-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 28.06.2011

Кузбасс мотоциклетный

 
Продажи мототехники в Кемеровской области, по оценкам экспертов, ежегодно растут на 20­30%. Причём отмечается увеличение продаж не только такого бюджетного сегмента, как скутеры и мопеды. Для проведения активного отдыха на природе всё больше кузбассовцев обзаводятся собственными снегоходами, квадроциклами и мотоциклами.
 
От «Ижей» до «Ямахи»
Рынок мототехники в Кузбассе, как и на всей территории бывшего Советского Союза, начал развиваться в послевоенные годы. В 70-80-х годах прошлого столетия он достиг своего апогея. В это время многие советские граждане уже могли позволить себе приобрести небольшую моторную лодку или мотоцикл. Практически каждый мальчишка мечтал обзавестись «железным конём», и много у кого эти мечты сбывались. Если у чьих-то родителей не хватало средств на приобретение нового мотоцикла, покупали старый, или же собственными руками собирали его в гараже.
Мопеды «Рига», «Карпаты», мотоциклы «Иж», «Урал», «Днепр», «Минск», «Восход», «Ява», снегоходы «Буран», лодочные моторы «Ветерок» – вот бренды той эпохи, которые в большинстве своем канули в прошлое. С переходом на капиталистические рельсы многие заводы не смогли составить конкуренцию зарубежным производителям, просто выжить в новых условиях и разорились, либо продолжают своё существование чисто номинально. Однако и рынок импортной техники в странах СНГ, в том числе и в России, появился не сразу. Кататься как по суше, так и по воде, по-прежнему хотели многие, но, из-за отсутствия денег, рынок моторов практически полностью «переквалифицировался» на технику уже намотавшую на кардан не одну тысячу километров. В 1990-е годы, если на дорогах и можно было увидеть японский мотоцикл или тот же «Харлей», это тут же вызывало всеобщее удивление. Лодочные моторы покупались на вторичном рынке в Японии, и через порт во Владивостоке доставлялись конечному потребителю. При этом часто их приходилось переделывать, так как предназначены они были для плавания в основном по морю, а не по рекам.
Со временем ситуация стала меняться и сегодня  приобрести технику по своему вкусу для многих уже не составляет труда. Согласно каталогу «Дубль-ГИС»,  на июнь 2011 года только в Кемерове лодками и катерами торгуют около 20 компаний, в Новокузнецке – около 15. Продажей мототехники занимаются 26 и 16 компаний соответственно. При этом лето в регионе короткое, и тот же «мотоциклетный сезон» здесь продолжается с мая по сентябрь, в то время как в европейской части страны он длится с апреля по ноябрь.
Характерно, что рынок квадроциклов и снегоходов получил развитие в Кузбассе раньше чем мотоциклов. Одним из первых на этом поприще начал работать мотосалон «Кантри-Спорт», который был открыт в Кемерове в 1997 году. «Кантри-Спорт» является официальным дилером в Кемеровской области корпорации Bombardier Recreational Products (BRP) по продаже снегоходов, квадрациклов, гидроциклов, катеров и другой техники. По словам владельца магазина Андрея Григорьева, около 70% всех продаж мотосалона приходится именно на снегоходы.
«Вообще продажами снегоходов мы начали заниматься в 1996 году, но салона у нас тогда ещё не было, – рассказывает он. – Рост продаж в этом сегменте до кризиса 2008 года был постоянный. Падение произошло только в 1998 году, но затем вновь наблюдался рост».
Около 15 лет работает магазин «Мототурист» (Кемерово), который специализируется на продажах моторных лодок, квадроциклов, снегоходов и мопедов. По словам директора магазина Константина Трифонова, самые выгодные продажи мототехники шли накануне дефолта, «когда один доллар США стоил 6 рублей».
Бум открытия новых магазинов, а также ориентирование в сторону продаж мототехники магазинов типа «всё для отдыха и туризма», других направлений вообще, пришёлся на 2000-е годы. Причём в это время на рынке появлялись как местные игроки, представители соседних регионов, так и федеральные компании. Например, в Кемерове в 2006 году был открыт магазин «Панавто» – филиал  официального дилера Yamaha Motor Co. – компании ЗАО «Панавто Ко» (Москва). В том же году продажами мототехники начинает заниматься кемеровская компания «Автоэлектроника», которая открыла магазин Mopeda.net, специализирующийся на товарах для рыбалки и активного отдыха.
В 2007 году был открыт мотосалон MasterBike. «Раньше открывать магазин такой направленности было бессмысленно, – рассказывает директор мотосалона MasterBike Роман Латышев. – До 2007 года существовал реальный спрос лишь на запчасти. Даже когда открылись мы, у нас было помещение площадью всего 20 кв. метров и этого было достаточно. Потом рынок рос. Вместе с ним рос и наш мотосалон. Открыли филиал в Новокузнецке (сейчас ищем более просторное помещение, в котором можно было бы выставлять технику). При этом в Новокузнецке совсем другие пропорции продаж. Продажи квадроциклов там значительно выше, чем мотоциклов».
Особенностью нашего региона является условное разделение его на Север и Юг, наличие двух крупных центров, в которых и сосредоточена основная продажа мототехники, хотя в отдельных небольших кузбасских городах тоже имеются подобные магазины, но объёмы продаж их очень небольшие. В большинстве случаев дилеры федерального уровня, заключив договор, например с кемеровской компанией, оставляют за собой право открыть ещё один такой же дилерский центр в Новокузнецке.  Подобная ситуация сложилась у мотосалона «Кантри-Спорт», который имеет свой собственный филиал в южной столице Кузбасса и конкурирует там по продажам техники BRP с другим дилером. Разные дилеры в Кемерове и Новокузнецке у японской фирмы «Yamaha». «Автоэлектроника» – дилер в Кемерове лодочных моторов «Nissan Marine», «HDX», лодок  и техники «Nissamaran». Квадроциклы и скутеры российско-китайского производителя «STELS» в Кузбассе представляет мотосалон «MasterBike» (Кемерово) и так далее. 
Эксперты отмечают, что ценовую политику официальные дилеры ведут согласно указаниям производителя, поэтому чаще всего в конкуренции между ними играет роль не цена товара, а подход к ассортименту, качество сервиса.
 
А покупатель кто?
Снегоходы, квадроциклы, и мотоциклы удовольствие достаточно дорогое. Поэтому и приобретает их ограниченный контингент. Большинство своих покупателей продавцы мотосалонов знают в лицо. «Мотоциклы в России – это не средство передвижения, – утверждает Роман Латышев. – Хороший мотоцикл как был роскошью, так ею и остаётся. Приобретают их только фанаты, а фанаты готовы за своё увлечение платить любые деньги. Нам хотелось бы видеть это массово, но государственная политика к этому не приводит. Например, транспортный налог: платишь за весь год, а ездишь всего 4 месяца в году. Плюс обслуживание. При стоимости мотоцикла в 700-900 тысяч рублей провести на нём техосмотр за 1-2 тысячи рублей практически невозможно. Дорогая техника требует соответствующего уровня услуг, квалификации специалистов. Кроме того, сам человек, который ездит на дорогом мотоцикле, требует к себе определенного отношения, уровня сервиса».
По словам Романа Латышева, так как многие люди ещё не готовы финансово покупать новую технику, в мотосалоне MasterBike процентов 30 продаж составляют новые квадроциклы, скутеры и мотоциклы, а всё остальное – техника бывшая в употреблении. В основном продаётся техника с пробегом не более 15-20 тысяч километров. «Для хороших двигателей это совсем ничего, – говорит он. – Раньше были авторынки, затем появились автосалоны, на долю которых сейчас приходится намного больше продаж. Постепенно в автосалонах появляется такая услуга как trade-in (когда автомобиль с пробегом получен от физического лица в зачёт стоимости другого автомобиля и продан далее, примечание автора) и рынки скоро вовсе прекратят свое существование. То же самое, только значительно позже по времени и в меньшем масштабе, происходит с моторынком. На западе эта практика существует уже давно, и мы ничего нового не изобретаем».
Однако торговать бывшей в употреблении мототехникой готовы далеко не все. «Продавец несёт обязательства по гарантии в любом случае, новая техника или старая, – говорит директор компании «Автоэлектроника» Евгений Данилов. – Продажа старой техники накладывает определённые обязательства, необходимость иметь в наличии не только собственный сервисный центр, но и запасные части. В Кемерове ездит необъятный ассортимент скутеров и мопедов – от старых японских, произведённых в конце 70-х годов прошлого века, до новых китайских. Модельный ряд китайского производства изменяется каждое лето. Держать на складе запасы на всё, что ездит, не рентабельно. Хватает только поддерживать запасы запчастей для техники, проданной самими за эти пять лет».
Как утверждает Роман Латышев, новые мотоциклы по сравнению с бывшими в употреблении, в несколько раз дороже. Подавляющая часть покупателей – это молодежь, у которой денег немного и они хотят уложиться в сумму порядка 100 тысяч рублей. Вторая категория покупателей это те, кто смог заработать  определённые деньги. Они уже берут более качественную технику за 200-250 тысяч рублей. И третий слой – обеспеченные люди. Они покупают новую дорогостоящую технику, хотя на самом деле могут даже не ездить, а просто любоваться ею.
По настоящему народное средство передвижения по суше это мопеды и скутеры. По словам Евгения Данилова, чаще всего их приобретают молодежь и пенсионеры. Причём по объёмам продаж эта техника практически перекрывает все другие сегменты. И торгуют ей очень многие, начиная от индивидуальных предпринимателей, выставляющих свой товар на рынках, и заканчивая крупными мотосалонами
Популярность этого вида техники объясняется очень просто. Во-первых, она недорогая. Мопед или скутер можно купить от 20 до 60 тысяч рублей, к тому же расход топлива у них очень экономичный и составляет всего 1,5-2 литра бензина на 100 километров. Во-вторых, скутеры очень удобны для передвижения по городу, никакие пробки нипочём. Мопеды удобны для передвижения по пересеченной местности. И, в-третьих, права на такую технику, если объём двигателя не превышает 50 кубов, не требуются.
В связи с популяризацией активного отдыха на природе растут и продажи лодочных моторов. «Последние годы лодки из ПВХ подешевели, а с выходом на рынок недорогих лодочных моторов китайского производства моторки стали более доступны для средних слоёв населения,  – говорит Евгений Данилов.  – Например, небольшая лодка из ПВХ в комплекте с мотором может обойтись в 14 тысяч рублей. Хотя стоимость товара в этом сегменте по продажам  в нашем магазине доходит до 170-180 тысяч рублей».
Большое значение для развития рынка имеет и система кредитования. При приобретении недорогой техники, такой как скутеры, моторные лодки и мопеды, практически в любом магазине можно оформить сейчас обыкновенный потребительский кредит. С дорогой техникой сложнее. Например, по словам Андрея Григорьева («Кантри-Спорт»), те же снегоходы и квадроциклы можно приобрести по автокредитам, которые выдают непосредственно в банках. Организациям, например турбазам,  в этом плане сложнее, так как лизинг по данному виду техники отсутствует.
 
Рынок в росте
Кризисные явления в экономике последних лет сказались на продажах мототехники в Кузбассе по-разному.  По словам Андрея Григорьева, после 2008 года снижение продаж мотосалона «Кантри-Спорт» оказалось значительным. Оно составило более 70% от прежних объёмов. «Лишь недавно рынок начал восстанавливаться. Но ситуацию сейчас можно определить, как стабильно невысокие продажи», – утверждает он.
«В нашем случае кризис ударил не столько по продажам, сколько по поставщикам, – говорит Евгений Данилов. – Поставки в Россию резко сократились, и прошлый год был «голодный».  Например, поступления лодочных моторов, а также мопедов весной 2010 года шли в очень ограниченном количестве. Следующие поставки были осуществлены только в августе-сентябре. И так по всей стране, хотя спрос на лодочные моторы был и есть сейчас. Кроме того, изменился несколько сам рынок. Если в докризисные годы росли продажи недорогих товаров, то после кризиса продаётся в основном средний сегмент».
По мотоциклам сложилась несколько иная ситуация. «В кризис ввели заградительные пошлины на ввоз автотехники из-за рубежа, – говорит Роман Латышев. – А мы в основном товар возили из Америки и Японии. Кроме того, что начались задержки по поставкам товара, ещё и взлетели цены на перевозку. В результате себестоимость мотоцикла постоянно растёт. И сейчас уже нет разницы, толи его новый покупать у официальных дилеров, то ли брать бывший в употреблении за границей. Кроме того, техника, которая находится внутри России, стоит дешевле, чем привезённая из-за рубежа. Поэтому сейчас проще купить подержанный мотоцикл внутри страны. Но рано или поздно паритет между ценами вновь установится».
По оценкам Константина Трифонова, продажи «Мототуриста» в сегменте мототехники упали в кризис на 30-50%. При этом, если до кризиса был спрос на мотоциклы с объёмом двигателя до 1200 кубов, то сейчас покупают с объёмом не более 180 кубов.
«Магазин «Панавто» в 2009-2010 годах значительно повысил продажи, не только за счёт снегоходов, традиционно хорошо покупаемых в Кузбассе, но и за счёт новых для рынка товаров, таких как мотоциклы», – говорит руководитель магазина «Панавто» (Кемерово) Марк Иванов.
В будущее продавцы мототехники смотрят с оптимизмом. «Отдыхать и развлекаться люди будут всегда, – убеждён Роман Латышев, – В кризис они стали только лучше считать деньги, но с появлением на рынке такой недорогой техники, как, например, «STELS», продажи будут обязательно расти». Некоторые компании, при проведении опроса, сообщили «Авант-ПАРТНЕРу», что уже задумываются  об открытии своих новых филиалов. В первую очередь это касается продаж в бюджетных сегментах.
Максим Москвикин
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко