-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархиврекламаподпискаобратная связь

Новости компаний

[28 июня] Песок, жара, соленая вода: как защитить смартфон в отпуске
[27 июня] УК «Кузбассразрезуголь» автоматизировала забойку скважин для взрывных работ
[26 июня] MMS-рассылки выросли в четыре раза
[25 июня] Аналитика Yota: в регионе растет интерес к поездкам в Турцию
[24 июня] Более 1,5 млн жителей Кузбасса получили улучшенную связь МегаФона


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант Style № 2 от 30.05.2024

Леонид Старосвет: «У нас есть выпускающие конкурентоспособную продукцию машиностроители»

Леонид  СтаросветНакануне крупнейшей в стране Международной специализированной выставки технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг», которая является в том числе лакмусовой бумажкой состояния отрасли горно-шахтного оборудования, «Авант-ПАРТНЕР» переговорил с заместителем председателя Правительства Кузбасса – министром промышленности и торговли Кузбасса о том, как обстоят дела у кузбасских машиностроителей в этом направлении.

– Традиционно одним из главных форумов для обсуждения взаимодействия угольщиков и машиностроителей выступает ежегодная выставка «Уголь России и Майнинг». Что на Ваш взгляд будет актуальным для такого обсуждения в этом году?

– Безусловно, «Уголь России и Майнинг» – это одно из главных выставочных событий не только Кузбасса, Сибири, но и России, и не сделаю открытия, если скажу, что главной темой обсуждения была и остаётся востребованность кузбасской техники на шахтах и разрезах региона. У нас есть машиностроители, которые сегодня выпускают конкурентноспособную продукцию, и готовы к дальнейшему наращиванию объёмов производства. Главное условие – заинтересованность, в первую очередь угольных предприятий региона, предприятий других отраслей промышленности. В настоящее время ведущие машиностроительные предприятия проводят модернизацию и техническое перевооружение производств, а также расширяют перечень видов выпускаемой продукции. Связано это, как вы понимаете, с введением жесткого санкционного давления и необходимости обеспечения технологического суверенитета в рамках поручений Президента России Владимира Путина. Выставка «Уголь России и Майнинг» работает такой площадкой, на которой угольщики и машиностроители должны найти общие решения, поделиться мнениями, изучить предложение и спрос. Мы рассчитываем, что стороны найдут возможности для сотрудничества и заключению контрактов. Ну, и одним их самых актуальных и обсуждаемых вопросов будет уход с рынка поставщиков из недружественных стран и новый импульс развития отечественного машиностроения.

?– А на кузбасских машиностроительных предприятиях отмечают, что пробиться к угольщикам для получения заказов по-прежнему непросто.

– Действительно, до ухода с рынка иностранных поставщиков из недружественных стран и введения ограничительных мер, угольные компании предпочитали приобретать импортное горно-шахтное оборудование. Чтобы переломить установившуюся тенденцию требуется не только время, но и формирование доверия к российским машиностроителям, к качеству их продукции, к гарантийному и сервисному обслуживанию. А ситуация складывается так, что выгоднее по цене покупать более дешевую китайскую спецтехнику, нежели вкладывать средства в разработку кузбасского горно-шахтного оборудования. Но мы же знаем, что скупой всегда платит дважды. Сегодня российская продукция не уступает по качеству иностранной, что подтверждают многочисленные исследования и испытания. К её преимуществам следует также отнести использование отечественного сырья и материалов, расположение производств рядом с самой добычей угля, что уменьшает затраты на доставку и «накрутку» от перепродаж на территории России. Вместе с тем, наличие разрешительной документации, разработанной в соответствии с российским законодательством, повышает качество продукции, уменьшает риски оказания негативных воздействий на окружающую среду и человека.

– И что нужно для продвижения такой кузбасской продукции?

– Для развития своего производства в соответствии с потребностями нашего региона и всей страны, налаживания новых рынков сбыта продукции по инициативе Сергея Евгеньевича Цивилева была разработана и в начале этого года подписана Хартия промышленного технологического суверенитета и импортозамещения. Её подписали крупнейшие в Кузбассе угольные компании: АО ХК «СДС-Уголь», АО УК «Северный Кузбасс», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Кузбасская топливная компания», АО «Стройсервис». Участвуют в ней также и другие производители кузбасской продукции и её потребители. Она предусматривает приобретение оборудования, комплектующих и расходных материалов в первую очередь произведённых на территории региона, а в случае отсутствия такого производства, у производителей Сибирского федерального округа, а далее в остальной части России. Вступление в Хартию крупнейших угольщиков даёт уверенность в продуктивном взаимодействии угольных предприятий с кузбасскими машиностроителями. ?

– Но заводы также должны разрабатывать новую продукцию. Как в таких случаях действуют заказчики – соглашаются ли финансировать разработку новых видов техники, оборудования, запчастей? И тем более, их производство?

– Наши предприятия активно развиваются, следуя новым тенденциям. Как уже упоминал ранее, ведущие предприятия машиностроения заинтересованы в большем количестве заказов и модернизируют производства, а также расширяют перечень видов выпускаемой продукции. Инвестиции для разработок предприятия вкладывают самостоятельно, а также пользуются мерами федеральной и региональной поддержки. Активное содействие реализации государственной промышленной политики в регионе оказывает Фонд развития промышленности Кузбасса в тесном взаимодействии с Минпромторгом Кузбасса. Фонд, в частности, предоставляет льготное заёмное финансирование предприятиям, реализующим проекты в сфере импортозамещения, производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения и внедрения наилучших доступных технологий. Начиная с 2019 года ФРП Кузбасса выдал более 50 договоров займа на сумму более 984 млн рублей. В результате предприятия при такой поддержке фонда смогли дополнительно инвестировать более 1,4 млрд рублей собственных средств, создать 366 и сохранить более 2 500 рабочих места. И увеличить объём производства промышленной продукции на 26,65 млрд рублей.

– Например?

– Например, завод горно-шахтного оборудования «Сибэлектро» в прошлом году получил от ФРП Кузбасса заём 200 млн рублей на модернизацию производства по изготовлению барабанов для ленточных конвейеров и освоение нового типоразмера, что позволило принять инновационные решения по техническому обеспечению ведения горных работ, позволяющему менять «привычную» технологию добычи полезных ископаемых и минеральных руд. Кемеровское ОАО «КОРМЗ» в соавторстве с работниками угледобывающих предприятий, Институтом промышленной и экологической безопасности КузГТУ разработало и изготовило в прошлом году опытный образец устройства дробления негабаритов для разрушения негабаритных кусков горной массы непосредственно в очистном забое. Другое кемеровское предприятие ООО «СЭР «ХАУХИНКО РУС» в настоящее время занимается разработкой новейших технологий в области машиностроения: насосных станций, в состав которых входят насосные агрегаты различных типоразмеров, фильтровальных станций, фильтров, ёмкостей для приготовления и хранения гидравлических жидкостей. В рамках технологического суверенитета предприятие разработало отечественную синтетическую гидравлическую жидкость для использования в гидравлических шахтовых крепях и для гидростатических передаточных механизмов. Эта разработка отвечает всем требованиям, предъявляемым к гидравлическим жидкостям. Один из крупнейших производителей и поставщиков горно-шахтного оборудования ООО «ОКС» – это также одно из немногих предприятий в Кузбассе, которое занимается интегрированием роботизированной техники на производстве, автоматизацией и цифровизацией технологических процессов. Старейший машиностроительный завод Кузбасса – ОАО «Анжеромаш» – в рамках программы импортозамещения разработал в прошлом году конструкторскую и технологическую документацию на редукторы для машин подземной добычи угля, аналог немецкого редуктора для ленточных конвейеров. Проект при этом был профинансирован из собственных средств. Кемеровское АО «Кузбасский экспериментальный завод средств безопасности» выпускает сегодня более 100 моделей промышленного оборудования, сертифицированного на соответствие технических регламентов для организации безопасности горных работ, в том числе средства для пожаротушения, дегазации, предупреждения самовозгорания, проветривания.

– Это были упомянуты преимущественно давно работающие предприятия, но сравнительно недавно появились также новые производства, правда, ещё до эпохи импортозамещения. Насколько они смогли встроиться в рынок и отношения с угольщиками?

– Смогли, и в этой группе предприятий отмечу в первую очередь новокузнецкие. Например, ООО «КузбассЭнергоПромМаш» и ООО «Промрадиатор-НК», которые производят теплообменные устройства. Первое – это молодое инновационное предприятие, которое выпускает теплообменные аппараты не только для угольных предприятий, но также практически для любой отрасли промышленности и специализируется на разработке индивидуальных решений для любых, даже экстремальных, условий. ООО «Промрадиатор-НК» занимается производством алюминиевых и медных радиаторов охлаждения на промышленные установки и спецавтотехнику, в том числе карьерную (БЕЛАЗы и беспилотные КАМАЗы). Другое новокузнецкое предприятие – ООО «Системы фильтрации» – выступает сегодня лидером в области производства высококачественных фильтров для тяжёлых условий работы, который предлагает высококлассную комплексную систему очистки воздуха, гидравлической жидкости, масла, топлива и охлаждающей жидкости грузовых автомобилей и специальной техники. Продукция позволяет полностью заменить фильтры иностранного производства: на Hitachi, Caterpillar, Liebherr, Komatsu, Man, Volvo, Iveco, Mercedes. Так или иначе, из приведенных примеров видно, что машиностроители Кузбасса тонко чувствуют коньюнктуру рынка, способны выстроить работу индивидуально по запросам угледобывающих предприятий и готовы увеличивать мощности для производства нужного оборудования.

– И всё же инвестиций в прошлом году машиностроительные отрасли получили не так уж много – около 3 млрд рублей, около 1% от всего объёма. По Вашей оценке, достаточно ли это для развития машиностроительного комплекса Кузбасса и для решения проблем импортозамещения?

– Воспользуюсь здесь данными и оценками коллег из министерства экономического развития Кузбасса, которое детально отслеживает инвестиционную активность в регионе и динамику развития по отдельным отраслям. Действительно, в прошлом году основной объём инвестиций в основной капитал в регионе пошёл в развитие сферы добычи полезных ископаемых – 43,3%. В сфере обрабатывающей промышленности инвестиции в производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, транспортных средств и оборудования, в ремонт и монтаж машин/оборудования преимущественно были направлены на обслуживание добычи угля. Они шли в развитие производства и ремонта горношахтного оборудования и металлоконструкций. Кроме того, большинство инвестиционных проектов на территориях опережающего развития «Новокузнецк» и «Прокопьевск» были в горно-шахтном машиностроении. При этом инвестиции во все машиностроительные отрасли в прошлом году в сравнении с 2022 годом заметно выросли, например, в производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, почти в 2,5 раза, в производство прочих транспортных средств и оборудования и в ремонт/монтаж оборудования и машин – в 2,1 раза. Хотя доля машиностроения в общем объёме инвестиций в основной капитал пока незначительна, около 1%.

Для стимулирования роста доли инвестиций в основной капитал в данной отрасли в Кузбассе действует ряд мер государственной поддержки. В частности, в форме предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной, инновационной деятельности и товаропроизводителям, проекты которых предполагают инвестирование в приоритетные направления развития Кузбасса, имеют социальную значимость, создают новые рабочие места и увеличивают суммы налоговых поступлений. Действует также областной закон об инвестиционном налоговом вычете по налогу на прибыль организаций. Понесенные затраты на приобретение основных средств могут быть вычтены из суммы начисленного налога на прибыль организаций в размере до 50 % от расходов налогоплательщика на приобретение и реконструкцию объектов основных средств. Четыре территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) – Юрга, Анжеро-Судженск, Новокузнецк и Прокопьевск – предусматривают господдержку своим резидентам в форме льгот по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, пониженных тарифов страховых взносов. Конкурентные преимущества указанных территорий связаны с развитой логистикой, наличием трудовых ресурсов и свободных инвестиционных площадок, близостью к устойчивым потребительским рынкам. Внедряются и новые механизмы инвестподдержки. Например, создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Кузбасс» на территории Топкинского муниципального округа и города Кемерово. ОЭЗ – это зона концентрированного экономического роста, её создание является одним из направлений повышения инвестиционной активности в регионе.

Рубрики:

Деловые новости

[29 июня] СУЭК избавилась от энергетических активов
[27 июня] Реконструкция трамвайного маршрута № 10 в Кемерове планируется за 5,3 млрд рублей
[26 июня] В трёх городах Кузбасса построят свыше 150 км газопроводов
[26 июня] С 1 июля в столице Кузбасса запустят новый троллейбусный маршрут
[25 июня] Документы в облизбирком на участие в выборах губернатора Кузбасса подали ещё два претендента

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко