-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 24.04.2012

Добыть больше, везти дальше

На прошлой неделе в губернском центре «Притомье» под Кемерово прошло заседание Сибирского межрегионального транспортного координационного совета. На заседании обсуждалось обозримое будущее железнодорожного транспорта России и основные направления его развития. Угольщиков, как основных грузоотправителей, и руководство Кузбасса, представлявшее их интересы, тревожат перспективы роста тарифов и потеря управляемости вагонным парком. Представители отрасли настаивают на необходимости вложений в развитие железнодорожной инфраструктуры, сильно устаревшей и не справляющейся с уже имеющимися объёмами перевозок, не говоря об ожидаемом их росте. В развитие сети только в восточном направлении до 2020 года потребуется вложить более 900 млрд рублей. Неясно при этом, откуда придут эти средства, но похоже, что промышленникам придётся согласиться на рост тарифов и введение в них инвестиционной составляющей.
 
Председательствовавший на заседании совета президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимир Якунин заявил, что от работы железных дорог в России зависят дела не только в экономике, но и в социальной сфере, а иначе не было бы отрасли «такого внимания руководства страны». В свою очередь состояние дел в отрасли, по его оценке, «определяется состоянием дел» в Кузбассе, где грузится по 8 тыс. вагонов в сутки, а на долю Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) приходится четвертая часть всей погрузки сети, в прошлом году это – 261,5 млн тонн. Основная часть погрузки РЖД приходится на уголь, а его вывозить становится всё сложнее, особенно на Дальний Восток, тем более, что добыча растёт, и к 2015 году планируется довести её до 210 млн тонн, – отметил президент госмонополии.
Интересы угольщиков, как главных грузоотправителей пытался выразить и отстоять губернатор Кузбасса Аман Тулеев. Он отметил, что только из Кемеровской области отправляется 18% всех грузов железных дорог страны, а ведь в свое время углепром был в глубоком кризисе, затем угольщики вложили в развитие своей отрасли с 2002 года 400 млрд рублей, в том числе, 12 млрд рублей в строительство железнодорожной инфраструктуры. Однако, в конце прошлого года угольные компании столкнулись с проблемой вывоза угля, когда погрузка упала до 7 тыс вагонов в сутки, на складах компаний скопилось 15 млн тонн угля (при нормативе в 6 млн тонн), а на путях скопилось до 20 тыс. порожних вагонов.
В какой ситуации оказались угольщики, рассказал совещанию Игорь Москаленко, директор ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» (КРУ): «К концу 2011 года на складах КРУ набралось 5,4 млн тонн угля при норме в 3,2 млн тонн, по году удалось вывезти потребителям только 43 млн тонн, а планировалось 45 млн тонн, финансовые потери составили 2,5 млрд рублей». Справиться с этой пробкой в Кузбассе удалось введением ограничения числа операторов вагонов с 200-230 до 12, остальным операторам было предложено передать свои вагоны в аренду допущенным к погрузке. Железнодорожники признали, что эта проблема стала следствием успешного решения другой, их дефицита. Для чего, как пояснил гендиректор ОАО «Вторая грузовая компания» Виталий Евдокименко, была задумана и проведена реформа отрасли с передачей вагонов независимым операторам. Обновление вагонного парка проведено, в сети – около 1 млн вагонов, в том числе, 480 тыс. полувагонов для перевозки угля, но теперь, как признал Владимир Якунин, «вагонов у нас уже критически много, ими уже невозможно управлять». Начальник ЗСЖД Виталий Целько предложил «пойти дальше», ещё сократить число операторов, а также ввести понятие «оператора первого состава» с особыми правами и обязанностями.
Амана Тулеева встревожил также рост железнодорожных тарифов – на 8% в прошлом году, на 6% в этом году. По данным губернатора, более половины всех издержек угольщиков приходится на транспортные расходы. Если рост тарифов блокирует экспорт, у угольщиков не будет средств на модернизацию своих предприятий, предупредил губернатор. Впрочем, он согласился с необходимостью развития инфраструктуры, и даже предложил обратно перестроить в железную дорогу автотрассу Кузбасс-Алтай, в свою очередь обустроенную в 1999-2000 гг. на месте недостроенной железнодорожной ветки Мереть – Среднесибирская (была разобрана МПС в 1996 году). По его подсчётам на это потребуется 147,5 млрд рублей, из которых 46 млрд «должны дать собственники угольных компаний». О том, на каких расчётах основано это предложение, он не пояснил, но в своё время ветка, замененная на автодорогу, строилась в расчёте на вывоз угля в среднеазиатском направлении, а сейчас туда экспорта угля нет. Владимир Якунин не стал комментировать это предложение, отметив лишь, что этот вопрос в компетенции правительства, и если оно даст поручение, то «РЖД могут построить дорогу в любом направлении».
О том, что железные дороги России нуждаются в инвестициях и почему, говорится в итоговом докладе экспертной группы «Реформа естественных монополий», опубликованный на сайте Института проблем естественных монополий в декабре прошлого года: 
«Сама топология железнодорожной сети не соответствует современным требованиям потребителей её услуг. За последние 20 лет изменилась промышленная карта страны, возникли новые промышленные центры, а часть старых центров снизила свой потенциал; изменились кооперационные связи промышленных предприятий; увеличилось количество товаров, поставляемых на внешние рынки сбыта, а также поставки из-за рубежа. За это время железнодорожная инфраструктура никак не изменилась географически. Пропускные способности инфраструктуры практически исчерпаны в направлении Дальнего Востока. Железнодорожные подходы к портам Ванино и Советской Гавани через несколько лет будут в 2-3 раза ниже пропускной способности интенсивно развивающихся морских портов.
Выполнение Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена Правительством РФ в 2008 году) не подкреплено никакими финансовыми обязательствами. Принятие Стратегии государство задает направление развития отрасли, а сдерживанием тарифов лишает ее всякой возможности развития. Дефицит инвестиций в инфраструктуру привел к высокому уровню износа основных фондов. Средств, запланированных в инвестиционной программе ОАО «РЖД», уже недостаточно, необходимо выделять их в большем объёме – для устранения накопленного недофинансирования. Консервация этой проблемы ведет к ограничению пропускных и провозных возможностей и может стать тормозом в развитии национальной экономики».
Очевидно, что источники средств на обновление инфраструктуры в РЖД видят и в бюджетной поддержке, и в росте тарифов. Госмонополия, по данным Владимира Якунина, уже направила в министерство экономического развития (МЭР) РФ свои расчёты по увеличению тарифов с включением в них инвестиционной составляющей. «В этом случае в 2013 году рост тарифа составит 20%, но уже в 2014 году останется на уровне инфляции», – сообщил президент РЖД. Всего же только на устранение узких мест на восточном направлении вывоза угля, по данным президента РЖД, потребуется 918 млрд рублей до 2020 года. И, «хотя это высокозатратные инвестиции с длинными сроками окупаемости, построенное становится частью национального богатства», – заявил Владимир Якунин. Он призвал поддержать РЖД в стремлении получить средства на эти вложения. В частности, письмом в правительство РФ, где в прошлый четверг в МЭРе планировалось рассмотреть предложения о дополнительном выделении из федерального бюджета 316 млрд рублей до 2015 года на развитие железнодорожной инфраструктуры.
Егор Николаев

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко