Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 июля] Эксперты «Балтийского лизинга» стали спикерами школы волонтеров финансового просвещения
[22 июля] В кемеровском областном кардиоцентре подключили Wi-Fi от МТС
[18 июля] Tele2 запустила новую тарифную линейку для жителей Кузбасса
[17 июля] Райффайзенбанк упростил подачу заявки на кредит для клиентов из малого бизнеса
[15 июля] «Магнит» открыл 5 000-й магазин «Магнит Косметик»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


 

наш опрос

Как чаще всего вы используете подаренные вам сувениры с корпоративной символикой?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 20.06.2019

Машиностроение Кузбасса собирают в кластер

В начале июня в рамках проходившей в Новокузнецке XXVI Международной выставки технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг» обсудили перспективы развития горного машиностроения региона Кемеровской области. В дискуссии на совещании «Инструменты повышения конкурентоспособности продукции машиностроительной отрасли Кузбасса, промышленный машиностроительный кластер: перспективы и задачи» приняли участие представители органов власти, машиностроительной отрасли и надзорных органов. Они рассмотрели возможности и перспективы объединения заводов региона в отраслевой кластер, который может получить поддержку на федеральном и областном уровнях. 
 
Необходимость объединения

Создание нового машиностроительного объединения представил совещанию директор Автономной некоммерческой специализированной организации «Промышленный машиностроительный кластер» (ПМК) Владимир Фарафонтов. Он пояснил, что кластер – это организация по формированию корпоративных и кооперационных цепочек, позволяющих создавать и реализовать конкурентоспособный продукт, и её участники по российскому законодательству могут рассчитывать на определённую государственную поддержку. Это предусматривают федеральный закон «О промышленной политике» и постановления правительства России – «О промышленных кластерах и специализированных организациях», «О порядке предоставления субсидий участникам промышленных кластеров на производство промпродукции в целях импортозамещения» и «Об отборе субъектов РФ, имеющих право на получение господдержки на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий».

По данным Владимира Фарафонтова, в 2017 году Министерство промышленности и торговли России рассмотрело 7 заявок участников промышленных кластеров и одобрило 3 их совместных проекта на общую сумму 847 млн рублей, в 2018 году – уже 24 заявки с потребностями в субсидиях в 6,8 млрд рублей. В результате, на сегодняшний день 17 проектов включены в реестр совместных проектов, общий объём субсидий им составит 4,7 млрд рублей до конца 2022 года.

В то же время в Сибири сегодня ни одного машиностроительного кластера пока нет, есть индустриальные и академпарки, технопарки, есть промышленные кластеры, но иного назначения, химического в Барнауле, авиационного в Улан-Удэ. Но нет кластера горного машиностроения.
 
Объединение такое, между тем, необходимо. И по самым разным причинам. Владимир Фарафонтов привёл в качестве примера такой причины случай с кемеровским ООО «Торгинвест». По данным кемеровской таможни, товаров такого же номенклатурного ряда, что делает это предприятие, было ввезено в прошлом году на 28 млн долларов. В основном из Китая, а также Германии, Польши, Чехии, Швеции и Финляндии. Тем временем само ООО «Торгинвест» (бывший «Кузбассэлектромотор») вынуждено почти всю свою продукцию отправлять за рубеж – в Белоруссию и Казахстан. Она оказывается не востребована предприятиями Кузбасса.

Выходом из подобной ситуации и на потребителей среди угольщиков должно быть создание промышленного машиностроительного кластера. И такая организация для этого была учреждена в начале июня. Как сообщил Владимир Фарафонтов, учредителями выступили известные заводы со всего Кузбасса – кемеровский «Завод Электромашина», «Юргинский машзавод», «Завод инновационного машиностроения и «Завод горно-шахтного оборудования «Сибэлектро» из Новокузнецка. Объединение, напомнил директор ПМК, предоставляет существенные преимущества: государственную поддержку, бюджетное финансирование на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), модернизацию производства. На то, что сегодня предприятия не могут себе позволить из-за элементарной нехватки оборотных средств.
 
Первоочередные задачи

Созданный в начале июня ПМК со второй половины июня начнёт заключать соглашения с участниками кластера и формировать организационную структуру – отраслевые комитеты. Они будут работать в защиту интересов участников кластера, с надзорными органами, проводить НИОКР, анализ ситуации на рынке, развивать отдельно подземное горно-шахтное и наземное горное машиностроение, привлекать инвестиции. Кроме того, планируется сформировать реестр продукции членов кластера, стандарты и регламенты, квалификационный состав сотрудников, провести маркетинговые исследования, обсудить также идею собственного испытательного полигона. По словам Владимира Фарафонтова, «мы понимаем, что для этой работы нам потребуется содействие как научных институтов и надзорных органов, так и образовательных учреждений».

До конца 2019 года, заявил директор ПМК, стоит задача получить от Минпромторга одобрение 3 совместных проектов, чтобы получить не менее 1 млрд рублей субсидий. Примеры успешно реализованных подобных проектов уже есть в России. В Псковской области – это электротехнический кластер, получающий 776 млн рублей субсидий в 2016-2020гг. на разработку и организацию производства электротехнической элегазовой продукции, транформаторов и распределительных устройств. В Липецкой области развивается кластер станкостроения, которому в эти же сроки выделено 642 млн рублей субсидий.

Ректор КузГТУ Андрей Кречетов как представитель научно-образовательных учреждений региона выразил готовность участвовать в работе кластера. Он заявил: «Наш университет активно участвует во всех программах, направленных на повышение эффективности угольной промышленности Кузбасса, как подготовкой специалистов, так и научным сопровождением горных работ. Мы можем также участвовать в различных исследованиях и испытаниях оборудования, участвовать в проектировании новых его видов, и в целом, и отдельных элементов, у нас есть соответствующие компетенции».

Заместитель начальника управления по надзору в угольной промышленности Ростехнадзора Сергей Мясников напомнил, что в своё время угольной отрасли России пришлось решать такую сложную проблему как безопасность промышленного производства. По его словам, «в 90-е годы было даже высказывание «кровавый уголь», ежегодно случалось до 200 аварий в год с числом погибших более 100». Это вызвало необходимость проведения реструктуризации в отрасли, около 200 шахт было закрыто, поскольку они не могли поддерживать необходимый уровень безопасности, угольная промышленность стала частной. Затем правительство России добилось приемлемого уровня безопасности в отрасли, предприняв «резкие движения после резонансных аварий», таких как взрывы на шахтах «Есаульская», «Юбилейная» и «Ульяновская», и в особенности на «Распадской» в 2010 году.

Тогда и был поднят вопрос о минимизации самого присутствия людей в опасных зонах в шахтах, стали внедряться единые системы безопасности, разработанные при участии Ростехнадзора. Появились национальные стандарты безопасности, с которыми шахты стали более прозрачными в плане безопасности, отметил Сергей Мясников. Новые требования безопасности послужили определенным драйвером не только для угольщиков, но и для отечественных предприятий, выпускающих системы безопасности, стимулом для роста и развития. По данным заместителя начальника управления Ростехнадзора, в мире уже есть опыт создания «цифровых шахт», в Германии, в Китае. Такие предприятия имеют полностью автоматизированное цифровое управление, под землей в них почти никто не работает, управление техникой и оборудованием происходит дистанционно, с поверхности.

По мнению общественного представителя Агентства стратегических инициатив по Кемеровской области Павла Савкина, необходимо «живое обсуждение» проблем машиностроения региона, чтобы «о них услышала администрация области, чтобы дать хороший толчок для движения вперед». В дальнейшем обсуждение, подобное тому, что было организовано в Новокузнецке, нужно переводить на постоянную основу, в какой-то «рабочей группе», готовить протокол и предложения о формировании кластера в обладминистрацию. Сергей Мясников предложил развивать кооперацию между машиностроителями не только внутри Кузбасса, но и по всей Сибири, в первую очередь с соседними регионами.

Заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов назвал «очень важной» тему совещания «Инструменты повышения конкурентоспособности продукции машиностроительной отрасли Кузбасса», и выразил надежду, что в ходе обсуждения все необходимые основные проблемы были обозначены. По оценке, «угольщики ждут хорошую продукцию и хороший сервис», ведь если ломается какая-то деталь, какой-то механизм останавливается по цепочке всё производство, и это ведёт к очень большим убыткам. Поэтому при выборе потребителем поставщика ключевыми обстоятельствами выступают «качество и надёжность, потом уже цена». И чтобы выбор был в пользу нашего производителя, угольщикам нужны веские основания», отметил заместитель губернатора.

Он также заявил: «как власть мы готовы оказывать всякое содействие, создавать все условия для развития нашего машиностроения, мы готовы вести переговоры с потенциальными потребителями, но  наша продукция должна быть сделана надлежащим образом». По его словам, «губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилев поддерживает все эти начинания, и поручил сообщить, что в ближайшее время будет расширенное совещание, которое он проведёт лично».
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[23 июля] Три проекта по производству ГШО предложены в кузбасские ТОСЭРы
[23 июля] Судебным решением приостановлена часть работ на шахте «Анжерская-Южная»
[23 июля] Туристы из Кузбасса предпочитают Азию
[22 июля] Ввод в строй ТРЦ «Зимняя вишня» признан незаконным
[22 июля] Запсибуголь увеличит добычу угля в 2019 году на 8,6%, до 4,9 млн тонн

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко