Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[10 августа] Альфа-Банк начал выдавать ипотеку жителям Кемерова
[31 июля] Три кузбасских проекта стали победителями конкурса «Комфортная среда обитания - 2020»
[31 июля] Начинается отбор заявок в новый акселератор Кузбасского технопарка
[30 июля] Кузбассовцы стали покупать смартфоны реже, но дороже
[29 июля] На прием к врачу, не выходя из дома: Телемедицина на страже здоровья кузбассовцев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 16.07.2020

Разнонаправленное воздействие

 
Меры противоэпидемического характера, принятые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, затронули практически все сферы жизни и экономики Кузбасса. Самоизоляция и закрытие многих бизнесов даже на два полных месяца не могли не привести к снижению активности в сфере услуг, причём, практически во всех её отраслях, и, естественно, в розничной торговле. А вот индустрия региона сократилась больше от падения на внешних рынках, а некоторые её отрасли, благодаря новому и сильному «пандемическому» спросу даже выросли. И общее снижение промышленной активности оказалось заметно меньше, чем в сфере услуг. Снизилась также инвестиционная активность, в частности, предложение новых проектов. Лишь один такой был представлен в июне для получения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития «Новокузнецк», и ещё один заявился в качестве намерения в Юрге.

Уголь снижается за экспортом

Промышленность Кузбасса снизила производство за 5 месяцев 2020 года на 2,2%, но этот средневзвешенный результат мало что показывает. Ведь определяет его в значительной степени снижение в главной отрасли индустрии, в угледобыче. А оно наблюдается уже около года, поскольку вызвано кризисом на мировом рынке энергетического угля – падением спроса и цен. Отсюда и результаты работы кузбасских угольщиков: за январь-май 2020 года добыча угля в Кузбассе составила 89,4 млн тонн, на 11,7% меньше, чем годом ранее, 101,3 млн. При этом добыча коксующегося угля снизилась на 2,2%, до 31,6 млн тонн, а энергетического – уже на 16,2%, до 57,8 млн тонн (поэтому в этой сфере ситуация и считается кризисной). Неравномерность отмечена также в способах добычи угля: в шахтах она выросла на 3,2%, до 35,3 млн тонн, а на разрезах сократилась на 19,4%, до 54,1 млн тонн.

Пока от месяца к месяцу динамика развития ключевой отрасли Кузбасса особо не отличается – в мае, к примеру, добыча составила 18 млн тонн, что на 11,8% меньше, чем годом ранее, 20,4 млн тонн, в том числе, коксующихся марок угля 5,8 млн тонн (92% от уровня годичной давности), энергетических – 12,2 млн (86,5%). То есть, темпы снижения общей добычи совпали со средними за пять месяцев, а по коксующимся углям оказались несколько больше. Определяющим для отрасли был и остаётся внешний рынок, куда отправляется в первую очередь энергетический уголь. За 5 месяцев экспорт угля из Кузбасса снизился до 47,9 млн тонн с 57 млн годом ранее, или на 16,2%, ровно на такую величину за этот период упала добыча энергетических марок в регионе.

 
Потери и выигрыши

Именно результаты мая показали, какие отрасли промышленности региона выиграли, а какие проиграли от пандемии COVID-19. Сильнее других в таких обстоятельствах сократили производство в мае вагоностроение (на 46,6%), электрическое (на 21,2%) и общее (20,3%) машиностроение, производство напитков (на 21,4%) и пищевых продуктов (на 10,3%), ремонт и монтаж машин/оборудования (на 12,3%), добыча угля (на 9,5%) и металлургия (на 5,7%). Очевидно, что на них в первую очередь повлияло падение спроса, вызванное пандемией.

В то же время противоэпидемические меры привели к росту спроса и производства в некоторых других отраслях промышленности Кузбасса. Швейное производство (очевидно, за счёт масок и защитных костюмов) выросло в мае на 39,5%, выпуск лекарственных средств и медицинских материалов – на 21,5%, производство автотранспортных средств и прицепных устройств – в 6 раз в мае и в 1,9 раза с начала года (в этой отрасли работает кемеровское ОАО «КОРМЗ», наладившее выпуск комплектов многофункционального оборудования для дезинфекции улиц).

С начала года самое заметное падение производства наблюдается в угледобыче – на 5,7% по сравнению с уровнем января-мая 2019 года (отличается от темпов падения физических объемов добычи, поскольку в отрасли есть еще и переработка), производстве напитков, на 13,7%, в машиностроении (-12%), в энергетике (из-за аномальной теплой зимы и весны, на 10,9%). Увеличение отмечено в производстве текстильных (на 20,2%) и швейных (на 27,7%) изделий, лекарств (на 40,4%), резиновых и пластиковых изделий (на 5,1%), стройматериалов (на 11,7%), в металлургии (на 4,4%).

Отражая снижение оборотов в индустрии, снизилось потребление электроэнергии в энергосистеме Кемеровской области. В первом полугодии оно составило 15,64 млрд кВт-часов, что на 2% меньше объёма потребления за первое полугодие 2019 года. Без учёта влияния дополнительного дня високосного года потребление электроэнергии уменьшилось на 2,6%. В июне потребление в энергосистеме Кузбасса снизилось на 1,4% относительно июня 2019 года, составив 2,34 млрд кВт-часов. Надо отметить, что подобная ситуация складывается во всей Объединенной энергосистеме (ОЭС) Сибири, где потребление электроэнергии в первом полугодии 2020 года снизилось на 1,2%, составив 105,32 млрд кВт-часов. Без учета влияния дополнительного дня високосного года потребление электроэнергии по ОЭС за полгода уменьшилось на 1,8%.

Интересное признание в интервью «Интерфаксу» о влиянии эпидемии коронавируса сделал в начале июня генеральный директор научно-производственной корпорации «АлтайМаш» (бывший «СДС-Маш»), в составе которой работает АО «Алтайвагон», Александр Мирошник. Первоначально предприятие уведомило центр занятости, что планирует сокращение работников, но теперь «никого увольнять» компания не собирается, поскольку «за два последних месяца правительство РФ стабилизировало рынок». В конце марта из-за коронавируса «было непонятно, что происходит, на тот момент планировалось сократить более 1 тыс. человек из 8 тыс. работающих». Напомним, что в составе «Алтайвагона» работает филиал в Кемерове, который до конца прошлого года обеспечивал очень высокие темпы роста такой отрасли машиностроения Кузбасса как вагоностроение.

Сегодня на предприятии, как сообщил гендиректор НПК «Алтаймаш», сформирован заказ, который «планово выполняется», при этом филиал «Алтайвагона» в Кемерове открыл приём сотрудников для исполнения новых контрактов. Тем более, что на нехватку трудовых ресурсов повлиял COVID-19. Как отметил Александр Мирошник, на площадках завода в Алтайском крае и Кемеровской области возникали «точечные» ситуации с выявлением вируса у сотрудников. И в итоге, в мае вагоностроение Кузбасса снизило объёмы производства почти в 2 раза (см. выше).
 
Провал в торговле и услугах

Апрель и май оказались, естественно, провальным периодом для сферы услуг и розничной торговли в условиях ковидной экономики. Ведь именно на эти сектора пришёлся основной удар противоэпидемических ограничений – на продолжительный период оказались закрыты торгово-развлекательные центры, которые в нынешних условиях выступают сосредоточениями торговли и ряда услуг. Многие виды непродовольственной торговли были закрыты вне зависимости от размещения.

В целом, кузбасская розница снизила свои обороты и в апреле и в мае – на 9% и 9,6% соответственно, но падение было структурно неравномерным. В торговле продуктами питания снижение было только в мае (на скромные 1,9%), а в апреле был даже небольшой рост на 0,7%, вызванный повышенным спросом на товары «карантинных запасов» (крупы, консервы и пр.). Зато торговля непродовольственными товарами упала на 18,8% в апреле и на 17,1% в мае. Так что в сравнении со сферой услуг итоги работы с начала года в ритейле можно считать вполне удовлетворительными – оборот в отрасли за январь-май снизился всего на 1,5% и составил 158,7 млрд рублей. Но опять же это была «средняя температура по больнице», по непродовольственной рознице ограничения ударили весьма чувствительно.

Похожая ситуация в силу примерно одни и тех же ограничений сложилась в сфере платных услуг Кузбасса – в апреле её оборот составил 7,9 млрд рублей, что на 28% ниже, чем годом ранее, в мае, по мере снятия некоторых барьеров, объем оказанных платных услуг снизился на 17% по сравнению с маем прошлого года, до 7,8 млрд. На второй месяц действия ограничений хозяйственной деятельности сфера услуг региона практически не оправилась.

За январь-май 2020 года сфера платных услуг снизила оборот на 11,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Самое заметное падение при этом отмечено в сфере санаторно-курортных услуг (на 48,4%, до 227 млн рублей), туристских услуг (на 40%, до 1,1 млрд), культуры (на 36%, до 505 млн), транспортных услуг (на 29%, до 5,04 млрд рублей), гостиниц и средств размещения (на 28,6%, до 418 млн), физкультуры и спорта (на 27%, до 421 млн), медицинских (на 21,5%, до 3,11 млрд рублей). Рост отмечен в сфере оказания ветеринарных услуг (на 5,6%, до 103 млн рублей) и по уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами (на 1,2%, до 169 млн), небольшое увеличение на 0,2-0,3% отмечено в сферах жилищных и коммунальных услуг.

На этом фоне губернатор Кузбасса Сергей Цивилев подписал в конце июня распоряжение об утверждении комплексных планов развития туризма в Кузбассе. На их реализацию из областного бюджета будет направлено 42,4 млн рублей. Как отметил глава региона правительство разработало дополнительные меры с целью помочь турбизнесу восстанавливаться и увеличить турпотоки на региональные курорты.

Средства, конечно, не такие большие для отрасли, но, так или иначе, они помогут ей оправиться от провала пандемического периода. Выделенные средства пойдут на привлечение туристов в летний период 2020 года и на горнолыжные комплексы региона в предстоящий зимний сезон 2020-2021 годов. Ожидаемый экономический эффект – 307 млн рублей за счёт роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Кузбасса.

В соответствии с распоряжением будут снижены транспортные расходы на летние пакетные туры и экскурсии для школьников за счёт региональных субсидий. Помощь из областного бюджета также получат горнолыжные комплексы, готовые организовать бесплатное обучение детей, а также служба гостеприимства «VisitKuzbass».

Заместитель губернатора по вопросам культуры, спорта и туризма Сергей Алексеев отметил, что правительство региона активно привлекает к реализации проектов в сфере туризма федеральное финансирование. «Мы проработали с бизнесом идею постоянного проведения развлекательных мероприятий на наших крупных горнолыжных комплексах, бизнес готов софинансировать подобные мероприятия на паритетных началах. Наша общая цель – сделать отдых в Кузбассе незабываемым, но при этом комфортным и безопасным».
 
 

Подняться в спаде

Вслед за спадом в рознице и сфере услуг упал и грузооборот автомобильного транспорта, ориентированного в первую очередь на местные нужды. Снизилась, естественно, и железнодорожная погрузка из Кузбасса, но, как показывают результаты отдельных перевозчиков, и в кризисных обстоятельствах можно наращивать обороты. Как это сделало, к примеру, ООО «КузбассТрансЦемент» («дочка» и железнодорожный перевозчик АО «Холдинговая компания «Сибирский цемент»). В первом полугодии 2020 года эта компания перевезла около 2,45 млн тонн различных грузов, что на 4% превышает аналогичный показатель прошлого года.

В этом году компания планирует перевезти около 5,3 млн тонн грузов, на 5-6% больше, чем в 2019 году, и рассчитывает «завершить год «в плюсе», несмотря на существенное сокращение грузопотока в апреле», прокомментировал результаты работы управляющий директор ООО «КузбассТрансЦемент» Александр Чагаев. Перевозка продукции «Сибцема» в апреле снизилась на 12% к апрелю 2019 года, и возобновление строительных работ в мае-июне позволило частично компенсировать это снижение. Но перевозчик переориентировался также на транспортировку кузбасского угля к морским портам европейской части страны и Дальнего Востока, и, судя по всему, компенсировал потери по цементу и стройматериалам. «Данный опыт, новый для компании, можно считать успешным», отметил Александр Чагаев.

По его словам, «в «низкий» строительный сезон» вагоны компании «более чем на 60% задействованы в перевозках сторонних грузов, таких как кварцевый песок, гипс, ангидрид, минеральные удобрения, а также продукция мукомольной промышленности, соевые бобы, рапс, другая пищевая продукция». Затем, с мая по сентябрь «доля таких перевозок снижается до 25-30%, и подвижной состав переориентируется под транспортировку строительных материалов, выпущенных предприятиями холдинга».  

Тем временем, по всей стране, по данным ОАО «РЖД», в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года железнодорожные перевозки цемента снизились на 9,4%, до 11,4 млн тонн, угля – на 10,1%, до 168 млн тонн, строительных грузов выросли на 5,1%, до 63,2 млн.
 
Проекты эпохи COVIDа

В конце июня немного «разморозило» инвестиционную активность в регионе – стало известно о первых крупных проектах, заявленных в новых обстоятельствах. 25 июня на заседании совета по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кузбасса была рассмотрена заявка на получение статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Новокузнецк». Её подало ООО «Экомет», предложившее проект «Переработка алюминий содержащего металлалома в алюминиевые сплавы» стоимостью 423 млн рублей. Он предполагает строительство производственного комплекса по переработке 18 тыс. тонн лома в год с производством из него 16 тыс. тонн сплавов. На нём планируется создать 96 новых рабочих мест.

О другом крупном проекте для размещения в ТОСЭР «Юрга» стало известно уже на следующий день (хотя слухи о нём шли уже давно). 26 июня губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, генеральный директор ООО «Wildberries» Татьяна Бакальчук и глава Юрги Алексей Фомин подписали соглашение о намерениях по реализации инвестиционного проекта по строительству логистического центра Wildberries на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Юрга». В этот проект компания готова инвестировать 5 млрд рублей до 2025 года, если на инвестиционный проект будут распространяться льготы, предусмотренные для резидентов ТОСЭР. Реализация проекта позволит создать 5 тыс. новых рабочих мест.

На данный момент в ТОСЭР «Новокузнецк» 34 организации, последняя из них вошла в состав участников в апреле. Всего же а кузбасских ТОСЭР 54 резидента (6 организаций в ТОСЭР «Юрга», 4 – в ТОСЭР «Анжеро-Судженск» и 10 в ТОСЭР «Прокопьевск»).

Егор Николаев
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[13 августа] Кузбасс получит 159 млн рублей на доплаты медработникам
[13 августа] Кузбасс стал опережать соседние регионы по суточному числу зараженных коронавирусом
[13 августа] В Кузбассе с 1 июля зарегистрировались 2,95 тыс. «самозанятых»
[13 августа] «Кузбассразрезуголь» ввёл в эксплуатацию ещё один тепловоз
[13 августа] Проект инженерных коммуникаций на Югусе в Междуреченске прошел экспертизу

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко