-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 40 от 25.11.2008

ИГОРЬ МОРОЗОВ: «БАНКОВСКИЙ БИЗНЕС ЗАТЯГИВАЕТ»

 Банковский сектор, несмотря на последние кризисные явления в финансовой системе, был и, возможно, останется одним из самых динамичных и конкурентных сегментов экономики. В последние несколько лет на рынок Кузбасса активно заходили новые банки, появлялись новые продукты и технологии работы. О том, какие стратегии ведения бизнеса сегодня актуальны в высококонкурентной банковской среде, о движении по карьерной лестнице и сегодняшних настроениях банкиров в интервью «Авант-ПАРТНЕРу» рассказал руководитель Кемеровской территориальной дирекции банка УРАЛСИБ Игорь МОРОЗОВ.

– Игорь Викторович, как Вы попали в банковский сектор? Почему Вас привлекло это направление?

– В конце 90-х, будучи студентом 5-го курса экономического факультета КемГУ я пошёл работать в самый крупный тогда за Уралом банк – «Кузбасспромбанк». Там как раз набирали молодых людей моего возраста, поэтому у нас сформировался очень дружный и весёлый коллектив. Конечно, среди нас не было «готовых» банкиров, всему учились в процессе работы. Но давалось это легко – мы были молоды и работали с энтузиазмом. Банковский бизнес того времени отличался от сегодняшнего тем, что нам самим приходилось дорабатывать существующие и придумывать новые продукты, искать новые подходы к клиентам. Приятно было ощущать, что мы фактически стоим у истоков развития банковского бизнеса в регионе. Сейчас же в крупных банках существуют целые продуктовые фабрики, которые выдают уже готовые линейки продуктов, и наша задача их только изучить и грамотно предложить клиентам. 

«Кузбасспромбанку» я отдал 3 года и после известных событий 1998 года сменил место работы – ушел в Сбербанк. Человек, приходя в Сбербанк из коммерческого банка, попадает в систему чётких инструкций и директив по каждому вопросу, и новичку легко понять, что и как надо делать. Так что такая строгость и системность в работе были для меня скорее плюсом. При этом, банковская среда ещё активно формировалась, только-только появлялись новые продукты. Был такой забавный эпизод, когда один из наших крупных клиентов пришёл в банк и сказал: мне нужен кредит срочно, прямо завтра, помогите. На что мы отвечаем, что в данном случае ему может помочь только овердрафт. Предприниматель долго слушал про схему работы этого кредитного продукта, задавал вопросы – а точно ли овердрафт решит его финансовый вопрос, и уже уходя, выдал просьбу: мол, всё понятно, но не могли бы вы передать своему коллеге Овердрафту, что деньги мне нужны как можно скорее…

А в 2001 году мне предложили интересную должность в «Кузбассугольбанке», нынешнем УРАЛСИБе. Кредитная политика этого банка отличалась большей мобильностью и клиентоориентированностью. Меня привлекло то, что «Кузбассугольбанк» тогда находился на стадии развития – открывались новые точки продаж, осваивались новые подходы. Там необходимо было занимать активную позицию по привлечению клиентов. К тому же в таком растущем, мобильном банке отдача от твоей работы более заметна.

Так получилось, что с первых дней работы в банках я занимался кредитованием, и, начиная с кредитного специалиста, прошёл путь до заместителя управляющего по корпоративному бизнесу.  Для меня это наиболее интересное направление,  ведь кредитная служба в банке – одно из ведущих подразделений. И сейчас, когда молодёжь приходит работать в банк, она в первую очередь рвётся в кредитование.  И от того, как работает эта служба, зависит эффективность работы всего банка.

 

– В те времена, когда Вы пришли работать в банк, легче происходил рост по карьерной лестнице или сложнее, чем сейчас? Какими качествами надо обладать, чтобы сделать карьеру в банке?

– На мой взгляд, карьера зависит не от периода развития экономики, а, прежде всего, от человека, его желаний и способностей. Поэтому нельзя сказать, что раньше было лучше, а сейчас хуже или наоборот. На моих глазах уже в последнее время, люди строили карьеру, придя в банк на позицию офис-менеджера, и вырастая до начальника отдела.  Карьеру, как в банке, так и в любой другой сфере может построить только целеустремленный человек, который чётко понимает, на что он способен, и к какому результату он идёт. А чтобы быть успешным в банке, надо иметь аналитический склад ума, обладать определённой сдержанностью и осторожностью, ведь речь идёт о деньгах вкладчиков. И при этом обязательно нужно грамотно выстраивать взаимоотношения с клиентом, т.е. уметь убеждать и продавать. И, конечно, мне, как руководителю, всегда видно людей энергичных с горящими глазами, которые хотят всё понять и всему научиться, а не просто приходят после вуза получать хорошую зарплату. Такое рвение, когда буквально «выхватывают работу» из рук коллег, делают больше, чем просят, всегда вознаграждается, и как раз такие люди быстро растут в должности. При этом надо понимать, что каким бы ты способным не был, придя в банк стажёром, невозможно через год стать управляющим. Движение от обычного специалиста к ведущему заняло у меня не менее 2 лет. Затем уже в Сбербанке я стал руководителем отдела. А потом в УРАЛСИБе был  начальником кредитного департамента и заместителем управляющего. Т.е. это было такое плавное поступательное движение.

 

– Когда Вы уже заняли управленческие позиции, в чём для Вас были наибольшие сложности?

– Руководить большим коллективом – более 800 человек – всегда непросто. Конечно, приходилось узнавать много нового о тех сферах работы банка, которые для меня, кредитного специалиста, были далеки. Но я не скажу, что это было сложно, это было интересно, у меня было желание осваивать что-то новое, анализировать постоянно увеличивающийся поток информации. И надо понимать, что, став управленцем, работать от звонка до звонка уже невозможно. Ты находишься на работе ровно столько, сколько необходимо. И сверхурочная работа – обычная вещь.

 

– А в чём особенности банковского топ-менеджмента?

– Нужно понимать региональный рынок и оперативно реагировать на любые изменения на нём. Как первое лицо банка, необходимо уметь поддерживать его репутацию через личные отношения. Собственники бизнеса, приходя в банк с просьбой о кредите или собираясь разместить там деньги, конечно, хотят видеть и понимать, насколько адекватные люди находятся в руководстве, насколько им можно доверять. Потому что банковский бизнес основан на доверии. А без него, какие бы «шоколадные» условия по ставкам мы клиенту не предлагали, сделка вряд ли состоится. Представители крупного и среднего бизнеса, по крайней мере, на первом этапе, привыкли решать все вопросы в кабинете топ-менеджера банка. Поэтому приходиться выступать и личным менеджером VIP-клиентов. Клиент хочет знать, что происходит на финансовом рынке, и мы в этом ему помогаем, а он в свою очередь рассказывает, что происходит в его отрасли. Так что личный контакт очень важен.

 

–Вы считаете себя универсальным топ-менеджером, способным управлять любым предприятием или исключительно банковским управленцем?

– Банковская сфера очень специфична, и человек, попавший в банк, поймавший интерес и сделавший там карьеру, как правило, никогда уже из банковского бизнеса не уйдёт. Банковский специалист  работает с таким потоком информации, которого нет у экономиста  или юриста на обычном предприятии. Поэтому банковский бизнес затягивает и не отпускает. Никто из моих коллег не уходил в абсолютно другую отрасль: чаще всего из одного банка они переходят в другой, значительно реже они уходят в другие учреждения, но это почти всегда та же финансовая сфера. Пока я не вижу для себя интересных перспектив в уходе из банковского бизнеса в совершенно другую отрасль.

 

– А взаимодействие с головным офисом не вызывало трудностей? В чём вообще различия в управлении самостоятельным банком и филиалом?

  С головным офисом у нас сложилась чёткая и понятная система взаимодействия, иерархия принятия решений. В УРАЛСИБе есть ещё одно управленческое звено между Москвой и регионом – региональная дирекция. В данном случае мы взаимодействуем с  новосибирскими коллегами, решаем вопросы, выходящие за рамками полномочий филиала. А в Новосибирске – те же сибиряки, люди с понятным нам менталитетом, которые адекватно и оперативно реагируют на наши просьбы.

Вообще полномочия даются филиалу банка в зависимости от способности в рамках них работать. Есть подразделения банков с очень узким кругом возможностей, и есть те, кому дают высокую самостоятельность, достаточную для проведения любой сложной сделки. Учитывая, что «Кузбассугольбанк» сначала был самостоятельным кредитным учреждением, затем стал дочерним и потом уже превратился в филиал УРАЛСИБа, полномочия нам даны достаточно широкие.

А различия в управлении самостоятельным банком и филиалом в том, что у регионального банка акционеры ближе, с ними можно оперативнее решать вопросы. Но у филиала всегда есть плечо головного офиса, и, как правило, доступ к большим финансовым ресурсам. А грамотно выстроенная система взаимодействия сводит проблемы скорости в принятии решений к нулю.  

 

– Как отражается  на Вашей жизни, работе финансовый кризис? Какие настроения царят на региональном уровне в банковской сфере?

– Экономика России прочно интегрирована в мировую, поэтому при таких глобальных кризисных процессах, наша страна не может не быть затронутой, вопрос только в том, насколько сильно. Сейчас в бизнес-среде наблюдается определенная нервозность из-за невозможности точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий, у наших клиентов возникает всё больше вопросов, на которые мы вместе пытаемся найти ответы. Уже очевидно, что для заёмщиков эта ситуация обернулась удорожанием кредитных ресурсов, ужесточением требований к залоговому обеспечению. Банки теперь в первую очередь заботятся не о наращивании кредитного портфеля, а о снижении рисков. Должен сказать, что общее уменьшение банками объёмов кредитования – это, конечно, временное явление, и ситуация будет выправляться благодаря тому, что российским правительством были предприняты конкретные и своевременные шаги по стабилизации финансовой ситуации в стране.

Конечно, обстановка непростая, но её нужно спокойно пережить, без паники и истерик. Но, что важно отметить, любой кризис – это новые возможности. Возможности для реорганизации системы, начала нового бизнеса, предложения новых услуг, качественного изменения уже имеющихся. Сейчас у нас есть уникальная возможность поучиться не на своих, а на чужих ошибках, внести необходимые изменения в законодательство, провести реконструкцию финансовой системы, чтобы в дальнейшем избежать тех негативных явлений, которые мы сейчас можем наблюдать в США. Для России одним из итогов кризиса, думаю, должно стать укрепление нашей банковской системы.

 

– Учитывая возникшую ситуацию, какие банковские услуги сейчас  теряют актуальность? А что в центре внимания банкиров?

– УРАЛСИБ – крупный универсальный банк, ориентированный, прежде всего, на классические финансовые операции, то есть кредитование и обслуживание депозитов. Мы как занимались этим 20 лет, так и будем заниматься в дальнейшем. На фоне падения рынка ценных бумаг банковские вклады по-прежнему остаются самым выгодным и надежным способом сохранения средств. А кредитование – это главный доходный инструмент банка, без этого банки просто не смогут существовать. Кредитование малого и среднего бизнеса у нас ни на день не приостанавливалось. Да, процентные ставки выросли, требования к качеству обеспечения стали строже, но, несмотря на это, предприниматели и на сегодняшних условиях берут у нас кредиты.  Потому что финансовый рынок изменился, и дешёвых денег уже не будет. Выход только один – приспосабливать свой бизнес к новым условиям. В части розницы происходит переориентация на высокодоходные потребительские кредиты и кредитные карты, а также уход от рискованной ипотеки на приобретение строящегося жилья. Эти тенденции, я думаю, сохранятся на ближайший год.

 

– Каковы Ваши дальнейшие ожидания от своей карьеры?

   Мне интересно работать в УРАЛСИБе, потому что у банка масштабные планы и многое ещё не сделано. Банковский сектор развивался в последние годы высокими темпами, серьёзные изменения произошли как в технологиях, так и в банковских продуктах.  Поэтому для меня моя работа остаётся увлекательной, и я не хочу её менять.

 

Подготовила
Ольга Лебедева


Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко