|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 19.07.2018
Сегодняшнее состояние розничной торговли в Кузбассе нельзя описать однозначно. Отрасль давно уже заняла одну из ключевых позиций в экономике региона как налогоплательщик и работодатель, имеет первостепенное значение для сферы малого и среднего бизнеса. В то же время в последние несколько лет розница региона переживает заметный спад, вызванный сокращением доходов населения. В результате, разорились крупнейшие кузбасские ритейлеры, однако, пришедшие на их место федеральные сети не вернули отрасли рост.
Начальник департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Вероника Трихина отмечает, что сегодня сектор торговли занимает третье место в формировании валового продукта, второе – по объёму выплаченных налогов, в нём работает более половины малых предприятий Кузбасса (см. подробнее интервью руководителя департамента Вероника Трихина: «Во главе угла – развитие всех форматов торговли»). В то же время в проекте стратегии социально-экономического развития до 2035 года отмечены такие негативные тенденции развития отрасли как снижение розничного оборота из-за сокращения доходов населения. С 2007 по 2017 годы в сопоставимых ценах первый показатель снизился на 30%, а доходы – на 20%. Главные города Кузбасса – Кемерово и Новокузнецк – отстают по душевому розничному обороту от центров соседних регионов (см. таблицу).
Сокращение доходов населения и падение спроса вызвало кризис отрасли, который привёл к банкротству и закрытию многих региональных сетей в 2015-2017гг. Некоторые из магазинов этих ритейлеров до сих не открылись с новыми собственниками. Остались недостроенными несколько крупных торговых центров. Уже в начале нынешнего года кризис добрался и до некоторых сибирских сетей, в частности, до компании «Холидей». Что привело к закрытию магазинов и в Кузбассе. Сменить их должны супермаркеты «Лента». Но пока вместо десятков закрытых объектов новосибирской сети питерская компания открыла только три новых магазина в Кемерово. Федеральные ритейлеры так и не заменили закрывшиеся региональные сети. Возможно, из-за того, что пришли в момент длительного сокращения оборота, и приход в новый регион не принёс им заметных выгод. Возможно, просто не смогли освоить ниши, которые оказались пустыми с банкротством региональных ритейлеров. Так или иначе, это оставило шансы для оставшихся местных «игроков» – и для сохранения их доли на рынке, и для развития. Несмотря на то, что конкуренцию в рознице иначе как жёсткой назвать нельзя. Консультант Руслан Первицкий уверен, что на рынке всегда есть место для местных ритейлеров, «даже если они расположены с федеральным магазином «дверь в дверь». И они вполне могут конкурировать с большими сетями. Но не ценами и «не копировать бездумно ассортимент». По его мнению, «важно понимать – в федеральных сетях присутствует ассортимент», который выбран в первую очередь за обьём и стабильность поставок, ведь таким компаниям при огромном числе магазинов нужно их наполнить. В таких обстоятельствах «конкурентным преимуществом местного магазина может стать эксклюзивность товара и натуральность, свежесть». Это могут быть товары местных производителей, которые не вписываются в требования федеральных сетей, например, «свежая качественная хлебная, колбасная продукция». К такой линии поведения на рынке уже несколько лет назад прибегла кемеровская сеть «Калина-Малина». По мнению руководителя её отдела маркетинга и рекламы Андрея Шавнева, «главное» то, что сеть работает с фермерами, и «аналогов многим продуктам, которые есть на полках «Калины-Малины» крайне сложно найти, часто это продукты с очень маленьким сроком жизни, федеральные сети в них не заинтересованы», но «это то что нужно самым взыскательным и платежеспособным клиентам». Специалист по связям с общественностью сети универсамов «Бегемот» Ольга Малаховская также указывает на подобный акцент: «по сравнению с федеральными сетями на полках «Бегемотов» свежие продукты, в том числе и от местных производителей, которые к федералам пробиться не могут». С такой тактикой или какой-то другой, но многие кузбасские сети смогли пройти тяжёлый период спада потребительского спроса и выжить. Есть и такие, хотя их немного, что смогли увеличить своё присутствие на рынке, в частности, кемеровская сеть супермаркетов «Бегемот». В предыдущие два года она даже резко увеличила число своих магазинов, пользуясь (как, впрочем, и федеральные сети) нишами, открывшимися после банкротства региональных ритейлеров. Сейчас, очевидно, пришло время постепенного роста. В этом году, признает Ольга Малаховская, компания в оставшиеся 6 месяцев планирует открыть 2-3 универсама, поскольку «никуда не торопится», и быстрого роста, как в 2016-2017 годах, уже не будет. К тому же есть необходимость ребрендинга старых объектов сети. «Калина-Малина», как поясняет Андрей Шавнев, также делает ставку на органический рост своей сети и «часто открывает магазин в каком-либо городе или районе лишь после просьб местных жителей», «очень аккуратно относится и к подбору помещений, и к росту сети». В условиях, когда с федеральными сетями трудно тягаться величиной, местным ритейлерам имеет смысл особое внимание уделять качеству обслуживания. Руслан Первицкий считает отдельным подходом в работе розницы особое внимание сервису. Сюда, по его словам, относятся «и общение с покупателем, и консультации, и постпродажное обслуживание, доставка товара под заказ, кредитование постоянных покупателей». Выдержать конкуренцию, по его оценке, может «тот, кто любит свой магазин, кто «живёт» в нём». Как говорит Андрей Шавнев, в «Калине-Малине» «внимательно смотрят на конкурентов и делают всё, чтобы быть лучше и привлекательнее для покупателей». Чтобы покупатели приходили «не просто заполнить потребительскую корзину, а насладиться атмосферой и получить сервис, которого нет в других розничных магазинах». Ольга Малаховская также говорит о ставке на «дополнительный сервис по сравнению с магазинами других компаний» (свежая выпечка своего производства, кулинария, свежесваренный зерновой кофе навынос и др.), а также на непременное внимание к покупателю. Нишу на рынке можно занять и при другом подходе – для охвата складывающего потока покупателей. Именно так был открыт супермаркет «Полянка» в Кемерове на месте гипермаркета «Поляна» обанкротившейся сети «Чибис». Новый объект стал не отдельным магазином, а частью единой торговой площадки «Сотка» (включает в себя фруктово-овощной рынок и несколько торговых центров – 5 зданий на площади 6,1 га). Представитель управляющей компании «Сотки» Вадим Бельков объяснил, что с продуктовым супермаркетом площадка стала более привлекательной для покупателей. И хотя «Полянка» расположена на окраине города, продвижение магазина с помощью направленной рекламы, позволило привлечь необходимый поток покупателей. Таким образом, у местных ритейлеров есть возможность сохранить своё место на рынке и развиваться. Даже в условиях падающего рынка, жесткой конкуренции и экспансии более крупных компаний. Игорь Лавренков
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |