-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархиврекламаподпискаобратная связь

Новости компаний

[28 июня] Песок, жара, соленая вода: как защитить смартфон в отпуске
[27 июня] УК «Кузбассразрезуголь» автоматизировала забойку скважин для взрывных работ
[26 июня] MMS-рассылки выросли в четыре раза
[25 июня] Аналитика Yota: в регионе растет интерес к поездкам в Турцию
[24 июня] Более 1,5 млн жителей Кузбасса получили улучшенную связь МегаФона


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант Style № 2 от 30.05.2024

Перемены в муниципальных финансах

Консолидированный бюджет Кузбасса за последние несколько лет претерпел несколько важных изменений. Увеличились и существенно его общие размеры и, соответственно, бюджетная обеспеченность муниципалитетов. Почти все муниципальные районы были преобразованы в округа, их бюджеты выросли так, что по душевому показателю существенно опережают города. Лишь один город, и весьма вероятно, случайно, оказался по итогам прошлого года в списке высоко обеспеченных бюджетными доходами наряду с округами и районами. Финансы столиц Кузбасса заметно выросли, и областной центр даже оказался в пятёрке самых бюджетно обеспеченных городов. Но Новокузнецк по-прежнему находится в конце списка по душевому показателю бюджетных доходов. Несмотря на то, что территории Кузбасса могут быть очень разными по населению, экономике, природным условиям и истории, бюджетная обеспеченность регулируется соответствующими нормативами и законодательством. Что приводит к заметному выравниванию наполняемости муниципальных бюджетов. Тем не менее, есть здесь и некоторое неравенство. 

Округа и район

Самыми обеспеченными по доходам среди муниципалитетов выступают не городские, а муниципальные округа. И один пока ещё район. Конечно, часть из них, как Мариинский, Топкинский, Гурьевский и Прокопьевский включают в себя и городские поселения, а в составе городских округов есть сельские поселения. Самый особенный в этом ряду Междуреченский, который включает в себя огромную территорию некогда Междуреченского района и имеющий общую площадь в четверть Бельгии. Но так или иначе, округа, и в первую очередь, сельские по характеру своей экономики и населения лидируют по показателям бюджетной обеспеченности. В первой пятерке этих муниципалитетов таких три, и все они расположены на севере – Тяжинский (2-ое место), Ижморский (4-ое) и Яйский (5-ое).

А вот такие лидеры как Таштагольский муниципальный район (единственный оставшийся в таком статусе после преобразования остальных в округа) и Прокопьевский округ правильнее отнести по характеру их экономик и занятиям населения к городским местностям. С учётом того, что основу первого составляют город Таштагол, городские поселения Шерегеш, Спасск, Темиртау, Мундыбаш и Каз, а в состав последнего в 2022 году было включено некогда самостоятельное городское поселение Краснобродский с населением около 30% от всего округа.

Так или иначе, в прошлом году доходы Таштагольского района превысили 6 млрд рублей при первоначально запланированных 5,3 млрд. Впрочем, собственных доходов из этого объёма было всего 571 млн рублей, включая 434 млн налоговых сборов и 137 млн рублей неналоговых доходов. А основу бюджета составили 4,75 млрд рублей запланированных безвозмездных поступлений. На деле оказалось на 700 млн рублей больше. Понятно, что с учётом того, какое значение в Кузбассе придаётся развитию горнолыжного туризма и его центра в Шерегеше и того, какие там ведутся работы по развитию за счёт казны, можно считать бюджет Таштагольского района своего рода филиалом областного бюджета. Это показывают и главные статьи расходов района запланированные на прошлый год – 1,13 млрд рублей на «национальную экономику» (обычно в неё входит такое затратное дело, как дорожные строительство и ремонт) и 1,74 млрд на «жилищно-коммунальное хозяйство», то есть, на строительство инженерной инфраструктуры, объектов тепло- и водоснабжения посёлка Шерегеш.

Принципиальное отличие от бюджета Таштагольского района в случае с Прокопьевским округом при соизмеримом населении в том, что второй сам в значительной степени обеспечивает себя своими доходами – налогов собирает около 700 млн рублей, арендной платы за землю – более 1,7 млрд. Что объясняется угольным характером экономики муниципалитета. Работающие в округе угольные предприятия берут в аренду у муниципалитета значительные площади под размещение своих разрезов, погрузок, отвалов и пр., что пополняют казну округа.  Отличается у этой территории и характер расходов, в которых куда меньше расходов на дорожное (583 млн рублей) и жилищно-коммунальное (525 млн) хозяйства, и развитие горнолыжного туризма не предусмотрено.

Как и в случае с Таштагольским районом бюджетное благополучие Тяжинского, Ижморского и Яйского округов, оказавшихся лидерами по обеспеченности в прошлом году, определили межбюджетные трансферты из областного бюджета. В первом Тяжинском округе их было предусмотрено 1,34 млрд рублей из 1,56 млрд общих запланированных (по факту вышло более 2 млрд) доходов на 2023 год. В Ижморском округе план по доходам был первоначально утвержден на прошлый год в 912,7 млн рублей (почти в такой же сумме он был выполнен), из которых трансферты составили 801 млн. В Яйском – 1,27 млрд рублей и 1,09 млрд, соответственно (см. таблицу №1).
 

Если говорить о наименьшей бюджетной обеспеченности в этой группе, то положения в нижней пятёрке неугольных округов (Мариинского, Топкинского и Промышленновского) можно понять. Однако там оказались также мало отличающиеся от Прокопьевского округа его угольные соседи – Беловский и Новокузнецкий округа. Вероятно, из-за небольшого объёма межбюджетных трансфертов. У первого при запланированных на 2023 год 2 млрд рублей доходов перечислений из областного бюджета было запланировано всего 875,6 млн рублей, у Новокузнецкого округа – 1,35 млрд из 3,18 млрд рублей при налоговых доходах даже больше, чем в Прокопьевском округе, 832 млн, но куда меньшей арендной платы за землю – 798 млн рублей (см. таблицу №2).
 


Города и столицы

Нынешняя ситуация с бюджетной обеспеченностью городских округов Кузбасса отличается от той, что была в 2016 году тем, что существенно разошлись бюджетные траектории столиц.  Семь лет назад они находились на одном и весьма невысоком уровне доходов казны – 30,4 тыс. рублей в Новокузнецке и 30,7 тыс. в областном центре (см. «А-П-Р» №1 от 30 марта 2018 года «Муниципальные финансы: попытка обеспеченности»). Что давало им места в конце общего списка бюджетной обеспеченности муниципалитетов Кузбасса. А по итогам прошлого года Кемерово даже входит в пятерку (с учётом того, что четвёртое место делят два города), тогда как Новокузнецк по-прежнему находится как в конце списка городов, так и общего. Уступает всем муниципальным округам и району (но так было и в 2016 году) и опережает только Тайгу и Березовский. Конечно, рост бюджетной обеспеченности южной столицы примерно в 2 раза за это время не так уж существенно отличается от роста Кемерова, в 2,2 раза, но разрыв появился. Впрочем, с учётом объёма нового строительства в областном центре, в первую очередь объектов общекузбасского значения, различия в бюджетной обеспеченности выглядят как вполне оправданные.

Лидерство по душевой бюджетной обеспеченности Юргинского и Анжеро-Судженского городских округов по итогам прошлого года вряд ли какая-то закономерность (см. таблицу №3). Как и в случае с сельскими округами подавляющая часть доходов городской казны Юрги на 2023 год – 4,22 млрд рублей из 5,01 млрд – была предусмотрена в виде безвозмездных поступлений. При этом фактическое исполнение оказалось больше на 1 млрд, что и обеспечило ситуативное лидерство. В анжеро-судженском бюджете на 2023 год из 4,61 млрд рублей доходов трансферты обеспечили 3,83 млрд рублей поступлений.
 

А вот угольные города – Междуреченск и Киселевск – были лидерами по бюджетной обеспеченности и ранее. Теперь к ним присоединился ещё Прокопьевск. В основе их бюджетных доходов как и в случае с угольными округами не только налог на доходы физических лиц, но арендная плата угольщиков за землю. В Междуреченске от первого в бюджете 2023 года было запланировано 517 млн рублей поступлений, а от арендной платы – 2,36 млрд. Но и эти виды собственных доходов перекрывают межбюджетные трансферты, 3,46 млрд рублей, или 51,6% всех доходов городского бюджета. В Киселевске по плану бюджета 2023 года из 5,5 млрд рублей всех доходов поступления НДФЛ планировались в объеме 673 млн рублей, арендная плата за землю – 670 млн, трансферты – 3,9 млрд рублей.

Из числа лидеров, каковыми они были в 2016 году, на этот раз вышли Ленинск-Кузнецкий и Мыски. А в конце списка оказались по итогам прошлого года Березовский и Тайга (см. таблицу №4). Но если последняя наряду с Юргой, Полысаево и Прокопьевском была внизу «турнирной таблицы» и семь лет назад, то угольный Березовский тогда был в её середине, как говорится, «крепким середнячком». Закономерности в недостаточной обеспеченности бюджетными доходами одних муниципалитетов и увеличенной других проследить сложно, ведь достаточно одного крупного трансферта из областной казны на один конкретный проект (строительство школы, больницы, на новую котельную и т. п.), чтобы доходы какого-то города заметно подросли. А именно расходы на образование и ЖКХ выступают главными для муниципалитетов. Для сравнения, в Киселевске в прошлом году на них пришлось 3,5 млрд рублей из 5,6 млрд планируемых расходов, практически две трети.
 
 

Одна на четыре

Из двух с половиной миллионов жителей современного Кузбасса в муниципальных округах и районе проживает около 21,6%, или 550 тыс. человек. Остальные – в городских округах, хотя городского населения на самом деле больше (см. выше). А вот распределение доходов муниципальных бюджетов заметно иное. Из 180,6 млрд рублей всех бюджетных доходов в 2023 году 26,8% пришлось на муниципальные округа и район, и 73,5% – на городские округа. Сдвиг в пользу преимущественно сельских местностей небольшой, но он налицо (см. таблицу №5).

Это связано с тем, что в них обслуживаемые образовательные, социальные и культурные бюджетные учреждения имеют объективно более низкую заполняемость/ пропускную способность, а содержание на них по той же площади помещений стоит тех же денег, что в городах. Опять же коммунальные услуги дешевле оказывать при  централизованном производстве и распределении в городской местности, чем при распределенных мощностях в небольших населенных пунктах.

В развитии муниципальных бюджетов за последние годы нужно также отметить безусловный и стабильный рост доходов и, соответственно, расходов. Что не может сказаться позитивно на реализации местных проектов в сфере образования, культуры, жилищного строительства и пр. С 2018 года консолидированный бюджет Кузбасса, областной + муниципальные, вырос по доходам на 58%, а если брать показатель 2022 года – на 76% (см. график). При этом половину этих лет он исполнялся с дефицитом, совокупным за три года в 65 млрд рублей, и ещё три года – с профицитом совокупно на 116,2 млрд рублей.
 

 


Рубрики:

Деловые новости

[29 июня] СУЭК избавилась от энергетических активов
[27 июня] Реконструкция трамвайного маршрута № 10 в Кемерове планируется за 5,3 млрд рублей
[26 июня] В трёх городах Кузбасса построят свыше 150 км газопроводов
[26 июня] С 1 июля в столице Кузбасса запустят новый троллейбусный маршрут
[25 июня] Документы в облизбирком на участие в выборах губернатора Кузбасса подали ещё два претендента

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко