-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 26.05.2011

Кемеровское театральное биеннале Заметки о фестивале «Кузбасс театральный – 2011»

 
В Кемерове прошел областной театральный фестиваль, возобновлённый два года назад после изрядного перерыва. В областном центре высадился изрядный десант театроведов и критиков из Петербурга, Москвы, Новосибирска и Екатеринбурга под предводительством профессора Надежды Таршис, возглавившей жюри. Сам фестиваль, впрочем, оставил двойственное впечатление. Мало того, что не удалось реализовать планы сделать фестиваль региональным, но даже из самых ярких кузбасских спектаклей последних двух лет многих на фестивале недосчитались. Но сначала попытаемся кратко охарактеризовать то, что публика смогла увидеть.
 
Спектакль по повести Чехова «Дуэль» сделан достаточно остроумно,
с большим количеством трюков и пластических нумеров
 
«Дуэль». Спектакль по повести Чехова поставил в Новокузнецкой драме режиссер Петр Шерешевский, сценография Романа Ватолкина. Сцена представляет собою выгородку, изображающую пляж приморского городка на Кавказском побережье, с летним павильоном и даже бассейном, в котором воды по щиколотку. Герои не только произносят положенные монологи, но и наперебой читают чеховский текст, бережно сохранённый. Спектакль сделан достаточно остроумно, с большим количеством трюков и пластических нумеров. Оборотной стороной становятся изрядные длинноты, которые должны нагнетать чеховскую атмосферу, но порой оборачиваются откровенною скукой. С ролями вполне уверенно справляются только Евгений Любицкий (Лаевский) и Вячеслав Туев (доктор Самойленко); прочие ведут свои партии достаточно приблизительно, так что возникает вопрос, а зачем бы на этих персонажей столь долго любоваться. К примеру, Надежа Федоровна вышла у Алены Сигорской не скучающей развратной дамочкой, а безвинно страдающей жертвой, чего у Чехова и в помине нет: там все виноваты одинаково и все в равной мере жертвы обстоятельств. Тем не менее, жюри увенчало «Дуэль» целым ворохом лавров: призы за лучший спектакль, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль (Евгений Любицкий) плюс спецприз за воссоздание чеховской атмосферы (Алена Сигорская). Думается, на выборе жюри сказался прогресс, достигнутый Новокузнецкой драмой под руководством Петра Шерешевского: два года назад театр находился не в лучшей, мягко говоря, форме, а нынче сумел показать весьма приличное зрелище. 
 
«Любовь всегда права, или Бомарше и Ко». Музыкальная комедия по пьесе Бомарше «Преступная мать, или Второй Тартюф», поставлена Музыкальным театром в декабре 2010 года (музыка Марка Самойлова, режиссер Любовь Дементьева). В основу легла заключительная часть трилогии, начатой «Севильским брадобреем» и «Женитьбой Фигаро». При жизни Бомарше пьеса успехом не пользовалась, композиторов масштаба Россини и Моцарта не вдохновила.
Действие происходит через двадцать лет после «Женитьбы Фигаро»; на перипетиях комедии сказывается стремление примениться к начавшейся Французской революции. Получается как в анекдоте про соцреалистический роман с доработками: граф пришел к графине, они выпили кофе, потом он поимел графиню четыре раза на подоконнике и ушел; а за окном ковали. Ковали, недоковали, решили: а ну его, завтра докуем, и ушли с пением «Интернационала». В данном случае, конечно, «Марсельезы». Граф подозревает графиню, сын влюблен в воспитанницу, злодей-секретарь интригует; однако является Фигаро, пьянствовавший большую часть пьесы с пролетариями, и разруливает ситуацию. Злодейство наказано, измены прощены, изменщики квиты, подкидыш найденышу неизменный друг. Создатели спектакля добавили несколько цитат из предыдущих частей трилогии, литературных и музыкальных, сочинили прологи и интермедии. Сольные арии, дуэты и трио, танцевальные нумера нарочито правильно расставлены по мере усложнения несколько механической интриги: Бомарше недаром был сыном часового мастера. Действующих лиц всего восемь, так что у каждого есть возможность блеснуть. Но жюри решило выделить Анжелику Карпову в роли Сюзанны (лучшая женская роль) и Валерия Титенко в роли Бежарса (лучшая роль второго плана). Кроме того, спектаклю достался спецприз областного департамента культуры.
 
В «Онегине» задействовано больше сотни кукол-силуэтов,
то по моде серебряного века, то наподобие профилей на полях пушкинских рукописей
 
«Евгений Онегин». Постановка Дмитрия Вихрецкого и Натальи Шимкевич, сценография и куклы Николая Вагина и Елены Наполовой, музыка Петра Чайковского и Сергея Прокофьева. В спектакле Кемеровского театра кукол задействовано больше сотни кукол-силуэтов, то по моде серебряного века, то наподобие профилей на полях пушкинских рукописей. Только Онегиных здесь восемь штук разного обличья и калибра, что также напоминает анекдот: в Музее революции выставлен скелет Чапаева, а рядом маленький скелетик, Чапаев в детстве. Четыре актрисы являются в пелеринах, шляпках и чепцах. Весь антураж чёрно-белый, как в шахматной партии. Мизансцены нарочито симметричны, как на средневековых гравюрах, а сложная кукольная игра отличается этюдным изяществом. Драматизм обусловлен движением пушкинского текста; постановщики порою лишь чуть утрируют возникающие положения. Музыки много, причём в самых напряжённых сценах Петр Ильич уступает дорогу Сергею Сергеичу. В общем, истинный праздник хорошего вкуса и остроумия, где изобретательность приёмов почти конгениальна гибкости пушкинского стиха. При других обстоятельствах «Евгений Онегин» явно затмил бы все прочие спектакли фестивальной афиши. К сожалению, он поставлен более четырёх лет назад, а недавно возобновлен в новой редакции. Поэтому спектаклю достались лишь приз за музыкальное оформление и спецприз «За стилевое единство».
 
«Калигула». Спектакль по пьесе Альбера Камю режиссер Дмитрий Петрунь поставил в Кемеровской драме около года назад. Он получился тяжеловесным, но значительным. Драма Камю изготовлена по всем канонам экзистенциализма: в основе её — проблемы свободы и смерти. Древнеримский материал здесь выглядит очень органично: проблема смерти чрезвычайно занимала римских стоиков, а первые римские императоры постоянно испытывали на прочность свободу — свою и своих подданых. Выгородка-трансформер изображает то обшарпанный замок, то белый альков. Герои обряжены в грязные бушлаты, кожаные плащи и куртки, только Калигула щеголяет в экстравагантных нарядах цвета свежей крови. Плюс несколько замечательных пластических номеров и вещественных метафор. Плюс общая атмосфера томительной безысходности и грубого разврата.
Русским актерам трудно справляться с риторическими красотами французского текста: все-таки это совсем другая традиция и школа. Поэтому монологи и диалоги погружены в сугубо бытовую стихию, между немудрящими харчами и неопрятной постелью. Главные смыслы здесь не выговариваются, а реализуются с помощью бессловесных метафор. В ход идут ножи, железные бочки, страшные маски, сгустки алой ткани и т. п. А также метаморфозы мертвого тела Друзиллы, любовницы и кузины императора: именно после ее убийства Калигула сходит с ума и начинает испытывать свободу и играть со смертью.
Жюри сочло возможным наградить спектакль призом «Открытие фестиваля», даром что он был показан вне конкурсной программы.
 
Блестящий булгаковский текст многое спасает в постановке «Белой гвардии»
 
«Белая гвардия». Спектакль Кемеровской драмы по роману и пьесам Булгакова поставил прошлой осенью Денис Шибаев. В романе «Белая гвардия» квартира Турбиных выглядит оазисом домашнего тепла и уюта: кремовые шторы, часы с музыкой, новогодняя ёлка, знаменитая печь-голландка. Постановщик вместо этого водрузил на сцену нарочито неопрятную ванну  — символ совершенно противоположный. А также развесил огромные разномастные абажуры, на которых герои то и дело раскачиваются. Добавим, что господа офицеры в спектакле разгуливают в исподнем прямо при даме. Что бравого артиллерийского капитана таскают по сцене как мёртвое тело, неизвестно кому принадлежащее. Что знаменитая сцена в гимназии, с роспуском юнкеров по домам, испорчена ненужною буффонадой. И это ещё далеко не весь список погрешностей против хорошего тона, вкуса и здравого смысла. Правда, блестящий булгаковский текст многое спасает. Александра Измайлова жюри наградило за лучшую роль второго плана, хотя его Мышлаевский вообще-то — один из главных героев спектакля.
 
На сцене спектакля «Я боюсь любви» — чёрное пространство,
украшенное множеством яблок, все диалоги — о любви
 
«Я боюсь любви». Спектакль поставлен в Кемеровском театре для детей и молодежи прошлой весной. Автор пьесы — Елена Исаева, представительница «новой драмы»; режиссер  — Ирина Латынникова, художник — Светлана Нестерова. На сцене — чёрное пространство, украшенное множеством яблок. На цепях подвешены помосты, гигантские качели, на которых балансируют герои. Под ногами у них также валяются яблоки; герои натыкаются на них, перебрасывают друг другу и даже пытаются грызть, но это невозможно: яблоки металлические. Получается нехитрая, но действенная метафора современных Адама и Евы, изгнанных из рая. Жюри отметила её призом за лучшую сценографию. Все диалоги в спектакле — о любви, причем несостоявшейся или несчастной. Создатели спектакля выявляют неприятную аксиому: за трусость в любви, за прагматизм при выборе между чувством и комфортом жизнь жестоко наказывает.
 
«Парикмахерша» по пьесе ещё одного адепта «новой драмы» Сергея Медведева — последняя премьера Прокопьевского драмтеатра. Поставил её питерский режиссер Семен Александровский, оформил питерский художник Константин Соловьев. Для героини Светланы Пожниковой любовь — ценность сама по себе, без подсчёта оргазмов, денег и карьерных перспектив. За это своё выпадение из общепринятых трендов она все время расплачивается, и довольно жестоко: бывший муж, спившийся художник-оформитель, гонялся за ней с топором; новый любовник, едва освободившийся из заключения, лишает квартиры и едва не убивает. Но в финале она готова соединиться с очередным возлюбленным — скучным и жадным пожарником. Простенькие декорации (списанное парикмахерское оборудование, допотопные кресла и фены) соединены здесь с новейшими технологиями (стеклянные ширмы трансформируются то в куб, изолирующий героиню от всего мира, то в витрину салона, то в межкомнатную стену). Эти изыски и доставили спектаклю спецприз «За сценический дизайн».
 
Приобретения и потери. Кроме всего этого, публика увидела на фестивале спектакль театра «Слово» при Кемеровской филармонии «Долгое прощание» по повести Трифонова (режиссер Ирина Латынникова, спецприз «За высокую культуру прочтения классики»). А также спектакли Новокузнецкого театра «Синтезис» «Хозяин Года» в постановке Игоря Шишкина и Новокузнецкого театра кукол «Шахерезада и Аладдин» в постановке Юрия Самойлова. Последние две работы призов не снискали, несмотря на явное стремление жюри как-то отметить каждый театр. Во внеконкурсной программе был также неувядаемый «Пер Гюнт» Кемеровского театра кукол, который не сходит со сцены уже почти десять лет. Были также семинары, мастер-классы и капустники.
Несколько слов о том, чего публика не увидела. Знаменитые «Экспонаты» Прокопьевской драмы, увенчанные «Золотою маской»: в Кемерове их так до сих пор и не показали. «Путешествие Нильса» Кемеровского молодежного театра, номинированное на премию «Арлекин»: театр, похоже, решил приберечь эту работу для других фестивалей. Долгожданного «Повелителя крыс» Кемеровского театра кукол: говорят, сложная сценография не поспела к фестивалю.
И уж совсем неприлично выглядит отсутствие мариинского театра «Желтое окошко» и кемеровского театра «Ложа», также лауреатов самых престижных фестивалей, российских и международных. Директор «Кузбасса театрального» Алексей Разуков объясняет это тем, что на фестивале господствует принцип заявительный: что театры хотят, то и представляют. Но отсутствие предварительного отбора заведомо снижает уровень всего предприятия, да и название «Кузбасс театральный» в значительной степени лишается смысла, если оказывается, что за пределами Кузбасса региональное театральное искусство представляют совсем другие театры или другие спектакли.

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко