-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 24.09.2015

Сергей Никитенко: «Есть доступные решения, есть смысл ими воспользоваться…»

Сергей НИКИТЕНКО, директор АМК «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» (АМК) – один из участников группы по разработке концепции формирования территориального сводного заказа на производство горнодобывающего оборудования заводами Кузбасса. О роли, которую выполняет организация в этом процессе, и своем видении  решения проблем машиностроителей рассказывает директор АМК Сергей НИКИТЕНКО.
 
– Сергей Михайлович, в начале этого года в Кузбассе приступили к практической фазе создания сводного территориального заказа на изготовление горно-шахтного оборудования (ГШО). Что уже сделано?
– На сегодняшний день территориального сводного заказа на изготовление горно-шахтного оборудования ещё нет. Идёт лишь процесс разработки концепции его формирования. Сам сводный заказ – это серьёзный организационный, экономический и правовой инструмент развития территории субъекта федерации, в данном случае Кемеровской области. Большая группа специалистов, которая участвует в его разработке, разбита на подгруппы. Одна подгруппа анализирует и разрабатывает организационно-экономические инструменты взаимодействия потребитель – заказчик, чтобы уменьшить нагрузку на процентную ставку по кредитам и прочее. Другая группа работает по вопросам технического регулирования параметров создаваемого оборудования, поэтому мы добились, чтобы Ассоциации машиностроителей Кузбасса (АМК) было поручено ведение секретариата технического комитета ТК 269 «Горное дело». Таким образом, формирование технической политики – основ будущего ГШО мы взяли на себя. ТК 269 – единственный комитет, работающий не в Москве, а в регионе. 
Кроме того, нужно привести в порядок региональную нормативно-правовую базу, внести дополнения в местный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП) с учётом вышедшего недавно федерального закона. Новый закон должен касаться вопросов участия субъекта Российской Федерации в проектах, в  обеспечении бюджетных гарантий по кредитам, в освобождении от налогов для формируемых  кластеров, готовых производить импортозамещаемое оборудование.
Отдельная группа специалистов состоит из машиностроителей и представителей угольной отрасли. Она занимается формированием Реестра потребностей угольных компаний до 2018 года и Реестра возможностей Кузбасских машиностроителей по производству ГШО. Когда наука предлагает интересные решения для бизнеса, он реагирует, возникает новый технологический аспект, а новые технологии порождают новое оборудование. На таких встречах руководители добывающих компаний, ученые и машиностроители делятся своим видением. Это колоссальная работа. Без работы всех подгрупп не может быть запущен в работу такой сложный, но необходимый механизм территориального заказа.
 
– Какова роль во всем этом процессе АМК?
– Ассоциация машиностроителей – лишь часть всей инфраструктуры. Наша роль – формирование технической политики, работа с заводами. Конечно, участвуем в обсуждении других вопросов, так как зачастую нужен другой взгляд, со стороны. Например, на последнем совещании я предложил руководству  одного из банков – кредиторов Юрмаша кредитные ресурсы выдавать не машзаводу, а покупателям оборудования – угольным компаниям. Если покупатель взял кредит, он точно купит эту продукцию. Угледобывающие компании финансово более устойчивы, чем машиностроители и рисков у банка в этой связи меньше. С другой стороны, завод получает авансирование на выполнение заказа вместо того, чтобы сначала произвести оборудование под кредитные деньги, а потом думать, кому его продать, чтоб расплатиться с банком. Есть доступные решения, которые могут позитивно менять ситуацию, ими есть смысл воспользоваться.

– Вы утверждаете, что диалог бизнеса с властью в части формирования сводного территориального заказа по ГШО наконец-то начался, но идёт сложно. В чём именно сложности?
– Трудности есть с каждой стороны. Во-первых, до нас никто никогда не работал на одной территории составом: органы власти, добывающие компании, машиностроители. Это и есть государственно-частное партнерство, о котором так много сейчас говорят. Во-вторых, угледобывающие компании еще не отказались от мысли, что оборудование им проще покупать за рубежом. Сейчас все подорожало, качество европейской техники объективно падает, но угольщики по-прежнему не стремятся поддерживать машиностроителей на нашей территории. На фоне внешних геополитических событий осознание, конечно, приходит, но не так быстро. Главная проблема заключается в том, что отечественные производители не могут пока гарантировать требуемого качества оборудования и сервиса. Но, мы не говорим, что надо все покупать в Кузбассе. Например, мы не можем производить шагающие экскаваторы, самосвалы. Однако мы можем осваивать новые виды механизированных крепей, новые виды конвейерного транспорта, энергооборудования.
Машиностроители не готовы сразу все производить, поэтому мы, Ассоциация машиностроителей Кузбасса, предлагаем им сейчас участие в федеральных программах, чтобы привлекать федеральные деньги на проекты по разработке и созданию новых образцов техники, согласованные между машиностроителями и угледобывающими компаниями. Деньги на эти цели имеются не малые. Есть программы, по которым предприятие может получить, например, 170 млн рублей невозвратных средств или до 600 млн рублей под 5% годовых. Но, пока не произойдёт смычка между добывающими компаниями и машиностроителями при участии технического комитета, пока не выработается концепция необходимого продукта, участвовать в федеральных программах по импортозамещению  достаточно сложно. Нужно, чтобы наука, машиностроение и добывающая отрасль слились для этого в едином порыве. Это фактор человеческий или психологический. Понятно, что угледобывающим компаниям нужна гарантия. Они закладывают деньги в проектные решения и некоторые вещи им нужны уже завтра. Машиностроители пока не готовы удовлетворить спрос. Появится заказ – возникнет вопрос у машиностроителей, где взять деньги? И опять придём к тому, от чего ушли. Если угледобывающие компании  за десятки лет привыкли к импортному оборудованию, за три месяца эти махины, две частные отрасли не развернуть друг к другу. Но, диалог идёт, хоть и сложно. В общении нужна аргументация, много информации. Кто-то должен её собрать, составить реестры…
 
– Сейчас мы подошли к одному из самых наболевших вопросов за последние годы. Специалистов для этого в Кузбассе хватает?
– Нет, конечно. Бесплатно никто работать не будет. Мы подали заявку в Российский научный фонд на получение грантов по приоритетному направлению деятельности по проекту «Эффективные организационно-экономические механизмы комплексного освоения недр на принципах государственно-частного партнерства». Выиграли грант и на эти деньги будем привлекать не только наших специалистов, но также с Урала, из Москвы.
 
– Вы призываете компании участвовать в федеральных программах поддержки науки и бизнеса. По Вашим оценкам, объемы финансирования из бюджета в этой части растут? Есть за что бороться?
– Объём федеральных денег по программам поддержки  ежегодно увеличивается несмотря на кризис, создаются новые фонды с дополнительными объемами финансирования, объявляются конкурсы в рамках Федеральных целевых программ. Ассоциация машиностроителей Кузбасса помогает предприятиям  готовить заявки на конкурсы. Конечно, деньги выдаются жестко регламентировано. Претендовать на них бизнес-структура может только вместе с наукой для освоения и внедрения новых технологий. Причем бизнес должен тоже  вложиться в проект, и это правильно. В этом отношении есть проблема. Если у малого и среднего бизнеса затраты на проекты исчисляются миллионами или десятками миллионов рублей, то у крупного счет идет на сотни миллионов. Вложения с его стороны нужны большие, поэтому крупный бизнес не быстро принимает решение по участию в таких программах.
 
– Когда можно будет говорить, что сводный территориальный заказ состоялся?
– Невозможно за полгода изменить то, что складывалось десятилетиями. И, в первую очередь, наш менталитет. Но, как говорится, стремиться к этому нужно! Отдельные примеры уже имеются: у Юргинского машиностроительного завода, благодаря активной позиции областной администрации появились заказы для шахты «Грамотеинская», ведутся переговоры с руководством УК «Талдинская». Мы, например, на базе Института угля СО РАН  в рамках федеральной целевой программы создаем принципиально новый тип горного  инструмента на основе появившихся новых сверхтвердых композиционных материалов. Создать и вывести на рынок новый продукт – это огромная работа большого количества специалистов.
Как организационно-экономический инструмент терзаказ может быть реализован в разных формах. Например, в рамках Соглашения, которое подписывает Губернатор с ведущими кузбасскими компаниями, можно прописать не только развитие инфраструктуры, решение социальных вопросов, но и развитие научно-технического сотрудничества с институтами, определенные обязательства по сотрудничеству с машиностроителями. Это и будет реализация принципов  государственно-частного партнерства.
Необходимо также помнить, что территориальный заказ направлен не на тушение пожара в текущей ситуации, а на формирование долгосрочных программ сотрудничества. Если угольная компания заявила, что она собирается осваивать новые технологии, внедрять новое оборудование и для этого потребуется участие  машиностроителей, нужно понимать, что перспективные вещи за месяц не делаются. Это только у классика «быстро кошки рождаются». Говорить о том, что терзаказ в Кузбассе заработал не фрагментарно, а полноценно, можно будет только после того, как будут выработаны  и закреплены законодательно «правила игры» и по этим правилам будут  оформлены два-три крупных региональных проекта на принципах партнёрства органов власти, бизнеса, науки. Важно помнить,  что реализация одного крупного проекта, например, стоимостью 1 млрд рублей – это 1 тысяча сохранённых  или созданных новых рабочих мест. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить развитие  региональной экономики, поддержать своего производителя и извлечь из этого максимальную пользу для всех.

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко