-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 01.09.2008

МАШИНОСТРОЕНИЕ: ОТ ЗАБОЯ ДО ВАГОНА

Машиностроительный комплекс Кузбасса в прошлом году, как и в предыдущие четыре года, демонстрировал неплохие показатели развития. На фоне незначительного промышленного роста в регионеиндекс промышленного производства составил 100,3% к уровню 2006 годаоказался в числе лидеров. Рост продолжился и в этом году. Между тем, основное кузбасское машиностроение, ориентированное на выпуск горно-шахтного оборудования, по-прежнему испытывает нехватку квалифицированных кадров, инвестиционных ресурсов и новых технологий. И это, как выясняется, не единственные проблемы отрасли.

По данным департамента промышленности и энергетики областной администрации, темпы роста в машиностроении в прошлом году были самыми высокими в промышленности региона. Объём производства за 2007 год увеличился  на 23%, в том  числе  горно-шахтной  техникина 21%, кранов и платформв 1,2 раза. За первое полугодие 2008 года выпуск машин и оборудования в Кузбассе, по данным Кемеровостата, вырос на 28% по сравнению с тем же периодом 2007 года, производство электро-, электронного и оптического оборудованияна 25%, транспортных средств и оборудованияна 65% (см. таблицу 1). По последнему показателю машзаводы вообще опередили все остальные отрасли промышленности.


По оценке Владимира Агафонова, рост инвестиций
в машиностроение региона – это позитивно,
но самих вложений в целом ничтожно мало

А вот размерами инвестиций в основной капитал машиностроители пока похвастаться не могут. В прошлом году, по сведениям департамента, в основной капитал машиностроительных предприятий было вложено почти 860 млн. рублей инвестиций против 600 млн. рублей в 2006 году и 100–150 млн. рублей в год в начале 2000-х годов. Однако же эта сумма, вся целиком, в 2-7 раз меньше инвестиционных программ одной отдельной взятой угольной компании (см. УГОЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ) и составляет менее 1% суммарного объёма инвестиций в основной капитала кузбасских предприятий в прошлом году.

«Рост инвестицийэто, конечно, позитивно, – говорит Владимир Агафонов, начальник отдела машиностроения департамента промышленности и энергетики областной администрации и вице-президент Клуба машиностроительных предприятий Кузбасса, – но этого пока ещё ничтожно мало, исходя из потребностей предприятий». Что же до самого промышленного роста, который статистика приводит в денежном выражении, то, как отмечает генеральный директор ОАО «Анжерский машиностроительный завод»  (ОАО «Анжеромаш») Сергей Альков, его определяет не только наращивание физических объёмов производства, но и резкое увеличение себестоимости продукции. Прежде всего, из-за удорожания металла, составившее с начала года не менее 40%. Так что производственный подъём пока мало что изменил в финансово-экономическом состоянии предприятий. До сих пор кузбасские машзаводы работают с минимальной прибылью или «в ноль».

Таблица 1. Объём отгруженных товаров предприятиями машиностроения по видам деятельности
Вид деятельности
1 пол. 2008 г.
В % к 1 пол. 2007 г.
Производство машин и оборудования
8103
128
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
1724
125
Производство транспортных средств и оборудования
1381
165
Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области

Рассчитывать на серьёзный инвестиционный прорыв в машиностроении в таких условиях не приходится. Впрочем, в Кузбассе уже появились и исключения. В отрасль в качестве новых владельцев машзаводов приходят либо угольщики, а они основные потребители машиностроительной продукции, либо крупные профильные холдинги. Они не только привлекают инвестиции на развитие производств, но и пытаются выстроить новые отношения с потребителями. Впрочем, пока в отрасли многие ещё надеются на господдержку.

 

БОРЬБА ЗА ОРИЕНТАЦИЮ

 Главный вызов кузбасским машиностроителям, треть продукции которых составляет горно-шахтное оборудование, – ориентация угольщиков на импорт. По данным заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности и энергетике Андрея Малахова, ведущие угольные компании региона до 2010 года планируют закупить горно-шахтное оборудование почти на 32 млрд. рублей. «При этом только 5% этого объёма будет использовано для размещения заказов в Кемеровской области. В то время как 60% ввозимой техники может изготавливаться на наших заводах»,  отмечает он.

По мнению Андрея Малахова, такая ориентация «на запад» имеет несколько минусов. Во-первых, «дороговизна». Во-вторых, то, что импортное оборудование «не всегда адаптировано к горно-геологическим условиям  при применении мощной импортной техники система дегазации и проветривания шахт не справляется с возросшим объёмом добычи. «2007 год, став рекордным по добыче, был рекордным по травматизму. На угольных предприятиях было допущено 1108 случаев травматизма, в том числе 198 со смертельным исходом», – отмечает Андрей Малахов.  Наконец,  оснащение горнодобывающей отрасли в основном импортным оборудованием приводит к зависимости от внешних поставок и может стать причиной диктата цен, считает зам губернатора.


По мнению Андрея Малахова, ориентация угольщиков  на зарубежных
поставщиков имеет свои минусы – дороговизну и то, что импортное
оборудование не всегда адаптировано к местным условиям

Ценовая политика западных производителей и их взаимоотношения с угольщикамитема, которую обе стороны, как правило, обсуждать отказываются. Однако в последнее время появляются некоторые подтверждения приведённым оценкам. ОАО «Распадская» в первом полугодии этого года снизила добычу угля на 23%. Основной причиной такого падения в компании назвали «увеличение сроков работ по плановым перемонтажам и соответственно сроков ввода новых очистных забоев в эксплуатацию в связи с нарушением поставщиком сроков поставки механизированного комплекса».  От детального разъяснения этих обстоятельств в компании отказались. По сведениям «Авант-ПАРТНЕРа», компания Joy, основной поставщик оборудования на шахту «Распадская», задержала на несколько месяцев поставки комплекса.

Но, если на «Распадской» в ближайшие месяцы всё должно «войти в график», то на рынке уже есть примеры, когда российские машиностроители (пусть не кузбасские, но поставляющие в Кузбасс свою продукцию) страдают от западных конкурентов. По данным Владимира Агафонова, после того, как компания Siemens прекратила поставки систем частотного регулирования электроприводов к экскаваторам производства «Уралмаша», компания «Кузбассразрезуголь» вынуждена была отказаться от продукции без импортной начинки: с комплектующими от Siemens техника была экономичней.

Но всё же пока, памятуя о средствах, которые угольщики намерены направлять на покупку иностранного оборудования, выгоды от импорта превосходят все риски. В конце концов, далеко не всё могут производить отечественные, в том числе кузбасские машзаводы. Более того, угольщики только расширяют географию покупок. Кроме немецкого, английского, американского, польского оборудования и техники на шахтах Кузбасса появляются китайские комплексы. Вслед за «Белоном» и «Южным Кузбассом» о закупке китайского оборудования объявил весной нынешнего года холдинг «СДС-Уголь». Компания, которая довольно долго искала замену традиционным способам добычи угля на крутопадающих пластах своей шахты «Киселёвская», нашла её в Китае.  ООО «Чжэнчжоуская группа ГШО» поставит очистной комплекс в начале следующего года. Это будет первая попытка освоения крутопадающих пластов механизированным способом в Кузбассе.

Выбор в пользу импорта даже при наличии кузбасской альтернативы угольщики  обычно объясняют более высоким качеством зарубежной продукции, передовыми техническими разработками в ней и наличием послепродажного сервиса. Кузбасские машиностроители этому противопоставляют  уже проведённую  (или внедряемую) сертификацию менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001, более низкие цены, близость к потребителю. В то же время руководители машиностроительных заводов признают, что пока отрасль не может справиться со всеми проблемами.


Игорь Александров считает, что местным
машиностроительным заводам катастрофически не хватает
новых технологий и инновационных разработок

Юрий Пальчевский, генеральный директор ОАО «Объединённые машиностроительные технологии» (ОМТ, основная производственная база находится в Киселёвске), отмечает, что есть две главные причины «западного» выбора угольщиков. Сказывается предшествующий опыт эксплуатации иностранной техники на передовых предприятиях отрасли. Часть менеджеров угледобывающих предприятий, по его мнению, убеждена в том, что все производственные проблемы можно решить, купив дорогостоящее импортное оборудование: «У них нет ещё навыка экономически и технологически обоснованного выбора применяемой техники. Выбор оборудования  зачастую обусловлен субъективными,  даже эмоциональными факторами».

Во-вторых, на рынке наблюдается серьёзный дефицит модельного ряда российской техники, нет принципиально новых, проверенных в производстве российских разработок, соответствующих современным представлениям о качестве и надёжности. Юрий Пальчевский полагает, что «по крайней мере, можно убедить директора угольной компании, что российская крепь будет не хуже иностранной на конкретной шахте. Со вторым сложнее: создание новой машины от идеи и проекта до производственных испытаний занимает достаточно много времени. Это трудоёмкий и чрезвычайно дорогой процесс. Сейчас производители занимаются инновационными разработками исключительно за свой счёт. На свой риск, они вынуждены отвлекать собственные оборотные и инвестиционные ресурсы. Сдерживает процесс разработки новой техники у многих производителей и тот факт, что они не располагают полигонами для производственных испытаний».

С ним согласен и генеральный директор ОАО «Сибирская холдинговая компания», управляющей компании ООО «Юрмаш», Игорь Александров. По его словам, новые технологии, инновационные разработкиэто то,
чего катастрофически не хватает местным машиностроительным заводам.  Кроме этого, к числу основных проблем отрасли специалисты относят необходимость технического перевооружения производственных фондов и подготовки кадров.

 

ОПЕРАЦИЯ «КООПЕРАЦИЯ»

Кооперация кузбасских предприятийодин из способов противостоять импорту. Это средство уже не первый год предлагают машиностроителям кузбасские власти. Первыми на этот призыв властей откликнулись два главных производителя горно-шахтного оборудования в Кузбассе – «Анжеромаш» и «Юрмаш». В июне прошлого года руководители предприятий подписали соглашение о создании консорциума. Председатель совета директоров «Анжеромаша» Александр Лопухов тогда назвал создание  консорциума  «естественным процессом»: «Сейчас предприятия вынуждены в одиночку противостоять экспансии на российский рынок иностранных производителей горно-шахтного оборудования. Вместе двум заводам будет проще вернуть позиции, которые мы занимали ранее». Спустя год генеральный директор «Анжеромаша» Сергей Альков отметил, что консорциум уже приносит свои плоды: «Комплекс из юргинской крепи и наших конвейеров делается для компании «Сахалинуголь».

Это объединение в прошлом году объявили открытым для других машиностроителей, и к нему подключилась компания ОМТ. Директор её киселёвского филиала  Владимир Соколов поясняет, что «интеграция и объединение усилий машзаводов реально поможет машиностроителям выжить в условиях ужесточившейся конкуренции, растущих амбиций Китая и росте количества представительств иностранных компаний в Кузбассе». Объединение машиностроителей, по его мнению, помогает переходить от серийного производства к выполнению заказов конкретного потребителя.

Сегодня к «Анжеромашу», «Юрмашу» и ОМТ присоединился ленинск-кузнецкий завод «Красный Октябрь». Совместно они готовят комплекс из очистного комбайна, крепи и конвейеров для ОАО «Приморскуголь» «Сибирской угольной энергетической компании. Правда в одном из интервью генеральный директор «Красного Октября» Вячеслав Голубев признался, что пока в совместной работе есть сбоикалендарный график поставок перенесён по вине его смежников. Впрочем, такое случается и с импортными поставками.

Весной этого года о желании сотрудничать друг с другом теснее, чем раньше заявили уже десять ведущих кузбасских производителей не только горно-шахтного оборудования, подписав соглашение о сотрудничестве. Без особых обсуждений к ним присоединились ещё несколько заводов. Как пояснил генеральный директор ОАО «Первый кемеровский авторемонтный завод» Павел Кириллов, сегодня создавать на каждом заводе полный цикл от литья до готовой детали для БелАЗа или очистного комбайна нет необходимости: «Всегда найдётся тот, кто сделает какую-нибудь деталь лучше тебя».

                                        

В СОГЛАСИИ С СИБИРЬЮ

В июне на эту уже подготовленную кузбасскую «почву» упало новое предложение. На этот раз межрегионального уровня. Заместитель председателя исполкома Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (МАСС). Геннадий Гусельников презентовал в Кемерове инновационную программу «Сибирское машиностроение», которую год назад начал разрабатывать координационный совет по промышленной и научно-технической политике МАСС. По его словам, сначала она касалась предприятий оборонного комплекса, но потом её решили распространить и на других машиностроителей. Основные сибирские регионы по этой программе в зависимости от их базовых предприятий разделены на отраслевые центрыаграрного (Алтайский край), электротехнического (Новосибирская область), транспортного и нефтегазового (Омская область), горнорудного (Красноярский край) машиностроения. Кузбасс в этом ряду значится как регион, где должно развиваться производство оборудования для угольной промышленности.


По мнению Геннадия Гусельникова,
Кузбасс должен стать центром угольного 
машиностроения в Сибири

Разделение регионов по отраслямпервый шаг. Второйсбор данных о возможностях предприятий и потребностях заказчиков. Затемвстречи машиностроителей, профильных учёных и разработчиков с крупнейшими потребителями. Эта схема уже запущена с нефтяными компаниями. Конечная цель такой работы  предложить российским нефтяникам и газовикам российское же оборудование вместо зарубежного. То же самое предложено сделать с угольщиками и кузбасскими (при необходимости и сибирскими) машзаводами. «При этом «Сибирское соглашение» при поддержке полпреда президента в СФО и партии «Единая Россия», – пояснил Геннадий Гусельников,  планирует помогать таким союзам привлекать деньги на разработки нового оборудования. Например, из федеральных целевых программ». По его оценке, на долю Кузбасса приходится около 90% производственных мощностей в сфере горно-шахтного машиностроения.

Игорь Александров, хоть и выразил определённый скепсис по поводу возможностей привлечения инвестицийХотелось бы понимать, как эта схема будет работать!»), сказал, что такая  работа могла бы быть полезный своей «научной» составляющей: «Предприятие нуждается в новых передовых разработках». А генеральный директор ОАО «КузНИИшахтострой» Юрий Григоренко уточнил, что при определённой финансовой поддержке эти новые разработки могут появиться в России.

Программа «Сибирское машиностроение» включает кузбасских машиностроителей в блок «Угольная промышленность» подпрограммы «СибВПК-ТЭК» наравне с нефтегазовым сектором и электроэнергетикой. Расчёты инвестиций, необходимых предприятиям на инновационные разработки, представленные разработчиками подпрограммы, были довольно скромныев пределах 1,5 млрд. рублей. Предварительные же предложения самих машиностроителей  почти 6,5 млрд. рублей на 2008-2012 годы. По данным «Авант-ПАРТНЕРа», самые большие «запросы» –  более чем 6 млрд. рублейна выпуск оборудования для подземной добычи угля. В том числе непосредственно для добычных работоколо 5,4 млрд. рублей. Только первоочередные предложения «Юрмаша» по выпуску новых видов механизированных крепей и очистных комбайнов оцениваются более чем 5,3 млрд. рублей.
Кроме «Юрмаша» заявки подготовили Кузнецкий машиностроительный завод, киселевское ПО «Гормаш», кемеровский «Кузбассэлектромотор».

Предложения отправлены в «Сибирское соглашение». Но в самом Кузбассе решено продвигать их в другом направлении. Привлекать инвестиции на машиностроительные производства власти региона предлагают через создаваемый в регионе технопарк.

 

УКРУПНЕНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ

Пока не известна реакция угольщиков на подобные инициативы. Генеральный директор новосибирского ОАО «Гипроуголь», которое проектировало большинство новых угольных предприятий в Кузбассе, Пётр Белокопытов уверяет, что когда строится шахта или обогатительная фабрика, подбирается как отечественное, так и импортное оборудование. Угольщики просто предпочитают лучшее. И при этом не всегда выбор делается в пользу иностранного оборудования. К примеру, «начинка» фабрик, по факту получается только на 15% западной.

Следует отметить, что в последние годы угольщики строят свои отношения с машиностроителями не просто как потребитель с производителем. Некоторые угольные компании воспринимают машиностроение как объект для вложений. Угольная по первоначальному происхождению компания «Соколовская», создавая  в своё время ОМТ, исходила именно из своих представлений о качестве оборудования как потребителя. Примечательно, что, продав угольный бизнес, машиностроение компания оставила за собой. Сейчас ОМТ показывает самые высокие темпы роста в отрасли (см. таблицу 2).

Подъём крупнейшего кузбасского производителя горно-шахтного оборудования – «Юрмаша» в последние три годатоже связан с угольщиками. Первоначально в конце 2005 года этим предприятием по просьбе властей региона занялся тогдашний гендиректор «Южкузбассугля» Владимир Лаврик, а не сама компания. Хотя у «Южкузбассугля» было и есть ещё несколько активов в этой отрасли, включая сравнительно крупное ОАО «Машиностроительный завод им. Черных» в Киселевске (об этом ниже).

 

Таблица №2. Ведущие производители горно-шахтного оборудования КУЗБАССА
Предприятие
Выпуск товарной продукции в 1 пол. 2008 г., млн. рублей
В % к 1 пол.2007 г.
ООО «Юргинский машзавод»
1698
117
ОАО «Анжеромаш»
436
110
ООО «НПО «Развитие»
361
110
ООО «Завод Красный Октябрь»
160
131
ОАО «ОМТ»
128,2
260
Источник: данные предприятий и департамента промышленности и энергетики областной администрации

 

Программа развития «Юрмаша», разработанная при Владимире Лаврике, оценивалась в сумму более 1 млрд. рублей. После его гибели в сентябре 2006 года и последующей продажи «Юрмаша» украинской группе «Донецксталь» (с прошлого года завод передан под управление специально созданной компании ООО «Многоотраслевое производственное объединение «Кузбасс», как угольные активы группы в регионе), реализация программы продолжалась. В 2007 объём инвестиций составил 0,5 млрд. рублей, что на 24 % больше уровня 2006 года. Это позволило полностью обновить газорезательное оборудование, установить новое оборудование для обработки деталей и покрытий, сварочное оборудование, завершить в основном реконструкцию металлургического производства. Итоги 2007 годапоставка оборудования не только на кузбасские шахты. Для украинской шахты «Красноармейская-Западная-1» (также входит в группу «Донецксталь») «Юрмаш» изготовил крепь для тонких пластов и новые четырёхстоечные секции крепи с импортной гидравликой.

Несколько кузбасских машзаводов сегодня объединены в профильный холдинг «Сибирского делового союза», – «СДС-Маш». Его предприятия, прокопьевские ООО «Электропром» и «Подземтрансмаш», сейчас не только ремонтируют горно-шахтную технику. Здесь создаются и новые производства, ориентированные на потребности главного предприятия холдинга ОАО «Алтайвагон», подразделения которого расположены в Алтайском крае и в Кемерове. По данным компании, «результатом развития внутренней кооперации в 2007 году являлось увеличение производственных мощностей  для производства  наиболее рентабельных автомобилевозов, крытых вагонов на ОАО «Алтайвагон» и рост объёмов производства на других предприятиях компании. Так на ООО «Электропром» удельный вес  продукции по кооперации в общем объёме по предприятию достиг  к  декабрю 2007 года 48%. Производство деталей и узлов на предприятиях холдинга позволило  сократить зависимость ОАО «Алтайвагон» от сторонних поставщиков».

На ООО «Подземтрансмаш» сейчас заканчивается монтаж оборудования для выпуска комплектующих  для вагонов.  Компания «Новотранс» холдинга «Сибирский деловой союз» строит в Кузбассе и новый вагоноремонтный завод. Ко второму по объёмам производства вагоновОАО «Алтайвагон» – холдинг прибавит и крупную ремонтную базу. Конечно, это не горно-шахтное оборудование, но тоже ответ на потребности угольщиков.

Вторым таким ответом, на этот раз не только в ремонтной базе, но в самих вагонах для перевозки угля, стало начало строительства в Новокузнецке производства железнодорожных вагонов. На промплощадке одного из ремонтных производств бывшего Кузнецкого меткомбината ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» планирует запустить производство мощностью 5 тысяч вагонов в год. Инвесторами при этом выступают топ-менеджеры крупной экспедиторской компании из Новокузнецка, специализирующейся на перевозке угля

 

ХОЛДИНГИ И ПРОБЛЕМЫ

Справедливо было бы отметить, что машиностроительные заводы угольщиков встречаются в Кузбассе реже, чем «угольные» сельхозпредприятия. Производство оборудования, машин и механизмов пока ещё не стало предметом активного инвестиционного интереса как со стороны угольщиков, так и со стороны других, не машиностроительных, компаний. Да и обычная консолидация внутри отрасли тоже пока слаба.

Кроме «Сибирского делового союза», сформировавшего путём нескольких приобретений отраслевой холдинг «СДС-Маш», только «Анжеромаш» решился на покупку ещё одного актива. В апреле прошлого года завод приобрёл у «Южкузбассугля» завод им. Черных, когда после смерти Владимира Лаврика и угольная компания, и наследник её гендиректора, Георгий Лаврик,  начали освобождаться от непрофильных активов. Но «Анжеромашу» оказалось не под силу развивать производство на киселёвском заводе самостоятельно.

В апреле прошлого года у предприятия появился польский партнёрв состав акционеров завода им. Черных вошло  польское ООО «Завод Горных Машин «Глиник» (49% акций). Совладельцы предприятия в Киселёвске договорились на паритетных началах вложить более 30 млн. рублей на покупку нового оборудования для ремонта механизированных крепей, используемых на угольных шахтах. Планируемый рост этого направления – 25%. В дальнейшем предусмотрена организация выпуска крепи «Глиник», новых видов горно-шахтного оборудования, и, возможно, комплектующих для железных дорог.


Темпы роста в машиностроении Кузбасса
в прошлом году были очень высокими

Сам же «Анжеромаш» старается поддерживать инвестиционную программу в объёме 100 млн. рублей в год, пытаясь не только кооперироваться с «Юрмашем», поставляя конвейеры в комплексе с юргинской крепью, но и наладить выпуск нового оборудования.  В прошлом году завод представил свои новые разработки: механизированную крепь КМ1400  повышенной прочности, буровой станок для дегазации Б200 и проходческий комбайн КПА 150.

Пока есть только один пример прихода в Кузбасс крупной машиностроительной компании российского масштаба. Осенью прошлого года московский «ЭДС-Холдинг», одна из крупнейших российских электротехнических компаний, приобрела у группы «Сибконкорд» кемеровское НПО «Кузбассэлектромотор» (КЭМЗ), ведущего в стране производителя взрывозащищённой электротехники. Инвестиции в новый актив (первоначально относительно небольшие – 25 млн. рублей), выстраивание новых финансово-производственных отношений и социальных программ, а в этом году перенос производства  с одного из московских предприятий компании на кемеровскую площадкувот первые итоги деятельности нового собственника КЭМЗа. Не только этим сопровождается деятельность  новой компании в Кузбассе.

С новым владельцем в регионе теперь связывают и обнародование ещё одной проблемы кузбасских машиностроителей. Кроме старения кадров, нехватки инвестиций и дефицита инновационных разработок на машиностроителей, как выяснилось, «давит», контрафактная продукция. Её выпускают кустари, фактически выдавая старое оборудования за новое. Если до сих  пор машиностроители  об этом предпочитали не говорить широко, то КЭМЗ добился уголовного преследования по факту незаконного использования товарного знака. Для кого-то  эта история стала примером конкретной защиты интересов конкретного производителя. И мало кто сомневается, что она всплыла бы, если бы собственник у КЭМЗа не поменялся.  А потому неизвестно, какие проблемы ещё обнаружатся у кузбасских машиностроителей, приди новый собственник на  какой-нибудь другой какой-то завод.

 

Смотрите также другие рейтинги, подготовленные нашей редакцией - Рейтинги «Авант-ПАРТНЕРа»

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко