-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 27.08.2020

Уголь в разных перспективах

К своему отраслевому празднику угольная промышленность Кузбасса подошла с особыми достижениями. Их нельзя описать привычным перечислением новых вводов шахт, разрезов и обогатительных фабрик. Они в последнее время всё больше проходят в рабочем порядке, без особой публичности. Однако есть очевидные успехи, не столь заметные, но не менее важные. К ним можно отнести высокий уровень стабильности в отрасли, её устойчивость – за небольшим исключением ранее обанкроченных предприятий, кузбасские угольщики работают без сбоев, не закрывают производства, строят планы развития, в том числе, строительства новых предприятий. И сегодня развитие отрасли отражают не только рост добычи и новые пуски. Важнее становится способность углепрома отреагировать на разные внешние риски, приспособиться и продолжить дальнейшую работу, увидеть разные перспективы. Что и происходит в нынешнем году.
 
Последствия и ожидания

Пока короткая перспектива кузбасского экспорта, конкретно, в текущем году представляется как ситуативное снижение экспорта и, соответственно, добычи. Почти два года на рынке энергетических углей наблюдается кризис, к которому добавилось крайне негативное влияние пандемии коронавируса. Последствиями кризиса и пандемии стало, естественно, снижение объемов производства и ухудшение финансовых результатов угольщиков.

Именно это отметил министр энергетики страны Александр Новак в своей недавней авторской колонке в журнале «Энергетическая политика» – по результатам первого полугодия 2020 года произошло снижение спроса и цен на уголь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительную роль в этом сыграли меры, введённые в связи с пандемией коронавируса, из-за которых сократилась потребность в источниках энергии. В то же время на ситуацию влияют усиление конкуренции, рост доли ВИЭ, газа и т.п. Снижение спроса наблюдается и на внутреннем рынке, что связано с замедлением экономической активности в связи с пандемией.

По данным министра, во втором квартале 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года поставки угля на внутренний рынок сократились на 11,6%, на экспорт – на 5,6%. На мировом рынке произошло снижение цен на уголь, в частности, в первом квартале средняя цена на энергетический уголь в сравнении с прошлым годом упала на 10% (с 63 долларов до 57 за тонну). Некоторые угледобывающие компании вынуждены снижать объёмы добычи угля. Вследствие этого объём добычи по итогам второго квартала снизился на 9,6% к прошлому году.

Александр Новак
По данным Александра Новака, во втором квартале 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года поставки угля на внутренний рынок сократились на 11,6%, на экспорт – на 5,6%
По итогам всего 2020 года по прогнозу Александра Новака экспорт российского угля может сократиться в диапазоне от 10% до 22% в основном за счёт западного направления. Потребление угля на внутреннем рынке в 2020 году по его прогнозу может снизиться в пределах от 4 до 12% в целом, но при этом в четвёртом квартале возможно постепенное восстановление спроса с небольшим ростом.

Вот как переживала нынешнюю ситуацию на угольном рынке в первой половине нынешнего года одна из крупнейших компаний Кузбасса – «Распадская». Её положение должно было быть лучше, чем у остальных, поскольку она специализируется на коксующихся марках угля. Тем не менее, генеральный директор ООО «Распадская угольная компания» (управляет угольными активами всего «Евраза») Андрей Давыдов подчеркнул: из-за пандемии COVID-19 значительно сократился спрос на металлургический уголь со стороны сталелитейных заводов в связи с введением ограничительных мер правительствами стран по всему миру. Это оказало давление на цены, и потребовало от «Распадской» «серьёзных усилий по реструктуризации и сокращению затрат: была временно остановлена добыча на разрезе «Распадский», оптимизированы объёмы добычи на других предприятиях».

В свою очередь совет директоров «Распадской» на заседании 20 августа определил такие значимые факторы и тенденции в мировой экономике и угольной отрасли как «ухудшение финансовых результатов группы в результате сокращения глобального спроса и, соответственно, рыночных цен и объёмов реализации угля». Среди других факторов отмечены также «неблагоприятный прогноз по ценам на уголь, высокие отраслевые и производственные риски, а также риски, связанные с пандемией коронавирусной инфекции», ограниченный доступ угольщиков к рынкам капиталов, ввиду экологических факторов.

По данным Андрея Давыдова, менеджмент компании провел анализ различных сценариев, который «показал, что во всех разумно возможных сценариях у группы достаточно ресурсов для продолжения непрерывной деятельности». Действительно, даже при всех потерях, которые понесла «Распадская» в добыче и выручке, её финансовые результаты вполне себе положительные. По международным стандартам финансовой отчетности в первом полугодии 2020 года выручка компании сократилась на 41% и составила 333 млн долларов, рентабельность по EBITDA снизилась до 37,2% по сравнению с 52,2% в первом полугодии 2019 года. Тем не менее, компания получила в первой половине нынешнего года 104 млн долларов чистой прибыли. Это, конечно, более чем в 2 раза ниже, чем годом ранее (211 млн), но все равно положительный результат.

А вот угольная отрасль Кузбасса в целом в этом году ушла «на отрицательную территорию». И весьма далеко, прибыли таких компаний как ПАО «Распадская» не перекрывают убытков других предприятий отрасли. По данным Кемеровостата, по итогам 5 месяцев 2020 года (данных за все полугодие пока нет) угольные предприятия Кузбасса получили 7,7 млрд рублей чистого сальдированного убытка (превышения общего убытка над прибылью отдельных предприятий). При этом доля убыточных предприятий превысила 54%. Для сравнения: за 5 месяцев прошлого года кузбасские угольщики получили 56,2 млрд рублей сальдированной прибыли, и только 35,6% предприятий отрасли были убыточными.
 
Сложное время для угля

Причины снижения мирового спроса на уголь те же, что и причины снижения его на другие энергоносители – в прошлом году наблюдалось общее падение производства в мировой энергетики. В этом году добавился фактор пандемии COVID-19. Углю на этом фоне пришлось сложнее, ведь на него цены опустились на довольно низкий уровень уже летом прошлого года, особенно в Европе. Общий спрос на уголь в течение всего года в странах Европы находится на низком уровне в результате конкуренции со стороны газа. Специалисты энергетического рынка отмечали, что для роста цен на уголь требовался подъём спроса, обусловленный холодной погодой. Но зима 2019-2020гг. оказалась тёплой, что никак не улучшило ситуацию на угольном рынке. К тому же на европейском газовом рынке наблюдался хронический переизбыток газа, главного топливного конкурента угля. Власти Кузбасса стали описывать ситуацию с ценами и спросом как кризис на рынке энергетического угля, с учетом того, что спрос и цены на коксующийся уголь определяются другими факторами.

В результате даже мировая торговля углем в прошлом году остановилась после многих лет стабильного роста. Объём учтённого международной статистикой импорта угля, включая бурый, составил 1,44 млрд тонн, экспорта – 1,5 млрд. В первом случае учтённый импорт остался на уровне 2018 года, а учтённый экспорт вырос на 37 млн тонн (на 2,5%) в сравнении с предыдущим годом. Крупнейшим импортёром угля остался Китай – 300 млн тонн (197 млн тонн каменного и 103 млн бурого угля). Если считать только по каменному углю, а вся мировая торговля бурым углем составляет всего 109 млн тонн, то здесь лидерство сохранила Индия, 249 млн тонн против 227 млн годом ранее. На третье место со второго опустилась Япония, 186 млн против 189 млн тонн. Четвёртое и пятое место уже много лет традиционно занимают Корея (141 млн тонн импорта в 2019 году) и Тайвань (67 млн), а вот на шестое по итогам прошлого года вышел Вьетнам с упомянутыми уже рекордными темпами роста. Таким образом, он потеснил Германию, которая осталась крупнейшим импортёром угля в Европе (40 млн тонн импорта против 45 млн в 2018 году).

Хотя мировая торговля углём стагнировала, российский экспорт в прошлом году смог увеличиться: на 6 млн тонн, до 205,4 млн тонн, по каменному углю и на 1,3 млн, до 12,1 млн по бурому. А вот экспорт угля из Кузбасса, естественно, только каменного снизился на 3%, с 139 млн тонн в 2019 году до 135 млн. Таким образом, следует признать удалённость от восточных рынков сыграла против Кузбасса, тогда как другие регионы – экспортёры угля от этого выиграли. И такой расклад сохранился и в этом году. Как отметил в своей публикации министр энергетики России Александр Новак, в этом году, к примеру, в наибольшей степени снизили добычу угледобывающие регионы, находящиеся на значительном удалении от портов и пограничных переходов, прежде всего, Кузбасс. В то же время Забайкальский край, Республика Хакасия, Хабаровский край, Сахалинская область, расположенные ближе к границе, смогли даже нарастить объёмы добычи.

Снижение экспорта, а заодно и добычи (напомним, в прошлом году она впервые за много лет снизилась на 2%), вызвали очевидно потери определённых, ещё недавно традиционных для Кузбасса, экспортных рынков на западном направлении поставок.Самые большие потери пришлись на Великобританию (снижение поставок в 9 раз), Турцию (на 22%), Южную Корею (на 20%) и некоторых других (см. диаграмму). При этом потери на некоторых рынках АТР и Турции следует отнести к ситуативным, уже в мае и в июне этого года отмечен рост российского (по Кузбассу данных пока нет) экспорта угля и при поставках в Японию, Южную Корею и в Турцию. 
 

В целом, экспорт угля из России вырос в мае по сравнению с апрелем на 25,8%, с 12 млн тонн до 15,1 млн, в июне – ещё на 12,1%, до 17,6 млн тонн. При этом в июне на 20% год к году и на 30% к предыдущему месяцу выросли поставки российского угля в Китай, до 4,1 млн тонн, в Южную Корею – на 23,5% и 51,2%, соответственно, до 3,3 млн тонн, и в Японию – на 27,4% и 12,7%, соответственно, до 2,2 млн тонн. В Турцию экспорт в июне вырос в 2,3 раза по сравнению с июнем прошлого года и на 42,4% по сравнению с маем, до 1,4 млн тонн.

Правда, рост был структурно неравномерным: поставки коксующегося угля выросли в июне на 84,3% к июню прошлого года и на 61,2% к маю текущего года, до 2,6 млн тонн, увеличился также экспорт бурого угля – в июне на 69% год к году, до 2,3 млн тонн. А вот экспорт энергетического угля из России в июне составил только 13,3 млн тонн, что на 6% ниже, чем в прошлом году. Хотя и на 4,9% больше, чем в мае. Поскольку экспорт коксующегося угля также ориентирован на рынок АТР и Индию, а поставки энергетического угля на рынки западного направления, перспектива отдаленная вырисовывается та же, о которой губернатор Кузбасса говорит последние пару лет – на востоке.
 
Курс на восток

Министр энергетики Александр Новак в своей публикации в «Энергетической политике» снова заявил – «экспортная направленность угольного бизнеса выступает ключевым фактором развития угольной отрасли России», и «обобщение всех прогнозов развития мирового рынка угля по странам и регионам» показывает, что «сохраняется динамика роста мирового потребления угля». А общая международная торговля углем вырастет на 5-13%: с 1450 млн тонн в 2019 году до 1520-1640 тонн в 2035 году». И перспективы её роста связаны, в первую очередь, с растущим (4-5% в год) рынком АТР.

На него приходится почти 80% всей международной торговли углем против 26% в 1980 году. В расчёте на продолжение роста поставок угля в страны АТР (на 150 млн тонн за 10 лет) и должно строиться развитие российского углепрома, отметил Александр Новак. Это, по его словам, «обуславливает необходимость создания условий, прежде всего инфраструктурных, для доставки российского угля на растущие рынки».

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и ранее, и в течение всего нынешнего года многократно высказывался по поводу необходимости ускоренного развития восточного сегмента железнодорожной инфраструктуры. Например, на заседании оперативного штаба по вопросам транспортировки угля под председательством министра транспорта РФ Евгения Дитриха 10 июня (подробнее). Согласно заявлению губернатора, «если будет обеспечен вывоз угля на восток, наша угольная промышленность готова наращивать объёмы добычи», поэтому нужно «рассмотреть вопрос увеличения скидок на транспортировку угля в западном направлении, чтобы могли через порты запада поставлять уголь на рынки стран востока». И это снижение тарифа должно составить 50% при перевозке на запад, поскольку ранее предоставленной скидки в 12,8% недостаточно.

В июле он ещё раз заявил о недостаточности инвестиций в развитие Восточного полигона ОАО «РЖД». По мнению Сергея Цивилева, из-за «непонимания развития Восточного полигона» «угольщики резко остановили свои инвестиции, и объём добычи упал на 11%» (подробнеее). Надо сказать, что тут губернатор Кузбасса следует положениям новой программы развития угольной отрасли, утвержденной председателем правительства страны как раз в разгар пандемии. Впрочем, сама программа, хоть и новая, подтвердила еще раз перспективность развития российского углепрома в расчёте на рост мировой торговли углём в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

По оценке губернатора, высказанной в интервью последнего номера «Авант-ПАРТНЕР-РЕЙТИНГа» (Сергей ЦИВИЛЕВ: «Будущее – в изменении подхода к работе с углем»), угольной отрасли многократно предрекали неутешительное будущее, однако уголь Кузбасса на мировом рынке конкурентоспособен по цене, а надёжность поставок известна партнерам свыше 60 стран мира. Что касается кризиса, то после него мировая экономика всегда восстанавливается, восстановится и на этот раз. В то же время для улучшения условий экспортеров угля из Кузбасса «Восточный полигон нужно просто строить, придерживаясь планов, сформированных почти 10 лет назад, и ориентируясь на сроки и показатели, заложенные в указе Президента России, опубликованном в мае 2018 года».
 
 
 
«АВАНТ» в соцсетях:
       

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко