-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 28 от 13.11.2012

Купим…, если завернёте хорошо

Рынок упаковки, такой, казалось бы, «промежуточный» и далеко не самый важный на первый взгляд, на самом деле оказывает огромное влияние на всю сферу торговли, а особенно, на её розничный сектор. По данным агентства «ИнфоЛайн», в прошлом году россияне потратили на покупки в розничной торговле до 78% своих доходов (по сравнению с 65% в предыдущем году). Убедить каждого в том или ином выборе – помимо собственных качеств товара – помогла его упаковка. На этот рынок и посмотрел «Авант-ПАРТНЕР».

Упаковочные тренды
Специалисты, говоря о современных тенденциях развития упаковки, отмечают наиболее стремительное развитие упаковочных материалов для скоропортящихся товаров. Это вполне понятно, ведь именно группа «скоропорта» значительно расширяет ассортиментную линейку предприятий продовольственного ритейла, что значительно увеличивает покупательский спрос и доходность торговли в целом. Инновации в упаковке обеспечивают продуктам дополнительные товарные свойства (в плане условий и сроков хранения), а продавцам реальные конкурентные преимущества.
Какие же конкретно свойства упаковки наиболее ценятся на современном рынке?
С одной стороны, как производители упаковочных материалов, так и потребители стремятся к более дешёвой упаковке. С другой – влияние на выбор оказывает целый ряд других факторов.
Покупатели ценят, в первую очередь, экологические свойства упаковочных материалов. По данным исследований агентства «Маркет-Аналитика», за экологичность сегодня голосует около 60% конечных покупателей. Этот показатель для многих в последнее время стал даже предпочтительнее свойств, обеспечивающих наибольшее удобство хранения товаров – за него отдают голоса 49% покупателей. Ещё 48% думают о возможности вторичного использования упаковки, 47% заинтересованы в удобствах транспортировки и почему-то лишь 27% озабочены изоляцией от контакта продуктов с окружающей средой.
Представители ритейла, как правило, большее внимание обращают на «транспортные» качества упаковки, возможности штабелирования товаров или более экономичного размещения при выкладке и, естественно качеств, продляющих сроки годности. И, конечно же, качеством, которое приобретает всё большее значение, является дизайн упаковки. Вообще принципиально новая – по внешнему виду и качествам, оригинальная упаковка может считаться новым двигателем развития розничной торговли.
 
Критерии полезности
Взгляды на то, какие качества упаковки делают её наиболее привлекательной и конкурентоспособной на региональном рынке, у производителей и оптовых продавцов упаксредств и разовой посуды вполне рациональные. Коммерческий директор группы компаний «ГРАУ» Алексей Маскаев выделяет более десяти причин, позволяющих считать упаковку наиболее важным компонентом, повышающим покупательский спрос. К ним он относит защиту продукта, увеличение удобств при использовании упаковки, привлечение внимания к полкам супермаркета (цвет, размеры, дизайн), увеличение признания продукта, работу на эмоциональную привлекательность (предложения как традиционности, роскоши, вкуса), информирование потребителя о структуре продукта и его использовании, сроках и условиях хранения, обеспечение удобства при транспортировке, складировании и обработке грузов в торговле, использования размера упаковки как средства сегментации (для из одного человека или определённой семьи). Кроме этого выделяются функции упаковки для повышения её роли в самообслуживании, заинтересованности потребителя в удобствах и престиже, возрастающую значимость марочных изделий, роль упаковки в позиционировании, стимулировании и развитии продукта.
 
О временах и нравах
Если с качественными показателями упаковки всё более-менее понятно, то практические действия игроков кузбасского упаковочного рынка зависят от множества факторов, к качеству далеко не всегда относящихся. На вопрос о том, какая упаковка наиболее конкурентоспособна, Владислав Кондриков, исполнительный директор оптово-розничной компании «Упак-центр» отвечает твёрдо и уверенно: «Та, которая имеет хороший внешний вид, соответствует качеству и хорошо оформлена». Но вот на другой вопрос – а как часто приходилось осваивать и внедрять в процесс реализации новые виды упаковки – говорит, что кузбасский покупатель достаточно консервативен.
– Внедрять новые виды упаковки удавалось не так часто. Есть, например такой вид одноразовой посуды класса люкс – она очень красивая и презентабельная – но в продаже идёт плохо. Вообще есть такое понятие – как «привыкание» к продукту – то есть наши покупатели так привыкли к стандартной одноразовой посуде, что плохо покупают другие новые виды! Вот, например: есть в природе одноразовые столовые приборы повышенного класса (по качество, по цвету), что позволяет использовать их даже в ресторане хорошего класса – но эти продукты у нас не пользуется успехом. Покупатели говорят: «А зачем? Есть же недорогие продукты данной категории…»
Я недавно посетил популярную выставку в Китае, там предлагают, например, экологическую одноразовую посуду (не из полимерных материалов), но у нас это трудно внедрить. Мешает, как всегда, наш русский менталитет. Все привыкли пользоваться благами просто, не задумываясь о будущем! Видимо, нужно ещё время, что бы покупатели привыкли к новой упаковке соответствующей времени.
По мнению Алексея Маскаева, местный покупатель всё же скорее консервативен, нежели склонен к открытиям нового.
– Возможно, кузбасский потребитель и склонен к новациям, но не всегда эти желания совпадают с его возможностями. Мы часто посещаем выставки, презентации, где знакомимся с новинками рынка упаковки, много информации поступает к нам с интернет-порталов. Пытаемся быть в курсе новых веяний и предлагать новые идеи своим клиентам. В 2002-2004 годах мы ввели в обиход термоусадочную полиолефиновую пленку POF. А в 2008 году, к примеру, внедрили упаковку с биоразлагаемой компонентой (разложение полиэтилена в течение 3 лет).
Вообще, придумано уже много, и за примерами не надо далеко ходить. Есть мешки для мусора с завязками и различными отдушками (вкус лимона, клубники). Биоразлогаемая упаковка уже несколько лет представлена на рынке, экологическую проблему ни кто не отменял, хотелось еще раз о ней заявить. Есть целая линейка многослойных пленок. Много чего создано… Основным «тормозом» в продвижении инновационных упаковок на данный момент являются взаимоотношения с контрагентами – круговая просроченная дебиторская задолженность. Есть возможность предложить рынку хороший качественный товар, но не всегда есть возможность получить за это оплату.
 
Интересы продавца
Производители или поставщики упаковки – вечные «смежники», поскольку работают на интересы другого бизнеса – оптовой или розничной торговли. Как же смотрят сегодня представители ритейла на состояние местного рынка упаковочных материалов? С таким вопросом мы обратились к и.о. директора по маркетину ЗАО «РегионМарт» Любови Стратиенко.
– Необходимо выделить несколько аспектов – технологический и маркетинговый. Упаковка товара должна быть проста в использовании, функциональна и, конечно, экологически безопасна. С точки зрения маркетинга – упаковка это способ коммуникации товара с покупателем. Упаковка является одним из важнейших вопросов для производителей товаров и розничных сетей, в ассортименте которых присутствуют товары под собственной торговой маркой. Ведь прежде чем покупатель попробует товар, он увидит дизайн упаковки товаров и от того, какое впечатление она произведет на него, и будет, зависеть решение о покупке.
Если говорить о новинках в упаковке, то сегодня можно отметить изменения в самом подходе к упаковке разных товарных групп. К примеру, в консервации – оливки, маслины – сейчас производятся не только в жестяных банках, но и дой-паке. Меняется подход по сгущённому молоку – сейчас разнообразие упаковок от классической жестяной банки до пластиковых бутылок. Сменила облик упаковка джемов, повидла, и покупатели достаточно позитивно воспринимают новый тип упаковки. Все этим изменения связаны со снижением себестоимости товара и повышением функциональности упаковки.
Я думаю, что главным критерием при подборе соответствующей каждому продукту упаковки должно стать удовлетворение потребительского спроса. Упаковка продукта должна соответствовать современным требованиям покупателей, и при этом, что немало важно, она должна гармонично смотреться на полках торгового оборудования магазинов. Уровень торговли, конечно, напрямую связан с технологическим уровнем упаковки товаров.
Естественно, инновации в упаковке не всегда находят немедленный отклик в покупательской среде. Если опираться на данные исследовательских компаний, то «покупателей-новаторов» не так уж и много, и от оформления упаковки будет зависеть многое, в том числе и то, будет ли, товар, облачённый в нее, востребован, или не будет. Но упаковка всегда выполняет функции коммуникации с покупателем, а потому должна побуждать его взять товар в руки. А товар – и это показывает практика, попавший в руки – в большинстве случаев, оказывается в покупательской корзине.
Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко