-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 06.06.2016

Новое машиностроение

ОАО «Анжеромаш» удалось наладить выпуск конкурентоспособных редукторов для ленточных конвейеров, которые своим качеством не уступают даже лучшим немецким аналогам
 
По итогам первого квартала 2016 года горное машиностроение Кемеровской области показывает значительный рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Увеличение производства отмечается на фоне сильного его падения в 2014 году, но сказался и такой фактор, как усилия властей, машиностроителей и угольных компаний по созданию сводного территориального заказа в рамках курса на импортозамещение. Последние полгода в отрасли было заявлено несколько новых проектов. Их реализация может заметно изменить структуру производства в отрасли, существенно её обновить. Однако пока это не избавляет предприятия от многих проблем, финансовых и налоговых.
 
Тенденция роста
 
Индекс промышленного производства в Кузбассе в первом квартале 2016 года, по данным Кемеровостата, по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 106%, при этом в производстве машин и оборудования – 149,5%, электрооборудования, электрического и оптического оборудования – 85,5%, в транспортном машиностроении – 72,5%.

По данным Кемеровской таможни, в январе – марте 2016 года весь импорт в Кемеровскую область составил 131,5 млн долларов, а экспорт – более 2,2 млрд долларов. В категории «машиностроительная продукция» импорт составил 97,5 млн долларов, а экспорт 2,17 млн долларов против 52,6 млн долларов импорта и 1,1 млн экспортом годом ранее (общие показатели в первом квартале 2015 года составили 82,15 млн долларов по импорту и 2,6 млн по экспорту). Несмотря на двукратный рост машиностроительного экспорта из Кузбасса, его пока вряд ли можно признать заметной экономической величиной для отрасли. Зато произошёл определённый рост импорта, что можно объяснить, очевидно, стабилизацией экспортных доходов угольщиков.

В апреле этого года в Кемерове прошло расширенное заседание межведомственной рабочей группы по вопросу импортозамещения и кооперационных связей между машиностроительными предприятиями Кемеровской области. Подводя итоги годовой деятельности рабочей группы, начальник областного департамента промышленности Сергей Карпунькин отметил, что многие кузбасские предприятия машиностроительной отрасли за это время «смогли совершить прорыв» в производстве импортозамещающего оборудования и даже улучшить свои финансовые показатели. В частности, ОАО «Анжеромаш» удалось наладить выпуск конкурентоспособных редукторов для ленточных конвейеров, которые своим качеством не уступают даже лучшим немецким аналогам. Производственная программа ООО «Юргинский машиностроительный завод» с 1,4 млрд рублей продукции, произведённой в прошлом году, предусматривает рост до 3,2 млрд рублей в этом году, для чего предприятие активно ведёт переговоры с угольщиками о поставке своего оборудования. Кемеровский завод «Электромашина» освоил производство большой линейки частотно-преобразовательных станций (ЧПС) взрывозащищенного типа. Угольщикам Кузбасса уже поставлено более 40 единиц таких станций. В этом году завод выиграл тендер на поставку 5  ЧПС для ОАО «Белон». Загружен заказами от угольных компаний и киселёвский завод «Объединенных машиностроительных технологий» (ОМТ). Предприятие освоило ремонт гидравлики импортного горно-шахтного оборудования и в кооперации с компанией «Сиб-Дамель» планирует приступить к производству взрывозащищенных электродвигателей (см: «Сиб-Дамель»: новые горизонты»). «Кемеровский опытно-ремонтный механический завод» (КОРМЗ) приступил к испытаниям геохода, а также освоил выпуск нового вида техники по обслуживанию дорог на угольных разрезах.
 
В апреле этого года в Кемерове прошло расширенное заседание межведомственной рабочей группы по вопросу импортозамещения и кооперационных связей между машиностроительными предприятиями Кемеровской области

Говоря об исполнении поручений прошлого заседания группы, Сергей Карпунькин отметил, что после анализа рынка насосных агрегатов и возможности их производства в Кемеровской области «сделали вывод, что есть предприятия, а конкретно, ООО «Гидромаш-НК», которые могут освоить эту продукцию». Кроме того, провели опрос среди машиностроительных предприятий и выяснили, что они готовы оказывать сервисную поддержку угольщикам. «Сформировали перечень потребностей угольных компаний в запасных частях для горнодобывающей техники, довели эту информацию до руководителей машиностроительных заводов и продолжаем работу в этом направлении», – сообщил начальник департамента.

В Кузбассе формируется производство дизелевозов. В прошлом году о работе в этой сфере заявили ООО «Центр транспортных систем» (ЦТС) и «Кузбасский завод горного машиностроения» (см.: «Подъём машин», «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг», №4 2015 года). А на сегодняшний день, по данным главного консультанта отдела машиностроения областного департамента промышленности Михаила Забабурина, в рамках программы по импортозамещению в Кузбассе планируют наладить выпуск дизель-гидравлических локомотивов сразу четыре предприятия – новокузнецкое ООО «Сибэлектро» («Сибиряк» – аналог словацкой компании БЕВЕКС), «Кузбасский завод горного машиностроения» в Кемерове (CERTUS-180 – аналог чешской компании Ferrit), ООО «МТС-Сервис» в Ленинске-Кузнецком компании ЦТС (своя разработка) и новокузнецкое ООО «Беккер майнинг системс Рус» (локализация производства собственных дизелевозов головной германской фирмы). Два дизелевоза компании «Сибэлектро» уже используются на шахтах «Полысаевская» и «Юбилейная».

Сергей Аношин, исполнительный директор ООО «Юргинский машзавод»
Сергей Аношин: «Одна из идей, создать совместно полноценное российское гидроэлектротехническое оборудование, попасть в федеральную программу и использовать наши мощности для изготовления гидроблоков»
Амбиции флагмана
 
Большие планы на ближайшее будущее строит флагман отрасли – Юргинский машиностроительный завод. Уже в текущем году предприятие намерено наладить сразу несколько новых производств. Как рассказал на областном совещании по импортозамещению исполнительный директор ООО «Юргинский машзавод» Сергей Аношин, в первую очередь, это производство  системы электрогидравлического управления крепью и газовых баллонов для автомобилей. «На предприятии есть два основных направления: горно-шахтное оборудование и грузоподъёмная техника, спецтехника, – сообщил он. – Три новых направления сейчас определили. Первое связано с нефтяной промышленностью. Второе – изготовление газовых баллонов для автомобилей. Третье – стараемся попасть в федеральную программу с проектом производства системы электрогидравлического управления крепью».

Напомним, что подготовку к осваиванию  производства техники для нефтегазовой отрасли, – подъёмного агрегата для проведения капитального ремонта скважин, – Юрмаш начал в прошлом году, в этом году планирует полностью освоить производство.

Выпуск газовых баллонов планируется начать уже через три месяца. По данным Аношина, сегодня в России их изготавливает только одно предприятие, которое поставляет продукцию на территорию западнее Урала, занимая всего лишь 15% от всего российского рынка. Остальные 85% приходятся на зарубежные компании. В Сибири и на Дальнем Востоке сейчас возник дефицит автомобильных газовых баллонов, так как российский рынок оказался закрыт для поставок из Турции. Только в Новосибирской области возникшая потребность в газовых баллонах составляет на общую сумму 5-6 млн рублей. Цена одного такого баллона, в зависимости от сложности исполнения, составляет от 2,5 до 14 тыс. рублей. Инвестиции для налаживания нового производства на Юрмаше потребуются только на закупку оборудования автоматической сварки.

Производство системы электрогидравлического управления крепью планируется совместно с томской машиностроительной компанией «Ильма».  На сегодняшний день подобного оборудования российского производства нет совсем. «Одна из идей, создать совместно полноценное российское гидроэлектротехническое оборудование, попасть в федеральную программу и использовать наши мощности для изготовления гидроблоков, – продолжает Сергей Аношин. – Начинка и программа – от компании «Ильма». Когда всё будет готово, поедем в СУЭК и будем предлагать, заменить импортное оборудование нашим».
 
Поставки подальше
 
Многие кузбасские предприятия налаживают поставки в ближнее и дальнее зарубежье, а также за пределы региона. Самый большой опыт такой работу у компании ОМТ, которая регулярно поставляет свою продукцию в Казахстан, а несколько лет назад имела опыт работы с финскими и вьетнамскими партнерами. На сегодняшний день в структуре заказов компании поставки в Кузбасс занимают 60-70%, заказы из других российских регионов и Казахстана – остальные 30-40%.

На IV Международной научно-практической конференции «Перспективы инновационного развития угольных регионов России», которая проходила весной этого года в прокопьевском филиале КузГТУ, исполнительный директор ООО «Сибэлектро» Артем Рузаев, рассказал, что компания ведёт переговоры о поставке самопередвижной концевой системы (СКС) или «шагающего хвоста» собственной разработки в Европу. По его словам, переговоры ведутся с немецкими партнёрами о продаже оборудования в Швейцарию.

«Нашим предприятием была разработана самопередвижная система «шагающий хвост» позволяющая значительно снизить трудозатраты и на 50% увеличить темпы проходки по сравнению со стандартной схемой, осуществляющей передвижение за счет перемонтажа хвостовой части конвейера. Импортный аналог стоит в разы дороже. На сегодня мы уже реализовали пять таких проектов».

Как пояснил представитель ООО «Сибэлектро» «Авант-ПАРТНЕРу», первый «шагающий хвост» был реализован ещё осенью 2014 года. С тех пор продано всего пять систем группе компаний «Евраз» и частным шахтам. Еще два контракта являются действующими на сегодня. Локализация производства СКС составляет 100%, то есть абсолютно все ее комплектующие – российского производства.

Кроме того, в «Сибэлектро» сейчас на стадии проектирования и выхода в серийное производство находится шагающая крепь. «У нас многое в стадии разработки, – продолжает Артем Рузаев. – Почему мы и пришли в институт «за мозгами». Мы в своей рутине не можем в полной мере прорабатывать те проекты, которые нужны шахтёрам. Надо создать единую базу, где можно было бы посмотреть, а что покупают шахтёры импортного. Мы видим это через какие-то заказы, у нас под землей люди работают, но это должно быть доступно, в том числе и науке, чтобы наука могла прорабатывать вещи, которые мы могли бы заменить. Это должно быть не в структуре предприятия».
 
 
Владимир Добрыдин, генеральный директор ОМТ
На апрельском совещании Владимир Добрыдин заявил о возможности создания испытательного полигона на базе одной из подлежащих закрытию шахт
Спроектировать испытательный полигон
 
До конца 2016 года планируется сформировать проект независимого испытательного центра и полигона горно-шахтного оборудования, создаваемого на базе кузбасских машиностроительных предприятий, в первую очередь, таких как ООО «Объединенные машиностроительные технологии»», Юрмаш, Института угля и ВостНИИ. Об этом рассказал на апрельском совещании по импортозамещению генеральный директор ОМТ Владимир Добрыдин. Создание испытательного полигона не первый год обсуждается учёными и практиками. По словам Владимира Добрыдина, конкретные шаги по его формированию начались в прошлом году, когда стала разрабатываться соответствующая нормативно-методическая база, на основе которой в перспективе планируется создать так называемый «пространственно-распределенный полигон». «В первую очередь, мы занимаемся утверждением и формированием полной концепции, испытанием и разработкой соответствующей нормативной методической базы, – сообщил он. – Ведущую роль в этом процессе играют «ВостНИИ» и Институт угля. Эти две организации взяли на себя ответственность за формирование нормативно-метрической базы и ведут эту работу.  Вторая задача – мы пришли к реализации идеи «пространственно-распределенного полигона», пытаемся консолидировать полигоны и оборудование, находящиеся в разных организациях, и проводим их инвентаризацию, сертификацию, думаем, чтобы усилить их коммерческое использование. Испытательные стенды, лаборатории, находящиеся у нас (на «ОМТ), на Юрмаше, в ВостНИИ и Институте угля…  мы сейчас на их основе формируем центр коллективного пользования и у нас есть взаимопонимание. Например, недавно достигли согласия в отношении формирования центра коллективного пользования на базе Юрмаша под вывеской Востнии. В части механических испытаний мы эту проблему закрываем таким образом. Под объединяющим началом госинститутов добьемся, чтобы идея пространственного полигона была реализована. Если мы создадим нормативную базу и добьемся формирования независимого испытательного полигона, то мы уже переходим к проектированию испытательного центра и испытательного полигона. После того, как проект будет одобрен, мы займемся проблематикой его финансирования».

Кроме того, гендиректор ОМТ заявил о возможности создания испытательного полигона на базе одной из подлежащих закрытию шахт. «В настоящее время прогнозируется массовое закрытие особо опасных шахт с соответствующим государственным финансированием, – рассказывает он. – Мы сейчас просчитываем, проектируем идею о том, чтобы одну из подлежащих закрытию шахт предложить использовать в качестве универсального полигона, в первую очередь, для испытания новых технологических решений в области подземной добычи угля, а также для испытаний нашего оборудования». При этом Добрыдин отметил, что с экономической точки зрения такой проект может быть даже выгодным. Официально выйти с соответствующим предложением к угольным компаниям и властям планируется после окончательной проработки идеи учеными и машиностроителями.
 
Проблемы в финансах
 
Однако проблемы отрасли ни рост производства, ни обращение к новым разработкам и продуктам пока не решают. То одно, то другое предприятие кузбасского машиностроения начинает испытывать различные трудности. В марте областной штаб по финансовому мониторингу рассматривал двухмесячную задержку заработной платы на Юрмаше. Сумма задолженности предприятия перед работниками составляла 75 млн рублей, и директора завода Алексея Самоукина штаб предупредил об уголовной ответственности. Ему предписали подготовить антикризисный план предприятия на ближайшие три года и подписать документ у руководителя корпорации «Уралвагонзавод», куда входит юргинское предприятие. А уже в апреле следственное Управление СК России по Кемеровской области возбудило уголовное дело в отношении «Юргинского машиностроительного завода» по факту невыплаты налогов на доходы физических лиц общей суммой более 42,9 миллионов рублей. По версии следствия, в период с января 2014 года по июль 2015 года «Юрмаш» умышленно не исполнял обязанности налогового агента. При этом налог своевременно исчисляли и удерживали с выплаченных сотрудникам компании доходов.

Исполнительный директор ООО «Сибэлектро» Артем Рузаев отмечает, что 2015 год сложился для предприятия хуже, чем 2014-й, в первую очередь, из-за проблем с налогами на землю. «В ноябре прошлого года  в соответствии с ФЗ №945 «О государственной кадастровой оценке земель» была пересмотрена кадастровая стоимость земли – для угольных предприятий данный пересмотр стоимости установил послабляющие меры методом пересмотра стоимости, но другим – увеличив. В результате, если в 2013 году мы за один квадратный метр платили 4 235 рублей, но в 2014 году по решению суда снизили эту сумму до 353 рублей, в ноябре 2015 года кадастровая стоимость выросла до 2 813 рублей. Таким образом кадастровый платёж для нашего предприятия за год вырос с 0,5 млн до 5,5 млн рублей в год. Это земельный налог, который предприятие обязано платить, согласно закону. Все эти расходы входят в себестоимость продукции. В кризис с нас требуют снижения цен, а постоянные затраты при этом растут. Наше мнение, необходимо, при рассмотрении льгот для угольной отрасли, брать в расчёт и сопряжённые с ней предприятия. Иначе, выживать стало нелегко. Второй фактор отрицательно сказавшийся на нашей работе – энергоресурсы. Тепло и электроэнергия покупается по предоплате, это законодательно закреплено. При этом мы даем отсрочку нашим партнёрам – в частности угольным предприятиям компании «Евраз», которой сами платим предоплату за энергию, до 90 дней. По логике,  нам тоже должна предоставляться отсрочка до 90 дней, но эти отношения должны регулироваться не только на уровне руководителей предприятий, но и органами власти и самоуправления».

Проблемы с наличием средств, налоговыми выплатами, пресловутым вопросом кадастровой оценки земли затормаживают эти процессы и требуют компромиссного решения, но, в любом случае, тенденция сегодня такова, что предприятия ищут и находят новые пути развития, осваивают новые виды продукции, как в части импортозамещающих производств, так и в части сервисного обслуживания.

 


Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко