Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 мая] Неделя креативных индустрий: самые Кемеровские граффити
[24 мая] Мягкий кирпич, капсула времени, ручка-«совесть» и другие инновации — в Кемерове завершилась Неделя креативных индустрий
[23 мая] Текстиль из Иваново, рыба из Владивостока: с кем сегодня договаривается кузбасский бизнес
[20 мая] КемГУ первым в Кузбассе подключил услугу собственного оператора связи от «Ростелекома»
[18 мая] МегаФон поможет сэкономить малому и среднему бизнесу до 50%


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 29.03.2016

Вокруг бюджета

 
Основные законодательные акты, принятые советом народных депутатов Кемеровской области зимой 2015-2016 гг., касались самой актуальной темы государственного функционирования в современных условиях – темы бюджетного управления. Оно, в свою очередь, сводилось преимущественно к распределению дополнительных доходов, поступивших в областную казну из федерального бюджета, и к сокращению расходов, когда собственных доходов не поступало в нужном объёме.
 
Сведение концов
 
В декабре к теме изменений в областной закон «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» депутаты облсовета обращались дважды. На 34-й сессии 3 декабря в бюджете уже заканчивающегося года по предложению Главного финансового управления (ГФУ) Кузбасса были увеличены на 818 млн рублей доходы и на 1,1 млрд расходы, в результате чего дефицит пришлось увеличивать на 292 млн рублей, до 6,4 млрд рублей, до уровня в 8,1% собственных доходов бюджета с 7,8%. Увеличение доходной части бюджета уже привычно произошло за счёт роста межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Ещё 44 млн рублей добавили в доходную часть поступления из Фонда развития моногородов, соглашение с которым Кемеровская область заключила в апреле 2015 года. Эти средства предназначены для строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в целях реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию экономики моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. Правда, эти были деньги, перенесенные в 2015 год из 2016 года. 

В расходной части перераспределение прошло в пользу увеличения  на 2,13 млрд рублей финансирования государственных региональных программ, в частности, таких как «Развитие системы образования Кузбасса»,увеличение на 609 млн рублей, «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение энергоэффективности Кузбасса», на 506 млн), «Содействие занятости населения Кузбасса» на 460,5 млн рублей, «Социальная поддержка населения Кузбасса», на 276 млн, «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», на 88 млн рублей.

Аналогичные изменения, но уже совсем иные по масштабу и спешности, областной совет внёс в бюджет 2015 года за 6 дней до его окончания, на сессии 25 декабря. На этот раз дефицит пришлось увеличить разом в 1,6 раза до 10,35 млрд рублей. Представлявший проект областного закона, Сергей Ващенко, начальник ГФУ, сообщил, что изменение вносится в доходную часть областного бюджета за счёт роста налога на прибыль на 1,15 млрд рублей. Кроме того, вновь увеличились безвозмездные поступления в областной бюджет из федерального (с 23,42 млрд рублей до 23,99 млрд), что в итоге позволило увеличить доходы региональной казны в 2015 году на 1,72 млрд рублей, до 104,24 млрд.

Однако намного больше в новой версии бюджета-2015 были увеличены расходы, разом на 5,64 млрд рублей, до 114,6 млрд, что в итоге, привело и к резкому росту дефицита областного бюджета – на 3,92 млрд рублей, или уровня в 12,9% от доходов областного бюджета. Этот уровень был заложен «в стартовом варианте областного бюджета», напомнил Сергей Ващенко, но затем состояние областной казны немного улучшилось, и в течение прошлого года доходы росли быстрее расходов, тем самым сокращая дефицит. Резкое увеличение расходов, как пояснил начальник ГФУ на сессии 25 декабря, в основном было направлено на дотации муниципальным образованиям Кемеровской области – на погашение их задолженности перед областным бюджетом. На эти цели предусмотрено дополнительно 8,2 млрд рублей.
 
Красноречиво охарактеризовал проблемы с наполняемостью областной казны губернатор Кузбасса Аман Тулеев – на подписании соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с компанией «Стройсервис» в феврале нынешнего года он признался, что «без таких подписаний, если честно, не обойтись, просто нет денег» в бюджете.

На 34-ой сессии 3 декабря депутаты не только поправили бюджет 2015 года, но и приняли закон Кемеровской области «Об областном бюджете на 2016 год». На этот раз он был принят в соответствие с новым подходом только на год, без планового периода двух последующих лет. К моменту финального принятия доходная часть областного бюджета была уменьшена на 298,4 млн рублей в связи с уточнением плановых показателей по акцизам на ГСМ и в связи с уточнением налоговой базы бюджетов поселений области. К счастью, доходную часть пришлось не только уменьшать, но и увеличивать. Палочкой-выручалкой вновь выступили безвозмездные поступления из федерального бюджета, которых было запланировано на 270,3 млн рублей больше, чем при первом чтении законопроекта.

Расходная часть все равно была снижена на величину первоначального сокращения доходов, на 298,4 млн рублей. Пришлось в связи с этим «уточнять» финансирование дорожного фонда, поскольку акцизы на ГСМ являются одним из источников его формирования.

Сокращение коснулось также финансирования деятельности органов государственной власти и непрограммных мероприятий. В то же время на 270,3 млн дополнительных поступлений из федерального бюджета были увеличены ассигнования на поддержку сельского хозяйства, строительство школ, детских садов, развитие спорта и туризма в области. Дефицит бюджета, таким образом, был установлен на том же уровне, что и при первом чтении, в 4,9% от собственных доходов, или в размере 3,99 млрд рублей, при доходах в 99,55 млрд рублей и расходах – 103,5 млрд.

Параметры бюджета года наступающего, таким образом, оказались заметно меньше параметров бюджета года уходящего. Но, как принято, в Кузбассе эти параметры не есть, что-то надолго установленное, и весьма часто они меняются. Так произошло и с бюджетом 2016 года, уже на 37-ой сессии, второй в этом году, 25 февраля, депутаты внесли некоторые коррективы в областной бюджет. Как сообщила, представлявшая их, заместитель начальника ГФУ Татьяна Медведева, доходную часть удастся увеличить на 871 млн рублей, при этом расходы не увеличиваются, а напротив уменьшаются на 127,3 млн рублей, в результате чего дефицит сокращается на 998,4 млн рублей. Опять основным источником прироста доходов стали безвозмездные поступления из федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ, выросшие в составе доходной части кузбасского бюджета на 1,28 млрд рублей. Расходы в свою очередь также были сокращены за счет снижения поступлений от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и от Фонда развития моногородов на 404,6 млн рублей.  Впрочем, и с новыми параметрами – доходы в 100,4 млрд рублей и расходы в 103,4 млрд рублей – бюджет 2016 года далеко не дотягивает до уровня 2015 года.
 
Руде – воля
 
Несмотря на скромные параметры бюджета-2016 и снижение в нём доходной части по сравнению с уровнем прошлого года, депутаты на сессии 25 февраля согласились с предложением ГФУ, которое вновь представила Татьяна Медведева, о продлении налоговых льгот железорудным предприятиям Кузбасса. Закон Кемеровской области «О внесении изменений в статью 2 Закона Кемеровской области «О налоговой льготе организациям, осуществляющим деятельность по добыче железных руд» был принят сразу в двух чтениях.

Как было заявлено, цель принятия закона – «налоговое стимулирование деятельности железорудных предприятий на территории Кемеровской области в сложных экономических условиях». И это стимулирование предполагает, что действие областного закона от 27 декабря 2012 года «О налоговой льготе организациям, осуществляющим деятельность по добыче железных руд» будет продлено. Указанным законом с 1 января 2013 года и по 31 декабря 2015 года организациям, осуществляющим деятельность по добыче (обогащению) железных руд, была предоставлена льгота в виде снижения ставки налога на имущество организаций с 2,2 до 0 процентов. Татьяна Медведева указала, что предоставление льготы оказало положительное влияние на сохранение производства железорудного сырья в Кемеровской области в условиях спада мирового рынка сырья и, главное, способствовало сохранению рабочих мест в муниципальных образованиях, где деятельность по добыче железных руд является бюджетообразующей и социально значимой для территории. В Кемеровской области добычей железной руды занимаются только предприятия в составе «Евраз Груп».

Уже не один год цены на железорудное сырье снижаются. В результате высокой себестоимости и сравнительно низкого качества сырья в сравнении с зарубежными и отечественными конкурентами деятельность по добыче железной руды на территории Кемеровской области является убыточной, отметила Татьяна Медведева, а для более чем 4,5 тысяч человек, работающих в железорудной отрасли, нужно обеспечить не только сохранение рабочих мест, но и все имеющиеся гарантии. В итоге, льгота была продлена ещё на год, до 31 декабря 2016 года. Доходы бюджета Кемеровской области в 2016 году по этой льготе потеряют 65 млн рублей. При этом объёмы производства в добыче железной руды в Кузбассе, да и в соседних регионах, постоянно падают, предприятия убыточны, и эта льгота вряд ли коренным образом улучшит их положение, и тем более, спасёт от возможного закрытия (предприятия ООО «Руда Хакасии», созданного на базе активов, которые закрывала «Евраз Груп», в прошлом году вновь были остановлены, несмотря на предоставленные властями Хакасии льготы).
 
Отрешение губернатором
 
Наконец-то, в правовых актах местного самоуправления Кузбасса появится норма, узаконивающая уже фактическую практику увольнения глав муниципалитетов распоряжением губернатора.

Формально отправить в отставку главу муниципалитета может местный совет народных депутатов. Теперь отставка через отрешение распоряжением губернатора может быть узаконена – 15 марта прошли публичные слушания изменения, которые предложено внести в Устав Новокузнецка. Одна из таких поправок – в статью 73 – «устанавливает ответственность главы города перед государством», и в ней теперь будут установлены «случаи, когда губернатор Кемеровской области может издать правовой акт об отрешении главы города от должности». Пройдёт ли это изменение, пока неясно, новый устав должны утвердить депутаты городского совета. Кроме того, неизвестна реакция органов прокуратуры на данное нововведение.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[24 мая] В Кузбассе выдадут жилищные сертификаты потерявшим жилье в пожарах
[24 мая] Городскую больницу в Междуреченске капитально отремонтируют
[23 мая] В Сибирском управлении Ростехнадзора — новый и.о. руководителя
[23 мая] Профицит областного бюджета за 4 месяца 2022 года составил 67,4 млрд рублей и превысил его расходы
[23 мая] На помощь семьям погибших и пострадавшим в аварии на «Листвяжной» выделили свыше 1 млрд рублей

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


Новинка: видеоинтервью!

Больше интервью

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко