-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 01.09.2008

НЕДЕТСКИЕ ИГРЫ

 Описать состояние культуры города Кемерово и его окрестностей в мае-июле 2008 года оказалось всего удобней с помощью старых проверенных брэндов типа «сибирское здоровье», «сибирская язва» или «сибирский кот». А что вы думаете: так оно и происходит. Сначала люди выдумывают мифологемы, потом они начинают работать. Замечал же Карл Юнг, что бесплотный призрак коммунизма уничтожил больше людей, чем вполне материальный возбудитель чумы. 

 

ТЕАТР

 Два кемеровских театра завершили сезон премьерами. Кемеровская драма замахнулась даже на шекспировское «Укрощение строптивой»; поставил спектакль Олег Пермяков – человек, хорошо известный кузбасским театралам. Он долгое время возглавлял Новокузнецкий драмтеатр, кое-что ставил и в Кемерове. 

«Укрощение» получилось громоздкое, развесистое, густонаселенное и многоступенчатое. Сон и явь, иллюзия и действительность перемешиваются окончательно и бесповоротно. На сцене воздвигнута конструкция из деревянных брусьев и лестниц, напоминающая Ильф-и-Петровский театр «Колумб», в свою очередь пародирующий театр Мейерхольда. Боре то и дело лезут на трапеции, и вот-вот, кажется, появится Агафья Тихоновна на проволоке. На авансцене лежит шляпа с перьями, с головы какого-то несусветного гиганта. Создатели спектакля не без удовольствия извлекают из текста классика самые неполиткорректные смыслы, то антифеминистские, то антиклерикальные, но в этой кутерьме далеко не все из них успеваешь различить. Костюмы не то чтобы сильно осовременены, а просто персонажи одеты кто во что горазд. Действие переполнено трюками, драками, пластическими и акробатическими нумерами, нарочитыми суфлерскими подсказками и антрепренерской муштрой. Апофеоз всего спектакля: Петручио (Александр Измайлов) с неприкрытым садизмом демонстрирует свою власть над побежденной Катариной (Натальей Юдиной). Она же произносит длинный монолог о том, как сладко смиряться и склоняться перед защитником и кормильцем. Боже, как грустна наша Россия. Накормить ее, напоить, в бане выпарить, поманить гламурным платьицем и модною шляпкой – все голодоморы позабудет и все репрессии простит.

*

Кемеровский молодежный театр решил обратиться к творчеству Чингиза Айтматова, царство ему небесное, – на тот момент еще живого классика. Ирина Латынникова перенесла на сцену его давнюю повесть «Пегий пес, бегущий краем моря». Повесть написана якобы по мотивам мифологии палеоазиатского народа нивхов; на самом же деле – несколько натужная притча, выдуманная явно в подражание «Старику и морю» Хемингуэя и «Жемчужине» Стейнбека. Постановщики постарались замаскировать некоторую слащавость интонации и явные сюжетные натяжки с помощью аккуратной аллегоричности. Работу режиссера можно назвать изобретательной, а работу художника – даже и талантливой; в целом спектакль получился не без тонкости, однако невнятность драматургии превозмочь не удалось. 

 

ФЕСТИВАЛИ И ГАСТРОЛИ

 В конце мая Кемеровская драма и Новосибирский академический молодежный театр «Глобус»  устроили обменные гастроли. В Кемерово привезли «Даму с камелиями» младшего Дюма и «Бабьи сплетни» Гольдони, «Каштанку» по Чехову и тургеневский «Месяц в деревне», «Русское варенье» Людмилы Улицкой по мотивам Чехова и «Белую овца» Лены Невежиной по произведениям Хармса, а также детский спектакль «»Малыш и Карлсон». Кемеровчане же повезли в Новосибирск по большей части комедии и трагикомедии («Очень простая история», «Примадонны», «Люкс №13», «Поминальную молитву» и др.).

 «Русское варенье» – самая свежая премьера из гастрольной афиши «Глобуса», хотя пьеса Улицкой написана в 2003 году, и некое «обветшание актуальности» в ней чувствуется. Послевкусием «Вишневого сада» текст просто пропитан, причем режиссер Алексей Песегов весьма почтительно отнесся к драматургическому материалу. Здесь чересчур много «чеховщины», которая кроме соображения «ну, ничего не меняется в России!», никаких мыслей и чувств не вызывает. После спектакля становится понятно, почему первые премьеры многих чеховских пьес оканчивались провалами. 

«Белая овца» поставлена в 2004 году. Московский режиссер Лена Невежина сама скроила инсценировку из хармсовской прозы, слегка разбавив ее стихотворными лейтмотивами. Хармс здесь не только автор, но и герой: сразу два персонажа наделены его чертами, и это раздвоение вносит в происходящее оттенок шизофрении, что на фоне общей атмосферы обыденного безумия кажется несколько избыточным. В спектакле есть несколько очень смешных сцен, несколько впечатляющих образов, но ощущение трагедии смазывается буффонадой. Но в целом спектакль – безусловно, лучший из увиденных.

В «Месяце в деревне» добротная традиционная режиссура уживается с нарочито эклектической сценографией. Спектакль получился томный, туманный, замысловатый, несколько надменный, исполненный мелочных тонкостей, но почти лишенный фирменного тургеневского юмора – вернее, высокомерно им пренебрегающий. 

Несомненные достоинства «Глобуса» – профессионализм, широкий диапазон режиссерских поисков, здоровая амбициозность. В то же время между театральными Кемеровом и Новосибирском вовсе не чувствуется дистанции непреодолимого размера. В общем, после подобных гастролей, воздав должное чужому, научаешься ценить свое.

*

Фестиваль спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» – детище недавно созданной Ассоциации детских и молодежных театров Сибири. Видную роль в создании и ассоциации, и фестиваля сыграли кемеровчане Наталья Шимкевич и Григорий Забавин, так что и первый фестиваль достался Кемерову – при полной поддержке областных и городских властей. На него съехалось четырнадцать театров Сибири и ее окрестностей, от Хабаровска до Челябинска. Стали его участниками и шесть театров из Кузбасса. Жюри составили профессиональные критики из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и Израиля.

«Соседи» – спектакль Хакасского национального театра кукол «Сказка» по пьесе Михаила Супонина. Режиссер и художник – Сергей Иванников. Авторам спектакля удалось сделать абсолютно внятную детскую сказку, интересную при этом и для взрослых. Спектакль был увенчан призом фестиваля за лучший актерский ансамбль.

«Журавлиные перья» – спектакль Новосибирского театра кукол по пьесе японца Дзюндзи Киноситы, основаннной на народной сказке. Его играли в Японии на японском языке и, говорят, имели успех. Он очень красив визуально. Несколько портят дело специальные кукольные голоса и невразумительный сюжет. В целом зрелище получается изысканное, но заунывное.

Зато спектакль Хабаровского ТЮЗа «Про Кота в сапогах» отменного качества юмором прямо-таки нафарширован. Из ложек и вилок излаживается ветряная мельница, из фляги и пивных кружек – робот-трансформер, из тряпочки и актерских конечностей – куропатка; да к тому же все четыре актера беспрерывно жарят на водопроводных трубах, импровизированных пищиках и всяческой перкуссии. В игрищах задействованы также куклы, зрители, бутылки и механизмы, подозрительно напоминающие самогонные, а в финале является даже настоящий монгольфьер. В общем, хабаровский «Кот» (произведение режиссера Константина Кучикина и художника Павла Оглуздина) сделался эмблемою всего фестиваля. Формальным результатом явился приз за лучшую режиссуру.

Гран-при достался «Пер Гюнту» Кемеровского театра кукол – одной из самых заметных постановок Дмитрия Вихрецкого. После спектакля поднялась волна критики, в основном в новосибирской прессе: почему же лучшим на детском фестивале признали спектакль для взрослых? Что ж, при желании в этом можно, конечно, увидеть жест в сторону устроителей-кемеровчан. В то же время «Пер Гюнт» уже стал лауреатом нескольких российских фестивалей; приглашали его и на Ибсеновский фестиваль в Норвегию, но это не срослось по политическим соображениям. Так что самых пышных лавров он, безусловно, заслуживает. В рассуждении же аудитории – на фестивале мы видели спектакли разные. И наибольшим успехом пользовались именно те, что были обращены не только к детям.

Фестиваль, по общему мнению, был проведен образцово. А работа была проведена немаленькая – один только красноярский ТЮЗ привез спектакль, в котором участвовало 150 человек. Теперь городским и областным властям стоит задуматься, как бы заполучить этот фестиваль на ПМЖ. Понятно, что дело это затратное; но, 

с другой стороны, что это за областной город без собственного театрального фестиваля. В общем, «Сибирскому коту» - сибирские пельмени: именно они, наряду с общенациональной хлеб-солью, традиционно служат у нас главным символом гостеприимства.

 

ХУДОЖЕСТВА

 Главным событием по этой части стала выставка в Кемеровском музее изобразительных искусств под названием «Пейзажи Голландии». Четырнадцать современных художников из Нидерландов представили на нее около сотни работ – графику, коллажи, живопись.

Столицу Кузбасса, равноудаленную от всех морей и океанов, и европейскую страну, расположившуюся на землях, отвоеванных у моря (имя «Нидерланды» и значит «нижние земли»), соединяют давние связи – со времен знаменитой АИК «Кузбасс», основанной в 1920-е годы. Выставка работ «новых голландцев», организованная  Питером ван дер Тоорном Врайхоффом – попытка внести свежую струю в старые отношения.

На открытие экспозиции приехали пять голландских художников. Они не только представили сибирской публике свои работы, но и провели мастер-классы для студентов, побывали в мастерских кемеровских художников и на совместных пленэрах, в том числе  в музее-заповеднике «Томская писаница» и на угольном разрезе. 

Наибольший интерес у публики вызвал Роналд Хайнен, рисующий плоские панорамы (его панорама Роттердамского порта охватывает почти 40 километров – фрагменты ее были представлены в экспозиции). Изрядное впечатление произвели также экспрессивная пастозная живопись Хертьяна Схолте-Алберса, выразительные коллажи Саши Хагенс, нежные акварели Хейке Хогстинс, изображающей преимущественно коров – национальный символ Голландии. На открытии выставки присутствовал советник по культуре посольства Нидерландов в России Тимман Каувенар; всем гостям из Голландии власти Кузбасса вручили местные награды – медали «За веру и добро». В общем, по всем канонам сибирского гостеприимства.

*

Прочая выставочная деятельность протекала в областном центре своим чередом. Оба главных ее участника, Музей изобразительных искусств (КОМИИ) и Дом художника, в мае одновременно представили творчество ветеранов. В КОМИИ показали работы Александра Ананьина, Якова Буймова и Павла Чернова. Все они были ветеранами Великой Отечественной, все родились в 1918 году, всех их уже нет в живых. Нынче каждому из них исполнилось бы по девяносто. Получились, собственно, три персональные выставки, объединенные в одной экспозиции. В общем, если отвлечься от исторических перипетий и исследовать собственно-живописные достоинства – вполне достойные были в Кузбассе патриархи.

Героем выставки в Доме художников стал 75-летний Николай Козленко – старейший профессиональный художник города Белова и его окрестностей. Мастер на все руки – воздвиг около дюжины памятников (в Белове, в Гурьевске, в Бекове, в Бабанакове и пр.), всю жизнь занимался живописью и монументальными росписями, воспитал несколько профессиональных художников. Как сказал один из выступавших на открытии: «Он является всемогущим: ведет студию, ведет и пропаганду»… На выставке, кроме традиционных реалистических пейзажей и портретов, есть вещи по нынешним временам диковинные – жанр, романтический портрет, романтический пейзаж… В общем, 

в Сибири надо жить и работать долго – тогда до всего доживешь. Впрочем, художники, в отличие от поэтов, традиционные долгожители, да и пресловутое сибирское здоровье должно же на что-нибудь пригодиться.

Ветеранские вернисажи призвана была уравновесить молодежная выставка «Состояние полета» в Доме художника. Организовал ее известный новокузнецкий художник Александр Суслов. Экспозиция охватывает работы молодых мастеров из Барнаула, Томска, Новокузнецка  и Кемерова. Главный зал отдан полотнам Екатерины Чепис. Двадцатидвухлетняя художница уже имеет выставочный опыт: ее работа «Падение черной башни» экспонировалась в залах Третьяковской галереи, будучи признанной одной из лучших на всероссийском конкурсе живописи. 

Наряду с графикой, живописью,  керамикой в экспозиции присутствовала и цифровая печать, и компьютерная графика. В этой последней технике исполнены, например, работы Всеволода Суслова и Ярославы Сусловой. В общем, появляются в Кузбассе художественные династии, и это нормально: всякие там «голландцы», большие и малые, именно преемственностью и школой и были сильны.

 

УХОДЫ И ЯВЛЕНИЯ

 11 июня в помещении облдрамтеатра проходил губернаторский прием по случаю Дня социального работника. Торжества оказались омрачены неприятнейшим происшествием. В разгар мероприятия на сцену грянулся элемент оформления – герб Кузбасса весом в несколько килограммов. Никто, слава богу, не пострадал. В физическом смысле. Происшествие было оперативно расследовано, и в тот же день милицейский чин с экрана телевизора доложил: трос, на котором крепился герб, не был подпилен и, по-видимому, оборвался сам собою, так что поводов для подозрений нет. Однако падение герба в присутствии губернатора, да еще накануне Дня России, штука важная, и оргвыводы были сделаны в тот же день. Отстранили от занимаемой должности директора театра г-на Штальбаума, а также его заместителя, главного инженера и монтировщика. Была уволена начальник отдела областного департамента культуры Галина Колодчук. Глава департамента Лариса Зауэрвайн отделалась строгим выговором.

Преемник Юрия Штальбаума на посту директора театра пока не известен – власти обещают определиться к осени. Говорят, их взоры нынче направлены не на кемеровских и даже не на кузбасских кандидатов – решено поискать перспективные кадры по соседним областям. А впрочем, в сентябре увидим.

21 июля директором Кемеровского областного краеведческого музея назначена Ольга Феофанова, которая четыре последних года руководила управлением культуры администрации  г. Осинники. За душой у нее два высших образования и переподготовка по специальности «Музейное дело». Общий музейный стаж работы – более 15 лет, из них 10 – в должности директора краеведческого музея Осинников. Сообщается, что первоочередной задачей нового директора будет завершение капитального ремонта. Что ж, это изрядная задача, учитывая, что музей владеет тремя обширными помещениями в центре города. 

Предыдущий директор Людмила Кравцова, возглавлявшая музей больше четверти века, мирно ушла на пенсию. 

*

Отслеживать какую-то тенденцию по части кадровых решений на культурной ниве – задача неблагодарная: решения, как мы неоднократно убеждались, могут быть самыми непредсказуемыми. Можно, впрочем, пофилософствовать на эту тему. И тут опять на ум приходят образы сибирского кота и сибирской язвы.

Сибирский кот, по сравнению с сиамским или персидским, – существо чуть ли не идеальное, с прекрасным характером, что не исключает внушительного вида, да к тому же целиком адаптированное к нашим климатическим условиям. Понятно, что властям приятнее иметь дело с директорами «белыми и пушистыми». Жизнь вверенных им учреждений идет гладко, по-залаженному, без скандалов и происшествий.

Интересные какие-то события обыкновенно происходят в тех заведениях, лидеры которых отличаются непростым характером. Ничего не поделаешь, творческие люди обыкновенно обладают и изрядным норовом. Поэтому на своем посту они обыкновенно надолго не задерживаются. Зато оставляют по себе долгую и благодарную память.

 

 


Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко