Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 сентября] РОСГОССТРАХ застраховал ответственность производителя котельного оборудования в Кемерово
[18 сентября] «Балтийский лизинг» предлагает тракторы «Кировец» с минимальным удорожанием
[18 сентября] Кузбасские студенты получили именную стипендию от компании РОСГОССТРАХ
[17 сентября] Tele2 не снижает темпы развития сети в Кемеровской области
[17 сентября] Промсвязьбанк запустил акцию «Переход к лучшему»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Какие из внутренних проблем, на ваш взгляд, наиболее негативно влияют на развитие бизнеса (возможно несколько вариантов ответа):






результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 21.08.2018

Горное машиностроение Кузбасса: новое сменяется новым

Первые производства машин и оборудования для горного дела появились на территории современного Кузбасса почти 200 лет назад. Некоторые сегодняшние предприятия отрасли горного машиностроения насчитывают более 100 лет своей истории. Однако, сложившаяся и продолжающаяся традиция для современного производства далеко не главный фактор успеха или гарантия стабильного развития. Нужны и другие средства, в частности, объединение финансовых, производственных и научно-исследовательских сил. Пока в Кузбассе не образовались крупные производственные объединения и/или большие машиностроительные компании. Не получилось эффективного и результативного включения кузбасских заводов в крупные российские компании машиностроительного направления. По этой причине и в силу некоторых других объективных обстоятельств, в частности, из-за небольших финансовых ресурсов отрасли, но пока для горного машиностроения региона не характерно появление большого числа новых производственных проектов. Парадоксальным образом, такие проекты появляются заново, тогда как заявленные ранее не доводятся до конца.
 
Отложенное из-за лучших времён

Два-три года назад казалось, что машиностроители Кузбасса воспользовались «политическим» моментом (санкции против России, встречные санкции России, политика импортозамещения, призывы региональных властей к импортозамещению). В итоге, несколько компаний и предприятий, как уже давно работающие на рынке, так и новые заявили о планах наладить выпуск новых видов продукции, в том числе, взамен импортной. Тем более, что и заказчики – угольные компании признали привлекательность отечественной продукции из-за роста цен на импорт в силу курсовой разницы. И это было в тот момент, когда цены на уголь ещё не взлетели в очередной раз, а напротив находились около своего очередного минимума, что заставляло угольщиков экономить на издержках.

В 2015-2016гг. предприятия горного машиностроения Кузбасса заявили не один новый проект по организации выпуска новой продукции. В частности, были объявлены планы выпуска подземных дизелевозов (кемеровские компании «Центр транспортных систем» (ЦТС) и «Кузбасский завод горного машиностроения»), локализации польского ГШО, запчастей для экскаватора Liebherr и бульдозера Caterpillar (ООО «Юргинский машзавод»), строительства нового завода по выпуску ленточных конвейеров в Ленинске-Кузнецком (ЦТС). Ни один из этих проектов не был реализован. «Кузбасский завод горного машиностроения» и кемеровский «Завод «Транспортные системы», связанный с «ЦТС», стали банкротами. Так что исполнять заявленное стало некому. Зато появились другие проекты организации новых производств. И от уже давно действующих предприятий, и как новые инициативы.

Вероятно, однако, что и в этом случае не все проекты будут доведены до конца. Ключевая проблема регионального машиностроения в том, что оно практически ничего не зарабатывает, к тому же нестабильно (см. график). С такими финансовыми результатами предприятиям отрасли крайне сложно профинансировать крупные инвестпроекты за счет собственных средств. А при отсутствии стабильных прибылей непросто привлечь и заемные средства.

Юрмаш не смог реализовать все заявленные проекты. Завод оказался в сложном финансовом и производственном положении, из которого не вышел толком до сих пор. Как поясняет гендиректор предприятия Анатолий Лазарев, летом прошлого года «многие угольщики были уверены, что на заводе уже ничего не осталось, приходилось возить их на предприятие, показывать, что все технологические мощности на месте, приходилось брать контракты на грани рентабельности, чтобы показать» работоспособность завода. Один из заявленных проектов предприятие выполнило, в начале года представив очистной узкозахватный комбайн К750Ю. Это – проект, реализованный в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» и на средства госфинансирования. По заверению Анатолия Лазарева, разработанный комбайн «надёжная техника», «конкурентоспособная на рынке».

Характерная история произошла с проектом налаживания производства запасных частей к импортным экскаваторам (таких производителей как Р&Н, Bucyrus, Liebherr, Terex, Komatsu), который предложило в июле 2016 года междуреченское ОАО «Томусинский ремонтно-механический завод» (ТРМЗ). Стоимость проекта – 300 млн рублей, из которых требовалось привлечение 240 млн рублей. Технический директор ТРМЗ Александр Коробов сообщал два года назад, что необходимость налаживания производства запчастей к зарубежным экскаваторам обусловлена наличием большого рынка (сотни горных карьеров, действующих в России) импортных экскаваторов, значительная часть из которых бывшие в употреблении, и которым требуется замена многих запчастей. Тогда как оригинальные стоят дорого. По данным технического директора, у завода уже был к тому моменту опыт изготовления таких запчастей, в частности, для экскаваторов американской марки P&H, моделей P&H 2300, 2800 и 4100. Но то были разовые заказы. По тогдашней оценке Александра Коробова, проекту нужна господдержка, поскольку «самому предприятию такой объем инвестиций на условиях коммерческого банковского кредита не потянуть».

По прошествии двух лет Александр Коробов сообщил, что проект не закрыт, но пока отложен, хотя и «сохраняет свою актуальность». Однако завод сегодня не только полностью загружен традиционными заказами по обслуживанию отечественной горной техники, но «даже перегружен». Потребность угольщиков в запчастях и ремонтах в условиях быстро растущей добычи только увеличивается, пояснил технический директор ТРМЗ. Поэтому новый проект и не получил дальнейшего развития, у предприятия просто не хватит сил его запустить. Ведь даже при наличие кредитного финансирования нужно еще решить вопрос о привлечении кадров. «А это очень сложный вопрос, кадры для машиностроения и найти трудно, и обучить непросто», отметил Александр Коробов.
 
Возможности добавить

К счастью, не у всех машиностроителей Кузбасса ограничены возможности добавить к существующему производству новые виды выпускаемой продукции. В марте прошлого года «Кемеровохиммаш» – филиал АО «Алтайвагон» (предприятие холдинга «СДС-Маш») начал сотрудничество с компанией Liebherr (производит горнодобывающую и горнотранспортную технику) по выпуску кузовов и ковшей для карьерной техники. Первыми видами новой продукции стал кузов карьерного самосвала Liebherr T264 грузоподъёмностью 220 тонн и ковш фронтального погрузчика Liebherr L566 объёмом 6,5 кубометров. Для выполнения заказа кузбасские машиностроители разработали технологии, которые  позволили производить сборку, сварку и контроль в соответствии с требованиями Liebherr. Общий объем заказа стоимостью более 53 млн рублей составил 10 платформ и 15 ковшей на карьерные экскаваторы и погрузчики Liebherr.

Генеральный директор АО «ХК «СДС-Маш» Александр Мирошник сообщил, что налаженное в прошлом году сотрудничество «Кемеровохиммаша» с Liebherr продолжается и даже расширяется. По его словам, «ковши пока не выпускаем, они не так часто ломаются, чтобы делать замену, поэтому пока новых заказов нет, но кузовы продолжаем делать. Более того, в этом году делаем первую партию из 5 кузовов с подогревом, у которых будет двойное дно».

Ленинск-кузнецкое ООО «Сиб-Дамель» в последние три года освоило производство ленточных конвейеров с лентами пяти разных размеров по ширине, электродвигателей мощностью 500 кВТ со встроенными преобразователями частоты, чтобы плавно запускать конвейер и регулировать его скорость. В этом году, по данным заместителя гендиректора – технического директора предприятия Александра Бритоусова, «Сиб-Дамель» разработал и изготовил осланцеватель типа ОГ-1 «Буран»,  предназначенный для нанесения инертной негорючей пыли на поверхность подземной горной выработки для увеличения зольности осевшей угольной пыли и уменьшения её воспламеняемости. Заявленная политика ООО «Сиб-Дамель» направлена на изготовление собственного горно-шахтного оборудования и его разработку для импортозамещения.

Следует также отметить, что давно работающие в отрасли предприятия не отказываются от новых проектов. Среди таковых можно отметить планы новокузнецкого ООО «КМЗ-Горные технологии» развивать производство горнодобывающего оборудования, прокопьевского ООО «Горэкс-Светотехника» – выпуск взрывозащищенных щитов электроснабжения, пускателей и светильников. У кемеровского ООО «Торгинвест» (располагается на уцелевших площадях Кемеровского электромеханического завода) в планах увеличивать линейку производимых взрывозащищенных электродвигателей.

Отдельным рядом стоит в развитии горного машиностроения Кузбасса строительство и расширение сервисных центров ведущих мировых поставщиков горного оборудования, транспорта и машин. Среди последних реализованных проектов в этом ряду – ввод в строй в июне прошлого года в Белове ремонтно-складского комплекса «Кузбасс» для обслуживания парка машин и механизмов Liebherr стоимостью более 20 млн евро. Компания при этом сразу заключила соглашение о сотрудничестве с «Кемеровохиммашем» по выпуску кузовов для самосвалов и ковшей на карьерные экскаваторы и погрузчики (см выше). А в октябре прошлого года руководитель регионального центра Liebherr в Кузбассе Евгений Великих заявил, что компания планирует в течение 5 лет повысить свою долю на рынке горного оборудования и техники для открытых работ в Кузбассе с 12-15% до 22-25%. По его словам, «Liebherr будет и в дальнейшем развивать своё присутствие в регионе», увеличивать инвестиции в развитии ремонто-складного комплекса, развивать мини-склады на предприятиях заказчиков, сотрудничать с вузами.

В конце нынешнего года свой сервисный центр планирует построить в Беловском районе и компания «Восточная Техника», которая уже много лет поставляет на рынок Кузбасса и обслуживает технику американской компании Caterpillar. В России у «Восточной Техники» есть уже 8 сервисных центров, последний она открыла в Магадане. По данным руководителя маркетинга, административной поддержки продаж и логистики ООО «Восточная Техника» Самюэля Климовского, в составе кузбасского сервисного центра компании на площади 5 га будет построен склад запчастей с возможностями капитального ремонта тяжелых бульдозеров и самосвалов.
 
Все – в ТОСЭР

Возможно, дополнительный толчок для появления новых проектов в сфере горного машиностроения в Кузбассе даст учреждение в марте 2018 года территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Новокузнецке. Уже через три месяца с момента создания территории на получение статуса её резидента заявилось 4 компании с планами производства горно-шахтного и горного оборудования. Самый крупным из них выступает проект «Развитие промышленного производства на площадке АО «Энергия холдинг». Генеральный директор АО «Энергия Холдинг» Виктор Ефанов представил этот проект на заседании совета по инвестиционной и инновационной политике при губернаторе Кузбасса в начале июня, а во второй половине июля министерство экономического развития России присвоило компании статус резидента ТОСЭР «Новокузнецк».

В рамках этого проекта на промплощадке АО «Энергия Холдинг» предусматривается наладить выпуск взрывозащищенного и общепромышленного электрооборудования, а также комплектующих для промышленного горно-шахтного оборудования. Кроме того, в проекте есть такие направления деятельности как ремонт, монтаж и сервисное обслуживание электрооборудования, выпуск металлоизделий, металлокорпусов электрооборудования, производство двухкомпонентного набрызгиваемого изоляционного материала для подземных горных работ, а также переработка отходов обогащения железной руды и угля.

Пока этот проект самый крупный не только в сфере горного и общего машиностроения, но среди всех проектов, заявленных в ТОСЭР «Новокузнецк». Он также получает самую заметную государственную поддержку для обустройства внешней инфраструктуры по линии Фонда развития моногородов. Инвестиции в проект составляют 280,5 млн рублей, количество новых рабочих мест – 278, в том числе в 2018 году – 140. И в рамках заявленных вложений предусмотрены самые большие внешние заимствования с господдержкой – заём Фонда развития промышленности Минпромторга в 140 млн рублей. Еще 69 млн рублей – это собственные средства, 38 млн – заёмные от «смежного предприятия». Выручка от проекта должна составить 1,8 млрд рублей в течение 10 лет. В июле 2018 года Фонд развития моногородов выделил 76,4 млн рублей на строительство объекта газопровода до площадки АО «Энергия Холдинг», еще 4 млн рублей направят областной и городской бюджеты.

В начале июля 2018 года совет по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области на заседании одобрил для включения в список резидентов ТОСЭР «Новокузнецк» проекты ещё трёх компаний, которые предложили производства и ремонтные услуги в сфере горнодобывающей и строительной техники, и оборудования.

Гендиректор новокузнецкого ООО «Инвестпромсервис» Александр Юрьев представил на этом заседании совета проект «Оказание услуг по ремонту специальной и горнодобывающей техники», который предполагает налаживание восстановительного ремонта вращающихся деталей горнодобывающей техники (осей, валов, пальцев). По проекту предусмотрены вложения в 5,44 млн рублей, создание 27 новых рабочих мест. По мнению Александра Юрьева, предлагаемые услуги будут иметь преимущество в сроках и цене по сравнению с традиционными поставками от производителей и их сервисов, поскольку предполагается проводить восстановительный ремонт за 1-1,5 сутки. Новое производство рассчитывает в первую очередь на рынок горнодобывающей и строительной техники юга Кузбасса, в том числе, на машины, с закончившимся гарантийным сроком обслуживания. Предполагаемые объёмы выручки нового производства – 3,5-4 млн рублей в месяц.

Еще один проект представило ООО «Рудтех Продакшн», учрежденное в Новокузнецке одной из компаний инжинирингового и производственного холдинга «Паурз» из Новгорода. Как сообщил совету гендиректор «Рудтех Продакшн» Михаил Родионов, представляя проект «Организация изготовления сталелитейных заготовок», для размещения нового литейного производства Новокузнецк был выбран, поскольку подобных предприятий в европейской части страны много, там высока конкуренция. В новое предприятия холдинг планирует вложить 4,15 млн рублей и создать 21 рабочее место. «На начальной стадии предприятие будет выпускать стальные заготовки весом до 100 кг, затем наладит производство заготовок весом до 1000 кг», пояснил Михаил Родионов. По его словам, предприятие будет ориентироваться на рынок горнодобывающей и карьерной техники. По данным заместителя главы Новокузнецка по экономике Ирины Прошуниной, эта заявка стала пока первой от инвестора из-за пределов Кузбасса, хотя и ожидается еще одна от подобной компании.

Генеральный директор новокузнецкого ООО «НПО Антрацит Машиностроение» Виктор Реутов представил совету проект «производство горно-шахтного оборудования и подземно-транспортных систем». Он пояснил, что его компания ООО «НПО Антрацит» работает в области строительства и проектирования, а в новая сфера деятельности является «развитием компании», и она была выбрана «с учетом поддержки государства в ТОСЭР и в расчете на импортозамещение в области ГШО, поскольку на наших шахтах более 50% используемого оборудования импортное». Новое предприятие будет выпускать металлоконструкции, детали машин, гидравлическое и грузоподъёмное оборудование. Объём планируемых инвестиций – 4,84 млн рублей, число новых рабочих мест – 12.

Этими проектами развитие горного машиностроения в ТОСЭР «Новокузнецк» явно не ограничится. По данным Ирины Прошуниной, власти города работают с представителями новокузнецкого бизнеса, рассчитывая, что до конца года в ТОСЭР поступят не менее 20 заявок на резидентство. Очевидно, что часть из них точно будет представлять проекты по производству или обслуживанию горной техники. Например, в списке проектов потенциальных резидентов ТОСЭР, перечисленных в концепции празднования 400-летия со дня основания города Новокузнецка, указаны также «производство монорельсового шахтного транспорта», «создание автоматизированного сервисного центра по ремонту и обслуживанию тяжелой бульдозер-тракторной техники», производство точного литья и др. Это означает, что потенциал для появления и реализации новых проектов в горном машиностроении есть, и только в одном Новокузнецке, не говоря про другие города и районы Кузбасса. И они будут появляться, демонстрируя развитие отрасли.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[19 сентября] «Углетранс» приобрел акции АО «Шахта «Заречная»
[19 сентября] Алексей Синицын стал членов Совета Федерации от исполнительной власти Кузбасса
[18 сентября] «Империал» попродают два года
[18 сентября] Профицит областного бюджета вырос в августе ещё на 3 млрд рублей
[18 сентября] На покупку автобусов для общественного транспорта добавили 384 млн рублей

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко