы нашли»), являлась символическим выражением идеи мирового революционного пожара… Вообще на болото проецировался образ «старого мира», погрязшего в грехе и обреченного на уничтожение (болота ведь осушаются). В высказываниях Ленина постоянно присутствует тема луж, грязи, вони, экскрементов, гноящихся ран и струпьев, тухлых яиц, да уже и буквально болота и болотных огоньков.
Советские проекты по осушению болот воспел писатель Михаил Пришвин в очерке «Торф» (1926) и в детской сказке «Кладовая солнца» (1945). Повесть у Пришвина получилась не слишком оптимистическая: описывается фельдшер, который лечит торфоразработчиков исключительно йодом, и уже смазал им около тысячи человек; дикое болото с вагонетками; сами торфоразработчики, работающие по колено в грязи, облепленные слепнями и комарами, но поражающие «своим животным здоровьем и озорством» и т. п. Зато в сказке хватает всякого рода эффектных поэтических символов.
Представление о животворных свойствах болота – действительно весьма древнее. У многих народов незаконнорожденных детей бросали в болотный ил – такая участь постигла и библейского пророка Моисея, и древнегерманских байстрюков, из которых впоследствии выходили знаменитые герои. Обычай этот согласуется с идеей, что Земля – покровительница детей, и что обитающему в ней духу материнства следует посвящать новорождённых. Впрочем, и губернатор Громов, и министр Шойгу – и без того уже герои, так что федеральную программу по реставрации подмосковных болот следует считать животворной в несколько ином смысле – прежде всего для чиновников, которые будут контролировать распределяемые в её рамках финансовые потоки. У нас ведь ни одна программа без этого не обходится: давеча президент Медведев рассказывал, сколько пропало денег, выделенных на национальный проект «Здоровье». Впрочем, русская пословица говорит об этом короче и точнее: было бы болото, а черти найдутся.
А в Кузбассе тем временем озаботились проблемами моногородов – провели круглый стол с участием вице-губернатора Исламова и руководства Кузбасского технопарка, где обсуждали их инновационный потенциал. Тема эта приобрела дополнительную актуальность во время кризиса, когда премьеру Путину пришлось лично разруливать проблемы таких городков как Пикалево и Вятские Поляны, в одночасье оставшихся без работы и средств к существованию. Тогда всё пошло по-залаженному: приватизация прибылей, национализация убытков; однако по всей России таких городов насчитывается более 400, и спасать их все никого бюджета не хватит.
Первые российские моногорода, или города-заводы, появились на Урале и в наших местах в XVIII веке, когда стала расцветать «горнозаводская цивилизация» – Гурьевск и Салаир до сих пор остаются её памятниками. Во время «ситцевого капитализма» конца XIX века к ним прибавились такие городки как Иваново, Павлов Посад или Шуя. При советской власти возник новый феномен – наукограды и «почтовые ящики», утопические города учёных и высоких технологий. Интересно, что с ними в смутные времена было меньше всего проблем: наука за два последних десятилетия захирела, но учёные продемонстрировали удивительную выживаемость.
В Кузбассе моногорода составляют большинство, и чаще всего это города шахтёрские: судьба их целиком зависит от угольных предприятий. Скажем, Красный Брод, нынешняя столица шахтерских торжеств, собирается процветать не одну сотню лет – запасы угля на одноименном разрезе ещё не скоро кончатся. А вот благосостояние Междуреченска и Мысков, если затянется восстановление «Распадской», может серьёзно пошатнуться. В таком моногороде как Тайга, выросшая на Транссибе, особенных ресурсов к развитию не видно, зато железнодорожный узел никуда не денется. Есть еще городки энергетиков, такие как Калтан; с ними тоже особенных проблем нет – у нас ведь «энергетическая сверхдержава».
Но самый интересный случай – поселок «недоэнергетиков» Зеленогорский в Крапивинском районе, который возник вокруг знаменитой недостроенной плотины. Строительство велось в 1974 – 1989 годах и было остановлено ввиду протестов экологически взволнованной общественности; как раз тогда в Кузбассе прошли знаменитые шахтёрские забастовки, и возникла иллюзия, что общественность может всё. Не факт, впрочем, что гидроузел бы достроили и без протестов экологов – в девяностые годы государству было ни до чего (то-то многострадальную Саяно-Шушенскую ГЭС приняли в эксплуатацию только в 2000 году, да и то недоделанную). Сейчас в Зеленогорском живет пять тысяч человек – в хороших многоэтажных зданиях, с приличными дорогами и даже переправой через Томь, с образцовым медицинским центром и почти без работы – небольшие частные предприятия и лесные хозяйства обеспечить занятость не могут.
Казалось бы, прямая выгода в рамках нынешнего курса на модернизацию устроить здесь наукоград, федеральный университет и технопарк: инфраструктура уже имеется, Кемеровский аэропорт всего в ста километрах, природа не хуже, чем в новосибирском Академгородке. Если добавить еще налоговые льготы и преференции, как в Сколкове, вполне можно благоденствовать. Но до сих пор намерения областных властей не заходили дальше желания всё-таки реанимировать как-нибудь проект гидроузла со всеми вытекающими из него экологическими прелестями – проще говоря, затопить подросшие леса и устроить в центре Кузбасса грандиозное болото. С мифологической точки зрения оно, конечно, способнее.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко